Основные направления налоговой и денежно-кредитной политик Российской Федерации на 2013 год и на период 2014 и 2015 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение роли государственного регулирования экономики через проводимые бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политики.
Задачи курсовой работы: доказать необходимость сочетания рыночных и государственных механизмов регулирования экономики; раскрыть понятие государственного регулирования; отметить основные функции государства; определить основные цели, объекты и субъекты государственного регулирования; рассмотреть формы и инструменты ГРЭ; проанализировать основные направления налоговой и денежно-кредитной политик; изучить ключевые решения монетарной политики в I квартале 2013 года.

Содержание

Введение………………………………………………………….......……………3
Глава 1. Государственное регулирование экономики………………………….6
Необходимость государственного регулирования…………...….………6
Экономические функции государства…………………..…….……9
Генеральная цель, объекты и субъекты ГРЭ………….………...……....10
Формы и инструменты государственного регулирования……………..11
Бюджетно-налоговая политика……………………………………14
Денежно-кредитная политика………………………………..……16
Глава 2. Основные направления налоговой и денежно-кредитной политик Российской Федерации на 2013 год и на период 2014 и 2015 годов…………19
Направления налоговой политики……………………….……...……….19
Направления денежно-кредитной политики……………………..……..22
Заключение…………………………………………………………….…………27
Список использованной литературы…………………………..……………….30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике.docx

— 74.64 Кб (Скачать файл)

Российская экономика, как и экономика других стран, не может эффективно функционировать без вмешательства государства. Поэтому регулирующая роль государства в сфере социально-экономических отношений чрезвычайно велика. Как известно, для достижения поставленных целей государство использует различные инструменты регулирования. В первой главе работы были достаточно подробно рассмотрены два инструмента государственного регулирования, а именно: денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политики. Далее они будут раскрыты более детально, опираясь на официальные документы, одобренные Правительством Российской Федерации.

Данная глава основана на материалах, опубликованных на официальных сайтах Центрального банка и Министерства финансов Российской Федерации. Ниже будут приведены основные направления, цели и инструменты единой государственной денежно-кредитной и налоговой политик на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

2.1. Направления налоговой  политики

В периоде 2013-2015 годов создание эффективной и стабильной налоговой системы является главным приоритетом в области налоговой политики. Правительством Российской Федерации выделены следующие основные цели налоговой политики на трехлетний период: поощрение инвестиций и стимулирование инновационной активности. Кроме того, будут предприняты меры, направленные на увеличение доходов налогово-бюджетной системы Российской Федерации. К числу этих мер относятся и такие, которые направлены на ликвидацию возможностей для уклонения от уплаты налогов.

Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных мер, необходимых для принятия, следует отметить направления, по которым планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах. Среди них выделяют меры налогового стимулирования по направлениям:

  1. поддержка инвестиций и развития человеческого капитала;
  2. совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях;
  3. совершенствование налоговых режимов для малого бизнеса;
  4. развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.

Также будут рассматриваться меры, предусматривающие повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации по направлениям:

  1. налогообложение природных ресурсов;
  2. акцизное налогообложение;
  3. введение налога на недвижимость;
  4. сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений;
  5. совершенствование налога на прибыль организаций;
  6. совершенствование налогового администрирования;
  7. противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций;
  8. страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование [13].

В целях оказания поддержки инвестиционной деятельности и развития человеческого капитала предлагается освободить от налогообложения следующие виды социально значимых выплат: гранты Президента Российской Федерации; выплаты финансовой помощи безработным гражданам; субсидии фермерским хозяйствам; выплаты материальной помощи обучающимся; суммы оплаты медицинских услуг отдельными категориями работодателей и др. К тому же, требуется внесение некоторых изменений в порядок предоставления вычетов по расходам, направленным на строительство или приобретение жилья, а также на оформление родителями приобретенного имущества в собственность детей, не достигших совершеннолетнего возраста.

Планируется введение налога на недвижимость физических лиц, в том числе, рассмотрение вопроса налогообложения роскоши. Так, например, при совокупной стоимости всех объектов недвижимости свыше 300 миллионов рублей предлагается установить самую высокую ставку процента. Кроме того, согласно Основным направления налоговой политики планируется пятикратное увеличение налогов на мощные мотоциклы, яхты и др. А владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателей свыше 410 лошадиных сил, будут платить налог в размере 300 рублей с 1л.с.

В 2013 и 2014 годах ставки акцизов на алкогольную и табачную продукцию, а также на моторное топливо и другие подакцизные товары будут сохранены на уровне, определенным действующим законодательством о налогах и сборах. С 2015 года предусматривается ускорение темпов роста акцизов.

Помимо прочих мер, направленных на увеличение бюджета, планируется  корректировка механизма налогообложения добычи некоторых видов твердых полезных ископаемых (металлов, строительных материалов, солей и др.), а также добычи природного газа, извлекаемого из нетрадиционных источников. «У производителей газа будет дополнительно изыматься 80% дополнительных доходов, получаемых ими от реализации природного газа на внутреннем рынке в связи с принятыми решениями об увеличении оптовых цен на газ свыше прогнозируемого уровня инфляции» [13].

С целью сокращения неэффективных налоговых льгот и создания благоприятных условий для инвестиций будет разрабатываться методика оценки эффективности действующих налоговых льгот с учетом  результатов реализации налогоплательщиками полученных преимуществ. Введение новых льгот будет производиться на временной основе, а их обновление будет проводиться ежегодно.

2.2. Направления денежно-кредитной  политики

В предстоящий трехлетний период предполагается переход к формированию денежного предложения за счет рефинансирования кредитных организаций. Следует отметить, что при проведении денежно-кредитной политики будут учитываться показатели использования федерального бюджета с целью равномерного расходования бюджетных средств. Кроме того, дефицит федерального бюджета будет финансироваться за счет заимствованных средств, а также за счет поступлений от приватизации.

Снижение инфляции в 2013 году до 5-6% и до 4-5% в 2014-2015 годах является основной задачей проводимой на трехлетний период денежно-кредитной политики. Помимо перехода к режиму таргетирования инфляции монетарная политика направлена на обеспечение финансовой стабильности, эффективного функционирования платежной системы ЦБ и др.

Исходя из динамики мировых цен на нефть, Центральный банк разработал три возможных варианта денежной программы. Прежде чем перейти к их рассмотрению, следует отметить, что в случае, если цены на нефть окажутся выше запланированного уровня, то вырученные дополнительные средства пойдут на пополнение Резервного фонда. Таким образом, денежное предложение сократится, что будет способствовать снижению темпов инфляции.

При реализации первого сценария, когда предполагается, что  мировые цены на нефть снизятся, ожидается уменьшение чистых международных резервов по сравнению с предыдущим годом на 0,7 трлн. рублей в 2013 и 2015 годах, и в 2014 году – на 0,2 трлн. рублей. Дефицит федерального бюджета может составить 3-4% ВВП в 2013 году и на его покрытие будут использованы средства Резервного фонда. В рамках данного варианта предполагается рост чистого кредита федеральному правительству на 0,4-0,5 трлн. рублей  ежегодно. А прирост чистого кредита банкам на период с 2013 по 2015 гг. может составить 0,8-1,3 трлн. рублей в год. При реализации данного сценария к концу 2015 года объем валового кредита банкам может достичь 60% от денежной базы.

В соответствии со вторым вариантом, базирующимся на предположении, что динамика мировых цен на нефть будет умеренной, прогнозируется прирост чистых международных резервов на 0,8 трлн. рублей в 2013 году, на 0,7 трлн. рублей в 2014 году и, наконец, на 0,4 трлн. рублей в 2015 году. Объем чистого кредита расширенному правительству снизится на 0,6-0,8 трлн. рублей ежегодно, так как покрытие дефицита бюджета планируется осуществить  за счет немонетарных источников. Увеличение чистых внутренних активов произойдет за счет прироста чистого кредита банкам на 0,6-1,4 трлн. рублей в год.

В рамках третьего варианта рассматривается вероятность увеличения средних мировых цен на нефть. Таким образом, прогнозируется снижение чистых внутренних активов, а также увеличение чистых международных резервов на 3,2,  3,0 и 2,5 трлн. рублей в 2013, 2014 и 2015 годах соответственно. При реализации такого сценария в течение трехлетнего периода объем чистого кредита расширенному правительству будет снижен на 1,5-1,6 трлн. рублей в год, а сокращение чистого кредита банкам составит 0,3 трлн. рублей в 2013 году. Однако в 2014 и 2015 годах ожидается рост кредитования банков на 0,04 и 0,7 трлн. рублей соответственно.

Центральный банк будет использовать весь спектр имеющихся в распоряжении инструментов с тем, чтобы своевременно и адекватно отреагировать на изменение ситуации в денежно-кредитной сфере и удовлетворить потребности банковского сектора в ликвидности.

Банк России рассматривает возможность сужения коридора процентных ставок с целью повысить эффективность проводимой политики. В рамках денежно-кредитной политики будут использоваться такие инструменты, как депозитные операции и операции рефинансирования (например, ломбардные кредиты и операции РЕПО) постоянного действия сроком на один день. Планируется ввести в набор инструментов сделки своп с драгоценными металлами, которые вместе с однодневными сделками «валютный своп» будут использоваться Центральным банком в качестве дополнительных инструментов. Кроме того, Банк России будет продолжать осуществление операций на открытом рынке  сроком на одну неделю (такие как ломбардные и депозитные аукционы, а также аукционы прямого РЕПО) с целью приблизить краткосрочные процентные ставки к центральной части процентного коридора. Помимо этого, Центральный банк будет применять некоторые инструменты рефинансирования сроком свыше 1 недели для поддержания финансовой стабильности.

Также предполагается, что в 2013 году банки смогут без перезаключения сделки осуществлять замену ценных бумаг, проданных Центральному банку по сделкам РЕПО, на другие ценные бумаги из Ломбардного списка Банка России. Как и ранее, в рамках проведения денежно-кредитной политики норматив обязательных резервов будет использоваться  для регулирования денежного предложения в экономике в зависимости от состояния ликвидности банковского сектора [12].

Далее необходимо представить ключевые решения в области монетарной политики, принятые Советом директоров Банка России в I квартале 2013 года.

 Процентная ставка по операциям  предоставления ликвидности на  срок свыше одного месяца было  снижено на 0,25%. С февраля 2013 года  ЦБ перешел к единому нормативу  обязательных резервов по всем  категориям обязательств кредитных организаций. Так, с 1 марта 2013 года норма обязательных резервов составляет 4,25%.

Валовой кредит Банка России кредитным организациям снизился до 2,1 трлн. рублей. Разница составила 0,6 трлн. рублей. Причиной тому был более низкий по сравнению с IV кварталом 2012 года спрос кредитных организаций на операции рефинансирования. Динамика объемов валового кредита и задолженности Центрального банка представлена на рисунке 2.1.

 
Рисунок 2.1. Валовой кредит Банка России кредитным организациям* и обязательства Банка России по операциям абсорбирования (млрд. рублей)

* Без учета субсидированного кредита ОАО «Сбербанк России» и депозитов, размещенных Банком России в крупных организациях. 
Источник: Банк России.

В начале I квартала 2013 года объем рефинансирования кредитных организаций существенно снизился. Изменение составило 1,4 трлн. рублей. Однако во второй половине квартала проявилась тенденция к росту задолженности кредитных организаций Банку России. Следует отметить, что, в основном, предоставление ликвидности осуществлялось путем проведения аукционов, прежде всего аукционов РЕПО. Подводя итоги первого квартала, было отмечено уменьшение задолженности по операциям РЕПО на аукционной основе на 242,2 млрд. рублей. Таким образом, величина задолженности составила 1,6 трлн. рублей. Важно заметить, что объем средств, предоставленных Центральным банком на однодневных аукционах РЕПО, в первом квартале этого года сократился в 3 раза по сравнению с предыдущим кварталом. А задолженность по операциям РЕПО сроком на три месяца уменьшилась более чем в 2 раза.

 В I квартале 2013 года спрос кредитных организаций на операции «валютный своп» сократился. Наиболее активно они проводились лишь в периоды основных налоговых выплат. Кроме того, снизился и спрос на кредиты Центрального банка, обеспеченные нерыночными активами и поручительствами кредитных организаций. А объем иных операций рефинансирования, таких как ломбардные кредиты, кредиты «овернайт» и др., сохранился и был незначительным [11].

Итак, налоговая политика России 2013-2015 годов направлена на создание эффективной налоговой системы для поддержки инвестиций, стимулирования инновационной деятельности и увеличения доходов бюджетной системы Российской Федерации. Основной задачей денежно-кредитной политики является снижение инфляции до 4-5% к 2015 году. В зависимости от мировых цен на нефть разработаны три варианта денежной программы на трехлетний период. Следует отметить, что в качестве главного инструмента денежно-кредитной политики планируется использовать рефинансирование кредитных организаций. 
Заключение

На основании вышеизложенного можно смело сделать вывод, что рыночных механизм имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Он не в состоянии защищать малоимущие слои населения, обеспечивать полную занятость, решать возникающие экологические проблемы и многое другое. Именно поэтому в тех сферах, в которых наблюдаются «провалы ранка», или же, где механизм рынка не способен устранить разного рода последствия внешних эффектов, необходимо государственное вмешательство.

Целью государственного регулирования экономики является обеспечение социально-экономической стабильности. Объектом ГРЭ выступает национальная экономика, а субъектами – законодательные, исполнительные и судебные органы власти.

Государство осуществляет свои функции, используя определенные инструменты и способы воздействия на хозяйствующие субъекты. К основным формам регулирования можно отнести директивное планирование, государственные заказы, индикативное планирование, стратегическое планирование, программирование, прогнозирование и др. К инструментам государственного регулирования относят бюджетно-налоговую политику, денежно-кредитную политику, антимонопольную политику, систему поддержки малого предпринимательства, регулирование сферы научных исследований и внешнеэкономической деятельности, а также систему национального счетоводства, государственное регулирование в области охраны окружающей среды и многое другое.

В первой главе курсовой работы были подробно рассмотрены бюджетно-налоговая денежно-кредитная политики государства. Бюджетно-налоговая политика направлена на  стабилизацию экономики путем обеспечения полной занятости населения и контроля над инфляцией. Она строится на регулировании бюджетного дефицита, государственного долга, а также на установлении таких налоговых ставок, которые одновременно обеспечивали бы максимальное поступление средств в бюджет государства, и содействовали благополучию населения.

Информация о работе Основные направления налоговой и денежно-кредитной политик Российской Федерации на 2013 год и на период 2014 и 2015 годов