Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 19:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение роли государственного регулирования экономики через проводимые бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политики.
Задачи курсовой работы: доказать необходимость сочетания рыночных и государственных механизмов регулирования экономики; раскрыть понятие государственного регулирования; отметить основные функции государства; определить основные цели, объекты и субъекты государственного регулирования; рассмотреть формы и инструменты ГРЭ; проанализировать основные направления налоговой и денежно-кредитной политик; изучить ключевые решения монетарной политики в I квартале 2013 года.
Введение………………………………………………………….......……………3
Глава 1. Государственное регулирование экономики………………………….6
Необходимость государственного регулирования…………...….………6
Экономические функции государства…………………..…….……9
Генеральная цель, объекты и субъекты ГРЭ………….………...……....10
Формы и инструменты государственного регулирования……………..11
Бюджетно-налоговая политика……………………………………14
Денежно-кредитная политика………………………………..……16
Глава 2. Основные направления налоговой и денежно-кредитной политик Российской Федерации на 2013 год и на период 2014 и 2015 годов…………19
Направления налоговой политики……………………….……...……….19
Направления денежно-кредитной политики……………………..……..22
Заключение…………………………………………………………….…………27
Список использованной литературы…………………………..……………….30
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Государственное регулирование экономики………………………….6
Глава 2. Основные направления налоговой и денежно-кредитной политик Российской Федерации на 2013 год и на период 2014 и 2015 годов…………19
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………..……………….
Введение
В настоящее время почти все страны мира идут по пути рыночной организации хозяйства, в том числе и Россия, экономика которой подвергается сильным преобразованиям начиная с 1991 года, когда произошел переход от плановой экономики к рыночной. Однако следует отметить, что возможности конкурентного рынка хоть и велики, но не бесконечны. Необходимость регулирования экономики со стороны государства связана с тем, что, несмотря на массу достоинств рыночной системы, у нее также имеются и недостатки, так называемые провалы рынка. Таким образом, государство должно выступать как решающая сила, способная свести к минимуму все возможные фиаско рынка. Вопрос о государственном вмешательстве в экономические процессы становится одним из самых актуальных в ниши дни, ведь без этого процветание национальной экономики невозможно.
Разумеется, в настоящее время признается не только необходимость сочетания рынка и государства, но и ее целесообразность в решении разного рода социальных и экономических проблем. Однако следует подчеркнуть, что существует два полярных подхода к роли государства на рынке – неолиберальный и эгалитарный. Сторонники неолиберализма придерживаются мнения, что рынок сам в состоянии решать возникающие проблемы, таким образом, сводя вмешательство государства к минимуму, другие же, напротив, высоко оценивают роль государства в регулировании экономики и в решении различных социальных проблем современного общества. Поэтому между сторонниками этих противоположных позиций возникают серьезные разногласия относительно пропорций сочетания рынка и государства.
Тем не менее, современные ученые-экономисты предложили новое понимание роли государства в решении социально-экономических проблем. Соблюдая принципы социальной справедливости, государство должно стремиться обеспечить макроэкономическую стабильность и в то же время содействовать микроэкономической конкуренции.
Конечно же, никогда не существовало страны, которая функционировала бы без помощи механизма государственного регулирования, ведь если экономика опирается лишь на рыночный механизм, то она неспособна к самоограничению потребления. А это может привести к быстрому истощению невозобновляемых ресурсов и даже повысить угрозу экологических бедствий. По этим и по многим другим причинам становится невозможным представить развитие рыночной экономики без вмешательства государства.
Целью курсовой работы является изучение роли государственного регулирования экономики через проводимые бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политики.
Задачи курсовой работы: доказать необходимость сочетания рыночных и государственных механизмов регулирования экономики; раскрыть понятие государственного регулирования; отметить основные функции государства; определить основные цели, объекты и субъекты государственного регулирования; рассмотреть формы и инструменты ГРЭ; проанализировать основные направления налоговой и денежно-кредитной политик; изучить ключевые решения монетарной политики в I квартале 2013 года.
Объект исследования: Российская Федерация и Банк России.
Предмет исследования: государственное регулирование экономики и ее основные инструменты, бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политики
Методы исследования: анализ, описание, сравнение, сопоставление, обобщение данных.
Теоретические основы исследования: Дж. М. Кейнс, Ф. Хайек, Дж. К. Гэлбрейт, К. Маркс, А. Смит.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что ее материалы могут найти применение в учебном процессе в высших учебных заведениях и быть полезными всем, кто интересуется экономикой.
В курсовой работе представлены как общие теоретические понятия, так и конкретные решения в области проводимых государством политик. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель и задачи, объект, предмет, методическая база исследования, а также отмечается практическая значимость работы. Первая глава посвящена общетеоретической базе, далее, во второй главе, следует рассмотрение основных направлений налоговой и денежно-кредитной политик. В заключении курсовой работы изложены основные полученные результаты и вытекающие из них выводы.
Глава 1. Государственное регулирование экономики
Вспомним, что по мере развития рыночного хозяйства часто возникают ситуации, когда рынок не в состоянии сам регулировать процессы, происходящие в нем, а значит, необходимо вмешательство со стороны государства для обеспечения научно-технического прогресса, эффективного распределения ресурсов, для принятия и осуществления мер, направленных на защиту окружающей среды, а также для обеспечения иных общественных интересов.
Вокруг государственного регулирования экономики ведутся бесконечные дискуссии, но не только касательно необходимости ГРЭ. В настоящее время экономисты все чаще задумываются о масштабах такого вмешательства в экономику, обсуждают всевозможные методы и механизмы государственного регулирования, а также ведутся споры относительно его направления, интенсивности и эффективности.
Итак, чем же вызвана необходимость вмешательства государства в экономику свободной конкуренции в современных условиях? Ответ на данный вопрос чрезвычайно прост. Рыночный механизм способен порождать целый ряд неблагоприятных последствий, которые необходимо предотвратить. Это становится возможным при вмешательстве государства посредством принятия определенных мер.
К тому же, сама общественная жизнь нуждается во вмешательстве государства, ведь оно обладает уникальным правом принуждения, при помощи которого можно достичь соблюдения гражданами установленных законами правил и норм. Более того, мы с трудом можем представить жизнь современного общества, если бы государство не выделяло никаких средств на образование, здравоохранение, на охрану природы, на содержание армии и полиции, а также на науку и культуру.
К тому же, государственное регулирование экономики является одной из важнейших составляющих процесса воспроизводства. Оно способно решать всевозможные задачи и проблемы, возникающие в хозяйственной или социальной сфере. Периодические отраслевые или общественные кризисы, массовую безработицу в стране, неравномерное распределение мировых ресурсов, значительные нарушения в обращении денег и многие другие проблемы можно решить при поддержке государства. Другими словами, государственное вмешательство в экономику необходимо для стабилизации и приcпoсoблeния существующей социальной и экономической системы к изменяющимся условиям среды, а значит, оно незаменимо.
Далее я постараюсь раскрыть содержание понятия «государственного регулирования экономики». Существующее законодательство не дает определения вышеуказанной кaтeгoрии и не рaскрывает ее признаки. Лишь только в некоторых законах, касающихся определенных отраслей национальной экономики, предприняты попытки сформулировать oпрeдeлeниe такого замысловатого экономического явления, как гоcудаpствeнное регулирование.
В Федеральном законе от 14.07.1997 «О государственном регулировании агропромышленного производства» государственное регулирование определяется как «экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства» [1].
В экономической литературе можно найти следующие определения государственного регулирования:
Но, на мой взгляд, наиболее полно данное понятие раскрыто профессором В.Н. Кириченко. Он выделяет три основных пункта, которые обязательно должно включать в себя государственное регулирование. Они приведены в работе А.М. Бабашкиной «Государственное регулирование национальной экономики».
Следует также отметить, что понятие ГРЭ неразрывно связано с государственной экономической политикой (ГЭП), которое является более глобальным понятием. Например, она может строиться на сознательном невмешательстве государства в экономическую жизнь страны. Но по мере развития экономики, основанной на принципах свободного предпринимательства, возникающие экономико-социальные проблемы могут обостряться при отсутствии государственного регулирования и при недостаточных вложениях капитала в проекты, кажущиеся невыгодными или даже убыточными для инвестора. Таким образом, для продолжения воспроизводства в национальных масштабах государство должно уделять особое внимание инвестициям, малорентабельным или нерентабельным с точки зрения частного капитала.
Доказав важность сочетания рынка свободной конкуренции с государственным регулированием, необходимо также представить экономические функции, которые должно выполнять государство.
Прежде чем привести перечень экономических функций государства, следует отметить, что его экономическая роль вовсе не сводится к руководству только государственного сектора. Она состоит в регулировании экономики в целом, т.е. внимание должно уделяться всем секторам экономики как целостной системе.
Итак, важнейшими экономическими функциями государства являются:
Все вышеупомянутые, а также многие другие функции государства направлены на облегчение функционирования рыночной экономики и на нейтрализацию ее негативных сторон.
Для начала следует отметить, что в любой стране с течением времени возникают различные социально-экономические проблемы, и в зависимости от их остроты выбираются направления и методы государственного регулирования. Однако генеральная цель ГРЭ одна – обеспечение экономической и социальной стабильности.
Для того чтобы понять, на что же направлена экономическая деятельность государства, а также для улучшения представлений о тех структурах или лицах, которые осуществляют эту деятельность, необходимо рассмотреть объекты и субъекты управления.
Основным объектом государственного регулирования является национальная экономика. Помимо того, к объектам ГРЭ относятся различные сферы, отрасли, регионы, ситуации, социально-экономические процессы, т.е. то, на что направлена деятельность государства в целях создания благоприятных условий для максимально эффективного функционирования национальной экономики.