Основные проблемы интеграции и перспективы развития интеграционных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Организация экономического сотрудничества (ОЭС/ЭКО) и др. На постсоветском пространстве, по мнению многих авторитетных экспертных сообществ, как на Западе, так; и в странах СНГ наибольшими объективными предпосылками для интеграции обладают страны центральноазиатского региона, включающие в себя Казахстан, Кыргызстан. Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В регионе имеются все предпосылки для развития интеграции - территориально, по своим природно-климатическим условиям и ресурсам, этническому составу населения и историческому развитию, хозяйственной структуре постсоветская Центральная Азия представляет собой единую природно-климатическую зону, единый историко-этнический тип расселения и проживания народов, единый экономический регион.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....2
Глава 1.Теоретические основы экономической интеграции
1.1. Экономическая интеграция - одна из основных
тенденций современной мировой экономики………………………….4
1.2. Интернациональные процессы в современной мировой экономике…………………………………………………………………..16
1.3. Объективная необходимость интеграции стран Центральной Азии ……..………………………………………………………………………..19
Глава 2. Состояние интеграционных процессов.
2.1. Становление и этапы развития интеграционных
процессов………………………………….…………………………… …..30
2.2. Взаимная интеграция и геополитическая взаимосвязь Кыргызской Республики и стран Центральноазиатском регионе…………….……………..34
2.3. Модели интеграции для стран Центральной Азии………………………..43
2.4. Вступление Кыргызстана во Всемирную торговую организацию и в Таможенный Союз – основной путь интегрирования……………………….46
Глава 3.Основные проблемы интеграции и перспективы
развития интеграционных процессов.
3.1. Проблемы в развитии экономической интеграции стран …………………………………………….………………………………………….61
3.2. Основные направления и перспективы развития экономической интеграции …………………………………..………………………………….….76
Выводы и предложения…………………………………………………………….83
Список использованной литературы………………………………………..........96.

Вложенные файлы: 1 файл

Бауржан 20.06..doc

— 642.00 Кб (Скачать файл)

Взаимная интеграция Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана могла бы стать действенным механизмом коллективного противостояния.

Таким образом, геополитическая взаимозависимость стран определяется их общей заинтересованностью в создании внешних и внутренних условий для сохранения своей независимости и стабильности

       Укрепление безопасности борьба с терроризмом, политическим и  религиозным экстремизмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и оружием выступает в качестве приоритета, и требует объединения усилий;

   Распад единой народнохозяйственной системы СССР выявил слабые стороны - потенциала экономических, деловых, производственных, людских ресурсов Центральной  Азии.

   "Вследствие этого стали прослеживаться две взаимопротиворечащие тенденции: дезинтеграция и интеграция. Дезинтеграция в минувшие  годы просматривалась в конкуренции между - государствами Центральной Азии по вопросу рынков сбыта своего сырья и произведенной продукции,6 как в регионе, так и в СНГ Не менее, веским основанием стало соперничество за лидерство между наиболее крупными государствами — Казахстаном и Узбекистаном. Именно эти два государства стали проводить политику укрепления своего экономического потенциала, что способствовало бы их новому официальному статусу «локомотива» реформ. Это позволило бы лидеру устанавливать цены на продукцию, товары и услуги, определяя политику - взаимоотношения других государств, третьими странами. Туркменистан вовсе отказался от идеи создания единого экономического пространства.

И это притом, что страны Центральной Азии обладают достаточным потенциалом для удовлетворения внутри регионального спроса по целому-ряду категорий товаров. Это продукты питания и перерабатываемая продукция сельского хозяйства, химикаты, текстиль и готовая одежда, продукция из железа и стали, транспортные средства и автомобильные узлы, оборудование тяжелой промышленности и многое другое.

 Необходимость интеграции стран Центральной Азии в значительной мере

обусловлена ослаблением технологических, межхозяйственных и торговых связей между странами. Поэтому интеграция является важным звеном в дальнейшем укреплении национальных экономик  и усиления роли

внутри региональной специализации. Уже сейчас стала определяться специализация – тех или, иных государств. Здесь следует в качестве доказательства объективной потребности государств Центральной Азии в усилении интеграционных процессов отметить появление доктрины «Дипломатия Шелкового пути» в 1998 году. Как известно, на протяжении многих тысячелетий Великий Шелковый путь был  наиболее эффективным способом интеграции стран Азии и Европы. Именно по нему проходил обмен товарами, знаниями,  технологиями, культурами, что в итоге способствовало развитию городов, государств, цивилизаций. Но интерес к нему не исчез и после того как он прекратил свое существование. Более того развитие транспортных и информационных коммуникаций, промышленного производства, международной торговли товаров и. услуг и активное подключение регионов Азии и Европы к интеграционным процессам позволяют судить, что Шелковый Путь приобретает новое дыхание. Интерес к нему, стал наиболее активен с момента провозглашения центральноазиатскими государства совей независимости. Реализация доктрины и тесная интеграция стран центральноазиатского региона позволила бы странам  успешнее адаптироваться к новым мировым экономическим и политическим реалиям.

В 1991 г. границы внутри бывшего Советского Союза превратились в государственные. Многие производственные, технологические, торгово-экономические связи оказались нарушенными,  и новые независимые государства Центральной Азии остались один на один со своими проблемами. Экономическая интеграция предполагает использование и дальнейшее развитие созданного ранее производственного потенциала, нынешние национально-обособленные части, которого во многом остаются технологически взаимосвязанными и взаимодополняемыми вследствие сложившегося на территории бывшего СССР разделения труда. Не менее важно сохранение емкого рынка Центральной Азии и СНГ ради взаимных поставок товаров.

В условиях раздробленности национальных рынков, несогласованности мирохозяйственной политики, ограниченности финансовых и: технологических ресурсов, новые независимые государства Центральной Азии  не в состоянии эффективно противостоять экономическому натиску более сильных государств. Существенный фактор в пользу интеграции - это единый район сбыта продукции инорегиональных партнеров. Углубление партнерства, возможно  создание союза, привело бы к тому, что страны Центральной Азии смогли бы выступать единым фронтом, а мировые компании не смогли бы навязывать им свои условия, пользуясь разобщенностью братских народов.

Одними из важных проблем экономики почти всех стран являются проблема занятости населения. Эти проблемы в странах Центральной Азии аналогичны, и их решение невозможно без интеграционного подхода.

Географическая близость и общность природно-климатических условий, предопределяющих наличие ряда проблем. К крупнейшим экологическим проблемам относятся в первую - очередь, кризис Аральского моря и связанные с ним процессы засоления почв и опустынивание территорий,  последствия  действовавших ранее  ядерных и военных полигонов, в особенности в Семипалатинского ядерного полигона и ракетного полигона Капустин Ярь. Крупномасштабное техногенное воздействие  на теологическую среду  в процессе добычи и переработки полезных ископаемых, к ним относятся захоронения вредных отходов урановой промышленности, так называемые «хвостохранилища».

Страны Центральной Азии также обладая в чем-то схожими, в чем-то отличающимися природными ресурсами в целом являются самодостаточным, способным самостоятельно наращивать производственный потенциал и быть независимым от внешнего мира. По различающимся ресурсам, страны могли бы наладить взаимовыгодный обмен и торговлю, по сходным ресурсам развивать производственную кооперацию с целью представления произведенной продукции на внешний рынок.

Кроме того, существует большая коммуникационная; взаимозависимость стран для обеспечения. Была построена железнодорожная ветка Теджен-Серхас-Мешхед, соединившая республики Центральной Азии с Ираном, и создан новый транспортный путь - Транскавказский коридор, включивший их  в европейскую и азиатскую коммуникационные системы. Интеграционные процессы в этой-области были осложнены позицией - Туркменистана, повысившего наперекор ранее подписанным документам транзитные тарифы. Он  также отказался подписать новые документы, в  которых стороны подтверждали свою приверженность соблюдать соглашения. Вследствие этого, многие эксперты, рассматривая вопросы реализации  проектов строительства автомобильных и железнодорожных магистралей к мировым морским портам, полагают, что вопрос развития транспортных коммуникаций для Центральной  Азии перерос из разряда экономических в серьезную политическую проблему с вовлечением в нее Крупных мировых держав. Этим  обусловлена необходимость осуществления скоординированных действий, направленных на обеспечение  благоприятных  внешних   условий   для   реализации транспортно-коммуникационных проектов.

   Водные ресурсы - это база, на которой сложились и возникли древние цивилизации региона. Водные ресурсы при современном низком уровне эффективности орошения используются почти полностью, что является важнейшим неблагоприятным фактором дальнейшего социального и экономического развития. Реки, водные ресурсы в целом объединяют все пять стран. Изменение лимитов водопотребления даже внутри одного государства неизбежно задевает интересы других государств. Таким образом, сама природа создала предпосылки для реализации единой, стратегии экологического и экономического сотрудничества.

   И, самое главное, для мирового сообщества мы как экономический партнер и как политическое лицо представляем интерес лишь в качестве экономически и политически интегрированного сообщества.

    Экономическая интеграция это объективный процесс, направленный на сближение стран и основанный на интернационализации хозяйственной жизни и международном разделении труда. Взаимодействие может  осуществляться как на  формально государственном уровне,  и через спонтанное сближение и  взаимно переплетение экономик стран. Основные формы экономической интеграции — зона свободной торговли, таможенный союз, экономический и валютный союз.

Международные интеграционные процессы все в большей степени определяются не чисто торговыми связями, а долгосрочным сотрудничеством отдельных фирм, прежде всего входящих в системы различных ТНК.

В настоящее время идет в буквальном смысле бум развития интеграции - в различных частях мира создаются в больших количествах интеграционные группировки. Однако деятельность многих из них нельзя назвать эффективной. В мировом хозяйстве выделяются, где процессы экономической интеграции  наиболее выражены: Западноевропейский, Североамериканский и Азиатско-Тихоокеанский, Все эти интеграционные группировки имеют свои различные особенности в своей деятельности, модели развития, структуре управления и т.д.

Наиболее продвинутой и успешной интеграционной группировки можно назвать Европейский союз, сформировавщийся на основе целого ряда договоров и соглашений. ЕС единственная интеграционная группировка, которая прошла все этапы развития  интеграции - от зоны свободной торговли до экономического и политического союза. Крупной  интеграционной группировкой  на постсоветском пространстве является Содружество Независимых  Государств, объединивший 11 стран бывшего Советского Союза. Предпосылки интеграции стран СНГ существуют это и близость, наличие общих Границ, исторически сложившееся в прошлом разделение труда, технологическая взаимозависимость, элементы общего культурно - цивилизационного пространства; и многое другое. Однако существуют и препятствия на пути интеграции, в результате которых больщая часть достигнутых договоренностей не претворяется в дело. Это - опасения в странах — членах СНГ ограничить свой суверенитет, экономические трудности, незавершенность строительства новой социально-экономической системы.

 Экономическая интеграция: стран Центральной Азии обусловлена, прежде всего, издавна сложившимися традициями добрососедства, определяемые во многом территориальной близостью, общими этническими корнями, историей, религией и менталитетом населения. В соответствии с климатическими условиями и наличием в каждой стране природных богатств здесь издавна существовало естественное разделение труда.

В эпоху социализма все страны Центральной Азии находились в составе СССР, что также обусловило дальнейшее сближение стран в экономической, политической, духовной, социальной и других сферах. И естественно, что с приобретением суверенитета все страны Центральной Азии приобрели также и одинаковые проблемы, которые можно решить лишь объединив усилия. Таким образом, страны Центральной Азии имеют все предпосылки для интеграции - находятся примерно на одинаковом уровне: экономического развития и имеют  однородные хозяйственные  системы, географически близки друг к другу, расположены в одном регионе и имеют общую границу, исторически сложившиеся и достаточно прочные экономические связи, общие экономические интересы и проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

   ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ     ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ.

2.1. Становление и этапы     развития интеграционных процессов.   

 С распадом Советского Союза на территории Центральной Азии в рамках границ бывших союзных республик образовалось пять суверенных государств - Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Причем само название «Центральная Азия» носит, скорее всего, социально-экономический и культурный характер, не совпадая с географическими границами Центральной Азии, включающего в себя гораздо более значительное территориальное пространство.

    «Центральная Азия» состоит из пяти государств, которые имеют как схожесть, так и различия, в экономическом развитии, направлении государственной политики, государственном устройстве. Характере проводимых реформ, менталитете проживающего населения и т.д. Каждая из стран обладает ресурсами, которые могли бы обеспечить не только себя, но и другие  страны региона не выходя на внешние рынки.

            Кыргызстан — страна, которая, как и Узбекистан и Таджикистан отличается хотя относительно, в меньшей степени, трудоизбьггочноетью, обусловленной  не  только рождаемостью, но и тем, что многие промышленные предприятия не работают постоянно,  другие  вообще не работают, или  просто растащены и восстановить их невозможно. Значительное количество трудовых мигрантов  нелегально, полулегально работает за границей, в tow числе в Казахстане.     Преимущества: автономное сельское хозяйство. С 2000 г. частные землевладения. Экспорт золота (месторождение Кумтор) и ртути. Обладает большим гидроэнергетическим потенциалом. Запасы урана и наличие на территории республики возможностей обогащения (Кара-Балтинский горнорудный комбинат (КГРК) — собственность фирмы Ренова) для использования в АЭС. Достаточно  большие запасы - сурьмы, наличие редкоземельных металлов. Наличие природных объектов для развития туризма (Озеро Иссык-Куль, Мёртвое озеро, ущелье Джеты-Огуз и т. д.).

 Промышленность производит лишь 15,9 % ВВП.  Примерно 40 % промышленного производства даёт добыча золота — одна из немногих активно развивающихся в республике отраслей.

     В Кыргызстане, по разным оценкам, приватизировано более 70 % госпредприятий. Достаточно ощутимым вливанием в экономику республики являются денежные переводы от трудовых Эмигрантов и этнических кыргызов получивших гражданство других стран. По разным оценкам эти вливания составляют до 800 млн. долларов в год.

В структуре ВВП по использованию отмечается реальный рост совокупного внутреннего спроса в среднем на 13,1% в год. При этом, удельный вес потребления в ВВП сократился с 113,1% в 2006 году до 111,3% в 2008 году на 1,8 процентных пункта, что, в основном, обусловлено снижением доли государственного потребления. Доля валовых инвестиций  возросла с 24,2% в 2006 году до 25,8% к ВВП в 2011 году, как  за счет увеличения частных капиталовложений, так и доли государственных инвестиций.

 

                                                                                                                                   Таблица 1.

 

 Использование ВВП, 2006-2008 гг.  (доля в ВВП,%)

 

 

2006

факт

2007

факт

2008

прогноз

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Средний за 2009-2011гг.

Потребление

113,1

104,6

111,3

201222,9

220369,3

273107,8

 

Государственное

18,0

17,1

15,4

100

100

100

100

                  темпы реального роста,%

1,5

1,8

1,9

18,8

17,5

18,0

18,1

Частное

95,1

87,5

95,9

16,9

20,7

20,7

19,4

                  темпы реального роста,%

19,2

2,7

14,8

6,7

5,5

4,9

5,7

Валовые инвестиции

24,2

26,6

25,8

46,6

46,1

44,9

45,9

                  темпы реального роста,%

53,3

14,6

5,3

11,0

10,2

11,5

10,9

Государственные инвестиции

3,9

4,2

4,5

2,9

-0,5

5,7

2,7

    из них ПГИ (внешние)

2,8

1,5

1,3

3,4

-1,0

5,6

2,7

Частные инвестиции

20,3

22,4

21,3

       

Экспорт (товары и услуги)

41,7

52,9

54,3

7,0

-2,6

2,3

2,2

                 темпы реального роста,%

8,9

25,8

25,9

-6,4

9,8

11,9

5,1

Импорт (товары и услуги)

79,0

84,1

91,4

-6,5

-5,6

11,7

8,1

18,8

2,7

8,0

1,7

                 темпы реального роста,%

45,0

11,0

28,5

22,1

-18,5

-3,9

-0,1

Чистый экспорт

-37,3

-31,2

-37,1

2,2

-0,9

5,6

2,3

Информация о работе Основные проблемы интеграции и перспективы развития интеграционных процессов