Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 13:10, курсовая работа
Организация экономического сотрудничества (ОЭС/ЭКО) и др. На постсоветском пространстве, по мнению многих авторитетных экспертных сообществ, как на Западе, так; и в странах СНГ наибольшими объективными предпосылками для интеграции обладают страны центральноазиатского региона, включающие в себя Казахстан, Кыргызстан. Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В регионе имеются все предпосылки для развития интеграции - территориально, по своим природно-климатическим условиям и ресурсам, этническому составу населения и историческому развитию, хозяйственной структуре постсоветская Центральная Азия представляет собой единую природно-климатическую зону, единый историко-этнический тип расселения и проживания народов, единый экономический регион.
Введение…………………………………………………………………………....2
Глава 1.Теоретические основы экономической интеграции
1.1. Экономическая интеграция - одна из основных
тенденций современной мировой экономики………………………….4
1.2. Интернациональные процессы в современной мировой экономике…………………………………………………………………..16
1.3. Объективная необходимость интеграции стран Центральной Азии ……..………………………………………………………………………..19
Глава 2. Состояние интеграционных процессов.
2.1. Становление и этапы развития интеграционных
процессов………………………………….…………………………… …..30
2.2. Взаимная интеграция и геополитическая взаимосвязь Кыргызской Республики и стран Центральноазиатском регионе…………….……………..34
2.3. Модели интеграции для стран Центральной Азии………………………..43
2.4. Вступление Кыргызстана во Всемирную торговую организацию и в Таможенный Союз – основной путь интегрирования……………………….46
Глава 3.Основные проблемы интеграции и перспективы
развития интеграционных процессов.
3.1. Проблемы в развитии экономической интеграции стран …………………………………………….………………………………………….61
3.2. Основные направления и перспективы развития экономической интеграции …………………………………..………………………………….….76
Выводы и предложения…………………………………………………………….83
Список использованной литературы………………………………………..........96.
Взаимная интеграция Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана могла бы стать действенным механизмом коллективного противостояния.
Таким образом, геополитическая взаимозависимость стран определяется их общей заинтересованностью в создании внешних и внутренних условий для сохранения своей независимости и стабильности
Укрепление безопасности борьба с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и оружием выступает в качестве приоритета, и требует объединения усилий;
Распад единой народнохозяйственной системы СССР выявил слабые стороны - потенциала экономических, деловых, производственных, людских ресурсов Центральной Азии.
"Вследствие этого стали прослеживаться две взаимопротиворечащие тенденции: дезинтеграция и интеграция. Дезинтеграция в минувшие годы просматривалась в конкуренции между - государствами Центральной Азии по вопросу рынков сбыта своего сырья и произведенной продукции,6 как в регионе, так и в СНГ Не менее, веским основанием стало соперничество за лидерство между наиболее крупными государствами — Казахстаном и Узбекистаном. Именно эти два государства стали проводить политику укрепления своего экономического потенциала, что способствовало бы их новому официальному статусу «локомотива» реформ. Это позволило бы лидеру устанавливать цены на продукцию, товары и услуги, определяя политику - взаимоотношения других государств, третьими странами. Туркменистан вовсе отказался от идеи создания единого экономического пространства.
И это притом, что страны Центральной Азии обладают достаточным потенциалом для удовлетворения внутри регионального спроса по целому-ряду категорий товаров. Это продукты питания и перерабатываемая продукция сельского хозяйства, химикаты, текстиль и готовая одежда, продукция из железа и стали, транспортные средства и автомобильные узлы, оборудование тяжелой промышленности и многое другое.
Необходимость интеграции стран Центральной Азии в значительной мере
обусловлена ослаблением технологических, межхозяйственных и торговых связей между странами. Поэтому интеграция является важным звеном в дальнейшем укреплении национальных экономик и усиления роли
внутри региональной специализации. Уже сейчас стала определяться специализация – тех или, иных государств. Здесь следует в качестве доказательства объективной потребности государств Центральной Азии в усилении интеграционных процессов отметить появление доктрины «Дипломатия Шелкового пути» в 1998 году. Как известно, на протяжении многих тысячелетий Великий Шелковый путь был наиболее эффективным способом интеграции стран Азии и Европы. Именно по нему проходил обмен товарами, знаниями, технологиями, культурами, что в итоге способствовало развитию городов, государств, цивилизаций. Но интерес к нему не исчез и после того как он прекратил свое существование. Более того развитие транспортных и информационных коммуникаций, промышленного производства, международной торговли товаров и. услуг и активное подключение регионов Азии и Европы к интеграционным процессам позволяют судить, что Шелковый Путь приобретает новое дыхание. Интерес к нему, стал наиболее активен с момента провозглашения центральноазиатскими государства совей независимости. Реализация доктрины и тесная интеграция стран центральноазиатского региона позволила бы странам успешнее адаптироваться к новым мировым экономическим и политическим реалиям.
В 1991 г. границы внутри бывшего Советского Союза превратились в государственные. Многие производственные, технологические, торгово-экономические связи оказались нарушенными, и новые независимые государства Центральной Азии остались один на один со своими проблемами. Экономическая интеграция предполагает использование и дальнейшее развитие созданного ранее производственного потенциала, нынешние национально-обособленные части, которого во многом остаются технологически взаимосвязанными и взаимодополняемыми вследствие сложившегося на территории бывшего СССР разделения труда. Не менее важно сохранение емкого рынка Центральной Азии и СНГ ради взаимных поставок товаров.
В условиях раздробленности национальных рынков, несогласованности мирохозяйственной политики, ограниченности финансовых и: технологических ресурсов, новые независимые государства Центральной Азии не в состоянии эффективно противостоять экономическому натиску более сильных государств. Существенный фактор в пользу интеграции - это единый район сбыта продукции инорегиональных партнеров. Углубление партнерства, возможно создание союза, привело бы к тому, что страны Центральной Азии смогли бы выступать единым фронтом, а мировые компании не смогли бы навязывать им свои условия, пользуясь разобщенностью братских народов.
Одними из важных проблем экономики почти всех стран являются проблема занятости населения. Эти проблемы в странах Центральной Азии аналогичны, и их решение невозможно без интеграционного подхода.
Географическая близость и общность природно-климатических условий, предопределяющих наличие ряда проблем. К крупнейшим экологическим проблемам относятся в первую - очередь, кризис Аральского моря и связанные с ним процессы засоления почв и опустынивание территорий, последствия действовавших ранее ядерных и военных полигонов, в особенности в Семипалатинского ядерного полигона и ракетного полигона Капустин Ярь. Крупномасштабное техногенное воздействие на теологическую среду в процессе добычи и переработки полезных ископаемых, к ним относятся захоронения вредных отходов урановой промышленности, так называемые «хвостохранилища».
Страны Центральной Азии также обладая в чем-то схожими, в чем-то отличающимися природными ресурсами в целом являются самодостаточным, способным самостоятельно наращивать производственный потенциал и быть независимым от внешнего мира. По различающимся ресурсам, страны могли бы наладить взаимовыгодный обмен и торговлю, по сходным ресурсам развивать производственную кооперацию с целью представления произведенной продукции на внешний рынок.
Кроме того, существует большая коммуникационная; взаимозависимость стран для обеспечения. Была построена железнодорожная ветка Теджен-Серхас-Мешхед, соединившая республики Центральной Азии с Ираном, и создан новый транспортный путь - Транскавказский коридор, включивший их в европейскую и азиатскую коммуникационные системы. Интеграционные процессы в этой-области были осложнены позицией - Туркменистана, повысившего наперекор ранее подписанным документам транзитные тарифы. Он также отказался подписать новые документы, в которых стороны подтверждали свою приверженность соблюдать соглашения. Вследствие этого, многие эксперты, рассматривая вопросы реализации проектов строительства автомобильных и железнодорожных магистралей к мировым морским портам, полагают, что вопрос развития транспортных коммуникаций для Центральной Азии перерос из разряда экономических в серьезную политическую проблему с вовлечением в нее Крупных мировых держав. Этим обусловлена необходимость осуществления скоординированных действий, направленных на обеспечение благоприятных внешних условий для реализации транспортно-коммуникационных проектов.
Водные ресурсы - это база, на которой сложились и возникли древние цивилизации региона. Водные ресурсы при современном низком уровне эффективности орошения используются почти полностью, что является важнейшим неблагоприятным фактором дальнейшего социального и экономического развития. Реки, водные ресурсы в целом объединяют все пять стран. Изменение лимитов водопотребления даже внутри одного государства неизбежно задевает интересы других государств. Таким образом, сама природа создала предпосылки для реализации единой, стратегии экологического и экономического сотрудничества.
И, самое главное, для мирового сообщества мы как экономический партнер и как политическое лицо представляем интерес лишь в качестве экономически и политически интегрированного сообщества.
Экономическая интеграция это объективный процесс, направленный на сближение стран и основанный на интернационализации хозяйственной жизни и международном разделении труда. Взаимодействие может осуществляться как на формально государственном уровне, и через спонтанное сближение и взаимно переплетение экономик стран. Основные формы экономической интеграции — зона свободной торговли, таможенный союз, экономический и валютный союз.
Международные интеграционные процессы все в большей степени определяются не чисто торговыми связями, а долгосрочным сотрудничеством отдельных фирм, прежде всего входящих в системы различных ТНК.
В настоящее время идет в буквальном смысле бум развития интеграции - в различных частях мира создаются в больших количествах интеграционные группировки. Однако деятельность многих из них нельзя назвать эффективной. В мировом хозяйстве выделяются, где процессы экономической интеграции наиболее выражены: Западноевропейский, Североамериканский и Азиатско-Тихоокеанский, Все эти интеграционные группировки имеют свои различные особенности в своей деятельности, модели развития, структуре управления и т.д.
Наиболее продвинутой и успешной интеграционной группировки можно назвать Европейский союз, сформировавщийся на основе целого ряда договоров и соглашений. ЕС единственная интеграционная группировка, которая прошла все этапы развития интеграции - от зоны свободной торговли до экономического и политического союза. Крупной интеграционной группировкой на постсоветском пространстве является Содружество Независимых Государств, объединивший 11 стран бывшего Советского Союза. Предпосылки интеграции стран СНГ существуют это и близость, наличие общих Границ, исторически сложившееся в прошлом разделение труда, технологическая взаимозависимость, элементы общего культурно - цивилизационного пространства; и многое другое. Однако существуют и препятствия на пути интеграции, в результате которых больщая часть достигнутых договоренностей не претворяется в дело. Это - опасения в странах — членах СНГ ограничить свой суверенитет, экономические трудности, незавершенность строительства новой социально-экономической системы.
Экономическая интеграция: стран Центральной Азии обусловлена, прежде всего, издавна сложившимися традициями добрососедства, определяемые во многом территориальной близостью, общими этническими корнями, историей, религией и менталитетом населения. В соответствии с климатическими условиями и наличием в каждой стране природных богатств здесь издавна существовало естественное разделение труда.
В эпоху социализма все страны Центральной Азии находились в составе СССР, что также обусловило дальнейшее сближение стран в экономической, политической, духовной, социальной и других сферах. И естественно, что с приобретением суверенитета все страны Центральной Азии приобрели также и одинаковые проблемы, которые можно решить лишь объединив усилия. Таким образом, страны Центральной Азии имеют все предпосылки для интеграции - находятся примерно на одинаковом уровне: экономического развития и имеют однородные хозяйственные системы, географически близки друг к другу, расположены в одном регионе и имеют общую границу, исторически сложившиеся и достаточно прочные экономические связи, общие экономические интересы и проблемы.
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ.
2.1. Становление и этапы
развития интеграционных
С распадом Советского Союза на территории Центральной Азии в рамках границ бывших союзных республик образовалось пять суверенных государств - Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Причем само название «Центральная Азия» носит, скорее всего, социально-экономический и культурный характер, не совпадая с географическими границами Центральной Азии, включающего в себя гораздо более значительное территориальное пространство.
«Центральная Азия» состоит из пяти государств, которые имеют как схожесть, так и различия, в экономическом развитии, направлении государственной политики, государственном устройстве. Характере проводимых реформ, менталитете проживающего населения и т.д. Каждая из стран обладает ресурсами, которые могли бы обеспечить не только себя, но и другие страны региона не выходя на внешние рынки.
Кыргызстан — страна, которая, как и Узбекистан и Таджикистан отличается хотя относительно, в меньшей степени, трудоизбьггочноетью, обусловленной не только рождаемостью, но и тем, что многие промышленные предприятия не работают постоянно, другие вообще не работают, или просто растащены и восстановить их невозможно. Значительное количество трудовых мигрантов нелегально, полулегально работает за границей, в tow числе в Казахстане. Преимущества: автономное сельское хозяйство. С 2000 г. частные землевладения. Экспорт золота (месторождение Кумтор) и ртути. Обладает большим гидроэнергетическим потенциалом. Запасы урана и наличие на территории республики возможностей обогащения (Кара-Балтинский горнорудный комбинат (КГРК) — собственность фирмы Ренова) для использования в АЭС. Достаточно большие запасы - сурьмы, наличие редкоземельных металлов. Наличие природных объектов для развития туризма (Озеро Иссык-Куль, Мёртвое озеро, ущелье Джеты-Огуз и т. д.).
Промышленность производит лишь 15,9 % ВВП. Примерно 40 % промышленного производства даёт добыча золота — одна из немногих активно развивающихся в республике отраслей.
В Кыргызстане, по разным оценкам, приватизировано более 70 % госпредприятий. Достаточно ощутимым вливанием в экономику республики являются денежные переводы от трудовых Эмигрантов и этнических кыргызов получивших гражданство других стран. По разным оценкам эти вливания составляют до 800 млн. долларов в год.
В структуре ВВП по использованию отмечается реальный рост совокупного внутреннего спроса в среднем на 13,1% в год. При этом, удельный вес потребления в ВВП сократился с 113,1% в 2006 году до 111,3% в 2008 году на 1,8 процентных пункта, что, в основном, обусловлено снижением доли государственного потребления. Доля валовых инвестиций возросла с 24,2% в 2006 году до 25,8% к ВВП в 2011 году, как за счет увеличения частных капиталовложений, так и доли государственных инвестиций.
Использование ВВП, 2006-2008 гг. (доля в ВВП,%)
2006 факт |
2007 факт |
2008 прогноз |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Средний за 2009-2011гг. | |
Потребление |
113,1 |
104,6 |
111,3 |
201222,9 |
220369,3 |
273107,8 |
|
Государственное |
18,0 |
17,1 |
15,4 |
100 |
100 |
100 |
100 |
темпы реального роста,% |
1,5 |
1,8 |
1,9 |
18,8 |
17,5 |
18,0 |
18,1 |
Частное |
95,1 |
87,5 |
95,9 |
16,9 |
20,7 |
20,7 |
19,4 |
темпы реального роста,% |
19,2 |
2,7 |
14,8 |
6,7 |
5,5 |
4,9 |
5,7 |
Валовые инвестиции |
24,2 |
26,6 |
25,8 |
46,6 |
46,1 |
44,9 |
45,9 |
темпы реального роста,% |
53,3 |
14,6 |
5,3 |
11,0 |
10,2 |
11,5 |
10,9 |
Государственные инвестиции |
3,9 |
4,2 |
4,5 |
2,9 |
-0,5 |
5,7 |
2,7 |
из них ПГИ (внешние) |
2,8 |
1,5 |
1,3 |
3,4 |
-1,0 |
5,6 |
2,7 |
Частные инвестиции |
20,3 |
22,4 |
21,3 |
||||
Экспорт (товары и услуги) |
41,7 |
52,9 |
54,3 |
7,0 |
-2,6 |
2,3 |
2,2 |
темпы реального роста,% |
8,9 |
25,8 |
25,9 |
-6,4 |
9,8 |
11,9 |
5,1 |
Импорт (товары и услуги) |
79,0 |
84,1 |
91,4 |
-6,5 -5,6 |
11,7 8,1 |
18,8 2,7 |
8,0 1,7 |
темпы реального роста,% |
45,0 |
11,0 |
28,5 |
22,1 |
-18,5 |
-3,9 |
-0,1 |
Чистый экспорт |
-37,3 |
-31,2 |
-37,1 |
2,2 |
-0,9 |
5,6 |
2,3 |
Информация о работе Основные проблемы интеграции и перспективы развития интеграционных процессов