Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 13:10, курсовая работа
Организация экономического сотрудничества (ОЭС/ЭКО) и др. На постсоветском пространстве, по мнению многих авторитетных экспертных сообществ, как на Западе, так; и в странах СНГ наибольшими объективными предпосылками для интеграции обладают страны центральноазиатского региона, включающие в себя Казахстан, Кыргызстан. Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В регионе имеются все предпосылки для развития интеграции - территориально, по своим природно-климатическим условиям и ресурсам, этническому составу населения и историческому развитию, хозяйственной структуре постсоветская Центральная Азия представляет собой единую природно-климатическую зону, единый историко-этнический тип расселения и проживания народов, единый экономический регион.
Введение…………………………………………………………………………....2
Глава 1.Теоретические основы экономической интеграции
1.1. Экономическая интеграция - одна из основных
тенденций современной мировой экономики………………………….4
1.2. Интернациональные процессы в современной мировой экономике…………………………………………………………………..16
1.3. Объективная необходимость интеграции стран Центральной Азии ……..………………………………………………………………………..19
Глава 2. Состояние интеграционных процессов.
2.1. Становление и этапы развития интеграционных
процессов………………………………….…………………………… …..30
2.2. Взаимная интеграция и геополитическая взаимосвязь Кыргызской Республики и стран Центральноазиатском регионе…………….……………..34
2.3. Модели интеграции для стран Центральной Азии………………………..43
2.4. Вступление Кыргызстана во Всемирную торговую организацию и в Таможенный Союз – основной путь интегрирования……………………….46
Глава 3.Основные проблемы интеграции и перспективы
развития интеграционных процессов.
3.1. Проблемы в развитии экономической интеграции стран …………………………………………….………………………………………….61
3.2. Основные направления и перспективы развития экономической интеграции …………………………………..………………………………….….76
Выводы и предложения…………………………………………………………….83
Список использованной литературы………………………………………..........96.
В середине 1990-х гг. объем торговли начал расти, благодаря тому, что центральноазиатские страны частично переориентировали торговые потоки с бывших советских республик на другие страны, одновременно установив новые торговые связи и системы расчетов с бывшими республиками СССР в основном на рыночной, основе. С 2000 по 2004 гг. торговый оборот значительно увеличился, в основном благодаря возросшему спросу и более высоким ценам на сырье на мировых рынках, росту инвестиций и, следовательно, высокой потребности в средствах производства в Центральной Азии.
Товарная структура торговли в странах Центральной Азии со времени распада Советского Союза значительно не менялась. Несколько сырьевых товаров, таких как сырая нефть, природный газ, металлы и хлопковое волокно, по-прежнему составляют огромную часть экспорта. В 2004 г. на сырую нефть приходилось 57% экспорта Казахстана, в то время как на золото приходилось 40% экспорта Кыргызстана.
Инвестиционная позиция Казахстана в Центральной Азии выглядит следующим образом. В Кыргызстан в 2010 г. в виде прямых инвестиций из Казахстана поступило 543,3млн. долл. США, что почти в 15 раза меньше, чемв2008г.
В Кыргызстане отсутствует привлекательный инвестиционный климат и развитый потребительский рынок, высоки также политические риски. Однако финансовый рынок обладает определенной привлекательностью, о чем свидетельствует значительное присутствие банков Казахстана, в экономике Кыргызстана.
По всей видимости, имеет смысл вкладывать в торговую инфраструктуру в создание торговых площадок, логистику, сферу туристских и других услуг. Определенный интерес представляют и минеральные ресурсы Кыргызстана, а также сельское хозяйство. Инвестиции Кыргызстана в экономику Казахстана незначительны - за период с 2006 по 2010 г. их среднегодовая величина составила 9,2 млн. долл.
Торгово - экономическое сотрудничество Узбекистана с Кыргызстаном неуклонно развивается. Объем двустороннего товарооборота в 2008г. вырос на 44 процента и составил 265 миллионов долларов США. В первом полугодии 2009 - года этот показатель достиг уже 140 миллионов долларов. Конечно, потенциал обеих стран этим не ограничивается. Пока не задействовано множество имеющихся возможностей в ряде таких отраслей, как текстильная промышленность, фармацевтики, переработка у сельскохозяйственной продукции. Кыргызстан в экономике Узбекистана, также как и Узбекистан в экономике Кыргызстана не является крупным инвестором. Так, по данным на 2008-год Узбекистан направил в экономику Кыргызстана всего 51-3,3 тыс. долларов США в виде прямых инвестиций, что составляет очень малую - долю в общем объеме иностранных инвестиций Кыргызстана. Причем следует отметить, что динамика поступления инвестиций из Узбекистана имеет очень неравномерный характер.
Товарный ассортимент экспортно - импортных операций двух стран состоит в основном из сырьевых товаров Кыргызстан экспортирует в Узбекистан минеральное топливо, строительные материалы, машины и транспортное оборудование, электрические лампы накаливания и т.д. Импортирует из Узбекистана природный газ, удобрения, строительные материалы.
В структуре ВВП по использованию увеличится доля валовых инвестиций с 28,1% в 2011 году до 30,2% в 2012 году.
Удельный вес общего потребления в ВВП несколько снизится с 102,3% в 2011 году до 102,0% в 2012 году за счет снижения доли государственного потребления (17,5% - в 2011 году, 17,0% - в 2012 году), доля частного потребления останется в 2012 году почти на уровне 2011 года (84,8% в 2011 году, 85,0% - в 2012 году). Темп роста государственного потребления сложится на уровне 2,8%, а частного потребления – 6,4%.
Показатель чистого экспорта к ВВП в 2012 году составит (-32,2%) и ухудшится на 1,7 процентных пункта по сравнению с 2011 годом (-30,5%).
В 2012 году ожидается рост номинальных объемов как импорта, так и экспорта товаров. Экспорт товаров составит 2500 млн.долл.США и увеличится на 11,6% (в номинальном выражении) за счет роста экспорта золота, одежды и ее принадлежностей, овощей и фруктов, цемента, хлопка-волокна. Импорт товаров составит 5000 млн.долл.США и увеличится на 17,7% (в номинальном выражении) за счет роста импорта нефтепродуктов, оборудования и механических устройств для промышленности, средств наземного транспорта, фармацевтической продукции, черных металлов и изделий из них, продовольственных товаров (включая сельхозсырье).
Если в 90-е годы товарооборот Кыргызской Республики, со странами Центральной Азии занимал, около половины всего товарооброта СНГ, в настоящее время его доля составляет всего около одной трети, зато увеличиваются объемы товарооборота со странами дальнего зарубежья; Швейцарией, Турцией, Китаем, США и другими странами. Основными торговыми партнерами Кыргызстана среди стран Центральной Азии в настоящее время являются Казахстан и Узбекистан. Удельный вес Таджикистана во внешнеторговом обороте Кыргызстана весьма скромен всего 0,5% по данным за 2010 год. Всего, же в страны Центральной Азии по данным за 2008 год было, направлено 27 % всего экспорта республики.
сокращение объемов торговли, и значение
Казахстана и Узбекистана как внешнеторговых
партнеров уменьшает и в абсолютных
цифрах, и по доле в совокупном - экспорте
и импорте Кыргызстана. С 2002 года наметился
некоторый рост во внешнеторговом
обороте. Абсолютных
цифрах, и по доле в совокупном -
экспорте и импорте Кыргызстана. С 2002 года
наметился некоторый рост вовнешнеторговом
обороте.
В Казахстан, который является одним из наших основных партнеров не только из числа центральноазиатских стран, но и по странам СНГ изначально экспортировалась в основном наша электроэнергия. В 1998 году основными экспортными товарами Кыргызстана в- Казахстан были также н гофрированный лист, шифер, стекло литое и прокатное, цемент, портландцемент, сахар, автомобили легковые, табак сырой, воды минеральные. И при этом только электроэнергия и цемент занимали 22 % всего экспорта. Но в последующие годы происходит диверсификация экспорта. К примеру, в 2002-2003 гг. в экспорте Кыргызстана в Казахстан на первое место, вышли поставки молочных продуктов.
В последние годы (с 2004года) небольшой вклад в импорте Узбекистана имеют еще и удобрения и цемент 2,7% и 7,8% соответственно по данным за 2011 год. По сравнению с торговыми взаимоотношениями с Казахстаном и Узбекистаном, связи Кыргызстана и Таджикистана можно - оценить как менее развитые. В большей степени это связано с отсутствием значительного территориального соприкосновения между странами.
Импортируется электроэнергия, нефтепродукты, двуокись алюминия, машиныиоборудование, продовольствие.
На сегодняшний день в рамках экономических связей стран Центральной Азии не получили достаточного развития такие перспективные
узбекистанских совместных предприятий и предприятий с полным участием иностранного капитала.
2.3. Модели интеграции для стран Центральной Азии.
Таким образом, несмотря па наличие объективных предпосылок, формально-государственное развитие сотрудничества стран. Центральной Азии, или «интеграция сверху» не имели ожидаемого уровня развития интеграции региона.
Из мировой практики известно, что дефициты в формально-государственной интеграции или регионализма, нередко компенсируются. Успехом регионализации трансграничного взаимодействия негосударственных экономических и политических игроков региона торговых сетей, трансграничных инвестиций производственных сетей и миграции.
Рассмотрим примеры развития так называемой «интеграции снизу» на примере мирового опыта. Итак, яркие примеры регионализации дает история стран Средиземноморья в X веке и Европы в XI веках. В обоих случаях речь идет о тех регионах, где отсутствовали формальная интеграция и правовые защиты собственности и обеспечения договоров при трансграничных сделках. Несмотря на препятствия и низкий уровень развития средств коммуникации, эти страны пережили беспрецедентное увеличение масштабов международной торговли, сопровождавшиеся значительным экономическим ростом. Основой интеграции здесь стали агентские сети и
В других регионах интеграция осуществлялась «сверху вниз», когда межправительственные соглашения стимулировали контакты предпринимателей разных стран. В НАФТА, наоборот, процесс интеграции шел «снизу вверх» сначала высокого уровня достигли межкорпоративные связи, а затем на их основе принимались межгосударственные соглашения.
Внутри НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС, есть только один центр экономической силы - США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Эта моноцентричность облегчает управление (Страна - лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры). США могут оказаться недовольными своим подчиненным положением. Кроме того, интеграция оказывается однобокой Канада и Мексика тесно - интегрированы с США, но не друг с другом. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу.
Развитие межгосударственного экономического сотрудничества на пути к интеграции происходит и в других регионах Азии, Так, в 1981 г. на Среднем Востоке возник и функционирует по настоящее время Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива, объединивший Саудовскую Аравию, Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и Оман. Это так называемая нефтяная шестерка.
В 1992 г. было объявлено о создании Организации экономического сотрудничества и развития центральноазиатских государств (ОЭС-ЭКО). Инициаторами явились Иран, Пакистан и Турция. В настоящее время в ее состав входят также Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Афганистан, Азербайджан и Туркменистан.
В основе формирования торгово - экономических группировок все чаще лежит общность религиозно - мировоззренческих и культурных корней. В июне 1997 г. в Стамбуле на встрече высокопоставленных представителей стран различных регионов: Турции, Ирана, Индонезии, Пакистана, Бангладеш, Малайзии, Египта и Нигерии было решено создать «мусульманскую восьмёрку» с Целью торгового, валютно - финансового и научно - технического сотрудничества. Население данной интеграционной группировки составляет около 6 миллиарда человек, то есть - 14% населения всего мира. При этом такие страны, как, к примеру, Иран и Нигерия,
являются одними из крупнейших нефтедобывающих стран мира.
К середине 90-х гг. интеграционные процессы усилились. В результате заключенного в 1991 г и вступившего в силу с 1 - января 1995 г. торгового пакта между Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем. (МЕРКОСУР), образовался новый крупный региональный торгово - экономический блок, в котором около 90% взаимной торговли освобождается от любых тарифных барьеров и устанавливается единый таможенный тариф в отношении третьих стран. МЕРКОСУР + общий рынок; стран Южной Америки. МЕРКОСУР объединяет 250млн. человек и более 75 % совокупного ВВП континента.
Однако сложившаяся в дальнейшем экономическая и политическая ситуация в этом регионе значительно затормозила процесс интеграционного взаимодействия.
Одной из крупнейших
Несмотря на подписание
множества документов до сих
пор существует множество
деятельности Содружества Независимых Государств стало причиной создания в рамках СНГ малых региональных интеграционных группировок, подписания двусторонних соглашений между странами о взаимном сотрудничестве, что получило название «интеграции разных скоростей».
Если еще некоторое время
назад предполагались три
1) дальнейшая интеграция через механизм СНГ;
2) создание нового
3) сближение каждой страны в
отдельности на двусторонней
основе с теми государствами,
которые готовы с ней
На территории бывшего Советского союза в настоящее время функционирует множество интеграционных группировок, которые различны по своему количественному и качественному составу. Это как двусторонние (типа союза Беларуси и России), так и многосторонние объединения стран (ГУ У AM, ЕврАзЭс, ОЦАС, ШОС и др.).
2.4. Вступление Кыргызстана во Всемирную торговую организацию и
в Таможенный Союз - основной путь интегрирования.
Всемирная торговая организация (ВТО), созданная в 1995 году, заменила собой Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве единственного международного органа, занимающегося глобальными правилами торговли между государствами. Она не является специализированным учреждением, но у нее существуют механизмы и практика сотрудничества с Организацией Объединенных Наций.
Информация о работе Основные проблемы интеграции и перспективы развития интеграционных процессов