Основные проблемы интеграции и перспективы развития интеграционных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Организация экономического сотрудничества (ОЭС/ЭКО) и др. На постсоветском пространстве, по мнению многих авторитетных экспертных сообществ, как на Западе, так; и в странах СНГ наибольшими объективными предпосылками для интеграции обладают страны центральноазиатского региона, включающие в себя Казахстан, Кыргызстан. Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В регионе имеются все предпосылки для развития интеграции - территориально, по своим природно-климатическим условиям и ресурсам, этническому составу населения и историческому развитию, хозяйственной структуре постсоветская Центральная Азия представляет собой единую природно-климатическую зону, единый историко-этнический тип расселения и проживания народов, единый экономический регион.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....2
Глава 1.Теоретические основы экономической интеграции
1.1. Экономическая интеграция - одна из основных
тенденций современной мировой экономики………………………….4
1.2. Интернациональные процессы в современной мировой экономике…………………………………………………………………..16
1.3. Объективная необходимость интеграции стран Центральной Азии ……..………………………………………………………………………..19
Глава 2. Состояние интеграционных процессов.
2.1. Становление и этапы развития интеграционных
процессов………………………………….…………………………… …..30
2.2. Взаимная интеграция и геополитическая взаимосвязь Кыргызской Республики и стран Центральноазиатском регионе…………….……………..34
2.3. Модели интеграции для стран Центральной Азии………………………..43
2.4. Вступление Кыргызстана во Всемирную торговую организацию и в Таможенный Союз – основной путь интегрирования……………………….46
Глава 3.Основные проблемы интеграции и перспективы
развития интеграционных процессов.
3.1. Проблемы в развитии экономической интеграции стран …………………………………………….………………………………………….61
3.2. Основные направления и перспективы развития экономической интеграции …………………………………..………………………………….….76
Выводы и предложения…………………………………………………………….83
Список использованной литературы………………………………………..........96.

Вложенные файлы: 1 файл

Бауржан 20.06..doc

— 642.00 Кб (Скачать файл)

Задачи ВТО состоят в оказании помощи в упорядочении процесса торговли в рамках системы, основанной на определенных правилах; объективном урегулировании торговых споров между правительствами; организации торговых переговоров. В основе этой деятельности лежат 60 соглашений ВТО — основные правовые нормы политики международной коммерции и торговли. Принципы, на которых основаны эти соглашения, включают отсутствие дискриминации (режим наиболее благоприятствуемой нации и положение о национальном режиме), более свободные условия торговли, поощрение конкуренции и дополнительные положения для наименее развитых стран. Одной из целей ВТО является борьба с протекционизмом, ближайшие годы число членов ВТО будет увеличиваться, поскольку сегодня практически всякое государство стремится к созданию современной эффективной экономики и к равноправному участию в мировой торговле. Кыргызстан первым среди стран бывшего Советского Союза успешно завершил переговорный процесс с ВТО и стал официальным членом данной организации в декабре 1998 года.

     Некоторые эксперты считают, что Кыргызстан не смог извлечь ощутимых экономических выгод от вступления в ВТО, и что это был лишь политический шаг. Так, Р. Могилевский из Центра экономических исследований полагает, что «преимущества, которые Кыргызстан извлек из членства в ВТО, заключаются, главным образом, в том, что был закреплен ранее избранный курс на формирование конкурентоспособной рыночной экономики. Видимых же немедленных и непосредственных выгод страна не получила».   Отрицательных последствий, если верить аналитикам, оказалось гораздо больше, и опыт участия Кыргызстана в ВТО в целом рассматривается другими участниками СНГ как негативный. Выделяют следующие неблагоприятные последствия вступления Кыргызстана в ВТО:

      • страна пошла на серьезные уступки ведущим странам участникам ВТО (Кыргызстан присоединился почти ко всем секторальным инициативам и необязательным соглашениям, что резко ограничило возможность защиты национального рынка);

  • открытие внутреннего рынка привело к росту доли сырья в производстве Кыргызстана из-за неспособности конкурировать с более дешевыми и качественными иностранными товарами;
  • произошло резкое ухудшение отношений с традиционными торговыми партнерами, не являющимися членами ВТО (соседи Кыргызстана ввели таможенные ограничения для защиты своих товаропроизводителей);
  • членство в ВТО препятствует активному участию республики в процессе интеграции на постсоветском пространстве;
  • не произошло ожидаемого роста прямых иностранных инвестиций в экономику. Но несмотря на множество негативных моментов, эксперты признают, что выгоду от вступления в ВТО Кыргызстан все же сможет ощутить - после вхождения в нее традиционных экономических партнеров по СНГ.

Процессы предшествовавшие вступлению КР в ВТО

Процесс присоединения Кыргызской Республики к ВТО был одним из самых быстрых в истории организации и заняла около двух лет.

    Рассматривая процесс вступления Кыргызской Республики в ВТО, следует учитывать обстоятельства и условия, в которых страна находилась к середине 1990-х, когда начался переговорный процесс. Особенно важными при этом были, по-видимому, отраслевая структура национальной экономики, объемы и характер экспорта и импорта, состояние институтов, призванных обеспечивать проведение внешнеэкономической политики (например, таможенной службы), а также помощь, которую Бишкек получал и продолжает получать от международных финансовых организаций и стран-доноров.

   В результате грандиозных социально-экономических перемен, связанных с получением КР статуса суверенного государства, отказом от централизованного планирования и началом формирования рыночных экономических механизмов, экономика страны пережила резкий трансформационный спад, основными причинами которого выступили: 

прекращение крупных субвенций из союзного бюджета,

быстрый рост цен на ресурсы и комплектующие, ранее поступавшие из других союзных республик;

потеря рынков сбыта из-за экономического спада в этих республиках.

Спад сильно затронул промышленность (в особенности перерабатывающую). Так, в 1995 г. объем производства в этой отрасли составил только 28% от уровня 1990г.

     В результате экономического спада заметно изменилась структура экономики  страны: она приобрела выраженную сырьевую направленность. То же в полной мере относится и к экспорту. Не слишком значительная его часть, которую ныне составляет продукция перерабатывающей промышленности, идет в основном в Россию, Казахстан и Узбекистан.

  Что же касается экспорта в страны-члены ВТО, то он состоял (и состоит) почти исключительно из драгоценных и цветных металлов и сельскохозяйственного сырья. Объемы национального экспорта тоже невелики: ни на одном из внешних рынков (как фактических, так и потенциальных) кыргызская продукция не занимает видимой рыночной доли практически ни по одному виду производимой продукции. В КР не было, каких-либо экспортных субсидий и практически отсутствовала бюджетная поддержка сельского хозяйства.

Что касается импорта, то почти немедленно после либерализации цен и системы внешней торговли в начале 1990-х гг. в Кыргызстан (как и во многие другие республики СНГ) хлынули дешевые потребительские товары из Китая и нескольких других стран. Отечественная промышленность в тот период не могла составить импортерам значительную конкуренцию.

    В условиях низкой эффективности работы пограничной и таможенной служб не было смысла отстаивать в переговорах высокие таможенные тарифы, которые привели бы лишь к росту контрабанды. В таких условиях попытки установить высокие тарифы не столько сократили бы импорт в тех отраслях, которые хотелось бы защитить, сколько увеличили бы теневой товарооборот внешней торговли. Кроме того, экономическая структура быстро менялась, и было неясно, какие отрасли сумеют пережить трансформационный шок.      Поэтому еще до вступления в ВТО правительство предпочло ввести единый 10% таможенный тариф независимо от вида товаров (исключения делались для развивающихся стран - 5%, стран СНГ и наименее развитых стран - 0%). Но из-за большой доли стран СНГ в импорте Кыргызской Республики и распространенности беспошлинных импортных контрактов эффективная ставка импортного тарифа была еще ниже, например в 1998 г. она составила 2,2%. В отдельные годы эффективный таможенный тариф составлял всего

3-4 %.

   Из сказанного следует, что к моменту вступления в ВТО КР особенно нечего было защищать на своем внутреннем рынке. Перерабатывающая промышленность, особенно чувствительная к иностранной конкуренции, переживала сильный спад. Соответственно, сократились как доля занятых в этом секторе экономики, так и влияние промышленного лобби на принятие политических решений. Экономические позиции и влияние импортеров были, напротив, сильны. Им удалось, например, превратить учрежденные в те годы в республике СЭЗ в канал беспошлинного импорта товаров. Таким образом, к моменту начала переговоров о вступлении в ВТО в Кыргызской Республики не было влиятельных сил, противодействовавших вступлению.

       Вхождение в ВТО не потребовало от страны значительных уступок. Уже существовавший к тому времени весьма либеральный режим внешней торговли (т.е. тарифы и нетарифные ограничения; ограничения же, связанные с бюрократизмом и коррупцией, конечно, сохранялись) не вынуждал зарубежных партнеров по переговорам формулировать жесткие и неудобные для Кыргызской Республики требования. Кроме того, малый размер экономики и сырьевая ориентация экспорта не вызывали серьезного беспокойства у членов ВТО, и потому на переговорах с большинством стран не возникло серьезных проблем. Из более или менее существенных изменений, которые республика внесла в свое законодательство, можно отметить выравнивание ставок акцизного налога на импортируемые товары и товары, производимые внутри страны, что означало снижение импортных акцизов. Однако, как показала практика, их сборы от этого не уменьшились.

    МВФ и другие организации-доноры обусловили предоставление льготных кредитов поддержанием открытости кыргызской экономики. Поэтому поворот к протекционистской политике означал бы потерю ресурсов, за счет которых в конце 90-х годов правительство покрывало огромный дефицит государственного бюджета (более 10 % ВВП). Ведущие страны Запада активно поддерживали и стимулировали вхождение Кыргызской Республики в ВТО, стремясь создать прецедент внешнеэкономической открытости в регионе.

     Итак, вступая в ВТО, страна ничего не теряла (все, что можно было потерять при открытии экономики, было уже потеряно). Ей не пришлось соглашаться на особенно обременительные ограничения. Напротив, она получала значительные дивиденды в виде расширенной финансовой помощи со стороны международных организаций развития. Имелись и другие резоны для вхождения в ВТО. Один из них — надежда на то, что самый либеральный в Центральной Азии (а возможно, и в СНГ) внешнеторговый режим привлечет в страну зарубежные инвестиции и увеличит ее экспортный потенциал. Кроме того, предполагалось, что, вступив в ВТО раньше соседних стран, Кыргызская Республика укрепит свои позиции в торгово-экономических отношениях с этими государствами, тем более что проблемы в региональной торговле стали к тому времени нарастать. Несмотря на определенные трудности во внешней торговле, с которыми Кыргызстан столкнулся после вступления в ВТО в 1998-2001 гг., начиная с 2002 г. товарооборот страны устойчиво развивается, причем темпы роста торговли со странами—членами ВТО выше,® чем с остальными.

     В настоящее время трудно оценить, какие преимущества получила страна от вступления в ВТО. Членство в этой международной организации не разрушило внутреннее производство в стране; оно сохранило примерно ту же динамику, что и до вступления в ВТО. Страна испытывала трансформационный спад и экономический рост, возобновившийся в 1996 г., продолжался и после вступления в ВТО примерно теми же темпами (около 5% в год) и был обеспечен в основном только сельским хозяйством и золотодобычей на Кумторе, в то время как отрасли промышленности, которые ранее представляли звенья всесоюзной промышленности приходили в полный упадок.

     Вопреки сложившимся стереотипам режим внешней торговли стал после вступления в ВТО даже немного более протекционистским, чем до этого. Так, действовавшая прежде единая тарифная ставка в 10% была в 1999-м заменена на систему дифференцированных ставок, самая высокая из которых достигала 50% (без учета подакцизных товаров). Впоследствии ставки несколько снизились, однако и в 2002 г. максимальная ставка (17,5 %) превышает прежний уровень в 10%. В 2001 г. таможенный тариф включал 6 диапазонов: 0% (химические продукты, строительное оборудование, текстиль и др.); 5, 6,5, 10, 17,5 и 20% (продукты животного происхождения, мукомольно-крупяной промышленности, продукты переработки овощей, плодов (фруктов), орехов или прочих частей растений и т.п.. И хотя в момент подписания перечня уступок и обязательств по товарам, прилагаемых к Протоколу о

присоединении КР к Маракешскому Соглашению о формировании ВТО,

предполагалось, что средневзвешенные тарифы в 1999 г. составят 11%, в 2003 г. -

9,8% (до вступления в ВТО в 1998 г. около .14%), то в 2001 г. они уже составили 5,15%.  Так, КР установила сравнительно низкие ставки импортных таможенных пошлин. Более чем по половине товарных позиций они на 10- 20% ниже, чем ставки ввозных пошлин по предполагаемым условиям вступления в ВТО его партнеров по ТС - Беларуси, Казахстана и России. Следует отметить, что парламент, а именно к его прерогативе относится утверждение таможенных тарифов, и правительство пытаются сформировать такую величину таможенных тарифов, которые позволили бы развивать имеющееся производство и поддерживать новые сектора промышленности для привлечения дещевых источников и современного оборудования, материалов по льготным тарифам. Однако их деятельность ограничена рамками, утвержденными при вступлении в ВТО.

     Гораздо большее значение имело то, что вследствие острого финансового кризиса, поразившего в 1998 - 1999 гг. большинство постсоветских стран, включая КР, ее национальная валюта сом — сильно девальвировалась по отношению к доллару США. Как следствие, товары, импортируемые из Китая и других стран дальнего зарубежья, чувствительно подорожали, а конкурентоспособность отечественной продукции в соответствующих отраслях возросла. Вместе с тем мало оправдались надежды на приток инвестиций и рост экспорта. Оказалось, что относительно благоприятный внешнеторговый режим не способен компенсировать высокие транспортные издержки, с которыми связан киргизский экспорт в страны - члены ВТО. После вступления в ВТО Китая, с которым у Кыргызской Республики есть общая граница, ситуация несколько изменилась. Однако транспортная инфраструктура в китайском направлении недостаточно развита. Поэтому, по-видимому, членство Китая в ВТО может стать существенным для Кыргызской Республики только в долгосрочной перспективе. Инвесторов пока мало интересует небольшой внутренний рынок страны. Для притока же иностранных инвестиций гораздо важнее, чтобы в ВТО вступили соседние Казахстан и Узбекистан, а также крупнейший торговый партнер — Россия. Это позволило бы инвесторам рассчитывать не только на относительно малый внутренний, но и на гораздо более емкий региональный рынок, пока отгороженный от нашей страны различными торговыми барьерами. КР фактически не может воспользоваться преференциями, предоставляемыми членам ВТО, так как большая часть ее экспортной продукции - особенно обрабатывающей промышленности - неконкурентоспособна. Это может усугубить положение в роли «сырьевого придатка», что приведет к стагнации многих секторов промышленности. Поток дешевых и конкурентоспособных товаров из стран - членов ВТО ухудшил положение кыргызских производителей. Таким образом, преимущества, которые Кыргызская Республика извлекла из членства в ВТО, заключаются главным образом в том, что был закреплен ранее избранный курс на формирование конкурентоспособной рыночной экономики. Видимых же немедленных и непосредственных выгод страна не получила.

Информация о работе Основные проблемы интеграции и перспективы развития интеграционных процессов