Основные проблемы интеграции и перспективы развития интеграционных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Организация экономического сотрудничества (ОЭС/ЭКО) и др. На постсоветском пространстве, по мнению многих авторитетных экспертных сообществ, как на Западе, так; и в странах СНГ наибольшими объективными предпосылками для интеграции обладают страны центральноазиатского региона, включающие в себя Казахстан, Кыргызстан. Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В регионе имеются все предпосылки для развития интеграции - территориально, по своим природно-климатическим условиям и ресурсам, этническому составу населения и историческому развитию, хозяйственной структуре постсоветская Центральная Азия представляет собой единую природно-климатическую зону, единый историко-этнический тип расселения и проживания народов, единый экономический регион.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....2
Глава 1.Теоретические основы экономической интеграции
1.1. Экономическая интеграция - одна из основных
тенденций современной мировой экономики………………………….4
1.2. Интернациональные процессы в современной мировой экономике…………………………………………………………………..16
1.3. Объективная необходимость интеграции стран Центральной Азии ……..………………………………………………………………………..19
Глава 2. Состояние интеграционных процессов.
2.1. Становление и этапы развития интеграционных
процессов………………………………….…………………………… …..30
2.2. Взаимная интеграция и геополитическая взаимосвязь Кыргызской Республики и стран Центральноазиатском регионе…………….……………..34
2.3. Модели интеграции для стран Центральной Азии………………………..43
2.4. Вступление Кыргызстана во Всемирную торговую организацию и в Таможенный Союз – основной путь интегрирования……………………….46
Глава 3.Основные проблемы интеграции и перспективы
развития интеграционных процессов.
3.1. Проблемы в развитии экономической интеграции стран …………………………………………….………………………………………….61
3.2. Основные направления и перспективы развития экономической интеграции …………………………………..………………………………….….76
Выводы и предложения…………………………………………………………….83
Список использованной литературы………………………………………..........96.

Вложенные файлы: 1 файл

Бауржан 20.06..doc

— 642.00 Кб (Скачать файл)

    Однако участие в ВТО создает некоторые дополнительные перспективы будущего развития. Значение членства в ВТО может возрасти в будущем, когда большинство стран - соседей Кыргызской Республики и ее торговых партнеров (прежде всего Россия, Казахстан и Узбекистан) также вступят в эту организацию. Если более детально рассматривать преимущества и недостатки от вступления КР в ВТО, то можно выделить следующие:

   Основные выгоды, полученные Кыргызстаном от членства в ВТО

  • относительно невысокий размер таможенных пошлин на товары, импортируемые в КР, создал стабильные условия для тех предприятий, которые нуждаются в притоке импортного сырья и комплектующих,
  • возможность реализации принципов свободной торговли, предусматривающих снятие всех негативных барьеров и дискриминации, выставленных в международной торговле против республики,
  • доступ к оперативной международной торговой информации, что позволяет анализировать конъюнктуру мирового рынка и вырабатывать соответствующую национальную экономическую политику;
  • членство в ВТО влияет на помощь в поиске потенциальных партнеров и новых рынков сбыта, а также на подготовку высококвалифицированных кадров для работы во внешнеэкономической сфере,
  • экспорт кыргызских товаров и услуг пользуется режимом наибольшего благоприятствования (РНБ) во всех странах-членах ВТО,
  • вступление в ВТО раньше своих региональных партнеров (Китая, России, Казахстана, Узбекистана) и, соответственно, возможность влиять на сроки и условия вступления в ВТО стран-претендентов, в том числе требовать уступок для отечественных товаров и решать проблемы, возникшие в торговле с данными странами, .
  • гармонизация внутреннего торгового и налогового законодательства с правилами и нормами ВТО;
  • создан предсказуемый режим для отечественных производителен и инвесторов - как в сфере торговли, так и в сфере услуг,
  • расширение географического распределения торговли республики с 98-ми стран мира в 1998 г. до 120 стран в 2008 г..

     Сегодня Кыргызстан как член ВТО участвует в выработке правил международной торговли. В Раунде Доха он отстоял позицию признания страны в качестве развивающейся и недавно вступившей в ВТО страны с высокими либеральными обязательствами по сельхоз. субсидиям. КР, Молдова и Армения сформировали Группу малых стран с низким доходом, которой удалось достичь предварительного согласия членов ВТО с тем, что результаты раунда в области снижения импортных пошлин не будут распространяться на эту группу.

Важно упомянуть; что у Кыргызской Республики есть ряд инструментов, посредством которых она может повысить ставки таможенных пошлин или налагать/применять высокие или специального назначения пошлины и налоги:

НДС и акцизные налоги. ВТО не запрещает повысить или понизить данные два налога или увеличить количество продуктов, подлежащих обложению акцизными налогами, также как и Статья I (РНБ) и Статья III (Национального

Режима) ГАТТ 1994г.;

Повторные переговоры по тарифам. ВТО не запрещает странам-членам проводить повторные переговоры относительно увеличения ставок связывания. Конечно, основные поставщики могут запросить о других уступках в процессе данных переговоров; 

Увеличение тарифа по причине дефицита платежного баланса (ПБ). ВТО не запрещает стране-члену ВТО увеличивать ставки связывания по причине ПБ, если увеличение проводится в рамках правовых положений ВТО (Статья XVII

ГАТТ 1994г.);

Обложение демпинговыми и компенсационными пошлинами. Правила ВТО позволяют странам-членам применять демпинговые и компенсационные пошлины в случаях, когда иностранные товары ввозятся в Кыргызстан по демпинговым или субсидируемым ценам, что приводит к серьезному ущербу внутренней промышленности.

 

 

                                                                    

 

                                                                                                               Таблица 1.

 Отдельные макроэкономические показатели за 1990, 1995 и 2000-2011гг.

 

 

1990

1995

2000

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

темп прироста ВВП2, %

3,2

-5,4

5,4

5,3

0,0

7,0

7,0

-0,6

3,1

8,2 

7,6

ВВП к 1990 году, %

100

50,7

66,5

70,1

70,1

75,0

80,3

79,8

81,8

85,9

92,7

Инфляция, %

85

32

18,7

6,9

2,0

3,1

4,1

4,3

5,1

20,1

24,5

ПИИ, % ВВП

...

3,9

6,6

5,9

7,2

7,6

7,9

8,6

11,3

8,5

9,5

Экспорт, % ВВП

...

27,4

36,4

31,1

30,1

30,3

32,5

27,3

28,0

30,3

29,6

Обменный курс сом/долл.

3

...

10,84

47,72

48,44

46,94

43,72

42,67

41,01

40,16

37,11

36,57

Численность населения,

млн. чел.

4,4

12

4,5

00

4,9

07

4,9

46

4,9

84

5,0

37

5,0

93

5,1

39

5,1

48

5,2

89

5,2

52

ВВП на душу

населения, долл.

...

320,9

278,1

308,8

323,4

383,6

435,6

478,4

548,9

731,2

959,4

Безработица, %

...

3,0

3,2

3,1

2,8

2,9

3,3

3,5

3,3

2,9




Источник: Национальный статистический комитет КР



 

 

Инфляция снизилась с 85 % в 1990г., до 18,5% в 2000 г. и оставалась на уровне одного знака в 2001- 2006 годы. С 2010 наблюдается рост инфляции (на 20,1% в 2007 г и на 24,5% в 2011 г.), 

Таблица 2. Структура промышленности в 1998-2008гг

 

 

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Горнодобывающая промышленность

1,3

1,3

1,3

1,4

1,6

1,5

2,0

1,9

2,1

2,1

2,2

Обрабатывающая промышленность

87,9

84,9

80,8

81,7

76,4

77,7

79,9

78,3

78,1

77,2

81,8

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

24,1

24,0

18,5

17,5

19,6

14,2

14,3

16,0

17,1

14,9

13,0

Текстильное и швейное производство

7,9

5,7

4,9

4,5

3,9

2,4

4,5

4,4

8,5

9,4

6,9

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов

4,8

3,5

3,1

3,3

4,3

5,6

6,6

8,1

9,6

12,3

9,9

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

40,3

41,6

44,5

47,5

38,2

46,3

44,2

38,4

31,6

29,5

42,3

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

10,8

13,8

17,8

16,9

21,9

20,9

18,0

19,8

19,8

20,6

16,0


 

Источник: ИСК КР, расчеты на основе данных НСК

 

      Свое решение о присоединении к ТС власти Кыргызстана объясняют тем, что таким образом у страны есть возможность увеличить объемы производства в сфере промышленности и сельского хозяйства, расширить рынки сбыта, а также создать новые рабочие места и привлечь поток инвестиций. Однако далеко не все светлые перспективы оказываются таковыми на самом деле.

     Таможенный союз – организация протекционистская. 92% единого таможенного тарифа ТС это тариф России, направленный на защиту российского производства от импорта, а также на стимулирование перехода на российскую продукцию и других стран ТС. Таким образом, видно, что внедрение подобных мер характеризует продукцию российского производства как менее конкурентоспособную, по сравнению с зарубежными товарами-аналогами.  

Внедрение протекционизма в любых его проявлениях наносит ущерб благосостоянию жителей страны, потому как происходит ограничение свободной торговли, и, как следствие - возрастает цена на товары и услуги. Присоединение к ТС в значительной мере повлияет как на экономику страны в целом, так и на уровень жизни отдельно взятого гражданина.

   При вступление в ТС Кыргызстан ожидает ряд негативных последствий:

       1. На данный момент в Кыргызстане действует ставка таможенного тарифа, составляющая 5,1%, в то время как в ТС она равна 10,6%. Получается, что средний таможенный тариф Кыргызстана меньше Единого таможенного тарифа более, чем в два раза. После повышения таможенных пошлин неизбежно повышение цен на все импортные товары. Фонд «Проект Будущего» провел исследования, согласно результатам которых, цена импортных товаров возрастет от 10% до 100%. Повысится и растаможка автомобилей – в зависимости от объема двигателя за нее придется заплатить в 2-4 раза больше, чем прежде. Раскручивание инфляционной спирали вследствие повышения цен на товары может довести до гиперинфляции. В результате этого уровень благосостояния населения снизится, а бедность, наоборот, возрастет. Также вырастут в цене и продукты питания, например, фрукты и овощи, привозимые из Узбекистана, Турции, Китая и других стран. Таким образом, будет подорвана продовольственная безопасность страны.

     2. Из-за повышения цен, импортное сырье будет завозиться в меньших объемах. А это, в свою очередь, приведет к снижению конкурентоспособности кыргызстанской продукции, в первую очередь – швейной отрасли. 

   3. В настоящее время ввоз большей части китайской продукции происходит по упрощенной схеме растаможки , которая составляет 28 центов за 1 кг. После вступления КР в ТС ее стоимость возрастет до 4 евро за кг. Таким образом, заниматься реэкоспортом китайских товаров станет невыгодно, и без работы останутся порядка 500 тысяч человек или 20% трудоспособных граждан страны. Не стоит забывать, что 85% товаров, реализуемых на крупных рынках «Дордой» и «Карасуу» - китайского происхождения. Согласно статистике Всемирного Банка, в 2011 году общий товарооборот этих двух рынков составил 3,5 миллиардов долларов или 68% ВВП. В случае невступления КР в ТС, реэкспорт будет продолжаться в Таджикистан и Узбекистан по большей части через рынок Карасуу. В южных регионах республики торговля – надежный источник получения прибыли. Вступление  ТС оставит этих людей без работы, что обострит социальную напряженность.

    4. Доходы, полученные в ТС от взимания таможенных пошлин распределены среди стран-участниц следующим образом: Казахстан 7,0%, Беларусь 5,3%, Россия 87,7%. Размер пропорции Кыргызстана пока под вопросом. Но, несомненно, пропорция КР будет меньше, чем у Беларуси. 

    5. Бюджеты стран-участниц Таможенного союза формируются, по большей части, благодаря налоговым и таможенным поступлениям от экспорта. В Кыргызстане же бюджет формируется поступлениями от импорта. Таким образом, экономика Кыргызстана импортоориентированная, в противовес экспортоориентированным экономикам стран ТС. 

   6. В Таможенном союзе принято решение создавать наднациональные органы. Первый из них – Комиссия таможенного союза. Решения в Комиссии будут приниматься большинством голосов, которые распределены следующим образом: Россия - 57%; Казахстан, Беларусь – по 21,5%. При такой расстановке, Кыргызстан теряет свою независимость в определении внешнеэкономической политики.  

   7. Не смотря на увеличение взаимного товарооборота между странами ТС, и, прежде всего, с Россией, по сравнению с КНР произошло его сокращение. Согласно статистическим данным Китая, объем экспорта китайских товаров, поступающих в нашу страну, составляет порядка 10 миллиардов долларов. Эти данные указывают на то, что место основного торгового партнера Кыргызстана занимает Китай. 

   8. Согласованная ставка налога на добавленную стоимость в ТС равна 17%, тогда как в Кыргызстане она составляет 12%. Следовательно, цены на импортные товары взлетят не только из-за повышения таможенных ставок, но и из-за увеличения НДС с 12% до 17%. Кроме того, существует еще один дополнительный факт роста цен – это отмена действия таможенного оформления по упрощенной схеме – 28 центов за кг. Таким образом, получается, что расходы по таможенной очистке всех товаров, ввозимых на сегодняшний день в Кыргызстан по указанной ставке, возрастут в несколько раз, при условии оплаты таможенных пошлин и НДС. Это спровоцирует рост инфляции, обесценивание денег, с также сокращение диапазона доступных товаров. Потребителей вынудят приобретать продукцию стран ТС, которая в сравнении с зарубежной имеет более низкое качество.  

   9. Тот факт, что Кыргызстан является членом Всемирной торговой организации – ВТО, является серьезной проблемой для присоединения республики к ТС. В рамках участия в данной организации Кыргызстан взял на себя обязательство не повышать действующие тарифы таможенных пошлин по отношению к третьим странам, а это неприемлемо для остальных членов ТС. В том случае, если Кыргызстан в одностороннем порядке повысит таможенные пошлины до уровня ТС, придется решать вопрос с компенсацией потерь странам ВТО, а их размер может составить несколько сотен миллионов долларов. 

Информация о работе Основные проблемы интеграции и перспективы развития интеграционных процессов