Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 21:32, курсовая работа
Система экономики, которая базируется на рыночном саморегулирующемся механизме и управлением экономической жизнью, по мнению экономистов, является наиболее эффективной фор¬мой организации экономики. Тем не менее, в практической сфере, саморегу-лирующаяся система не во всех ситуациях может самостоятельно справиться с определенными проблемами, решение которых является неотъемлемой частью для эффективного функционирования нашего экономического социума.
ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ_____________________________________ 5
1.1. Экономическая роль и функции государства______________ 5
1.2. Основные причины вмешательства государства___________10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РОЛИ ГОСУДАРСТВА
НА ПРИМЕРАХ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ
И АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ___________________ 19
2.1.Особенности бюджетно-налоговой
политики в России_________________________________________ 19
2.2. Особенности антимонопольного регулирования
в России_________________________________________________ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _________________________________________ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ _________________________________38
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ ГОСУДАРСТВА
В ЭКОНОМИКЕ_____________________
1.1. Экономическая роль и функции государства______________ 5
1.2.
Основные причины
2.1.Особенности бюджетно-
политики в России________________________
2.2. Особенности антимонопольного регулирования
в России________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ______________________________
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ______________________________
Система экономики, которая базируется на рыночном саморегулирующемся механизме и управлением экономической жизнью, по мнению экономистов, является наиболее эффективной формой организации экономики. Тем не менее, в практической сфере, саморегулирующаяся система не во всех ситуациях может самостоятельно справиться с определенными проблемами, решение которых является неотъемлемой частью для эффективного функционирования нашего экономического социума. В такой ситуации необходимо вмешательство и внешняя помощь экономически-сильного лица для корректировки «провалов» рынка. Данную функцию и берет на себя государство
У правительства каждой страны имеются свои определенные цели на каком-либо этапе. Для реализации данных целей государство использует доступные ему методы и средства относительно экономической ситуации, которая сложилась как в данной стране, так и в мировой экономике. Как следствие, цели и задачи, которые возникают перед государством, подвергаются изменениям и обладают характерными особенностями для каждой страны.
Государство осуществляет как общее регулирование экономики, так и управление многочисленными государственными предприятиями.
К основным областям, которые относятся к государственному регулированию, экономисты приписывают:
Для каждой страны ситуация вмешательства государства в экономику несомненно важна и не зависит от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Данный фактор обуславливает актуальность курсовой работы.
Цель исследования данной работы состоит в изучении роли и функций государства в экономике.
Из вышеупомянутой цели вытекает определенный круг задач данной курсовой работы:
Методы исследования:
-анализ и обработка данных из научных источников;
-анализ научной литературы по исследуемой проблеме
Объект исследования – механизм государственного регулирования в экономике.
Предмет исследования – экономическая роль государства.
Под государственным регулированием экономики принято понимать систему законодательных мер исполнительного и контролирующего характеров, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями и общественными организациями. Цель данных мероприятий стабилизация экономики в стране и ее приспособления к изменяющимся условиям.
Экономическая система и рыночное хозяйство находятся в постоянном развитии и изменении. В ходе эволюции и совершенствования данных понятий возникают социально-экономические проблемы, которые не всегда могут решаться саморегулирующимся механизмом экономики частного сектора. В ситуации неправильно-функционирующей экономики, когда образуются так называемые «провалы рынка» могут возникать отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении и иные проблемы, игнорирование которых немыслимо для благосостояния общества. Поэтому, необходимо вмешательство экономически-сильного лица, то есть государства.
В нашем современном обществе невозможно нормальное функционирование всех экономических и рыночных процессов без государственного регулирования. На данный момент, важен вопрос не о том, необходимо ли государственное вмешательство и регулирование экономики, а о формах, методах и масштабах подобного регулирования. Таким образом, понятия «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» идентичны1.
К основным задачам, которые решаются на государственном уровне причисляют стимулирование экономического роста и прогрессивного сдвига в различных сферах производства, поддержание экспортной политики регулирование занятости населения в производственном процессе. Конкретные направления и акцент на определенную задачу зависит от характера сложившейся экономической ситуации в определенной стране и остротой социально-экономических проблем в ней. Таким образом, экономической политикой государства можно назвать проводимую государством линию экономических действий и придание желаемого ориентира экономическим процессам, которые воплощаются в совокупность мер, предпринимаемых государством, путем которых достигаются поставленные цели и задачи, а также и решаются проблемы социально-экономического характера.
Во многом государственная экономическая политика государства обусловлена исторически-сложившимися фактами, то есть, некоторые ситуационные процессы взаимосвязанные с историческим прошлым какой-либо страны и предшествующей ей экономической обстановкой.
В процессе развития экономики стран мира происходят различные колебательные процессы изменения экономического роста или роста производственной активности, движение макроэкономических показателей, сокращение или увеличение спроса и предложения. Соответственно, экономисты выделяют, различные фазы экономических циклов, которые сменяют друг друга.
К вышеупомянутым фазам можно отнести2:
Как и любой экономический процесс, экономическую политику государства разделяют на краткосрочную и долгосрочную политику, в зависимости от временного периода в котором она действует. К долгосрочной политике прибегают в период относительно устойчивых условий экономики. Такая политика намечает линию экономического поведения заранее на несколько лет вперед и более или менее строго придерживаться ее. В период же неустойчивости и невозможности прогнозирования будущих условий государство прибегает к краткосрочной экономической политике. Такая политика характерна сроком примерно на год, или, иногда, на несколько месяцев.
Экономическая политика реализуется путем законов, президентских указов, правительственных постановлений и других нормативных актов.
Объектами государственного регулирования в экономической среде являются сферы или отрасли, или же экономические ситуации, где заложена потенциальная проблема возникновения каких-либо трудностей и проблем, пагубно сказывающихся на благосостоянии страны и устранение тех видов частного производства, которые несут в себе негативные последствия.
Экономическая роль государства проявляется через его функции. Основной целью государственной деятельности является достижение генеральной цели, то есть блага человека, его благополучия, как материального, так нравственного, а также защита его правовой и социальной личности.
Как правило, государство берет на себя корректировку тех несовершенств, с которым рыночный механизм не может самостоятельно справиться или же, не в состоянии принять эффективное решение. Государство обеспечивает создание равных условий для предпринимательской конкурентоспобности и ее эффективного осуществления, ограничение власти монополий. Оно также заботится об обеспечении и производстве нужного количества товаров и услуг, поскольку, в некоторых случаях рыночный механизм не в состоянии удовлетворять общественные потребности населения.
Также, государство вправе ограничивать или подавлять нежелательные для общества виды экономической деятельности, например производство и торговлю наркотиками или оружием, или, наоборот, оказывать поддержку для некоторых предпринимательских форм, развитие которых выгодно государству или обществу. К примеру, фермерским хозяйствам, малому бизнесу, благотворительной деятельности.
В данном случае, государство влияет на экономику с помощью законодательных запретов или ограничений, налоговой политики, обязательных платежей, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.
Вышеупомянутые
программы следят за свободой
интересов граждан и подавляют
возможность ее ущемления
Государственное регулирование в предпринимательстве защищает, также, интересы будущего поколения, охраняет окружающую среду, пытаясь предотвратить ее загрязнения и гибели. Нормативное регулирование в первую очередь уделяет внимание безопасности продукции, особенно продовольственных и фармацевтических товаров продуктов, разработке и внедрению унифицированного национального стандарта качества.
Иная причина государственного вмешательства в экономическую жизнь это социально несправедливое распределение дохода. Обязанностью правительства является забота о малообеспеченных, инвалидах и престарелом поколении, так как самостоятельно решить данную проблему, ввиду финансового положения или состоянию здоровья они не могут, а частному предпринимательству, целью которых является получение прибыли, такое занятие невыгодно.
Современные экономические функции государства многообразны.
Экономисты выделяют две основные группы государственных функций:
Основные регулирующие функции государства состоят в следующем:
Другая проблема,
которая не относится к функционированию
рыночного механизма, связана с «внешними
эффектами». Их основная суть заключается
в негативных последствиях деятельности
предприятий, которые, в последствие, сказываются
на благосостоянии или состоянии здоровья
населения. И так как, самостоятельно рыночный
механизм не способен ликвидировать
отрицательные последствия, потому что
его экономическая деятельность в частности
ориентирована на удовлетворение на возрастающий
платёжеспособный спрос, регулирование
внешних эффектов и последствий по возможности
следует взять на себя государству.3
В современном обществе круг потребностей постоянно расширяется. В настоящее время, ни одно социальное общество не может обойтись без системы образования и системы охраны общественного порядка, национальной системы обороны и т.д. Устраняя дефицит в обществе, и, стимулируя научно-технический прогресс, вместе с тем, рынок неспособен решить иные, жизненно-важные социально-экономические проблемы, а их игнорирование недопустимо для нормального существования населения какой-либо страны. Поэтому, решение таких проблем берет на себя государство.
Решая проблемы, которые рынку неподвластны, государство проводит антимонопольную политику для поддержания конкурентоспособности рынка, как самой эффективной формы экономики, следит за обеспечением свободы предпринимательской деятельность, стимулирует производственную активность и научно-технический процесс и контролирует организацию денежного обращения. Государство также обеспечивает население общественными благами, следит за устойчивостью валюты и проводит различные меры для повышения благосостояние общества. Все вышеперечисленное является классическими функциями государства, которые составляют минимальную границу его вмешательства экономику.
Формирование рыночной системы проходило на протяжении длительного периода в результате постепенного разложения натурального хозяйства. Основой данного процесса явилось развитие общественного разделения труда и экономическое обособление производителей, то есть рост частной собственности на средства производства.
Информация о работе Особенности антимонопольного регулирования в России