Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 21:32, курсовая работа
Система экономики, которая базируется на рыночном саморегулирующемся механизме и управлением экономической жизнью, по мнению экономистов, является наиболее эффективной фор¬мой организации экономики. Тем не менее, в практической сфере, саморегу-лирующаяся система не во всех ситуациях может самостоятельно справиться с определенными проблемами, решение которых является неотъемлемой частью для эффективного функционирования нашего экономического социума.
ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ_____________________________________ 5
1.1. Экономическая роль и функции государства______________ 5
1.2. Основные причины вмешательства государства___________10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РОЛИ ГОСУДАРСТВА
НА ПРИМЕРАХ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ
И АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ___________________ 19
2.1.Особенности бюджетно-налоговой
политики в России_________________________________________ 19
2.2. Особенности антимонопольного регулирования
в России_________________________________________________ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _________________________________________ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ _________________________________38
Бюджетная система России трехуровневая. Она состоит из следующих составных элементов: первым ее составляющим уровнем является федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Второй уровень - бюджеты субъектов РФ, то есть республиканские бюджеты, бюджеты краев и областей, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
На третьем уровне находятся местные бюджеты
Из отчета минфина на 5 августа 2010 года основой бюджетной политики РФ с 2011 по 2013 годы стали стратегические цели развития страны. Они сформулированы в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Согласно ему, в 2011-2013 гг. бюджетная политика призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности за счет уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов. Дефицит федерального бюджета, по прогнозам специалистов, будет снижаться. В сфере образования и здравоохранения разрабатываются структурные преобразования.13
Налоги субъектов Федерации, то есть, республики в составе РФ, области, автономные образования, города федерального значения, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ в соответствии с Федеральным законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и действующими на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
Согласно оперативным данным Федеральной налоговой службы, в январе 2012 года в Российский консолидированный бюджет поступила сумма со сборов налогов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, величиной в 657,8 млрд.рублей, что на 12,9% больше, чем в январе 2011 года. 14
Данные представлены ниже, в таблице 1.
Таблица 1.
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам (млрд. рублей) 15
Январь 2012 |
В % к январю 2011 | |||||
Консол.бюджет |
в том числе |
Консол.бюджет |
в том числе | |||
феде-раль. бюджет |
Консол. бюджеты субъектов РФ |
феде-раль. бюджет |
Консол. бюджеты субъектов РФ | |||
Всего |
657,80 |
412,10 |
245,70 |
112,90 |
112,90 |
112,80 |
Из них налог: |
71,60 |
9,30 |
62,20 |
106,20 |
114,50 |
105,10 |
на прибыль организаций | ||||||
на доходы физических лиц |
106,10 |
- |
106,10 |
108,80 |
- |
108,80 |
на добавленную ст-ость на товары (работ, услуги),реализуемые на территории РФ |
169,30 |
169,30 |
- |
92,80 |
92,80 |
- |
Акцизы по подакцизным товарам(продукции), |
69,40 |
36,10 |
33,40 |
145,30 |
В 1,7 р. |
126,10 |
на имущество |
19,0 |
- |
19,00 |
91,70 |
- |
91,70 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
191,70 |
188,90 |
2,90 |
128,80 |
129,40 |
98,80 |
Из них налог на добычу полезных ископаемых |
189,70 |
187,0 |
2,70 |
130,80 |
131,40 |
99,60 |
Как видно из данных, основную долю налоговых поступлений, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе 2012года составили налоговые поступления с добычы полезных ископаемых - 28,8%, на доходы физических лиц - 16,1%, на прибыль организаций - 10,9%. В январе 2012года в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов на сумму 615,8 млрд.рублей, что составляет 93,7% от общей суммы налоговых доходов. Региональные налоги на 8,5 млрд.рублей, что составляет 1,3% от общей суммы. Местные налоги на 10,6 млрд.рублей,1,6% от обще сумму, налоги со специальным налоговым режимом в сумме на 22,7 млрд.рублей ,то есть 3,4% от общей суммы.16
Налогообложение на прибыль корпораций занимает значительное место. Данная налоговая система сбора осуществляется по пропорциональным ставкам, в отличие от налогообложения доходов физических лиц, которое осуществляется по прогрессивным ставкам. По даннам за январь 2012 года, поступления от налогов на прибыль предприятий в консолидированный бюджет Российской Федерации составили сумму в размере 71,6 млрд.рублей. Сравнительно с предыдущим годом того же числа, сумма увеличилась на 6,2%.
В результате бюджетно-налоговой политики государства в январе 2012года в консолидированный бюджет Российской Федерации поступили денежные средства на сумму в 106,1 млрд.рублей с налогообложения на доходы физических лиц, что явилось 8,8% больше, чем за предыдущий период 2011 года.17
Данные, относительно налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ в 2012 году сравнительно с соответствующим периодом 2011 года представлены в нижеуказанной таблице 2
Таблица 2.
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по видам18
Январь 2012 г. |
Январь 2011г. | |||||||
Консол. бюджет |
В том числе |
Консол.бюджет |
В том числе | |||||
млрдрублей |
В % к шагу |
Федеральный бюджет |
Консол. бюджеты в РФ |
млрд. рублей |
В % к шагу |
Федеральный бюджет |
Консол. бюджеты в РФ | |
всего |
71,60 |
100 |
9,30 |
62,20 |
67,40 |
100 |
8,20 |
59,20 |
Из него: зачисляемый в бюджеты бюджетной системы РФ по соответствующим ставкам |
67,50 |
94,30 |
5,30 |
62,20 |
65,60 |
97,40 |
6,30 |
59,30 |
С доходов, полученных в виде дивидендов |
2,60 |
3,60 |
2,60 |
- |
0,30 |
0,40 |
0,30 |
- |
С доходов, полученных в виде процентов по государственным ценным бумагам |
1,50 |
2,10 |
1,50 |
- |
1,60 |
2,40 |
1,60 |
- |
На данный момент в Российской Федерации сформировалась система бюджетно-налогового федерализма. Данная система подразумевает, что функционирование бюджетных систем федерального, регионального и муниципального уровней управления самостоятельно и независимо. Бюджетный федерализм отражает характер налогового распределения и перераспределения между федеральным и консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации. Сутью такой системы является необходимость обеспечить единство общегосударственных интересов, интересов населения. В качестве инструментов реализации бюджетного федерализма выступают: трансферты, субвенции, дотации. На данный момент в России часто прибегают к методу выравнивания бюджетных доходов и расходов по регионам страны путем трансфертной системы.
Трансферты, или гранты, разделяют на два типа: общие и целевые. К общим трансфертам прибегают для корректировки общего уровня доходов региональных бюджетов. Целевые выполняют функции, определенные федеральными органами. Размер целевых трансфертов не всегда зависит от уровня бюджетной обеспеченности в расчете на душу населения. В практической сфере, общие трансферты регионы используют по их собственному усмотрению и не обусловлены встречным финансированием. Использование же целевых трансфертов связано с определенными условиями. Поэтому целевые трансферты выделяют в другую самостоятельную группу - субвенции.
Под субвенциями понимают денежные средства, которые выделяются федеральным бюджетом или бюджетами регионов для иных регионов. Они характеризуются ярко выраженным целевым назначением. В случае, если субвенции использовались не в их предназначенных целях, они должна быть возвращены.
Дотации можно определить как безвозмездные средства бюджетной поддержки в пользу какого-либо региона, в случае неблагоприятных факторов, временных или постоянных. Дотации используют, чтобы поддержать финансово определенный вид экономической сферы и категорий населения.
Все вышеуказанные понятия трансфертов, субвенций и дотаций используются для создания финансовой базы, которая гарантирует достижение и поддержание достойного уровня удовлетворения социальных запросов населения региона.
Законодательство РФ за отдельными бюджетами закрепляет конкретные виды доходов. В ситуации, когда для сбалансированного соотношения доходов и расходов региональному бюджету недостаточно собственных средств, предусматривается передача доли денежных средств в виде отчислений от налогов доходов из вышестоящих бюджетов в порядке бюджетного регулирования. Данные доходы называют регулирующими.
Рассмотрим порядок, в котором исчисляется величина трансфертов из в нижестоящий бюджет из регионального.
Первым делом, определяют разницу между душевым бюджетным доходом определенной территории и среднедушевым бюджетным доходом в целом по области на данный год. Если душевой бюджетный доход (ДБД) данной территории окажется меньше чем среднедушевой бюджетный доход (СБД) по области, в таком случае полученную разницу умножают на численность населения (ЧН) данной территории. Бюджетные доходы, которые включают в расчет, корректируют на понижающий коэффициент который равен 0,8. Сумма, которая получается в итоге и есть трансферт по доходам.
Данные действия описываются формулой (1):
ТД=(СБД*0,8-ДБД)ЧН (1) 19
Следующим этапом вычисляют отношение расходов бюджета на одного жителя данной территории (ДБР), скорректированного на поправочный коэффициент равный 0,75 к доходам бюджета на одного жителя данной территории, как продемонстрировано в формуле (2). Такой показатель называется поправочным коэффициентом расходов (Кр):
Кр=(ДБР*0,75)/ДБД(2)20
Если при расчетах получается результат меньший единицы, вышеупомянутый коэффициент применяют как понижающий, а если больше, то, как повышающий.
Завершающим этапом коэффициент расходов умножают на сумму трансферта по доходам, результатом чего получают общую сумму трансфертов, причитающихся территории, которая нуждается в поддержке:
ТТНП=ТД*Кр(3)21
Территориям, сумма собственных доходов которых, с учетом трансфертный отчислений, не покрывает, прогнозируемые на планируемый год расходы, предоставляют дополнительную финансовую поддержку. Ее называют трансфертом территории, особо нуждающейся в поддержке
Такой трансферт рассчитывается, как показано в формуле (4):
ТТОНП=SCP-1СД(4)22
где SCP —сумма прогнозируемых расходов на планируемый год по особо нуждающейся территории;
ЕСД — сумма доходов дотируемой территории с учетом трансферта ТТНП.
Как достоинство такой программы называют тот факт, что все муниципальные образования ставят в одинаковых условиях. А в качестве недостатка можно назвать неточное определение минимально необходимых расходов.
Федеральный бюджет не только Российской Федерации но и любой другой страны является важным показателем развитого государства и финансовым фундаментом для развитой страны. Бюджетно-налоговая политика центр экономической деятельности государства. Вышеуказанные показатели являются результатом деятельности государства и показателем развития данного сектора в нашей стране. Качественное и грамотное планирование данной политики основной фактор к общей экономической устойчивости.
2.2 Особенности антимонопольного регулирования в России
Совокупность нормативных актов Российской Федерации, которые направлены на защиту конкуренции, можно описать следующим образом. Первоначально, основным элементом данной системы был Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948.Позднее, в него были внесены изменения в 1992 году 24 июня и 15 июля, в 1995 году25 мая, в 1998 году 6 мая, в 2000 году 2 января, в 2001 году 30 декабря, в 2002 году 21 марта и 9 октября, в 2005 году 7 марта, в 2006 году 2 февраля. После, был введен закон № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23 июня 1999 года, с дальнейшими поправками от 30 декабря 2001 года и 2 февраля 2006 года. Позднее, второй федеральный закон № 117-ФЗ был отменен полностью. В настоящее время действующим законом принят Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года. 23Первым антимонопольным законом в современной стал принятый закон в Канаде в 1889 году. Антимонопольная инфраструктура РФ состоит из Федеральной антимонопольной службы, которая занимается также и защитой прав потребителя. Действующий Федеральный «О защите конкуренции» включает в себя ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для субъектов, с доминирующим положением на рынке. Вышеупомянутое положение на рынке определенной фирмы определяется посредством вычисления доли организации в числе общих продаж на рынке или вычислением совокупной доли, которую занимают на несколько крупных по объемам продаж фирм. Следовательно, руководителю или главному бухгалтеру того предприятия, которое принимает участие в сделках по купле-продаже активов иных организаций, стоит учитывать вероятность того, что совершенные ими сделки подлежат антимонопольному контролю ФАС России, если общая сумма стоимости активов по последнему балансу превышает четыреста миллионов рублей. 24
Согласно федеральному закону «О защите конкуренции» должен осуществляться контроль над слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний. Также он запрещает согласовывать цены между доминирующими организациями, разделять рынок и некоторые другие практики.
Согласно данному закону субъектам при некоторых исключениях запрещается:
Главным регулирующим органом в России является Федеральная Антимонопольная Служба «ФАС». Ее основная функция антимонопольное регулирование. Она осуществляет контроль над экономической деятельностью субъектов и концентрацией их хозяйственной деятельности. Один из механизмов антимонопольного контроля это необходимость подачи хозяйствующими субъектами ходатайств и уведомлений о сделках, которые подлежат контролю.
В основном ФАС контролирует и занимается следующим 25:
В случае нарушения предусмотренных законом правил, организации несут ответственность.
Информация о работе Особенности антимонопольного регулирования в России