Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 21:32, курсовая работа
Система экономики, которая базируется на рыночном саморегулирующемся механизме и управлением экономической жизнью, по мнению экономистов, является наиболее эффективной фор¬мой организации экономики. Тем не менее, в практической сфере, саморегу-лирующаяся система не во всех ситуациях может самостоятельно справиться с определенными проблемами, решение которых является неотъемлемой частью для эффективного функционирования нашего экономического социума.
ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ_____________________________________ 5
1.1. Экономическая роль и функции государства______________ 5
1.2. Основные причины вмешательства государства___________10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РОЛИ ГОСУДАРСТВА
НА ПРИМЕРАХ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ
И АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ___________________ 19
2.1.Особенности бюджетно-налоговой
политики в России_________________________________________ 19
2.2. Особенности антимонопольного регулирования
в России_________________________________________________ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _________________________________________ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ _________________________________38
Если коммерческая организация была создана без согласия ФАС, включая ситуации присоединения или слияния коммерческих предприятиях, в случаях, указанных в статье 27 Закона, она подлежит ликвидации либо реорганизации.
Сделки с активами коммерческих организаций, которые указаны в статьях 28 и 29 Закона реализованы без согласия ФАС, их признают недействительными в судебном порядке.
Если на коммерческую организацию были возложены обязательства по уведомлению ФАС об осуществлении сделок, которые указанны в пунктах 1-5 части 1 статьи 30 Закона, то в случае невыполнения данных обязательств, фирма подлежит ликвидации, либо реорганизации в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
Если территориальный орган не выполняет предписания ФАС о прекращении либо недопущении действий, которые ограничивают конкуренцию, то это влечет наложение административного штрафа на должностных лиц. Или, в некоторых случаях, получает дисквалификацию сроком до трех лет. Что касается юридических лиц, их штраф составляет сумму от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В течение каждого года разрабатываются программы, которые способствуют развитию и совершенствованию действующего антимонопольного законодательства в целях повышения его эффективности. В 2009 году был принят «второй антимонопольный пакет», сильно ужесточены санкции за нарушение антимонопольного законодательства. 27 октября 2011 года состоялась III ежегодная конференция «Антимонопольное регулирование в России», последствием которой стало решение принятия «третьего антимонопольного пакета». По замыслу Федеральной антимонопольной службы РФ, его основная цель создание наиболее прозрачной системы антимонопольного регулирования для бизнеса 26.
Поскольку, развитие международного сотрудничества антимонопольных органов способствует расширению практических границ и возможностей обмену у антимонопольных органов, многие законодательства различных стран сближаются, что дает возможность для более эффективного функционирования.
Например, между ФАС России и Европейской Комиссией был подписан меморандум о взаимопонимании в сфере конкуренции, также было подписано соглашение о взаимодействии между российским антимонопольным ведомством и антимонопольными ведомствами США27.
В России среди естественных монополий выделяют РАО «ЕЭС России», «Газпром» и Министерство путей сообщения.
Рассмотрим применение антимонопольного регулирования на примере рынка газа, поскольку в данной сфере применение антимонопольного законодательства достаточно велико. Ежегодно рассматривается около 75 нарушений, наиболее распространенные из них- злоупотребления доминирующим положением: их доля составляет примерно 85 %. В 2007 г. количество этих нарушений достигло 170 возбужденных дел.
Естественным способом сохранить свое доминирующее положение на рынке и укрепить рыночную власть является создание препятствий доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам. В 2007г. в РФ рассмотрено более 200 заявлений. Доля данной группы нарушений составляла 3.76% от общего количества ежегодных нарушений. Под препятствием (барьерами) для доступа на рынок понимаются любые факторы и обстоятельства правового, организационного, экономического, технологического и финансового характера, препятствующие вступлению новых хозяйствующих субъектов на данный товарный рынок и ограничивающие их возможности на равных условиях конкурировать с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами.
В 2004 году было открыто дело антимонопольным ведомством по отношению группы лиц ОАО «Газпром». Данное предприятие нарушило, предусмотренное ФАС законодательство и создавало компаниям-конкурентам барьеры к доступу на рынок природного газа28
Таблица 3.
Структура выданных предписаний по фактам злоупотреблений хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке по системе ФАС РФ в 2009 г.29
навязывание невыгодных условий договора |
22% |
необоснованный отказ от заключения договора |
15% |
нарушение порядка ценообразования |
14% |
Необоснованное сокращение или прекращение производства товаров |
13% |
установление монопольно высоких цен |
7% |
Создание препятствий доступу на рынок и выхода из него |
3% |
Необоснованное установление различных цен (тарифов) на один товар |
3% |
Создание дискриминационных условий доступа |
2% |
прочие нарушения, в т.ч. изъятие товаров из обращения |
21% |
Поскольку, создание препятствий является способом сохранения доминирующего положения фирмой на рынке, то организации всячески стараются укрепить барьеры для входа на рынок новый фирмам.
В таблице 3 приведены данные о выданных предписаниях по фактам злоупотреблений доминирующим положением хозяйствующих субъектов за 2009 год. Доля нарушений подобного рода среди общего количества нарушений по стране составила 3,76%. В 2009 году было рассмотрено более двести заявлений. Как видно из таблицы выше, наиболее часто свершаются нарушения раздела прочих нарушений, в т.ч. изъятия товаров из обращения и навязывание невыгодных условий договора.
Таблица 4.
Структура возбужденных дел по видам соглашений и согласованных действий по системе ФАС в РФ в 2007г.30
Установление (поддержание) цен(тарифов),скидок |
42% |
Необоснованное установление различных цен на один товар |
4% |
Координация экономической деятельности хоз. субъектов |
4,3% |
Создание препятствий доступу на рынок, или выхода |
13% |
Необоснованный отказ от заключения договоров |
3% |
Навязывание невыгодных условий договора |
8% |
Раздел товарного рынка |
9% |
Иные соглашения, приводящие к ограничению конкуренции |
15% |
Прочие нарушения |
4% |
Из данных выше видно, что в 2007 году наиболее распространенным видом нарушений стало установление (поддержание) цен (тарифов),скидок и нарушения конкурирующих хозяйствующих субъектов., которые препятствуют конкуренции.
Таблица 5.
Динамика нарушений, связанных со злоупотреблением доминирующего положения31
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
Количество рассмотренных фактов по признакам нарущения и исполнению АМЗ(ст.10) |
5403 |
6314 |
10396 |
Подтверждено нарушений/в % к рассм.фактов |
1890 (34,98%) |
2233 (35,37%) |
2535 (24.4%) |
Устранено без возбуждения дела/в % к числу подтвержденных нарушений |
559 |
594 (26,6%) |
124 (4,9%) |
Возбуждено дел/в % к числу подтвержденных нарушений |
1331 (70,42%) |
1639 (73,4%) |
2411 (95,1%) |
Выдано предписаний об устранении нарушений АМЗ/в % к числу подтвержденных нарушений |
614 (46,13%) |
748 (45,64%) |
1251 (51,9%) |
Исполнено предписаний/в % к числу выданных предписаний |
409 (66,61%) |
476 (63,64%) |
735 (58,8%) |
Статистический анализ деятельность антимонопольных органов за весь период показывает, что злоупотребление доминирующим положением хозяйствующих субъектов превалирует в структуре выявленных нарушений антимонопольного законодательства. На их долю в 2007-2009 годах приходилось от 53 до 59% рассмотренных ФАС РФ и его территориальными управлениями заявлений.
По данным на 2011 год было выявлено 8 нарушений статьи 17 Закона «О защите конкуренции». По итогам рассмотрения 8 данных дел было выдано и исполнено 1 предписание.
В Российской федерации обобщение статистических показателей и практики показывает, что создание картельных сговоров возникает в отраслях с высокой степенью концентрации капитала и производственного потенциала. Антимонопольные органы рассматривают много заявлений по ценовым сговорам в сфере нефтепродуктов.32
Как было сказано раннее, подобные сложившиеся ситуации неэффективны, а самостоятельно, с проблемой монополизации той или иной отрасли рынок справиться не может, поэтому иная проблема, обусловленная вмешательством государства в экономику это регулирование монополий.
Что касается Российской практики, антимонопольные органы активно осуществляют контроль над деятельностью субъектов, стараясь препятствовать барьерам, создающимся доминирующими фирмами на рынке, и стараясь поддерживать конкурентоспособность рынка, как наиболее эффективную систему.
Таким образом, любая экономическая структура не может нормально функционировать без вмешательства государства. Некоторые рыночные процессы могут быть разрушительны для природы и негативно сказываться на благосостоянии общества, при отсутствии контроля. Поэтому любая экономика, в том числе и рыночная, нуждается в регулировании.
Под государственным регулированием экономики понимается система опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов и, как следствие, экономику в целом, путем различных законодательств, налоговой системой, таможенными пошлинами и иными политическими инструментами ограничения или, наоборот, стимулирования к какой-либо деятельности.
Объектами государственного регулирования в экономической среде являются сферы или отрасли, или же экономические ситуации, где заложена потенциальная проблема возникновения каких-либо трудностей и проблем, пагубно сказывающихся на благосостоянии страны и устранение тех видов частного производства, которые несут в себе негативные последствия.
Устранять подобные проблемы государство может посредством каких-либо законодательств, запрещающих ту или иную деятельность, а также налоговыми штрафами, размер которых превышает размер тех выгод, которое мог бы получить производитель.
Экономическая роль государства проявляется через его функции. Основной целью государственной деятельности является достижение генеральной цели, то есть блага человека, его благополучия, как материального, так нравственного, а также защита его правовой и социальной личности.
По статистическим данным, в результате государственно - экономической деятельности в январе 2012 года в консолидированный бюджет Российской Федерации поступил доход с налогообложения на сумму в 106,1 млрд. рублей, что на 8,8% больше, чем за соответствующий период 2011 года. Как правило, налоговые поступления расходуются на блага и программы для повышения уровни жизни населения.
Также, государство обеспечивает благоприятную экономическую конъюнктуру и стабильное социально-политическое положение в стране, что в свою очередь способствует экономическому росту. А развитая инфраструктура рынка причина производственного роста товаров и услуг.
Экономическая роль государства – это необходимость, обусловленная неспособностью рынка самостоятельно справиться в определенных условиях и решить возникшие проблемы, как и развивающихся странах, так и в экономически-развитых.
Список литературы
законодательные материалы
Книги
Периодические издания
Информация о работе Особенности антимонопольного регулирования в России