Особенности бюджета Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности бюджета Республики Беларусь и предложить направления по оптимизации.
Задачи:
• – изучить теоретические особенности государственного бюджета;
• – провести анализ расходов государственного бюджета в Республике Беларусь на 2012 г;
• – проанализировать развитие бюджетной системы в Республике Беларусь в перспективе;
• – разработать рекомендации по оптимизации бюджета в Беларуси.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
1. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ БЮДЖЕТ…...
1.1Понятие и функции бюджета …………………………………………..
1.2 Особенности построения бюджетной системы Республики Беларусь………………………………………………………………………
ГЛАВА 2 СТРУКТУРА БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…..
2.1 Консолидированный бюджет Республики Беларусь: республиканский и местные бюджеты……………………………………...
2.2. Структура бюджета по доходам и расходам………………………...
2.3 Характеристика бюджета Республики Беларусь по состоянию на 20.10.2012 г…………………………………………………………………….
ГЛАВА 3 ПУТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ БЮДЖЕТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..………………......
ПРИЛОЖЕНИЕ А ………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

бюдж система.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

Единство бюджетной  системы обеспечивается единой законодательной  базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском  и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использование регулирующих доходов, создание целевых бюджетных фондов, их частичное перераспределение.

Полнота бюджетов достигается включением в них всех налогов, определенных законодательством Республики Беларусь, других обязательных  платежей и иных поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств.

Реальность  бюджетов означает финансирование расходов, исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета (Приложение А).

Гласность бюджетов требует доведение до граждан  через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством.

Самостоятельность бюджетов означает, что республиканский  бюджет и местные бюджеты всех уровней являются самостоятельными и отражают доходы и расходы, которыми распоряжаются соответствующие государственные органы. Самостоятельность бюджетов как часть бюджетной системы заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется Законом Республики Беларусь, местных бюджетов – решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается на правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

Самостоятельность бюджетов как принцип означает, что  все уровни единой бюджетной системы  обеспечивают собственными источниками  в виде доходов и правом использовать эти доходы для осуществления  финансирования с учетом нужд каждого из субъектов хозяйствования Республики Беларусь.

Также, следует  отметить в бюджетной системе, принцип полноты, который реализуется посредством того, что все бюджетные доходы, которые образовываются на территории Республики Беларусь, зачисляются в соответствующие бюджеты.

Принцип реальности реализуется по ряду направлений: реальность бюджета обеспечивается ее законодательством  в силу чего она не может быть изменена любым субъектом бюджетных  отношений в одностороннем порядке;  означает, что предусмотренные в бюджете показатели по доходам и расходам основанные на реальных возможностях, то есть экономически произвести определенный объем ВВП и НД как условия формирования доходов бюджета.

Так же к категории  бюджетной системы относят и такие принципы, как принцип сбалансированности бюджетов, принцип эффективности использования бюджетных средств, принцип общего покрытия расходов бюджетов, принцип достоверности,  принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств, принцип ответственности участников бюджетного процесса.

Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

 Принцип  эффективности использования бюджетных  средств означает, что при составлении,  рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета  должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета.

Принцип достоверности  бюджетов означает, что бюджеты формируются  на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.

Принцип адресности и целевого назначения бюджетных  средств означает, что бюджетные  средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных  средств с направлением их на финансирование конкретных целей.

Принцип ответственности  участников бюджетного процесса заключается  в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность  за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод, что основные принципы бюджетной системы это:

а) единство, означающее, что государство должно иметь лишь один консолидирующий бюджет страны, объединяющий все доходы и расходы. Это обеспечивается единством правовой базы, использованием единой бюджетной классификации, формами документов, согласованием бюджетного процесса, единой налоговой и денежной системами;

б) полнота, достигающаяся отражением всех источников доходов и направлений расходов по каждому уровню бюджетной системы;

в) реальность, означающая, что в доходах отражены источники поступлений в размерах, соответствующих прогнозу развития экономики, а в расходах – направления финансирования, которые обоснованы прогнозными показателями;

г) гласность, предполагающая, что проекты бюджетов доводятся до общественности путем их освещения в средствах массовой информации.

 

 

 

 

ГЛАВА 2

СТРУКТУРА БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1 Консолидированный бюджет  Республики  Беларусь: республиканский и местные бюджеты

 

В соответствии с Законом Республики Беларусь “О бюджетной системе Республики Беларусь” от 15 июля 1998 г. в бюджетную систему как самостоятельные части включаются республиканский и местные (сельского совета, района, области и т.д.) бюджеты, совокупность которых образует консолидируемый бюджет республики. Бюджетом управляет Министерство финансов, областные, районные отделы исполкомов. Кассовое исполнение консолидированного (государственного) бюджета осуществляет Национальный банк республики или по его поручению другие звенья банковской системы. Утверждение  республиканского бюджета осуществляется парламентом Республики Беларусь, местных бюджетов – соответствующими Советами депутатов [14, с. 5].

Государственный консолидированный бюджет представляет собой не только бюджет центрального (республиканского, федерального) правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных и административно–территориальных властей (штатов, губерний, субъектов федерации, земель, областей, районов). Но вместе с тем к бюджету можно отнести также различные внебюджетные фонды, которые являются составной частью государственных финансовых средств, имеющих целевое назначение. По своему количественному составу они не включаются в состав бюджета, т.е. не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию. Но по принципу распределения и использования они равнозначны государственным бюджетным расходам. Находятся они в распоряжении центральных и местных органов власти, концентрируясь в определенные целевые фонды. Это пенсионные, внебюджетные и другие фонды, которые создаются за счет специальных налогов, отчислений предприятий, займов и субсидий из бюджета. Число их постоянно увеличивается по мере усложнения экономических и социальных связей. В переходной экономике Беларуси численность их невелика, но роль значительна. Посредством их государство сглаживает остроту бюджетного дефицита, оказывает помощь в развитии отдельных отраслей, регионов, стимулирует инвестиционные процессы в областях и районах.

Министерство  финансов Республики Беларусь и местные  финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.

Бюджет центрального правительства и местные бюджеты  тесно взаимосвязаны как по источникам поступления денежных средств, так  и их расходованию. В главном они совместно решают политические, экономические и социальные цели общества на принципе компромисса интересов основных групп, как в политике, так и в экономике. Носителями этих интересов выступают министерства, политические партии, финансово–промышленные группы, монополии, союзы предпринимателей, профсоюзы отраслей и т. д.

Достигается этот компромисс иногда в острой политической и экономической борьбе путем  перераспределения налогов, бюджетных  дотаций, распределением государственных заказов и т. д. В этой борьбе складывается распределение и перераспределение денежных ресурсов в рамках единого государственного бюджета.

Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания их экономического и социального развития. Из средств республиканского бюджета бюджетам областей и г. Минска могут выделяться дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.

Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов  районного подчинения, расположенных  на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района).

Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных  на территории области, и областной  бюджет составляют консолидированный  бюджет области (бюджет области).

Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики.

Серьезные изменения  происходят в бюджетном устройстве, и, прежде всего, в бюджетной системе Беларуси на современном этапе. Усиливается самостоятельность всех видов бюджетов. Но по–прежнему решающее место в выполнении общегосударственных экономических и социальных программ принадлежит республиканскому бюджету.

Процесс консолидации в бюджете ряда государственных  внебюджетных и бюджетных целевых  фондов, формирование трансфертных отношений с юридическими и физическими лицами потребовали проведения большой работы по обновлению бюджетного законодательства.

Напряженная и  целенаправленная работа дала свои результаты. Впервые в РБ был принят Закон  о «О бюджетной классификации Республики Беларусь», который установил основы правового регулирования отношений, возникающих в процессе составления, утверждения и исполнения республиканского и местного бюджета, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций. Также в новой редакции принят Закон «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», который заложил основы функционирования бюджетной системы страны. Соответственно впервые был принят Закон «О внешнем государственном долге Республики Беларусь». Обновление бюджетного законодательства должно было способствовать эффективному проведению бюджетной политики, обеспечению оперативного финансирования государственных программ, а также усилению контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского бюджета и целевых бюджетных фондов.

С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года №70-З «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год».

 

2.2. Структура бюджета по доходам и расходам

 

В любом государственном  образовании выделяется структура  бюджета по доходам и расходам. Следует отметить, что в зависимости  от используемых критериев выделяют несколько бюджетных классификаций  расходов и доходов.

Среди классических группировок расходов выделяют ведомственную, где расходы распределены в зависимости  от министерств и ведомств; предметную – в соответствии с видами учреждений; экономическую, отражающую расходы  по целевому назначению (капиталовложения, заработная плата и пр.); смешанную, отражающую расходы, распределяемые по министерствам, а внутри министерств – по предметам. В целевой группировке расходы разбиваются в соответствии с общенациональными, политическими, экономическими и социальными программами.

Доходы классифицируются по источникам (форма платежа, субъект, объект, отрасль и т.д.), по видам  доходов (налоги от государственных  предприятий и т.д.), по способу  взимания (налоги и штрафы, плата  за услуги и добровольные взносы), по срочности (безвозвратные, временные).

По форме, методам  изъятия и содержанию все доходы делятся на: налоговые и неналоговые.

Информация о работе Особенности бюджета Республики Беларусь