Особенности бюджета Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности бюджета Республики Беларусь и предложить направления по оптимизации.
Задачи:
• – изучить теоретические особенности государственного бюджета;
• – провести анализ расходов государственного бюджета в Республике Беларусь на 2012 г;
• – проанализировать развитие бюджетной системы в Республике Беларусь в перспективе;
• – разработать рекомендации по оптимизации бюджета в Беларуси.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
1. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ БЮДЖЕТ…...
1.1Понятие и функции бюджета …………………………………………..
1.2 Особенности построения бюджетной системы Республики Беларусь………………………………………………………………………
ГЛАВА 2 СТРУКТУРА БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…..
2.1 Консолидированный бюджет Республики Беларусь: республиканский и местные бюджеты……………………………………...
2.2. Структура бюджета по доходам и расходам………………………...
2.3 Характеристика бюджета Республики Беларусь по состоянию на 20.10.2012 г…………………………………………………………………….
ГЛАВА 3 ПУТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ БЮДЖЕТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..………………......
ПРИЛОЖЕНИЕ А ………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

бюдж система.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

Изучение показателей  показывает, что налоги являются основой  формирования государственного бюджета. Не имея закрепления за конкретными  видами расходов, они обеспечивают маневренность бюджетными ресурсами  и бесперебойное финансирование предусмотренных мероприятий.

Деление бюджета  на несколько частей искажает информацию об использовании бюджетных ресурсов: расходы одного и того же назначения могут финансироваться как непосредственно  за счет средств бюджета, так и из фондов.

Значительная  часть налоговых платежей формирует  доходную базу местных бюджетов. Очевидно, что около половины всех налоговых  поступлений зачисляется в доходы местных бюджетов.

Таким образом, одним из основных направлений бюджетно-налоговой  политики на ближайшие годы является снижение налоговой нагрузки.

Таким образом, проблемы совершенствования налоговой  системы Республики Беларусь в условиях экономической интеграции требуют  принятия кардинальных решений по реформированию системы налогообложения на основе научно обоснованного подхода и фактического анализа налогообложения предприятий различных секторов экономики и форм собственности.

Финансирование  расходов, превышающих реальные доходы, может осуществляться за счет внешних  и внутренних источников: инфляционных и неинфляционных.

Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета  или снижение поступлений по доходам  бюджета более чем на 10% от запланированного уровня, то применяются секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета или блокирование по отдельным статьям его расходов. В таких случаях секвестр или блокирование применяются для республиканского бюджета в порядке, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.

Принятые в ходе исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов или увеличению расходов, должны определять источники финансирования и предусматривать меры по компенсации потерь доходов бюджета.

В Беларуси применяется  в основном не инфляционный источник покрытия дефицита, что подтверждает неразвитость рынка государственных ценных бумаг, обусловленное, прежде всего, низкой активностью первичных инвесторов, явившейся следствием отсутствия свободных средств, как у банков, так и субъектов хозяйствования, слабой привлекательностью прямых инвестиций в производственную сферу, ухудшением ликвидности банковской системы, что обусловило резкое снижение спроса на государственные ценные бумаги в основном со стороны банков республики.

 Это означает  необходимость в дальнейшем развития инфраструктуры фондового рынка, главным образом за счет активизации работы таких финансовых институтов, как центральный депозитарий и фондовая биржа.

Необходимо  также отметить, что ряд проблем  остается и в сфере внешнего долга  страны. Существует также проблема с погашением и обслуживанием кредитов предприятий. Очевидно, что переложение платежей по долгам предприятий на правительство формирует не что иное, как скрытый внешний государственный долг и увеличивает дефицит бюджета.

Таким образом, разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.В области бюджетной политики большое значение имеет работа по увеличению государственных доходов и изысканию дополнительных источников финансирования государственных расходов. Сложность решения данной проблемы состоит в том, что налоговые источники на сегодняшний день не могут быть увеличены, так как дальнейшее увеличение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики приведет к падению эффективности производства и снижению конкурентоспособности отечественной продукции.

Для оптимизации  расходной части государственного бюджета необходимо:

– усилить приоритетность в выборе направлений и объектов финансирования за счет средств государственного бюджета, приоритетность в расходах должна быть обеспечена по средствам преимущественного финансирования при условиях эффективного использования государственных финансовых ресурсов;

– провести реструктуризацию расходов бюджета на отрасли экономики  на базе инвентаризации собственных  доходов отраслей, усилить роль собственных источников в обеспечении текущей деятельности предприятий и организаций;

– для создания условий формирования собственных  доходов ускорить поэтапное увеличение цен и тарифов на услуги, оказываемые  предприятиями ЖКХ, транспортного  хозяйства и др;

– направлять высвободившиеся бюджетные ресурсы в виде адресных субсидий потребителям услуг;

– разработать  механизм перевода убыточных отраслей на хозрасчет и самофинансирование;

– снизить бюджетное  финансирование отраслей хозяйства  за счет сокращения государственного сектора экономики в результате приватизации объектов государственной собственности;

– повысить уровень  бюджета на основе повышения их обоснованности, исключения из состава расходов любых  затрат, непосредственно не связанных  со стабилизацией экономики и созданием условий для ее развития;

– закрепить  в законодательном порядке доли бюджетных ресурсов, направляемых в  социально-культурную сферу в общем  объеме расходов государственного бюджета;

– реструктуризировать  источники финансирования расходов на отрасли непроизводственной сферы за счет сокращения традиционного набора бюджетных расходов на основе привлечения внебюджетных источников;

– расширять  перечень платных услуг с целью  создания условий для формирования собственных доходов учреждений;

Для улучшения структуры государственных расходов целесообразно: проводить конкурсное выделение бюджетных средств на их инвестирование в реальный сектор экономики; перейти к оказанию адресной социальной поддержки по строго определенным критериям бедности; оптимизировать расходы на силовые структуры и финансирование органов государственной власти и управления.

Для того чтобы  увеличить поступления в бюджет, требуется максимально упростить  налоговую систему, сократив общее  количество республиканских налогов, сборов и пошлин.

Одним из основных направлений увеличения доходов  бюджета должно стать использование  выгодного географического положения  республики. Развитие туризма, сети придорожного и приграничного сервиса. Продолжить реализацию мероприятий по расширению сети платных автостоянок и парковок в городах республики.

 В качестве  альтернативы внешнему заимствованию  для уменьшения бюджетного дефицита  привлекать в страну иностранный  капитал и активизировать государственную  инвестиционную политику. Такая  форма способствует сокращению бюджетных расходов на финансирование капитальных вложений, расширению круга налогоплательщиков, увеличению базы производства товаров и услуг. Важно при этом, чтобы финансовые ресурсы направлялись на финансирование высокоэффективных, приоритетных инвестиционных программ.

Однако привлечение  в страну иностранных инвесторов невозможно без создания условий  для формирования благоприятного инвестиционного  климата. Для этого в стране должна действовать стабильная и прозрачная законодательная база в области инвестиций; экономическая политика должна положительно оцениваться авторитетными международными финансово-кредитными организациями; необходимо проведение льготной налоговой, таможенной, валютной политики для иностранных инвесторов и т.п.

Для улучшения структуры государственных расходов целесообразно: проводить конкурсное выделение бюджетных средств на их инвестирование в реальный сектор экономики; перейти к оказанию адресной социальной поддержки по строго определенным критериям бедности; оптимизировать расходы на силовые структуры и финансирование органов государственной власти и управления.

Таким образом, решение существующих проблем в  области расходов республиканского бюджета, может быть найдено только при совместном объединении усилий различных государственных органов и осуществлении стабилизационных мероприятий во всех сферах государственного функционирования.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очевидно, что  с точки зрения повышения устойчивости экономического и социального развития Беларуси целесообразной выглядит разработка путей совершенствования и модернизации бюджетной системы страны с целью оптимизации структуры государственных расходов (в том числе за счет сокращения отдельных статей бюджета). Приведение объема и структуры государственных расходов в соответствие с возможностями и потребностями национальной экономики позволит в среднесрочной перспективе снизить соответствующие финансовые и экономические риски, связанные, в том числе с необходимостью осуществления выплат по внешнему государственному долгу.

Вместе с  тем, в 2012 году большинство вопросов остаются нерешенными:                                                       

1) отсутствует прозрачность операций в рамках финансирования госпрограмм;

2) доступ к детализированной статистической и аналитической информации о фактическом исполнении бюджета является закрытым;

3) не разработаны конкретные критерии и показатели оценки эффективности госпрограмм;

4) отсутствует ответственность и подотчетность распорядителей бюджетных средств и др.

На основании  анализа содержания проекта бюджета 2012 г. можно сделать следующие выводы:

  • расходы бюджета не сконцентрированы на программах по защите реально бедных и малоимущих слоев населения. Средства получают сотни структур, которые делают государственную систему власти чрезмерно сложной и дорогостоящей для налогоплательщика. При этом сохраняется норма не предоставления подробных отчетов о расходовании средств структурными подразделениями правительства, фондами, а также всеми субъектами хозяйствования, которые используют средства налогоплательщиков;
  • белорусская экономика не обладает достаточным ресурсом для роста реальных доходов населения, как это запланировано правительством.
  • в республиканском бюджете не нашли отражения поступления от продажи объектов государственной собственности. Не предусмотрены также ресурсы для снятия с предприятий нагрузки на поддержание социальной и культурной инфраструктуры;
  • бюджетно-налоговая политика правительства противоречит целям монетарной политики и ставит под угрозу достижения в этой сфере: устранение множественности курсов, выход на положительные ставки процента, снижение инфляции.
  • требуется усилить социальную направленность бюджета, гарантирующую защиту населения в области занятости, образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, оказания адресной поддержки малообеспеченным слоям населения.

На современном  этапе в Беларуси отмечается низкий уровень эффективности использования  бюджетных средств наряду с относительно невысоким качеством государственных  услуг в целом.

Наконец, содержание, структура и источники финансирования государственных программ в Беларуси не соответствуют международным стандартам. В результате сегодня деятельность органов государственного управления не увязана с конкретными результатами работы того или иного ведомства и приоритетами государства.

Намечены следующие  пути совершенствования и модернизации бюджетной системы страны с целью ее оптимизации:

  1. Одним из основных элементов бюджетной системы является составление программного бюджета. В данном случае расходы бюджета должны быть распределены между отдельными госпрограммами, которые составляют ведомства и министерства. Иными словами, программная классификация должна охватывать практически все расходы бюджета. Вместе с тем, сама по себе программная классификация не должна быть излишне детализированной и сложной.
  2. Кроме того, критическим важным выглядит наличие у правительства возможности сократить занятость госслужащих в низкоприоритетных либо неэффективных программах. При этом высвобождаемые трудовые ресурсы можно направить в приоритетные госпрограммы или в частный сектор экономики, что будет способствовать повышению эффективности и конкурентоспособности национальной экономики в целом.
  3. Также необходимо осуществить полноценный переход к программному бюджетированию, ориентированному на результат, с тем, чтобы не менее 90% госрасходов финансировалось в рамках соответствующих госпрограмм с установлением ответственности за результаты работы конкретных распорядителей бюджетных средств. В данном случае должны быть разработаны критерии и показатели оценки эффективности госпрограмм, а также система штрафов и поощрений для государственных служащих.

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Антонова, Н.Б., Вечер А.В. Прогнозирование и планирование экономики: Курс лекций / Под. ред. Н.Б. Антонова.- Мн.: АУ ПРБ, 2005. - 134 с.
  2. Афанасьев, М.П. Основы бюджетной системы: Учеб. пособ. / М.П. Афанасьев. - М.: ГУ ВШЭ, 2008. - 243 с.
  3. Бабич, А.М., Павлова Л.Н. Финансы. / Под. ред. А.М. Бабич - М.: Дело, 2005. - 275 с.
  4. Бежанов, О.Г. Межбюджетные отношения: теория и практика реформирования / Под ред. М.А. Яхъева. - Мн., 2007. - 128 с.
  5. Бушмин, Е.В. Реформа межбюджетных отношений: первые итоги и задачи на перспективу - Финансы /Е.В. Бушмин. - 2005. - №6. - С.4-8.
  6. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. / Под ред. Гайгер. - М., 2006.-346
  7. Государственный бюджет: Учеб. пособие / Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А.; под общ. ред. М.И. Ткачук Мн.: Выш. шк., 2005.-240с.
  8. Дорнбуш, Р., Фишер С. Макроэкономика. / Под ред. Р . Дорнбуш - М.,2004
  9. Заяц, Н. Е, Фисенко М. К. Теория финансов / Под ред. Н. Е Заяц - Мн.: Выш. шк., 2002.-368с.
  10. Корбут, Н.П. Реализация бюджетной политики государства в переходный период // Белорусский экономический журнал, 1999 № 4.
  11. Мультан, Г.К. Государственные финансы. / Г.К. Мультан. - Мн.: БГЭУ, 2005. – 235 с.
  12. Тетерина, Л.М. Государственный бюджет: Учебно-методический комплекс. Минский институт управления. / Л.М. Тетерина. – Мн.: Изд-во МИУ, 2005. – 216 с.
  13. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. / Под ред. проф. Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 2005
  14. Черник, Д.Г. Налоги в рыночной экономике. - / Д.Г. Черник. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003, 383с.
  15. Национальная экономическая газета 2000 г. Матусевич М. Трудный бюджет 2000-го // № 14
  16. Экономическая политика: анализ и альтернатива: сборник докладов / под ред. Л.К. Злотникова, В.М. Шлындикова - Мн.: Бестпринт, 2001.-368с.
  17. Закон Республики Беларусь от 4 июня 1993 г. N 2347-XII «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах»
  18. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г.
  19. О бюджете Республики Беларусь на 2008 год: Закон Республики Беларусь, 26.12.07, № 303-3
  20. О бюджетной классификации Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 05.05.1998, № 158-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 29.12.2006 г.
  21. Постановление «О мерах реализации закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2007г.» от 03.03.2007г. № 227.
  22. «Правила составления и исполнения республиканского и местных бюджетов, поступления средств в государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды и их использование» от 30.12.2004г.

Информация о работе Особенности бюджета Республики Беларусь