Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:40, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности бюджета Республики Беларусь и предложить направления по оптимизации.
Задачи:
• – изучить теоретические особенности государственного бюджета;
• – провести анализ расходов государственного бюджета в Республике Беларусь на 2012 г;
• – проанализировать развитие бюджетной системы в Республике Беларусь в перспективе;
• – разработать рекомендации по оптимизации бюджета в Беларуси.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
1. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ БЮДЖЕТ…...
1.1Понятие и функции бюджета …………………………………………..
1.2 Особенности построения бюджетной системы Республики Беларусь………………………………………………………………………
ГЛАВА 2 СТРУКТУРА БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…..
2.1 Консолидированный бюджет Республики Беларусь: республиканский и местные бюджеты……………………………………...
2.2. Структура бюджета по доходам и расходам………………………...
2.3 Характеристика бюджета Республики Беларусь по состоянию на 20.10.2012 г…………………………………………………………………….
ГЛАВА 3 ПУТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ БЮДЖЕТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..………………......
ПРИЛОЖЕНИЕ А ………………………………………………………….
Изучение показателей показывает, что налоги являются основой формирования государственного бюджета. Не имея закрепления за конкретными видами расходов, они обеспечивают маневренность бюджетными ресурсами и бесперебойное финансирование предусмотренных мероприятий.
Деление бюджета
на несколько частей искажает информацию
об использовании бюджетных
Значительная
часть налоговых платежей формирует
доходную базу местных бюджетов. Очевидно,
что около половины всех налоговых
поступлений зачисляется в
Таким образом,
одним из основных направлений бюджетно-
Таким образом, проблемы совершенствования налоговой системы Республики Беларусь в условиях экономической интеграции требуют принятия кардинальных решений по реформированию системы налогообложения на основе научно обоснованного подхода и фактического анализа налогообложения предприятий различных секторов экономики и форм собственности.
Финансирование расходов, превышающих реальные доходы, может осуществляться за счет внешних и внутренних источников: инфляционных и неинфляционных.
Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета или снижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10% от запланированного уровня, то применяются секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета или блокирование по отдельным статьям его расходов. В таких случаях секвестр или блокирование применяются для республиканского бюджета в порядке, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.
Принятые в ходе исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов или увеличению расходов, должны определять источники финансирования и предусматривать меры по компенсации потерь доходов бюджета.
В Беларуси применяется в основном не инфляционный источник покрытия дефицита, что подтверждает неразвитость рынка государственных ценных бумаг, обусловленное, прежде всего, низкой активностью первичных инвесторов, явившейся следствием отсутствия свободных средств, как у банков, так и субъектов хозяйствования, слабой привлекательностью прямых инвестиций в производственную сферу, ухудшением ликвидности банковской системы, что обусловило резкое снижение спроса на государственные ценные бумаги в основном со стороны банков республики.
Это означает необходимость в дальнейшем развития инфраструктуры фондового рынка, главным образом за счет активизации работы таких финансовых институтов, как центральный депозитарий и фондовая биржа.
Необходимо также отметить, что ряд проблем остается и в сфере внешнего долга страны. Существует также проблема с погашением и обслуживанием кредитов предприятий. Очевидно, что переложение платежей по долгам предприятий на правительство формирует не что иное, как скрытый внешний государственный долг и увеличивает дефицит бюджета.
Таким образом, разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.В области бюджетной политики большое значение имеет работа по увеличению государственных доходов и изысканию дополнительных источников финансирования государственных расходов. Сложность решения данной проблемы состоит в том, что налоговые источники на сегодняшний день не могут быть увеличены, так как дальнейшее увеличение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики приведет к падению эффективности производства и снижению конкурентоспособности отечественной продукции.
Для оптимизации
расходной части
– усилить приоритетность в выборе направлений и объектов финансирования за счет средств государственного бюджета, приоритетность в расходах должна быть обеспечена по средствам преимущественного финансирования при условиях эффективного использования государственных финансовых ресурсов;
– провести реструктуризацию расходов бюджета на отрасли экономики на базе инвентаризации собственных доходов отраслей, усилить роль собственных источников в обеспечении текущей деятельности предприятий и организаций;
– для создания условий формирования собственных доходов ускорить поэтапное увеличение цен и тарифов на услуги, оказываемые предприятиями ЖКХ, транспортного хозяйства и др;
– направлять высвободившиеся бюджетные ресурсы в виде адресных субсидий потребителям услуг;
– разработать
механизм перевода убыточных отраслей
на хозрасчет и
– снизить бюджетное финансирование отраслей хозяйства за счет сокращения государственного сектора экономики в результате приватизации объектов государственной собственности;
– повысить уровень бюджета на основе повышения их обоснованности, исключения из состава расходов любых затрат, непосредственно не связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для ее развития;
– закрепить в законодательном порядке доли бюджетных ресурсов, направляемых в социально-культурную сферу в общем объеме расходов государственного бюджета;
– реструктуризировать источники финансирования расходов на отрасли непроизводственной сферы за счет сокращения традиционного набора бюджетных расходов на основе привлечения внебюджетных источников;
– расширять
перечень платных услуг с целью
создания условий для формирования
собственных доходов
Для улучшения структуры государственных расходов целесообразно: проводить конкурсное выделение бюджетных средств на их инвестирование в реальный сектор экономики; перейти к оказанию адресной социальной поддержки по строго определенным критериям бедности; оптимизировать расходы на силовые структуры и финансирование органов государственной власти и управления.
Для того чтобы
увеличить поступления в
Одним из основных
направлений увеличения доходов
бюджета должно стать использование
выгодного географического
В качестве
альтернативы внешнему
Однако привлечение в страну иностранных инвесторов невозможно без создания условий для формирования благоприятного инвестиционного климата. Для этого в стране должна действовать стабильная и прозрачная законодательная база в области инвестиций; экономическая политика должна положительно оцениваться авторитетными международными финансово-кредитными организациями; необходимо проведение льготной налоговой, таможенной, валютной политики для иностранных инвесторов и т.п.
Для улучшения структуры государственных расходов целесообразно: проводить конкурсное выделение бюджетных средств на их инвестирование в реальный сектор экономики; перейти к оказанию адресной социальной поддержки по строго определенным критериям бедности; оптимизировать расходы на силовые структуры и финансирование органов государственной власти и управления.
Таким образом, решение существующих проблем в области расходов республиканского бюджета, может быть найдено только при совместном объединении усилий различных государственных органов и осуществлении стабилизационных мероприятий во всех сферах государственного функционирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Очевидно, что с точки зрения повышения устойчивости экономического и социального развития Беларуси целесообразной выглядит разработка путей совершенствования и модернизации бюджетной системы страны с целью оптимизации структуры государственных расходов (в том числе за счет сокращения отдельных статей бюджета). Приведение объема и структуры государственных расходов в соответствие с возможностями и потребностями национальной экономики позволит в среднесрочной перспективе снизить соответствующие финансовые и экономические риски, связанные, в том числе с необходимостью осуществления выплат по внешнему государственному долгу.
Вместе с
тем, в 2012 году большинство вопросов
остаются нерешенными:
1) отсутствует прозрачность операций в рамках финансирования госпрограмм;
2) доступ к детализированной статистической и аналитической информации о фактическом исполнении бюджета является закрытым;
3) не разработаны конкретные критерии и показатели оценки эффективности госпрограмм;
4) отсутствует ответственность и подотчетность распорядителей бюджетных средств и др.
На основании анализа содержания проекта бюджета 2012 г. можно сделать следующие выводы:
На современном
этапе в Беларуси отмечается низкий
уровень эффективности
Наконец, содержание, структура и источники финансирования государственных программ в Беларуси не соответствуют международным стандартам. В результате сегодня деятельность органов государственного управления не увязана с конкретными результатами работы того или иного ведомства и приоритетами государства.
Намечены следующие пути совершенствования и модернизации бюджетной системы страны с целью ее оптимизации:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ