Особенности бюджета Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности бюджета Республики Беларусь и предложить направления по оптимизации.
Задачи:
• – изучить теоретические особенности государственного бюджета;
• – провести анализ расходов государственного бюджета в Республике Беларусь на 2012 г;
• – проанализировать развитие бюджетной системы в Республике Беларусь в перспективе;
• – разработать рекомендации по оптимизации бюджета в Беларуси.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
1. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ БЮДЖЕТ…...
1.1Понятие и функции бюджета …………………………………………..
1.2 Особенности построения бюджетной системы Республики Беларусь………………………………………………………………………
ГЛАВА 2 СТРУКТУРА БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…..
2.1 Консолидированный бюджет Республики Беларусь: республиканский и местные бюджеты……………………………………...
2.2. Структура бюджета по доходам и расходам………………………...
2.3 Характеристика бюджета Республики Беларусь по состоянию на 20.10.2012 г…………………………………………………………………….
ГЛАВА 3 ПУТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ БЮДЖЕТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..………………......
ПРИЛОЖЕНИЕ А ………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

бюдж система.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

Расходная часть  бюджета характеризует направление  и цели бюджетных ассигнований для  развития и регулирования экономических  процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное представление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое, как правило, предполагает возвратный характер кредита. Однако безвозвратность предоставления финансовых ресурсов из бюджета не означает произвольность в их использовании. Всякий раз при применении финансирования государство разрабатывает порядок и условия использования денег для целевого направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения жизни населения.

Значительное  место среди бюджетных расходов  приходится на так называемые социальные статьи: образование, здравоохранение, социальные пособия. Они призваны смягчить социальную дифференциацию, обеспечить доступ к получению квалификации, достойное медицинское обслуживание, гарантированное пенсионное обеспечение. Эти расходы способствуют развитию человеческого капитала, повышению квалификации работника, укреплению его здоровья. В условиях современной НТР возрастает роль человеческого капитала, что требует нового подхода к работнику. Быстрые темпы НТП повышают требования к качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. В конечном итоге участие здорового населения в реальном производстве обеспечивает рост внутреннего валового продукта и национального дохода.

Расходы на поддержание  конъюнктуры и экономический  рост через субсидии и инвестиции оказывают влияние на повышение нормы накопления, ускорение темпов в развитии отраслей и производств. Государство выступает катализатором развития НТП, инновационных технологий, повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешних рынках.

Бюджетные субсидии аграрному сектору всегда имеют социальную, политическую и экономическую направленность. И дело не только в том, что аграрный сектор в среднем обеспечивает 20–25 % ежегодного прироста ВВП, но и в том, что общество заинтересовано в стабилизации этого сектора экономики, имеющего рисковый характер, значительный удельный вес в общей структуре экономики.

Значительное  место в бюджетных расходах занимают расходы на вооружение, материальное обеспечение внешнеполитических связей и содержание аппарата управления.

Определенное  место в расходных статьях  бюджета приходится на расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга, оборону, закупку  вооружений и военное строительство. Размеры этих расходов существенно  воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, оказывают прямое воздействие на национальную конкурентоспособность продукции на мировых рынках.

Расходы бюджета  на кредитование экспорта, страхование  экспортных кредитов и иностранного инвестирования, ввозимого и вывозимого капитала, стимулируют экспорт на долгосрочную перспективу, оптимизируют сальдо платежного баланса страны, открывают возможность освоения новых зарубежных рынков, способствуют повышению авторитета и укреплению национальной валюты.

Часть расходов государство использует для обеспечения  поставок на внутренний рынок зарубежных товаров. Доходы же государственного бюджета  до 85% формируются за счет налоговых  поступлений. Значительные поступления  имеют место от приватизации собственности и т. д.

Распределение доходов и расходов между республиканским  бюджетом и бюджетами областей и  г. Минска утверждается Законом о  бюджете Республики Беларусь на очередной  финансовый (бюджетный) год.

Местные исполнительные и распорядительные органы. Советы депутатов в пределах своей компетенции самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджеты, исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Вмешательство любых органов в процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные органы могут  вкладывать имеющиеся у них временно свободные денежные средства в хозяйственную деятельность, ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность, в том числе использовать на выдачу займов и ссуд юридическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Доходы, зачисляемые  в местные бюджеты, распределяются между областными, районными, городскими бюджетами, бюджетами поселков городского типа и сельсоветов в зависимости  от территориального уровня местных  Советов депутатов в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

Распределение части республиканских налогов  и других обязательных платежей между  районными бюджетами, бюджетами  городов районного подчинения, поселков городского типа и сельсоветов осуществляется районными Советами депутатов. Местные Советы депутатов самостоятельно в пределах своих полномочий определяют направления использования средств местных бюджетов, за исключением переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение.

В составе местных  бюджетов образуются резервные и целевые бюджетные фонды, размеры которых определяются соответствующими местными Советами депутатов.

Таким образом, расходы бюджета определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы, осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год (на территории Республики Беларусь бюджет устанавливается с 1 января по 31 декабря).

В современной  международной практике существует несколько основных подходов к составлению  и исполнению государственных бюджетов: линейное (постатейное) бюджетирование (Line Item Budgeting); программное бюджетирование (Program Budgeting); бюджетирование, ориентированное на результат (Performance Based Budgeting); бездефицитное бюджетирование; бюджетирование, основанное на расстановке приоритетов (Priority Based Budgeting) и др.

Линейное бюджетирование является традиционным и наиболее простым  вариантом бюджетирования, при котором  расходы бюджета увязываются  в соответствие с поступающими доходами. При этом учетные документы в  данном случае практически не содержат информацию о целях, которые должны быть достигнуты в ходе финансирования тех или иных государственных расходов.

В свою очередь, программное бюджетирование обеспечивает взаимосвязь финансирования государственных  расходов с результатами от реализации госпрограмм, разрабатываемых в соответствии со стратегическими целями и приоритетами государства. Основная цель программного бюджетирования заключается в повышении социальной и экономической эффективности госрасходов за счет концентрации отдельных расходных статей в рамках конкретных госпрограмм.

Бюджетирование, ориентированное на результат, также  направлено на повышение эффективности  расходов за счет перераспределения  ресурсов в те проекты (программы), которые  обладают наибольшей отдачей с точки  зрения социальных и экономических приоритетов общества. В случае если эффективность той или иной программы снижается, объем ее финансирования также может быть сокращен. При этом перечень и содержание госпрограмм также регулярно пересматриваются с целью получения максимального конечного результата.

Бездефицитное бюджетирование представляет собой  подход, основанный на идее равенства  расходной и доходной частей бюджета. В данном случае, бюджет, принимаемый  на следующий год, как правило, во многом опирается на бюджетные показатели предыдущего года.

В случае бюджетирования, основанного на расстановке приоритетов, изначально устанавливается сумма  государственных расходов, которая  затем распределяется между отдельными госпрограммами в порядке их приоритетности (обеспечение безопасности общества, здравоохранение, образование). По результатам выполнения отдельных программ оценивается их эффективность. Вместе с тем, администрирование операций в рамках бюджетирования, основанного на расстановке приоритетов, является достаточно сложным.

Система бюджетирования, ориентированного на результат, впервые  была внедрена в 1980-х годах в Новой  Зеландии, Южной Корее и Великобритании. В настоящее время бюджетирование, ориентированное на результат, как правило, используется в экономических системах с ограниченными ресурсами или в странах с низким уровнем доходов.

Стоит отметить, что в страновом разрезе указанная  система бюджетирования также имеет  свои отличительные особенности. Однако в целом переход к бюджетированию, ориентированному на результат, означает смещение акцентов в деятельности органов госуправления в сторону управления по результатам на основе проведения реформы бюджетных отношений, оптимизации сети бюджетных организаций и в целом повышения результативности бюджетных расходов.

Иными словами, в данном случае бюджетные ресурсы  распределяются между распорядителями  бюджетных средств и бюджетными программами в зависимости от поставленных перед ними целей, в  соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу ресурсов бюджета.

Кроме того, указанный  подход предполагает контроль результативности расходования бюджетных средств  путем оценки выполнения количественных и качественных показателей госпрограмм. Ориентировка на конечный результат предполагает возможность сокращения либо полного прекращения финансирования госпрограмм в случае их неэффективной реализации. В результате между министерствами и ведомствами возникает здоровая конкуренция за бюджетные ресурсы, которая способствует повышению качества государственных услуг и достижению поставленных целей.

С одной стороны, в рамках бюджетирования, ориентированного на результат, распорядителям бюджетных  средств предоставляется определенная финансовая автономия и гибкость, то есть у них возникает возможность перераспределить доступные средства между отдельными направлениями. Например, профинансировать часть текущих расходов (включая оплату труда) за счет средств, предназначенных для финансирования капитальных расходов и др.

В то же время, с  другой стороны, для руководителей  госпрограмм (например, министров) устанавливаются  пределы ответственности за исполнение бюджета и низкозатратное достижение результатов через повышенную информационную прозрачность и подотчетность. В последнем случае распорядители бюджетных средств должны регулярно публиковать аналитические отчеты о своей деятельности в свободном доступе, чтобы они были доступны для средств массовой информации и широкой общественности.

Однако нужно  учитывать, что сопротивление или  скептическое отношение госслужащих  относительно внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, могут  свести на «нет» все попытки модернизации бюджетной системы. Это обуславливает необходимость разработки действенной системы стимулов и поощрений государственных служащих по результатам проведенной работы (например, речь может идти о годовых бонусах, дополнительных премиальных и др.).

Важным вопросом в случае перехода к бюджетированию, ориентированному на результат, является разработка четких критериев и показателей оценки эффективности реализации госпрограмм и деятельности отдельных ведомств. Причем указанные показатели должны быть простыми и удобными для восприятия и в целом объективно отражать общественную значимость финансируемых программ. Например, для министерства здравоохранения одним из индикаторов может стать увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до среднеевропейских показателей.

Таким образом, в Республике Беларусь можно наблюдать следующую систему: общий консолидированный бюджет делится на республиканский и местные бюджеты.

Каждый из видов  бюджетов имеет свою роль в бюджетной  системе Республике Беларусь.

Часть налогов  идет в республиканский бюджет, а  часть в местные, причем из республиканского бюджета финансируются местные с целью уравнивания экономического состояния различных регионов.

 

2.3 Характеристика бюджета Республики Беларусь по состоянию на  20.10.2012 г

 

Республиканский бюджет на 2012 год по доходам и расходам с предельным размером дефицита и оборотной кассовой наличностью на 1 января 2013 г. в соответствии с Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2011 года «О республиканском бюджете на 2012 год» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 5, 2/1883) (далее – Закон) в 2012 году:

  • республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные, городские, районные, сельские и поселковые исполнительные комитеты, бюджетные организации заключают договоры о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг), если иное не предусмотрено законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь, в пределах плановых ассигнований, предусмотренных в бюджетной росписи, утвержденной соответственно Министерством финансов и финансовыми управлениями (отделами) местных исполнительных и распорядительных органов (подпункт 2.7 пункта 2 статьи 82 Бюджетного кодекса Республики Беларусь);
  • средств, предусмотренных на увеличение доли государства в уставных фондах организаций (в том числе на приобретение акций) (приложение 1 к Закону) в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 февраля 2004 г. № 88 «О реструктуризации задолженности хозяйственных обществ по платежам в республиканский и местные бюджеты и по кредитам, выданным государственными банками» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 27, 1/5330) и другими законодательными актами.

Информация о работе Особенности бюджета Республики Беларусь