Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:40, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности бюджета Республики Беларусь и предложить направления по оптимизации.
Задачи:
• – изучить теоретические особенности государственного бюджета;
• – провести анализ расходов государственного бюджета в Республике Беларусь на 2012 г;
• – проанализировать развитие бюджетной системы в Республике Беларусь в перспективе;
• – разработать рекомендации по оптимизации бюджета в Беларуси.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
1. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ БЮДЖЕТ…...
1.1Понятие и функции бюджета …………………………………………..
1.2 Особенности построения бюджетной системы Республики Беларусь………………………………………………………………………
ГЛАВА 2 СТРУКТУРА БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…..
2.1 Консолидированный бюджет Республики Беларусь: республиканский и местные бюджеты……………………………………...
2.2. Структура бюджета по доходам и расходам………………………...
2.3 Характеристика бюджета Республики Беларусь по состоянию на 20.10.2012 г…………………………………………………………………….
ГЛАВА 3 ПУТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ БЮДЖЕТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..………………......
ПРИЛОЖЕНИЕ А ………………………………………………………….
Доходы бюджета сектора государственного управления за январь-август 2012 года сложились в сумме 133,3 трлн. рублей, или 66,3 процента уточненного годового плана.
Доходы республиканского бюджета составили 58,7 трлн. рублей, или 61,7 процента уточненного годового плана.
За январь-август 2012 года поступление НДС составило 28,3 трлн. рублей, или 60,2 процента уточненного годового плана.
Налога на прибыль поступило 13,1 трлн. рублей, или 73,5 процента уточненного годового плана. Акцизы поступили в сумме 6,7 трлн. рублей, или 59,5 процента уточненного годового плана.
Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 16,1 трлн. рублей, или 63,5 процента уточненного годового плана.
Поступления в Фонд социальной защиты населения составили 35,2 трлн. рублей, или 73,9 процента уточненного годового плана.
По состоянию на 1 сентября 2012 года задолженность по налогам и сборам составила 88,4 млрд. рублей и уменьшилась за август 2012 года на 86,4 млрд. рублей.
Расходы бюджета сектора государственного управления за январь-август 2012 года составили 127,2 трлн. рублей, или 63,7 процента уточненного годового плана.
Расходы республиканского бюджета составили 58,5 трлн. рублей, или 61,4 процента уточненного годового плана.
Расходы на общегосударственную деятельность составили 19,8 трлн. рублей (52,3 процента), на финансирование национальной экономики – 18,4 трлн. рублей (64,7 процента), на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, Фонд социальной защиты населения) направлено 73,7 трлн. рублей (67,7 процента).
В январе-апреле
текущего года привлечено около 0,6 млрд.
долларов прямых иностранных инвестиций
(без учета задолженности
Стабильность в денежно-кредитной сфере, в свою очередь, позволила приступить к политике постепенного снижения ставки рефинансирования с 45% до 32% (по состоянию на 20 июня 2012 г.). При этом наблюдается рост рублевых депозитов населения в банках.
Профицит бюджета сектора государственного управления за январь-август 2012 года составил 6,1 трлн. рублей, или 2,0 процента к ВВП. Профицит республиканского бюджета составил 0,2 трлн. рублей, или 0,1 процента к ВВП.
Исполнение
бюджета сектора
Таблица 2.1 – Бюджет за период январь-август 2012 в Республике Беларусь, млрд. руб.
млрд. руб. | ||||||
Показатели |
Уточненный план 2012 года |
Исполнено за январь-август 2012 |
В % к уточненному годовому плану | |||
Всего |
Респуб. бюджет |
Всего |
Респуб. бюджет |
Всего |
Респуб. бюджет | |
Всего доходов |
201019,6 |
95244,2 |
133264,7 |
58747,0 |
66,3 |
61, |
из них: |
||||||
- налог на прибыль |
17765,8 |
4760,6 |
13064,2 |
3641,4 |
73,5 |
76,5 |
- налог на добавленную стоимость |
46981,5 |
33426,5 |
28279,4 |
20012,4 |
60,2 |
59,9 |
- акцизы |
11337,2 |
11337,2 |
6742,3 |
6742,3 |
59,5 |
59,5 |
- доходы от
внешнеэкономической |
25377,8 |
25377,8 |
16108,7 |
16108,7 |
63,5 |
63,5 |
- поступления
в Фонд социальной защиты |
47550,9 |
x |
35161,2 |
x |
73,9 |
x |
Всего расходов |
199664,8 |
95336,1 |
127176,0 |
58558,1 |
63,7 |
61,4 |
из них: |
||||||
- общегосударственная деятельность |
37918,4 |
45823,0 |
19824,4 |
27328,9 |
52,3 |
59,6 |
- национальная экономика |
28492,3 |
17913,2 |
18423,3 |
11254,2 |
64,7 |
62,6 |
- расходы на
финансирование социальной |
108791,8 |
18853,0 |
73666,1 |
12176,9 |
67,7 |
64,6 |
Превышение доходов над расходами (+), Дефицит (-) |
1354,8 |
-91,9 |
6088,7 |
188,9 |
Улучшение состояния
внешней торговли сопровождалось устойчивым
превышением предложения
Консолидированный бюджет исполнен с профицитом 5 трлн. рублей.
Снижение внешнеэкономических дисбалансов в результате проведения сбалансированной макроэкономической, монетарной и фискальной политики обусловливают относительную стабильность обменного курса белорусского рубля.
Таким образом, экономический рост в первом квартале 2012 г. обеспечен в условиях улучшения макроэкономических параметров внешней и внутренней сбалансированности, существенного замедления инфляционных процессов и достижения положительно сальдо внешней торговли.
Бюджет Беларуси 2012 год сбалансирован, он исполнен на всех уровнях без дефицита.
Бюджет 2012 имеет ряд особенностей, он встраивается в общую систему макроэкономической политики, которая реализовывается Правительством и Национальным банком в 2012 году. Реализуется главная задача по достижению максимальных параметров роста ВВП на 2012 год 105-105,5%. И бюджет, и денежно-кредитная политика подчинены этим задачам.
Для выполнения заданных параметров ВВП предстоит решить три основные задачи. Самое главное - остановить инфляцию. Также необходимо задействовать все внутренние резервы, в том числе с применением налоговых стимулов, то есть будут задействованы внутренние резервы роста экономики. И здесь основное внимание будет уделяться ресурсо- и энергосбережению, повышению эффективности использования государственного имущества - внешняя сбалансированность.
В части налоговой политики предусмотрено стимулирование модернизации экономики, в части бюджетной политики решается ряд задач, связанных с финансовой стабилизацией и финансовой сбалансированностью в макроэкономическом плане. В Беларуси достаточно бюджетных ресурсов для выполнения внешних обязательств.
Беларусь обеспечена бюджетными ресурсами перед внешними кредиторами. Бюджетными ресурсами обеспечены все обязательства Беларуси как перед внешними кредиторами, так и перед внутренними. И валютными и рублевыми средствами обеспечено исполнение всех обязательств перед банковским сектором и внешними заемщиками".
Что касается бюджетной политики в плане ресурсной поддержки банковского сектора и кредитования государственных программ, то она будет "весьма сдержанной". Правительство определило для себя предельный объем ресурсной поддержки банков на 2012 год, эти ресурсы будут выделяться под контролем правительства и на финансирование государственных программ.
Еще одна особенность бюджета 2012 – он сохраняет качество бюджетных услуг и обеспечивает необходимыми ресурсами поддержку наиболее уязвимых категорий населения. Речь идет о выделении адресной социальной помощи и социальной поддержке в жилищном строительстве, соцподдержке регионов, пострадавших от Чернобыльской АЭС. В плане бюджетных услуг выделены три основных приоритета - здравоохранение, образование, наука.
Закон о республиканском бюджете сохранит социальную направленность. Рост ВВП в 2012-м 5-5,5%. На это направлены и бюджет, и денежно-кредитная политика.
В части налоговой политики предусмотрено стимулирование модернизации экономики, в части бюджетной решается ряд задач, связанных с финансовой стабилизацией и финансовой сбалансированностью в макроэкономическом плане.
В Беларуси функционирует одна из наиболее масштабных систем социальной помощи в регионе, общий объем расходов на которую составляет 2,7% . Существует 14 основных программ, 32 категории льгот и субсидий для разных категорий населения. Получается, что значительную часть пособий получают отнюдь не самые бедные. 20% наиболее обеспеченных домохозяйств получают 20% льгот, тогда как наименее обеспеченные 20% – лишь 27%. Средний размер получаемого в виде льгот трансферта в расчете на человека в децилях лиц с более высокими доходами на 36% выше, чем в квинтилях наименее обеспеченных.
В целом, на долю субсидий и трансфертов в Беларуси в среднем за период 2003–2011 гг. приходилось 22% совокупных расходов бюджета. Более 12% этих расходов представляют собой трансферты на соцстрах и иные программы социальной защиты, остальные практически равномерно распределены между субсидированием производителей и потребителей.
Низкий явный дефицит бюджета в Беларуси дает лишь частичное представление об общем состоянии бюджета и фискальных рисках. Пока же квазифискальный характер льготного финансирования госпрограмм с последующей компенсацией потерь госбанков из бюджета.
Подведем итог, необходимо разработать рекомендации о необходимых преобразованиях в бюджетной сфере, в т.ч. в части пенсионного обеспечения, социальной защиты, энергетических услуг, в области сельского хозяйства, а также предложить варианты направлений, призванных обеспечить ежегодную экономию бюджетных средств в среднесрочный период.
ГЛАВА 3
ПУТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ БЮДЖЕТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Белорусским властям необходимо провести комплексную реформу бюджетной системы в целях восстановления устойчивого экономического роста.
Правительству Беларуси необходимо сократить расходы на сельское хозяйство, которые превышают 10% общих бюджетных ассигнований. Не реформированное и не эффективно функционирующее сельское хозяйство Беларуси является бременем для государственного бюджета. Удельный вес данного сектора в ВВП составляет 8%; при этом он получает до 5% ВВП в виде государственной поддержки. Белорусский АПК в значительной мере нерентабелен, а наличие в нем предприятий со стремительно растущим уровнем задолженности создает значительные фискальные риски. Программа реформирования сельского хозяйства требует комплекса фискальных и структурных реформ, включая сокращение господдержки и субсидирование отрасли.
Также необходимо реформирование пенсионной системы, нагрузка на которую растет по мере старения населения. Вследствие этого, согласно прогнозам, уже в 2014 г. профицит бюджета пенсионного фонда сменится структурным дефицитом на фоне снижения коэффициентов замещения для будущих пенсионеров. Необходимо снизить ставки пенсионных взносов и ввести условно-накопительные счета.
Необходимо также пересмотреть «несправедливые» энергетические субсидии. Бюджетные расходы в результате заниженных энергетических тарифов составляют в Беларуси около 2% ВВП. Результаты анализа подтверждают необходимость комплексного реформирования энергетической политики посредством реформирования тарифов и укрепления регуляторной среды энергетического сектора с целью создания более благоприятных условий для частных инвестиций и конкуренции. В то же время для выхода на заявленные целевые показатели уровня возмещения затрат необходимо значительное повышение тарифов. Так, на теплоснабжение для бытовых потребителей эти тарифы к 2014 г. могут вырасти на 112–256%, на природный газ и электроэнергию — на 110–233% и 63–108% соответственно. Все диапазоны даны в реальном выражении; повышение в номинальном выражении должно быть выше с учетом инфляции. Однако повышение тарифов до уровня полного возмещения затрат в отсутствие мер компенсации за 4 года привело бы к повышению уровня бедности (как его понимают в Беларуси) на 1,4–1,9 п.п. Иными словами, до 190 тыс. человек могут оказаться за чертой бедности, а еще 120 тыс. — перейти в категорию умеренно малообеспеченных и уязвимых при условии сохранения прочих экономических параметров, включая уровень потребления домохозяйств, в неизменном виде. Общие материальные потери населения в результате предлагаемого повышения тарифов для бытовых потребителей составят от 2,1 до 2,9% ВВП, что является прямым отражением прогнозируемой экономии бюджетных средств, вследствие повышения тарифов. Предполагается, что в результате предлагаемых реформ удельный вес расходов домохозяйств на энергетические услуги увеличится до 12,4% в 2013 г., что на сегодня является средним показателем для региона Европы и Центральной Азии, и до 16% в 2014 г. (при выходе на полное возмещение затрат).
Характерным для бюджетного дефицита Республики Беларусь является несоответствие плановых показателей на начало года итоговым на конец года. Это связано с установившейся практикой частых корректировок Закона о бюджете.
Из анализа
динамики и структуры доходной части
бюджета видно, что выделяются две
ее составляющие: налоговая и неналоговая.
Отличие неналоговой