Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 10:26, реферат
Как показывает мировая практика ведущим показателем, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода).
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Понятие и сущность малого бизнеса.
Под «малым бизнесом» понимают
предпринимательскую
Как показывает мировая практика
ведущим показателем, на основе которого
предприятия различных организационно-правовых
форм относятся к субъектам малого предпринимательства,
является в первую очередь средняя численность работников,
занятых за отчетный период на предприятии.
В ряде научных работ под малым бизнесом
понимается деятельность, осуществляемая
небольшой группой лиц, или предприятие,
управляемое одним
По данным Мирового банка, общее число показателей,
по которым предприятия относятся к
Так, в Европейском сообществе
с 1 января 1995г. к малым предприятиям относятся те,
которые не превышают следующих
При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятия к малым. Другие экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категориям малого бизнеса. Так Международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически развитые страны определяет предприятия с числом занятых до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек как «средние» и свыше 500 человек как крупные…
В Великобритании отнесение предприятий к
1) оборот не более 2,3 млн ЭКЮ; 2) активы не более 1,5 млн. ЭКЮ;3) средняя численность занятых до 50 человек.
Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численностью занятых не превышает 500 человек и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса ниже 200 млн.франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 человек считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности – 500 человек.
В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем характерные для предприятия.
В Германии определенное понятие о малом бизнесе
В практике существование малого
предпринимательства было разрешено в
1988г. В этот период к числу малых отнесли государственные
В Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Итак, в современном мире критерии отнесения предприятий к малым многообразны, но все они сводятся в основном к следующим: численность работающих. Размер оборотного капитала…
В этом отношении также действует количественный критерий (число занятых) и доля участия различных органов, организаций и фондов.
1.2 Малые предприятия –
Так называемая малая экономика – важный
сектор полноценного рынка. Без малого
бизнеса невозможно становление цивилизованной
рыночной экономики. Децентрализованная
рыночная экономика находится под давлением монополизма со
стороны крупных объединений и
У малого бизнеса проявляются некоторые реальные шансы конкурировать с крупными фирмами. Отмечаются следующие принципы малого предпринимательства:
Эти преимущества позволяют малому
бизнесу: ускорить заполнение товарного рынка требующимися
потребителю изделиями; ускорить внедрение
несложных технических
Таким образом, основные преимущества малого бизнеса заключаются, во-первых, в том, что он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых, он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна…
Мелкие и средние предприятия играют
заметную роль в занятости, производстве
отдельных товаров, исследовательских и научно-
О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать работой незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в США в мелких фирмах в 1990г. было сосредоточено 40%, а в Германии 49% всей рабочей силы. В этом заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства. Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в перспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Значение разработок, производимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения вновь рожденного спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства. Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных.
Обобщая выше изложенное,
хотелось бы обратить внимание на то, что
мелкое предпринимательство
Развитие специализации и кооперации
вовлекает мелких и средних предпринимателей
в сферу влияния крупных объединений. Фактически
они теряют свою независимость и превращаются
в отдельные звенья более крупных монополий,
хотя официальная статистика учитывает их
как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают
узкоспециализированные мелкие фирмы,
производящие для них отдельные детали
и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях
машиностроения, электронной промышленности,
группируются обычно по несколько десятков
тысяч мелких предприятий, которые пользуются
финансовой и технической помощью
Массовый выпуск промышленных
изделий длительного потребления (автомобилей,
холодильников, телевизоров) крупными
предприятиями вызывает потребность в соответствующих
промышленных услугах по ремонту и обслуживанию,
которые часто осуществляют мелкие предприятия,
так как монополии из-за своей громоздкости
вынуждены затрачивать много усилий в этом
направлении или создавать разветвленную сеть
маленьких филиалов, что само по себе также
достаточно дорогостоящее занятие, служащее
в основном для поддержания престижа данной
фирмы. В то же время, на мелких предприятиях
отмечается более высокая эффективность труда,
малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют
потребности в дефицитных видах товаров и услуг на
основе разработки местных источников
сырья и обеспечивает при этом большую занятость.
Они увеличивают размеры
Информация о работе Особенности ведения малого бизнеса в странах ЕС