Особенности ведения малого бизнеса в странах ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 10:26, реферат

Краткое описание

Как показывает мировая практика ведущим показателем, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода).

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности ведения малого бизнеса в странах ЕС.docx

— 54.51 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Тенденции развития  предпринимательства в зарубежных  странах 

 

Высокий уровень  развития малого предпринимательства  способствовал высокому уровню экономики  страны. Предприниматели обеспечили отсутствие безработицы в стране и повлияли на улучшение экономической  ситуации в стране в целом. Наибольшую часть малых предприятий в  Испании составляет сельское хозяйство  – до 80%, остальные отрасли, такие  как строительство, промышленность, судостроение составляют около 25-30%.

В Испании существует множество программ, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства. Правительство страны уделяет большое  внимание тем субъектам малого предпринимательства, которые принимают активное участие  в социальной политике страны путем  создания дополнительных рабочих мест для социально незащищенных граждан, таких как студенты, женщины, иммигранты и т.д., а также способствуют развитию регионов с низкими экономическими показателями.

Правительство Испании  большое внимание уделяют развитию наукоемких отраслей и научных достижений. Программы развития малого предпринимательства  основываются на европейских программах, распространяющихся на многие страны Европы, такие как Германия, Франция, Великобритания и другие.

Государство содействует  поддержке малого предпринимательства, создавая большое количество различных  организаций и фондов. Такие организации  делятся на две группы.

  • К первой группе относятся общества взаимного гарантирования. Данные предприятия предоставляют гарантии для кредиторов с целью получения кредитов для развития малого бизнеса, предоставляя свою собственность для залога или выступая поручителями.
  • Вторая группа включает в себя общества взаимного финансирования, которые финансируют, инвестируют и предоставляют субсидии для субъектов малого предпринимательства. В данную группу входит Государственный институт официального кредитования Испании.

К положительным  сторонам развития малого предпринимательства  в Испании следует отметить низкий уровень бюрократии. Для регистрации  малого предприятия и получения  лицензии предприниматели тратят не более 24 часов. Такие же условия распространяются и на нерезидентов страны. В результате, иностранные граждане принимают участие в развитии малого предпринимательства страны.

Малое предпринимательство  в Германии.

Малое предпринимательство  в Германии является одним из важнейших  секторов экономики. Правительство  осуществляет поддержку малого предпринимательства  как финансовую, так и технологическую. Существуют специально разработанные  программы для развития малого предпринимательства, занятого в сфере науки.

Правительство Германии предоставляет льготы для получения  кредита для развития малого предпринимательства  для следующих объектов:

  • предпринимателей малого и среднего бизнеса, занятых в сфере научных разработок;
  • предприятий, разрабатывающих проекты для сохранения и улучшения условий окружающей среды и заботящихся об экологической ситуации в стране;
  • малых предприятий, которые участвуют в улучшении развития слаборазвитых с экономической точки зрения районов страны;
  • предпринимателей, которые заняты в области строительства и решения жилищных условий;
  • малых предприятий, разрабатывающие проекты в области улучшения условий производства.

К основным программам, направленным на развитие малого и  среднего предпринимательства в  Германии относятся: «Концепция развития научно-технической политики по отношению  к предприятиям малого и среднего предпринимательства»; «Стимулирование  сбережений для открытия собственного бизнеса». С помощью первой программы  осуществляется обеспечение финансирования малого предпринимательства страны. Вторая программа благоприятствует для открытия своего дела с применением  проектов «start-up».

Малое предпринимательство  Германии отличается определенной спецификой и историей развития. Начиная с  эпохи зарождения капитализма, в  стране появились первые крупные  предприятия и торгово-промышленные палаты (ТПП), ставшие первыми объединениями  предпринимателей с целью сотрудничества в области развития торговли и  производства. В настоящее время  ТПП функционируют на уровне государственных организаций, которые обязывают всех субъектов малого предпринимательства стать участником палаты. В Германии все законодательные акты, относящиеся к регулированию деятельности малого предпринимательства, должны быть одобрены, согласованы и утверждены ТПП. Основной задачей ТПП является предоставление поддержки малому предпринимательству Германии.

К основным целям, на которые предоставляются субсидии, кредиты на специальных льготных условиях и займы относятся:

  • усовершенствование и модернизация производства предприятий наукоемкой отрасли;
  • внедрение разработанных совместно с научными заведениями инновационных технологий;
  • содействие развитию легкой и пищевой промышленности;
  • разработка и внедрение новых видов продукции;
  • создание и развитие новых субъектов малого предпринимательства в регионах Японии с плохо развитым уровнем промышленности.

 

Рассмотрим государственную политику стран Европы по отношению к малым  предприятиям.

Начинающий предприниматель, как  правило, испытывает трудности в  получении долгосрочного коммерческого  кредита, поскольку банки, руководствуясь соображениями надёжности и минимизации  издержек, предпочитают иметь дело с крупными клиентами. Задача фонда  – организовать разделение коммерческого  риска, взяв на себя определённую его  часть (30-50%), что делает операцию возможной. Процедура предоставления фондом кредитной  гарантии предусматривает независимый  анализ данного конкретного проекта  и (чего банки обычно не делают) деловых  качеств потенциального клиента. В  случае, если фонд принимает положительное  решение, он предлагает заёмщику, вместе с гарантиями по кредиту, разнообразную  техническую помощь – начиная  с элементарного обучения в бизнес школе и кончая консалтингом по сложным  вопросам управления предприятием.

Условия, на которых оказываются  эти услуги – размеры риска  каждого из партнёров, величина требуемого от предпринимателя залога, ставка вознаграждения фонда и так далее, - определяются соглашением с банком и могут варьироваться в зависимости  от конкретной ситуации, сложившейся  на рынке. Принципиально важны,  лишь 2 момента. Во-первых, услуги фонда должны быть платными (обычная ставка – 2-4% от суммы кредита), чтобы исключить всякий намёк на благотворительность и усилить ответственность заёмщика за возвращение кредитных средств. Во-вторых, финансовые элементы реализуемого проекта должны играть роль «втулки», на которую нанизывается разнообразная техническая помощь, чтобы способствовать повышению общего уровня предпринимательской культуры. Рост взаимного доверия между банками и малым бизнесом, достигаемый благодаря посредничеству фондов, рассматривается в качестве одной из главных задач, преследуемых при создании сети таких учреждений, как необходимая предпосылка формирования благоприятной для предпринимательства деловой среды.

В послевоенной Италии для восстановления хозяйства была широко использована схема взаимных кредитных гарантий (кредитной кооперации). С её помощью  удалось в кратчайшие сроки технически переоснастить огромную массу малых  и мельчайших предприятий, выдавая  им льготные кредиты сначала через  специально созданную «Ремесленную Кассу» и сеть местных сберегательных касс, а позже – через консорциумы  и ассоциации предпринимателей. Государственные  Фонды, организованные как кредитные  кооперативы, работали на базе соглашения с банками и выдавали своим  членам гарантии в объёме до 50% получаемых кредитных сумм. В капитале таких  фондов нередко участвовала региональная и местная администрация, что  способствовало интенсивному развитию производства на местах. Кооперативный  кредит сыграл огромную роль в быстром  восстановлении экономики и продолжает служить одной из главных опор национальной финансовой системы.

В послевоенной Германии была использована иная модель, построенная на взаимодействии Банка Кредитных Гарантий (созданного в 1948 году для управления денежными  средствами, поступавшими по плану  Маршалио) и региональных кредитных корпораций. Сегодня БКГ входящий в десятку ведущих немецких банков, возглавляет сеть из 24 гарантийных учреждений, 5 из которых действуют в «новых землях», то есть на территории бывшей ГДР. Капитал Банка полностью принадлежит государству (80% - федеральной администрации, 20% - администрации земель), региональная же сеть образована частным капиталом (торгово-промышленные палаты, ассоциации, банки, страховые компании).

Местные Государственные Фонды  имеют форму акционерных обществ, но освобождены от налога на прибыль  ввиду той важной общественной роли, которую они играют. За время своего существования эта система предоставила малым и средним предпринимателям более 100 тысяч гарантий на общую  сумму 10 млрд. марок, с помощью которых  были реализованы коммерческие кредиты, лизинговые контакты и венчурные  вложения в размере 14 млрд. марок.

Интересен также опыт создания однородных элементов инфраструктуры разных уровней. Например, опыт Великобритании по созданию предпринимательских агентств позволят рационально распределять функции  и ресурсы. Так в рамках иерархии существуют:

    • стратегические агентства, имеющие годовой бюджет свыше 0.5 млн. фунтов стерлингов, предлагающие широкий спектр услуг не только самим предпринимателям, но и агентствам более низкого уровня, определяя тем самым общую политику в области малого и среднего предпринимательства;
    • среднего уровня агентства с бюджетом 100 – 500 тыс. фунтов стерлингов, работающие, прежде всего с начинающими и действующими предпринимателями, предоставляющие достаточно широкий спектр услуг.

Такая система позволяет обеспечить наибольшее число предпринимателей услугами, способствует повышению устойчивости предприятий, позволяя в то же время  оптимизировать затраты на поддержку  малого предпринимательства внутри системы в целом. В рамках системы  поддерживается единый высокий стандарт на оказываемые услуги, общее информационное пространство и обмен информацией  с другими системами. Учёт местных  условий позволяет системе само развиваться, в том числе за счёт её дополнения другими инфраструктурными  элементами в случае необходимости. 

 

2.2 Анализ актуальных проблем зарубежного малого бизнеса 

 

Финансовые результаты, нововведения, быстрота реагирования и создание рабочих  мест представляют собой сильную  сторону малого бизнеса. В противоположность этому слабая сторона отражает проблемы, свойственные исключительно малому бизнесу. Многие малые предприятия угасают в самом начале своей деятельности. Из 600 тыс. новых предприятий, ежегодно возникающих в США, только половина дотягивает до 18 месяцев и только одно из пяти доживает до 10 лет.

Почему так высок показатель неудач? Может быть, главной причиной является легкость создания предприятия. Фактически часто проще самостоятельно организовать свое дело, чем найти  работодателя. Ни один закон не запрещает  работникам стать собственными боссами. И они могут выбрать почти  любое направление предпринимательства, которое им нравится, обладать 20-летним опытом работы в этой области или вообще его не иметь, по учебнику изучить свои рынки или окунуться в этот бизнес без какой-либо информации, быть миллионерами или нищими. Но независимо от квалификации свобода выбора гарантирует им право создания собственных предприятий.

Но, как часто указывают экономисты, свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу неудачи. Неспособность увидеть эту реальность часто приводит к бессчётным стрессам, травмам и трагедиям.

Однако повсеместно принятая статистика неудач может быть открыта для обсуждения. По словам профессора Альберта Шапиро из Университета шт. Огайо: "... Никто не знает числа возникающих предприятий или числа неудач. Фактически мы даже не знаем, что означает неудача. Имеем ли мы в виду банкротство? Но многие люди выходят из дела без объявления банкротства, работая, как безумные, чтобы погасить любую задолженность...

Другие предприятия закрываются, потому что их владельцы достигают  пенсионного возраста и не имеют  никого, кому могли бы передать свою компанию. Некоторые прекращают свою деятельность, потому что им это надоело. Потерпели ли эти предприятия неудачу?

И является ли неудача действительно  неудачей? Многие герои бизнеса, по крайней мере один раз, оказывались  неудачниками. Генри Форд дважды терпел неудачу в делах. Может быть, делая попытки и терпя неудачи, можно приобрести лучшее предпринимательское образование, нежели посещая школу бизнеса, где почти ничего не говорится о малом бизнесе и предпринимательстве".

Следует ли каким-то образом тестировать  предпринимателей, прежде чем рынок  осуществит свой отбор?. Право делать выбор лежит в самой сердцевине американской экономической системы. Без этого права инициатива и побудительные причины вскоре бы иссякли и американская система свободного предпринимательства перестала бы быть свободной.

Каковы же причины "умирания" множества только что возникших предприятий? Что такие крупные эксперты, как фирма "Дан энд Брэдстрит", определяют в качестве причин неудачи предприятия? Плохое управление. Фирма "Дан энд Брэдстрит" имеет более чем вековой опыт обобщения информации о финансовом здоровье предприятий. Фактически эта фирма составила картотеку данных о более чем 9 млн. предприятий США, чтобы обеспечивать их информацией о тенденциях неудач и возникновении новых предприятий. Фирма обнаружила, что предприятия терпят неудачу в делах из года в год по одним и тем же причинам, которые перечислены в примере 1.10. Отметим, что первые по важности четыре причины сводятся к плохому управлению, именно с этим связаны 92% неудач в делах.

Информация о работе Особенности ведения малого бизнеса в странах ЕС