Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 10:26, реферат
Как показывает мировая практика ведущим показателем, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода).
Согласно данным фирмы "Дан энд Брэдстрит", плохое управление часто проявляется в таких проблемах, как большие эксплуатационные расходы или задерживающие платежи клиенты, неудачное местоположение или низкая конкурентоспособность, трудности с товарно-материальными запасами или избыточные постоянные активы.
Хотя эта статистика и может произвести сильное впечатление, однако на самом деле она маскирует реальную причину того, почему так много предприятий "умирает", только появившись на свет. Легкость создания предприятия — вот главная причина, а плохое управление является просто следствием.
Отсутствие управленческого опыта
Часто малые предприятия терпят неудачу, потому что не могут справиться с возрастающими управленческими требованиями. Одно дело — управлять магазином с 10 работниками, и совершенно иное — руководить магазином с сотней работников. В случае с 10 работниками предприниматели осуществляют визуальный контроль над всеми и всем, находящимся в их распоряжении.
Но как только их предприятия разрастаются, скажем, до 100 работников, предприниматели должны переходить к более сложным способам планирования и контролирования своего дела. К сожалению, им часто не хватает управленческого мастерства для выявления и найма талантливых людей, необходимых им для выживания и развития.
В отличие от них президенты крупных корпораций чаще всего являются профессиональными руководителями. Мастерски владея наилучшими и самыми современными управленческими средствами, они дирижируют талантами десятков знающих работников для решения проблем и реализации возможностей компании.
Слабое представительство национальных меньшинств
Еще одной слабой стороной малого бизнеса является недостаточное представительство национальных меньшинств. Исследование 1988 г., проведенное АМБ, в котором содержатся самые последние надежные данные, показывает невысокую вероятность того, что представители национальных меньшинств станут владельцами предприятий18. Как видно из примера 1.11, американцы азиатского происхождения чаще становятся владельцами собственных предприятий, чем представители других национальных меньшинств, особенно чернокожие американцы (данные по североамериканским индейцам отсутствуют).
Таблица 2 показывает также,
что объем продаж в расчете на одно предприятие,
принадлежащее представителю
2.3 Преимущества и проблемы
совершенствования малого
Уровень развития бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства в целом. Достаточно упомянуть, что на 1000 граждан РК приходится примерно около 3 предпринимателей, в то время как в странах - членах ЕС не менее 30. В РК доля малых фирм в общем числе всех предприятий составляет только лишь 30%, в странах ЕС предприятия малого бизнеса составляют около 90% от общего числа предприятий.
Развитие бизнеса на зарубежом идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятий создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности.
Малый бизнес в Европе стимулирует
развитие конкуренции, "вынуждает"
крупные компании внедрять новые технологии
и улучшать эффективность производства,
эффективность всей экономики ЕС напрямую
зависит от успешной деятельности малого
и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется
политика поддержки малого предпринимательства,
главная цель которой – сбалансирование
интересов государства и
Основные цели регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе:
Была разработана Европейская
хартия для малого бизнеса Европы. В данном
документе правительства европейских стран признали
значительный потенциал малых предприятий
и подчеркнули важность создания благоприятных условий для
Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств.
Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд.
К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
3.1 Направления государственной
поддержки малого
В странах - членах ЕС насчитывается более 20 млн. предприятий, из них более 99% - малые и средние предприятия (МСП). В секторе МСП подавляющее большинство - 92% - это микро-предприятия, имеющие менее 10 занятых. Таким образом, типичная европейская фирма - это микропредприятие. Что касается средних предприятий, то их доля составляет всего 1% от европейского сектора МСП, а общее количество в странах ЕС - 220 тысяч. При этом годовой оборот одного такого предприятия превышает 50 млн. евро.
Средний бизнес – важный фактор экономической стабильности. Средние предприятия – это финансово устойчивые и прибыльные предприятия, с хорошо отлаженной структурой, квалифицированным персоналом, налаженной системой финансирования, сбыта. Среднее предприятие имеет свою стратегию развития, а ее руководство уделяет разработке стратегии ключевое внимание.
Средний бизнес – это достаточно важная и интересная категория предприятий. Во-первых, показатели их финансовой и экономической деятельности наиболее высоки в секторе МСП. Во-вторых, уровень управления, оснащения таких предприятий, а также знаний и квалификации персонала наиболее высок в секторе МСП.
Поддержка таких предприятий должна
быть не просто адресной – скорее, «штучной».
Поэтому политика поддержки средних предприятий,
набор и качество предлагаемых бизнес-
услуг должны быть максимально подстроены
под реальные нужды и потребности конкретных
средних предприятий. В частности, это относится
и программам повышения квалификации руководителей и персонала
В экономической политике
Евросоюза большое внимание уделяется поддержке
быстро растущих компаний, которые, по
сравнению с другими
Быстро растущие компании - это компании, имеющие от 50 до 1000 занятых, на которых численность персонала за последние 3 года выроста на 60%. С 1998 по 2005 гг. доля быстро растущих компаний в общем числе предприятий (с числом занятых от 50 до 1 000 человек) составляла от 8% в Нидерландах до 23% в Италии. В среднем, в каждой из этих стран доля средних предприятий составляла 12% от общего числа предприятий. До 2005 года эти цифры были примерно такими же. В среднем, рост занятости на таких предприятиях составил 115% за период 2002 – 2005гг.
В Европе сложилось определенное разделение обязанностей и функций, при котором прямая, в том числе и финансовая, поддержка (налоговые и кредитные льготы, субсидии, покрытие издержек по учреждению предприятий) оказывается предпринимателям в основном в конкретных странах-членах ЕС. При этом сам Евросоюз берет на себя дополняющую эти национальные меры ответственность, в частности, за создание на едином рынке благоприятных условий для деятельности МСП, в том числе, через европейское законодательство и право (правила конкуренции, нормы охраны среды, стандарты, валютное регулирование и т.д.), отраслевую и региональную политику, программы и источники финансирования развития (банки, фонды, бюджет).
Основными направлениями политики ЕС в отношении МСП являются:
Национальная политика в странах-членах
ЕС имеет своей целью
В ЕС достаточно отлажена инфраструктура поддержки МСП. Все страны-члены ЕС имеют хорошо развитую сеть организаций по регулированию и поддержке развития малого и среднего предпринимательства как государственных, так и частных. При этом политика по развитию малого и среднего предпринимательства в каждой стране ЕС разрабатывается министерством экономики и/или министерством промышленности и торговли. Другие министерства также участвуют в поддержке МСП (министерство занятости, министерство экономики и пр.). Они оказывают помощь МСП в вопросах занятости, обучения, международной торговли, развития и т.д.
Торгово-промышленные палаты
занимаются обучением и повышением квалификации,
технологическим
Информация о работе Особенности ведения малого бизнеса в странах ЕС