Особенности гос регулирования РЦБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Рынок ценных бумаг как составная часть финансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования, основная цель которого - защитить интересы инвесторов от противоправных действий со стороны эмитентов или посредников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
1.ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ………………………………………………………….….5
1.1 Задачи, функции и принципы государственного регулирования российского рынка ценных бумаг………………………………………………………..………..5
1.2 Институты и методы государственного регулирования рынка
ценных бумаг в России………………………………………………………….…10
1.3Саморегулируемые организации российского рынка ценных бумаг………………………………………………………………………………...15
2 САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ……………………………………………………………………………….....19
2.1 Особенности саморегулирумой организации российского рынка ценных бумаг: НАУФОР………………………………………………………………….…………….19
2.2 Особенности Профессиональной Ассоциации Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев (ПАРТАД)………………………………………………………………………….....…22
2.3 Особенности Национальной лиги управляющих (НЛУ) ……………...…27
3 ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ…………………………...….29
3.1 Проблемы государственного регулирования российского рынка ценных бумаг и пути их решения……………………………………………………………....29
ЗАКЛЮЧЕНИ………………………………………………………………..…………36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….…..39
Приложение 1…………………………………………………………………………...41

Вложенные файлы: 1 файл

1 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.docx

— 95.88 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3

1.ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ………………………………………………………….….5

1.1  Задачи, функции и принципы государственного регулирования российского рынка ценных бумаг………………………………………………………..………..5

1.2  Институты и методы государственного регулирования рынка

ценных бумаг в России………………………………………………………….…10

1.3Саморегулируемые организации российского рынка ценных бумаг………………………………………………………………………………...15

2 САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО  РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ……………………………………………………………………………….....19

2.1 Особенности саморегулирумой организации  российского рынка ценных бумаг: НАУФОР………………………………………………………………….…………….19

2.2  Особенности Профессиональной  Ассоциации Регистраторов, Трансфер-Агентов  и Депозитариев (ПАРТАД)………………………………………………………………………….....…22

2.3  Особенности Национальной  лиги управляющих (НЛУ) ……………...…27

3 ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА  ЦЕННЫХ БУМАГ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ…………………………...….29

3.1 Проблемы государственного  регулирования российского рынка  ценных бумаг и пути их решения……………………………………………………………....29

ЗАКЛЮЧЕНИ………………………………………………………………..…………36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….…..39

Приложение 1…………………………………………………………………………...41

ВВЕДЕНИЕ

Рынок ценных бумаг как составная часть финансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования, основная цель которого - защитить интересы инвесторов от противоправных  действий  со стороны эмитентов или посредников.

Соответственно необходима активная и целенаправленная  политика государства в  отношении развития рынка ценных бумаг, формирование модели регулирования рынка, которая будет адекватна конкретным условиям российской экономики, национальным интересам и традициям.

В настоящее время государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

  • разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, наблюдение и регулирование исполнения этой программы, выработка законодательных актов для реализации стратегии;
  • установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;
  • контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;
  • обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;
  • формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;
  • контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги;

Кроме государства на рынке ценных бумаг процесс регулирования осуществляется и самостоятельно так называемыми саморегулирующими организациями, которые в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг» представляют собой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующие в соответствии с законом и функционирующие на принципах некоммерческой организации. Важной особенностью такой организации является ее некоммерческая направленность, то есть ее участники и учредители не используют вырученные средства на собственное потребление, а только на реализацию представленных им функций. 
Изучением государственного регулирования российского рынка ценных бумаг занимались такие ученые-экономисты как Е. Авакян, Е. Зенькович, Ю.Сизов, А.Г. Ивасенко, Н.И. Берзон, М.А. Рогова и многие другие экономисты.

Таким образом, целью данной работы является изучение особенностей государственного регулирования российского рынка ценных бумаг. Поставлены следующие задачи работы:

    1. Рассмотреть задачи, функции и принципы государственного регулирования российского рынка ценных бумаг.

    1. Изучить  институты и методы государственного регулирования рынка ценных бумаг в России.

    1. Рассмотреть саморегулируемые организации российского рынка ценных бумаг.

    1. Рассмотреть собенности саморегулирумых организаций  российского рынка ценных бумаг: НАУФОР, ПАРТАД и НЛУ.

    1. Выявить проблемы государственного регулирования российского рынка ценных бумаг и пути их решения.

 

 

 

1 ОСОБЕННОСТИ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

1.1 Задачи, функции и принципы государственного регулирования российского рынка ценных бумаг

В экономической литературе ученые-экономисты по-разному трактуют понятие регулирование рынка ценных бумаг. По мнению ученого-экономиста А.Г. Ивасенко, регулирование рынка ценных бумаг – это объединение в систему определенных методов и приемов, позволяющих упорядочить совершение сделок, подчинить их установленным требованиям и правилам.[12, с.109-120] Ю.С. Сизов определяет регулирование рынка ценных бумаг как механизм поддержания равновесия взаимных интересов всех участников рынка, следующих определенным правилам игры. [17, с. 197-237] В самом общем понимании, регулирование рынка ценных бумаг представляет собой упорядочение  деятельности  на нем всех его участников  и  операций  между  участниками  со  стороны  организаций, уполномоченных обществом на эти действия.[7, с.101-121]

Таким образом, выделяют систему регулирования рынка ценных бумаг -которая включает в себя:

  • государственное регулирование рынка,  осуществляемое  государственнымиорганами;
  • регулирование со  стороны  профессиональных  участников  рынка  ценныхбумаг, или саморегулирование рынка;
  • общественное  регулирование  или  регулирование через общественноемнение, которое включает в себя этику, традиции и обычаи рынка ценных бумаг.

В настоящее время государство играет большую роль на рынке ценных бумаг. Так, государство выступает крупнейшим заемщиком на  рынке  ценных  бумаг и оказывает прямое влияние на его количественные и качественные характеристики. Также государство является крупнейшим  держателем  ценных  бумаг  российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на рынке  корпоративных  ценных бумаг. В соответствие с этим можно выделить следующие функции государства на рынке ценных бумаг:

  • разработка концепции развития рынка, осуществление программы ее реализации, разработка соответствующих законодательных актов;

  • концентрация ресурсов (государственных и частных) в первую очередь для развития инфраструктуры рынка;

  • контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов);

  • установление норм функционирования рынка, контроль за их соблюдением, применение санкций за нарушение правовых норм;

  • создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;

  • создание системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);

  • предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (денежно-кредитного, валютного, налогового);

  • разработка и регистрация общих правил функционирования рынка ценных бумаг;

  • налогообложение.

На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг:

  1. регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг. Такая система существует во Франции;

  1. при сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг), значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции, система согласований и переговоров. Эта система сложилась в Великобритании. [4, с. 68-72]

Структура государственных органов, регулирующих фондовый рынок, зависит от принятой модели рынка и степени централизации управления страной и автономии регионов. В странах с федеративным устройством часть полномочий государства на рынке ценных бумаг передана территориям. Общей тенденцией является создание самостоятельных ведомств (комиссий) по ценным бумагам, регулирующих фондовые рынки.

Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций выступают Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе с Федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, с одной стороны, и саморегулируемые ассоциации профессиональных участников рынка ценных бумаг (ПАРТАД, НАУФОР), с другой стороны. В России стихийно сложилась смешанная модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие финансовые институты.

Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации  выделяет следующие  важнейшие  принципы  государственной  политики  на  рынке  ценных бумаг:

а) государство, выполняя универсальную функцию по защите  граждан,  их законных прав и интересов,  осуществляет  меры  по  защите  прав  участников рынка ценных бумаг на  основе  лицензирования  и  регулирования  всех  видов профессиональной деятельности на этом рынке.

 б) принцип  единства  нормативной  правовой  базы,  режима  и  методов регулирования рынка на всей территории Российской Федерации;

 в) принцип минимального  государственного вмешательства  и максимального саморегулирования, основывающийся  на  минимизации  затрат  из  федерального бюджета,  отказа  от   навязывания   централизованных   решений,   гласности нормотворчества и обязательности участия профессиональных  участников  рынка в регулировании;

г) принцип равных возможностей, означающий:

  • стимулирование государством конкуренции на рынке  ценных  бумаг  через
  • отсутствие льгот для отдельных его участников;
  • равенство всех участников рынка перед  органами,  осуществляющими  его регулирование;
  • гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различны проектов на рынке;
  • отсутствие преимуществ у государственных предприятий,  функционирующих на рынке, перед коммерческими;
  • запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;
  • отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний-реестродержателей).

В соответствие с этим, задачами государственного регулирования рынка ценных бумаг являются:

  • реализация государственной политики развития рынка ценных бумаг;
  • обеспечение безопасности рынка ценных бумаг для профессиональных участников и клиентов;
  • создание открытой системы информации о рынке ценных бумаг и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка.

В государственном регулировании рынка ценных бумаг можно выделить три основных направления.

1. Выработка определенных  правил, регулирующих эмиссию и  обращение ценных бумаг и деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также контроль за соблюдением действующих в стране соответствующих нормативных актов.

2. Выдача лицензий  органами государственной власти  на право заниматься каким-либо  видом деятельности на рынке ценных бумаг. В России лицензирование осуществляется Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг или органами, уполномоченными ею на основании генеральной лицензии.

Кроме лицензирования, государственный контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется также путем аттестации специалистов, работающих с ценными бумагами. В России согласно действующему в настоящее время законодательству руководители и специалисты профессиональных организаций — участников рынка ценных бумаг — должны иметь соответствующий квалификационный аттестат, установленный актами Федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

3. Налогообложение  доходов от операций с ценными  бумагами. Воздействие на рынок  ценных бумаг государство оказывает  с помощью системы налогообложения, введения системы налоговых льгот  и санкций. Плательщиками налога  на доходы от операций с  ценными бумагами являются все  отечественные и иностранные  юридические и физические лица, совершающие сделки купли-продажи  ценных бумаг, в результате которых  они получают дополнительные  доходы. Объектом налогообложения  являются регистрация проспекта  эмиссии ценных бумаг и операции, направленные на возникновение  имущественных прав в отношении  этих ценных бумаг, зафиксированные  в цене договора. Таким образом, регулирование рынка ценных бумаг представляет собой упорядочение  деятельности  на нем всех его участников  и  операций  между  участниками  со  стороны  организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Государственное регулирование входит в инфраструктуру регулирования рынка ценных бумаг и в настоящее время играет большую роль.

Информация о работе Особенности гос регулирования РЦБ