Особенности гос регулирования РЦБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Рынок ценных бумаг как составная часть финансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования, основная цель которого - защитить интересы инвесторов от противоправных действий со стороны эмитентов или посредников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
1.ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ………………………………………………………….….5
1.1 Задачи, функции и принципы государственного регулирования российского рынка ценных бумаг………………………………………………………..………..5
1.2 Институты и методы государственного регулирования рынка
ценных бумаг в России………………………………………………………….…10
1.3Саморегулируемые организации российского рынка ценных бумаг………………………………………………………………………………...15
2 САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ……………………………………………………………………………….....19
2.1 Особенности саморегулирумой организации российского рынка ценных бумаг: НАУФОР………………………………………………………………….…………….19
2.2 Особенности Профессиональной Ассоциации Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев (ПАРТАД)………………………………………………………………………….....…22
2.3 Особенности Национальной лиги управляющих (НЛУ) ……………...…27
3 ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ…………………………...….29
3.1 Проблемы государственного регулирования российского рынка ценных бумаг и пути их решения……………………………………………………………....29
ЗАКЛЮЧЕНИ………………………………………………………………..…………36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….…..39
Приложение 1…………………………………………………………………………...41

Вложенные файлы: 1 файл

1 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.docx

— 95.88 Кб (Скачать файл)
  1. формирование активно действующей системы контроля за небанковскими инвестиционными институтами;
  2. государственная поддержка образования в области фондового рынка
  3. преодоление опережающего развития рынка государственных ценных бумаг, которое переключает большую часть денежных ресурсов на обслуживание непроизводительных расходов государства, сокращая поступление средств в производство. Рынок государственных ценных бумаг, как бы оттягивает на себя ресурсы, мешая развиваться производству. Эту проблему тоже необходимо устранить, но в основном, за счет уменьшения роли этого сегмента рынка и переносе капитала на производственный сектор. [9,с.359-373]

В настоящее время весьма острой проблемой для российского рынка ценных бумаг является преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности. Политические кризисы в стране в первую очередь приводят к падению индекс РТС и котировок ценных бумаг. Решение этой проблемы не просто найти, потому что разнообразие политических партий вступает в противоречия с желанием власти установить четкую вертикаль правящей власти. Хозяйственный кризис тоже негативно отражается на рынке ценных бумаг. К тому же, большую часть современного РЦБ составляют долговые обязательства, что не может не отразиться на общем состоянии рынка. Выплаты государства по долгам уменьшают его влияние на рынке ценных бумаг.

Таким образом, формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг. В первую очередь, это конечно проблемы государственного регулирования рынка ценных бумаг. Исследованием проблем в области государственного регулирования российского рынка ценных бумаг занимались такие ученые экономисты как Е. Авакян, Е. Зенькович, Ю. Сизов и многие другие экономисты.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, регулирование рынка ценных бумаг представляет собой упорядочение  деятельности  на нем всех его участников  и  операций  между  участниками  со  стороны  организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Государственное регулирование входит в инфраструктуру регулирования рынка ценных бумаг и в настоящее время играет большую роль.

Существует множество функций и задач, выполняемых государством на рынке ценных бумаг.

В мировой практике различают две модели регулирования рынка ценных бумаг: первая модель сводится к тому, что регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов, вторая же модель предполагает передачу максимально возможного объема полномочий саморегулируемым организациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг). В России существует смешанная модель государственного регулирования рынка ценных бумаг.  Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации  выделяет  важнейшие  принципы  государственной  политики  на  рынке  ценных бумаг. Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг осуществляется по трем основным направлениям.

Структура органов  государственного  регулирования  российского  рынка ценных бумаг (РЦБ) в настоящее время  еще  не  сложилась.  Регулированием  РЦБ  на государственном уровне занимаются:

1.  Высшие органы государственной  власти:

1.1 Государственная дума;

    1. Президент;

1.3  Правительство. 

2.Государственные  органы  регулирования   РЦБ   министерского   уровня:

2.1   Министерство  финансов;  

2.2  Центральный банк  РФ; 

2.3   Государственный  комитет по  антимонопольной   политике; 

2.4   Госстрахнадзор; 

2.5 Федеральная служба  по финансовым рынкам (ФСФР России).

Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг может осуществляться прямым и косвенным методами.  Прямое регулирование состоит в разработке норм и правил и контроля за их выполнением. Косвенное,  или  экономическое управление   РЦБ реализуется  через   систему   налогообложения,   денежную   политику, государственные капиталы и государственную собственность и ресурсы.

Саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг именуется добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Законом «О рынке ценных бумаг» и функционирующее на принципах некоммерческой организации.

Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Саморегулируемая организация является некоммерческим образованием, поэтому все доходы саморегулируемой организации используются исключительно для выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов. Нормативно-правовыми актами определены цели, функции, задачи и признаки саморегулируемых организаций. Финансирование деятельности саморегулируемой организации осуществляется за счет профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В настоящее время в России статус саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и институтов коллективного инвестирования имеют следующие организации: Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), Профессиональная Ассоциация Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев (ПАРТАД) и Национальная лига управляющих (НЛУ).

Таким образом, формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг. В первую очередь, это конечно проблемы государственного регулирования рынка ценных бумаг. Исследованием проблем в области государственного регулирования российского рынка ценных бумаг занимались такие ученые экономисты как Е. Авакян, Е. Зенькович, Ю. Сизов и многие другие экономисты.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  2. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";
  3. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" ;
  4. Указ Президента РФ от 4 ноября 1994 г. N 2063 "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 22 марта1996 г., 25 июля 2000 г., 18 января 2002г.);
  5. .Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 1 июля 1997 г. N 24 «Об утверждении Положения о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг и Положения о лицензировании саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг»;
  6. Авакян Е. Реформирование системы регулирования финансового рынка: проблемы и перспективы. // Депозитариум, № 5, 2007, с. 9 - 10.
  7. Базовый курс по рынку ценных бумаг. – М.: Финансовый издательский дом «Деловой экспресс», 2008, с. 101 - 121.
  8. Белов В.А. Государственное регулирование рынка ценных бумаг. / Учеб. Пособие. – М.: Высш.шк., 2007, с.70 - 71.
  9. Берзон Н.И., Буянова Е.А., Кожевников М.А., Чаленко А.В. Фондовый рынок: Учебное пособие для высших учебных заведений экономического профиля. – М.: Вита – Пресс, - 2008, с. 359 - 373.
  10. Едронова В.Н., Новожилова Т.Н. Рынок ценных бумаг: учеб. Пособие / В.Н. Едронова , Т.Н. Новожилова. – М.: Могистр, 2007, с. 29 – 197.
  11. Зенькович Е. Контроль и надзор на финансовом рынке. // Депозитариум, № 5, 2007, с.7 - 8.
  12. Ивасенко А.Г. Рынок ценных бумаг. Инструменты и механизмы функционирования: учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Л.И. Никонова, В.А. Павленко. – М.: КНОРУС, 2006, с. 109 – 120.
  13. Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. – М.: Юристъ, 2007, с. 17 – 65.
  14. Колтынюк Б.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. – СПБ.: Изд-во Михайлова В.А., 2008, с. 68 – 72.
  15. Миркин Я. Рынок ценных бумаг России: воздействие фундаментальных факторов, прогноз и политика развития. – М.: Альпина, 2008, с. 360 – 404.
  16. Рогова М.А. Регулирование рынка ценных бумаг. // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления, №5, 2008, с. 73-77.
  17. Сизов Ю. Стратегический подход к регулированию рынка ценных бумаг. // Вопросы экономики, № 4, 2007, с. 51 – 69.
  18. Сизов Ю.С. Формирование системы государственного регулирования рынка ценных бумаг в России. Московский опыт.- М.: Планета, 2008, с.197 – 237.
  19. http:// www.naufor.ru
  20. http:// www.nlu.ru
  21. http:// www.partad.ru

 

 

Приложение 1

 

Управляющие компании, входящие в НЛУ, первыми получившие рейтинг предоставляемых услуг

Рейтинг (индивидуальный)

УК

Размер собственных средств, млн. руб.

Колличество ПИФов

СЧА, млн. руб.

Дата выдачи лицензии

ААА

КапиталЪ Управление активами

624

9

3781.59

08.04.2008

ААА

Альянс Росно УА

211

12

1470.83

09.08.2002

ААА

Ингосстрах-Инвестиции

346.27

8

2196.42

25.08.1997

ААА

Уралсиб

860.3

13

1470.83

14.07.2000

ААА

Атон-менеджмент

348.42

6

14717.61

28.02.2001

ААА

Пенсионный резерв

348.42

1

123.49

07.02.2003

ААА

Альфа-Капитал

182.75

22

8555.34

22.09.1998

ААА

УК Банка Москвы

757.87

15

5038.51

04.02.1997

ААА

Лидер

1966.14

5

984.43

17.12.2002

ААА

Газпромбанк-Управление активами

122

16

2788.18

15.09.2009

ААА

ОФГ Инвест

132

5

6477.6

31.10.1996

ААА

ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс

421

24

3278.73

17.06.2002

ААА

ВТБ Капитал Управление Активами

496.5

27

2836.56

06.03.2002

АА+

Райффайзен Капитал

205.83

17

10175.95

21.04.2009

АА+

Открытие

275.18

12

1314.56

11.04.2001

АА+

Тринфико

218

22

354.28

24.09.2002

АА+

Либра Капитал

147.18

5

820.1

24.09.2009

АА

Агана

287.87

15

443.01

17.01.2001

АА

Регион ЭМ

237.78

6

231.31

22.05.2002

АА

Метрополь

121.05

5

195.22

13.05.2008

АА

Трансфингруп

208.31

7

112.92

06.11.2001

АА-

Паллада ЭМ

223.47

18

112.92

08.08.1996

A+

РН-траст

102

3

18.28

15.08.2002

A+

Солид Менеджмент

81.56

15

532.14

27.12.1999

A+

Брокеркредитсервис

350.2

10

1116.95

25.06.2002

A+

БФА

231.66

13

660.7

15.11.2002

A+

Велес Менеджмент

138.36

13

660.7

15.09.2009

A+

АК БАРС КАПИТАЛ

314.39

22

418.69

12.11.2002

A+

Флеминг Фэмили энд Партнерс

87.53

10

277.29

29.12.2009

A

Достояние

104.82

3

56.46

12.09.1996

A

Русь-капитал

229.89

16

659.87

26.06.2000

A

Аналитический центр

81.2

2

59.38

17.06.2002

A

Алемар

155.46

1

31.83

23.09.1998

A

Финам Менеджмент

122.93

9

251.55

20.12.2002

A-

Универ Менеджмент

132.62

10

365.64

24.12.2002

A-

Инвестиционный стандарт

97.52

4

25.85

27.11.2008

A-

Энергокапитал

107.52

6

553.66

25.06.2002

BBB+

АМК Финанс

83.98

3

2.29

30.06.2011

BBB+

Инфина

80

2

142.43

10.04.2007

BBB+

АФМ

92

4

165.17

29.10.2002


 

Рейтинговый класс: ААА - Максимальная надежность

АА+ - Очень высокая надежность-первый уровень

АА - Очень высокая надежность-второй уровень

АА- - Очень высокая надежность-третий уровень

A+-Высокая надежность-первый  уровень

А- Высокая надежность-второй уровень

А-- Высокая надежность-третий уровень

BBB+-Достаточная надежность  первый уровень

[19]

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности гос регулирования РЦБ