Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 16:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании особенностей денежно-кредитной политики России, проводимой Центральным Банком, изучение методов и инструментов, с помощью, которых она осуществляется, и выявление сильных и слабых сторон денежно-кредитной политики нашей страны.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитной политики, определить ее цели, методы и инструменты реализации;
- показать основные направления, и инструменты денежно-кредитной политики России.
Введение.…………………………………………………………………….3
Глава 1. Денежно-кредитная политика государства: теоретические основы
Сущность и функции денежно-кредитной политики.……………5
Цели денежно-кредитной политики.………………………………9
Методы денежно-кредитной политики и инструменты её
Реализации.………………………………………………………… 13
Глава 2. Особенности денежно-кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе
Центральный банк РФ и его функции …………………………....21
Инструменты денежно-кредитной политики Банка России….... .25
Проблемы реализации денежно-кредитной политики
ЦБ России………………………………………………………….. 31
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов….35
Заключение………………………………………………………………….. 40
Список литературы…………………………………………………
Рис. 1 Иерархическая структура целей денежно-кредитной политики4
Однако у этой глобальной цели есть свои более конкретные и доступные подцели. Вся совокупность целей определяется в зависимости от того на каком уровне развития находится экономические взаимоотношения в государстве. Все цели денежно-кредитной политики можно поделить на три группы: первичные, промежуточные и тактические.5 (рис.1)
Выделяют такие первичные цели денежно-кредитной политики как: стабилизация уровня цен (процент инфляции), достижение полной занятости (процент безработицы), равновесный и стабильный экономический рост (прирост ВВП) и внешнеэкономическая стабильность (равновесный платежный баланс).
Ежегодно значения этих экономических ориентиров корректируется правительством страны. И от того, насколько четко и правильно была сформулирована первичная цель денежно-кредитной политики, зависит особенность экономического развития страны.
Первичные цели долгосрочны, они не могут измеряться непосредственно как денежные величины и не являются индикаторами денежного рынка. Для того чтобы их достичь центральный банк разрабатывает промежуточные цели.
Промежуточная цель денежно-кредитной политики — это экономическая переменная, которую центральный банк избирает в качестве объекта своего повседневного контроля, так как считает, что она способствует достижению основных целей монетарной политики.6
На роль промежуточных целей может претендовать множество переменных, но при их выборе необходимо учитывать, что потенциальная промежуточная цель должна обладать тесной взаимосвязью с первичными целями, есть возможность ее четкого количественного выражения и над ней без труда можно осуществить контроль и оперативное влияние со стороны центрального банка. Обычно выбор промежуточной цели зависит от того, к какому компромиссу придут политики, экономисты-теоретики, а также финансисты при проведении Денежно-кредитной политики.
Промежуточные цели действуют на протяжении длительного периода, и в течение этого периода может быть доказана их эффективность. Например, активизация конъюнктуры рынка путем роста денежной массы или снижение процентных ставок в краткосрочном периоде может вызвать рост спроса и цен и лишь при условии, что эти мероприятия активизируют инвестиционные процессы, рост производства. Возможно также обеспечить увеличение предложения, которое, в свою очередь, должен остановить рост цен и стабилизировать их, но для этого необходимый продолжительный период времени.
Из рис.1 мы видим, что тактическая цель определяет, какую форму кривой предложения необходимо выбрать для проведения денежно-кредитной политики. Если линия предложения (М) денег располагается вертикально, то изменение спроса на деньги (L) могут изменить только ставку процента, оставляя без изменений денежную массу. При рассмотрении другого крайнего случая (линия предложения денег расположена горизонтально), сдвиг линии спроса на деньги может изменить лишь то количество денег, которое находится в обращении, не оказываю никакого влияния на фиксированную ставку процента. При наклонной линии предложения денег изменение линии спроса на деньги приводит к изменению, как денежной массы, так и ставки процента. (рис.2)
Изменение ставки процента оказывает значительное влияние на экономическую конъюнктуру, при повышении ставки процента кредит становится дорогим, а, следовательно, снижается объем производства, особенно в таких отраслях экономики как жилищное хозяйство, автомобилестроение, гражданское строительство и производство капитального оборудования, которые являются очень чувствительными к изменению процентных ставок. Но с другой стороны, при увеличении количества денег, происходит разогрев экономической конъюнктуры.
i - ставка процента, М – денежная масса
Рис. 2 Воздействие изменения спроса на деньги на процентную ставку (а), на денежную массу (б), на ставку процента и денежную массу (в) 7
Тактические цели регулируют ключевые экономические переменные через банковскую систему, за счет управления денежной массой, ставкой процента, валютным курсом и т.п. и обеспечивают достижение промежуточных целей.
Тактические цели денежно-кредитной политики обладают такими признаками, как: краткосрочность их действия, многоплановость и то, что реализуются они исключительно оперативными мероприятиями центрального банка. Но данные особенности очень усложняют выбор методов и механизмов реализации тактических целей денежно-кредитной политики государства.
Тактические цели должны обладать такими характеристиками, как: во-первых, должна иметься возможность измерить достигнутые результаты, во-вторых, возможность осуществления контроля над этими потенциальными тактическими целями, в-третьих, возможность оперативно повлиять на соответствующие экономические процессы.
Так как при изменении денежной массы изменяется совокупный спрос м макроэкономические показатели, то изменения процентной ставки и валютного курса могут повлиять не только на совокупный спрос, но и на интересы отдельных экономических субъектов и обусловить значительные структурные изменения в экономике.
Исходя из этого, выполнение основных регулятивных задач зависит от правильного объединения тактических целей. Например, через изменение процентной ставки и валютного курса можно нейтрализовать инфляционное давление от роста денежной массы в обращении.
Главной чертой тактических целей денежно-кредитной политики должна быть их непосредственная связь с выбранными первичными целями.
Выбор методов и инструментов денежно-кредитной политики должен осуществляться центральным банком, то есть отличие первичных и промежуточных целей денежно-кредитной политики от тактических должно заключаться в том, что тактические реализует именно Центральный Банк государства.
Следует осознавать, что реальная действительность очень многогранна, и поэтому ни одна из рассмотренных выше тактических целей, как правило, не способна полностью соответствовать реальным условиям.
Каждая из этих целей есть очень важной для общества, а потому властные структуры ставят перед собой задачу реализовать их максимально полно. Но с помощью лишь денежно-кредитной политики одновременно достичь всех целей невозможно.
Методы денежно-кредитной политики - это совокупность способов, инструментов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объекты денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей.8
Методы денежно-кредитной политики государства можно классифицировать по различным признакам, например в зависимости от связи метода с поставленной целью можно различать прямые и косвенные методы.
Прямые методы, являются административными мерами, которые закреплены в различных директивных документах Центрального Банка, которые касаются объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Примерами количественного контроля могут послужить лимиты роста кредитования и привлечение депозитов, а максимальные размеры ставок по кредитам или депозитам могут быть примером мер контроля в области процентных ставок.9
С точки зрения контроля Центрального Банка за денежным предложением и спросом на деньги (количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики), максимальным объемом и ценой кредитов и депозитов применение этих методов дает наиболее быстрый эффект. При их использовании сокращаются временные лаги денежно-кредитной политики.
С помощью прямых методов денежно-кредитной политики, Центральный Банк имеет возможность влиять на денежные агрегаты, распределение ссуд и издержки заимствований. Такие методы являются наиболее привлекательными для государственных органов, так как являются методами регулирования и перераспределения денежных ресурсов, и играют очень важную роль, в условиях экономического кризиса. Данные методы относительно просты в применении, требуют меньших затрат и последствия их применения наиболее предсказуемы.
Но у прямых методов денежно-кредитной политики есть и свои минусы. Они оказывают достаточно грубое воздействие на функционирование субъектов денежного рынка, так как затрагивают основы их экономической деятельности. Вместе с тем данные методы могут идти в противоречие с микроэкономическими интересами кредитных организаций, могут привести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, также ограничивать межбанковскую конкуренцию и затруднять появление новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.
Помимо этого, необходимо учитывать, что являясь частью общей экономической политики, проводимой государством, денежно-кредитная политика влияет в целом на воспроизводственный процесс в национальной экономике. И при применении прямых методов, которые направлены, в частности, на сдерживание инфляции, может возникнуть ряд отрицательных последствий, имеющих общеэкономический характер. 10
Также необходимо учитывать, что в случае, когда прямы методы воздействия на участников денежного рынка «неблагоприятно» влияют на их хозяйственную деятельность, с точки зрения микроэкономики, они могут вызвать отток финансовых ресурсов за рубеж или в «теневую экономику» страны. Кроме этого, прямые методы могут вызвать усиление коррупции в денежной сфере, а также усиление бюрократических факторов.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что негативных последствий применения прямых методов в условиях рынка зачастую гораздо больше, нежели положительных, поскольку они деформируют весь рыночный механизм.
В отличие от прямых методов денежно-кредитной политики, косвенные влияют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов за счет рыночных механизмов, они имеют более длительный временной лаг, их применение не вызывает деформации рынка, но последствия от применения таких методов намного меньше предсказуемы. Эффективность использования данных методов регулирования имеет тесную связь со степенью развития денежного рынка. Обычно к косвенным методам денежно-кредитной политики Центральный Банк переходит при повышении степени независимости своих функций в экономике.
Кроме прямых и косвенных методов денежно-кредитной политики, выделяют общие и селективные методы.
Общие методы денежно-кредитной политики воздействуют на денежный рынок в целом, они носят преимущественно косвенный характер.
В отличие от общих методов, селективные, чаще всего, имеют директивный характер и регулируют отдельные виды кредита. С помощью данных методов могут решаться частные задачи, например, ограничение в выдаче ссуд отдельным банкам или ограничение выдачи некоторых видов ссуд. При использовании этих методов, Центральный Банк тем самым сохраняет за собой функции, которые не свойственны рыночной экономике, он централизованно перераспределяет кредитные ресурсы, что существенно искажает рыночные цены и распределение ресурсов. Селекционные методы сдерживают конкуренцию на финансовых рынках, поскольку, к отдельно взятому банку применяются индивидуальные меры контроля. Также оказывает искажающее влияние на рынок и кредитный контроль за отдельными видами банков, например, за банками, которые осуществляют кредитование определенных отраслей или регионов.
На практике селективные методы денежно-кредитной политики применяются при проведении экономической политики, которая проводится на стадии циклического спада, в условиях, когда резко нарушена пропорция воспроизводства.
Методы денежно-кредитной политики, также можно различить и по объекту воздействия. Это такие методы, которые воздействуют на денежное предложение и методы, которые регулируют спрос на денежном рынке.
Предложение денег - это денежная масса, которая находится в обращении и складывается из соответствующих денежных агрегатов. Методы воздействия на денежное предложение зависят от того, какие цели поставлены в рамках денежно-кредитной политики данной страны.
В случае, когда цель денежно-кредитной политики заключается в поддержании количества денег в обращении на неизменном уровне, Центральный Банк проводит жесткую рестрикционную политику, которая осуществляется преимущественно методами количественных ограничений.
Если же цель денежно-кредитной политики государства стоит в поддержании фиксированной ставки процента для сдерживания или, наоборот, стимулирования инвестиций, то проводится гибкая денежно-кредитная политика. В таком случае, регулирование денежного предложения будет допускать колебания денежной массы в зависимости от изменения ставки процента.
Выполняя роль объекта денежно-кредитной политики, спрос на деньги формируется из спроса на деньги как средства сохранения стоимости и спроса на деньги как средства обращения.
Спрос на деньги как средство обращения находится в прямо пропорциональной зависимости от уровня номинального Валового Внутреннего Продукта. Чем выше доход в обществе, чем больше совершается сделок и чем выше уровень цен, тем больше требуется денег на реализацию экономических сделок в рамках национальной экономики. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что ставка процента никак не влияет на операционный спрос на деньги.
Спрос на деньги как средство стоимости находится в обратной пропорциональной зависимости от того, какую величину имеет номинальная ставка процента. Так как, когда человек владеет деньгами в наличной форме и в форме чеков и вкладов, которые не приносят ему проценты, то возникают определенные альтернативные издержки по сравнению с использованием сбережений в виде ценных бумаг. Чем выше ставка процента, тем ниже курс ценных бумаг, больше спрос на них, и ниже спрос на наличные деньги и наоборот. Таким образом, получается, что общий спрос на деньги зависит от номинальной ставки процента и объема номинального валового национального продукта (ВНП).
Информация о работе Особенности денежно-кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе