Особенности и перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является исследование особенностей развития человеческого капитала в Республике Беларусь.
Исходя из цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
– раскрыть сущность категории «человеческий капитал», методы его оценки и дать характеристику состояния в разрезе его составляющих;
– проанализировать тенденции развития человеческого капитала в Республике Беларусь;
– сформулировать рекомендации и предложения по развитию и использованию человеческого капитала в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………...……................5
Теоретические аспекты исследования человеческого капитала
1.1 Сущность и содержание категории «человеческий капитал»......................6
1.2 Эволюция научных подходов к исследованию человеческого капитала......9
1.3 Структура человеческого капитала, факторы его развития и
показатели оценки..............................................................................................12
Особенности и перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь
2.1 Состояние и тенденции развития человеческого капитала в
Республике Беларусь............................................................................................18
2.2 Перспективы развития человеческого капитала в
Республике Беларусь............................................................................................25
2.3 Человеческий капитал и его влияние на уровень
социально-экономического развития...................................................................29
Заключение………………………………………………………..........…………...32
Список использованных источников………………………………..........…….....34

Вложенные файлы: 1 файл

157-Makro-Chelovechesky_kapital_ponyatie_i_rol_v.docx

— 283.15 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 35 с., 5 рис., 1 табл., 21 источник.

 

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ, ИНДЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, НАУКА, МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

 

Объект исследования – человеческий капитал.

Предмет исследования – особенности развития человеческого капитала в Республике Беларусь.

Цель работы – исследование особенностей развития человеческого капитала в Республике Беларусь.

Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ, корреляция.

Исследования и разработки: была раскрыта сущность человеческого капитала, проведен анализ показателей человеческого капитала в Республике Беларусь, изучено влияние эффективного использования человеческого капитала на экономику.

Элементами научной новизны полученных результатов являются предложения по совершенствованию развития человеческого капитала в Республике Беларусь.

Областью возможного практического применения является разработка соответствующей государственной политики в области здравоохранения, образования, науки как важнейших характеристик человеческого капитала Республики Беларусь.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                _____________________

(подпись студента)

 

ABSTRACT

 

Course work: 35 p., 5 fig., 1 tab., 21 sources.

 

HUMAN CAPITAL, INDEX OF HUMAN DEVELOPMENT, EDUCATION, HEALTH, SCIENCE, POPULATION

 

The object of study – human capital.

Subject of research – especially the development of human capital in the Republic of Belarus.

Purpose – to study features of the development of human capital in the Republic of Belarus.

Methods: analysis and synthesis, comparative analysis, correlation.

Research and development: essence of human capital was disclosed, the analysis of indicators of human capital in the Republic of Belarus, the influence of the effective use of human capital in the economy.

Elements of scientific novelty of the results are the suggestions to improve the development of human capital in the Republic of Belarus.

The scope of possible practical applications is the development of appropriate public policies in health, education, and science as the most important characteristics of human capital of the Republic of Belarus.

Author confirms that the information they cash-analytical material correctly and objectively reflects the state of the process, and all borrowed from the literature and other sources of theoretical and methodological terms and concepts accompanied by references to their authors.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                _____________________

(signature of the student)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………...……................5

  1. Теоретические аспекты исследования человеческого капитала
  2. 1.1 Сущность и содержание категории «человеческий  капитал»......................6
  3. 1.2 Эволюция научных подходов к исследованию человеческого капитала......9
  4. 1.3 Структура человеческого капитала, факторы его развития и
  5. показатели оценки..............................................................................................12
  6. Особенности и перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь
  7. 2.1 Состояние и тенденции развития человеческого капитала в
  8. Республике Беларусь............................................................................................18
  9. 2.2 Перспективы развития человеческого капитала в
  10. Республике Беларусь............................................................................................25
  11. 2.3 Человеческий капитал и его влияние на уровень
  12. социально-экономического развития...................................................................29

Заключение………………………………………………………..........…………...32

Список использованных источников………………………………..........…….....34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Наметившиеся в конце прошлого столетия перспективные тенденции в экономических и социальных процессах, а также сопутствующие им трудности и противоречия привели к существенным переменам в развитии мирового сообщества. Революционный технологический прогресс определил в структуре хозяйства переход от выпуска товаров к превалирующему производству услуг (к постиндустриальной экономике, опирающейся на новые интеллектуальные ресурсы и достижения), привел к интенсивной разработке, распространению и внедрению высоких технологий сначала в США, а затем и в Западной Европе.  В условиях перехода к экономике знаний самыми важными показателями стали творческий потенциал стран и наций, реальные его результаты в виде инноваций и конкурентоспособности их экономики. Современный мир делает упор не на традиционный капитал в виде машин, оборудования и зданий и не на фондовые рынки, а на капитал человеческий, предпринимательский, инновационный. Все страны сегодня проходят своего рода естественный отбор по критериям инновационности и конкурентоспособности экономики. Для перехода к новому технологическому укладу требуется новый работник: более интеллектуальный, творческий и инновационный. Именно поэтому человеческий капитал занимает центральное место в современной экономике.

Основной целью данной работы является исследование особенностей развития человеческого капитала в Республике Беларусь.

Исходя из цели исследования в работе  поставлены и решены следующие задачи:

– раскрыть сущность категории «человеческий капитал», методы его оценки и дать характеристику состояния в разрезе его составляющих;

– проанализировать тенденции развития человеческого капитала в Республике Беларусь;

– сформулировать рекомендации и предложения по развитию и использованию человеческого капитала в Республике Беларусь.

Объектом  исследования  является  человеческий капитал.

Предмет исследования – особенности развития человеческого капитала в Республике Беларусь.

При написании работы были использованы различные источники, включая учебные пособия и периодические издания, авторы которых достаточно фундаментально рассматривают вопросы «новой экономики», ее сущность и проблемы становления в Республике Беларусь, а также роль в этом процессе человеческого капитала в его количественной и качественной определенности.

Для  построения диаграмм использовались статистические сборники Республики Беларусь, а также статьи периодических изданий.

 

 

  • 1 Теоретические аспекты исследования человеческого капитала
  •  

     

  • 1.1 Сущность и содержание категории «человеческий  капитал»
  •  

     

     

    Человек, его творческие качества, силы и способности, с помощью которых он преобразует себя и окружающий мир, традиционно занимали центральное место в экономических и социальных науках. Вместе с тем ускоренное развитие материально-технической базы производства, связанное с промышленным переворотом, заслонило проблемы развития человека и его производительных способностей, создав иллюзию превосходства физического капитала в обеспечении экономического роста. Как следствие этого, долгие годы производительные способности человека рассматривались и оценивались как один из количественных факторов производства. Задача состояла лишь в том, чтобы удачно соединить труд, основной и оборотный капитал.

    Современное представление о месте и роли человека и экономическом развитии раскрывается в рамках теории человеческого капитала, которая является достаточно целостным учением, закономерно сформировавшимся во второй половине ХХ в. из разрозненных научных взглядов. Исторически теория человеческого капитала опирается на принцип сходства процессов формирования физического и человеческого капитала: накапливаться, становиться запасом могут не только материально-вещественные активы, но и способности людей. Знания людей, их навыки и производственный опыт могут превратиться в долговременный капитальный актив, который приносит доход.

    Четкого определения человеческого капитала, несмотря на большое количество различных взглядов,  у экономистов до сих пор не сложилось.

    По мнению А. Смита, капитал человека – это та часть его имущества (включающая орудия труда, постройки, землю, собственные способности), из которой он рассчитывает извлечь доход [17, с.13].

    Ж.Б. Сэй отмечал, что «способности и силы, достаточные для исполнения даже самой легкой работы, могут быть рассмотрены как капитал, который образовался  лишь ежегодным накоплением и последовательным увеличением расходов на воспитание человека» [15].

    Г. Беккер отмечает, что «человеческий капитал формируется за счет инвестиций в человека, среди которых можно назвать обучение, подготовку на производстве, расходы на здравоохранение, миграцию и поиск информации о ценах и доходах» [1].

    Э. Долан, Дж. Линдсей под человеческим капиталом подразумевают «капитал в виде умственных способностей, полученных через формальное обучение или образование либо через практический опыт» [11, с.260].

    Необходимо отметить, что человеческий капитал – это не просто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это накопленный запас навыков, знаний, способностей. Во-вторых, это такой запас навыков, знаний, способностей, который целесообразно используется человеком в той или иной сфере общественного воспроизводства и способствует росту производительности труда и производства. В-третьих, целесообразное использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности закономерно приводит к росту заработков (доходов) работника. И в-четвертых, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает человека путем вложений, которые могут касаться здоровья, образования и др., увеличить, накопить новый запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем его вновь эффективно применить [9, с.45].

    Немаловажное значение в современных условиях имеет реализация потребностей в творческом труде и потребностей проявления предпринимательской инициативы и мотивации субъектов.

    По мнению А. И. Добрынина, человеческий капитал – это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым влияют на рост заработков (доходов) данного человека [9, с.46].

    Человеческий капитал, накапливаясь в экономике, обеспечивает условия для создания, эффективного использования и приумножения всех других форм капитала, он сохраняет и переносит стоимость этого капитала на создаваемые блага, товары и создает новую стоимость. В соответствии со сложившимися представлениями, «человеческий капитал представляет собой совокупность данных от природы и приобретенных в процессе образования, социального и экономического опыта биосоциальных, экономических способностей, применяемых в общественном производстве как для «оживления» факторов производства, так и для их оптимального комбинационного соединения и приносящих ему доход в денежной, натуральной и в определенном смысле социальной формах» [7, с.5].

    Необходимо отметить, что человеческий капитал — это форма выражения производительных сил (качеств, свойств, способностей, функций, ролей) человека, включенных в систему социально-ориентированной рыночной экономики в качестве ведущего элемента  общественного  производства  и   решающего фактора экономического роста. Формирование и развитие человеческого капитала требуют от самого человека и от всего общества существенных затрат, которые способны обеспечить значительный по объему, длительный по времени и интегральный по характеру экономический и социальный эффект [18, с.41].

    Человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности. Человеческий капитал неотделим от его носителя – живой человеческой личности [9, с.46]. Кроме того, инвестиционный период у человеческого капитала значительно длиннее, чем у физического. У последнего он составляет от 1 до 5 лет, а у такой формы вложений в человека, как образование, инвестиционный период может достигать 12-20 и более лет.

    При определении человеческого капитала в качестве важнейшей его составляющей в условиях «новой экономики» следует также учитывать  предпринимательские способности, значимая роль которых в процессе экономического развития отмечается многими исследователями. Сущность предпринимательской деятельности, как показал Й. Шумпетер, состоит не в создании нового знания, а в осуществлении нововведений, связанных с поиском решения новых задач, преодолением инерции социальной среды, в результате которых возникает новая производственная функция, изменяющая условия экономического равновесия. Другая сторона предпринимательской деятельности, как показал Т. Шульц, состоит в оптимизации использования ресурсов в условиях создавшегося неравновесия, в основе которой лежит так называемая аллокативная способность, включающая способность воспринимать информацию, корректно ее интерпретировать и предпринимать действия по перемещению ресурсов в ответ на изменение экономической ситуации [7, с.7].

     При формировании человеческого  капитала имеет место двусторонний  множительный эффект, обеспечивающий в будущем получение более высоких доходов, которые, в свою очередь, стимулируют и заинтересовывают человека путем вложений увеличить, накопить новый запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем его вновь эффективно применить.

    Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться, причем по мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченной верхней границей активной трудовой деятельности.

    Информация о работе Особенности и перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь