Особенности и перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является исследование особенностей развития человеческого капитала в Республике Беларусь.
Исходя из цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
– раскрыть сущность категории «человеческий капитал», методы его оценки и дать характеристику состояния в разрезе его составляющих;
– проанализировать тенденции развития человеческого капитала в Республике Беларусь;
– сформулировать рекомендации и предложения по развитию и использованию человеческого капитала в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………...……................5
Теоретические аспекты исследования человеческого капитала
1.1 Сущность и содержание категории «человеческий капитал»......................6
1.2 Эволюция научных подходов к исследованию человеческого капитала......9
1.3 Структура человеческого капитала, факторы его развития и
показатели оценки..............................................................................................12
Особенности и перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь
2.1 Состояние и тенденции развития человеческого капитала в
Республике Беларусь............................................................................................18
2.2 Перспективы развития человеческого капитала в
Республике Беларусь............................................................................................25
2.3 Человеческий капитал и его влияние на уровень
социально-экономического развития...................................................................29
Заключение………………………………………………………..........…………...32
Список использованных источников………………………………..........…….....34

Вложенные файлы: 1 файл

157-Makro-Chelovechesky_kapital_ponyatie_i_rol_v.docx

— 283.15 Кб (Скачать файл)

Демографические аспекты воспроизводства населения составляют естественную границу формирования общего объема человеческого капитала страны. Особое место здесь занимает поло – возрастная структура населения, как его важнейшая характеристика, основа количественных и качественных изменений совокупного человеческого капитала.

С 1995 года уменьшилась численность детей в возрасте до 10 лет, что отражено на половозрастной пирамиде населения, основание которой резко сузилось (рисунок 3). В то же время численность молодежи от 20 до 30 лет  выше, следовательно, рождаемость резко упала после 1992 г., что связано с более надежной  системой социальных гарантий в дореформенный период, а также со сложным экономическим положением переходного периода Республики Беларусь.

 

 

Рисунок  3 - Половозрастная пирамида населения Республики Беларусь

Примечание – Источник: [19].

 

Сокращение доли населения в возрасте до 15 лет в дальнейшем вызовет негативные социально-экономические явления, связанные  с неизбежным уменьшением трудовых ресурсов страны, демографическим старением населения, возрастанием демографической нагрузки за счет лиц старших возрастов и резким снижением числа родившихся начиная с 2013-2014 годов.

Тем не менее, стоит отметить, что численность детей до 4 лет повышается, что свидетельствует о повышении рождаемости в последние годы, что обусловлено грамотной политикой, направленной на защиту семей с детьми в Республике Беларусь.

Рост доли населения старших возрастов стимулирует возрастание показателей смертности и заболеваемости, снижение экономической активности населения, общественной производительности труда, увеличение демографической нагрузки на работающее население за счет лиц старших возрастов, повышение государственных расходов на социальное обеспечение и социальное страхование. Старение населения является препятствием в накоплении человеческого капитала из-за относительного, а иногда и абсолютного сокращения его носителей.

За последние годы усилились диспропорции в продолжительности жизни мужчин и женщин, что отрицательно сказывается на структуре трудового потенциала нашей страны. Уменьшение продолжительности жизни и увеличение ее разницы у мужчин и женщин объясняются рядом социально-экономических, экологических, психологических, бытовых причин. Разница в продолжительности жизни мужчин и женщин в основном объясняется различиями в их образе жизни. Мужчины больше, чем женщины, заняты на работах с тяжелыми и вредными условиями труда. Они чаще злоупотребляют алкоголем, курением, что ведет к увеличению смертности от целого ряда заболеваний. Отрицательное влияние на здоровье людей и, в конечном счете, на продолжительность жизни оказывают характерные для современного развития общества усложнение условий труда, ухудшение бытовых условий и экологической среды, увеличение напряженности ритма жизни, информационные и транспортные перегрузки, недостаточная физическая активность, недооценка здорового образа жизни.

Распространение пьянства, алкоголизма и наркомании наносит большой ущерб социальному благополучию и негативно влияет на перспективы человеческого развития Беларуси. Снижение уровня жизни населения, негативное изменение среды обитания, низкая эффективность и качество лечебно-профилактической деятельности привели к снижению основополагающего показателя здоровья населения – средней продолжительности жизни, (с начала 90-х годов у мужчин – на 8-13 лет, у женщин – на 5-8 лет), значительному разрыву по продолжительности жизни между мужским и женским, городским и сельским населением.

Как показал анализ, здоровье населения республики характеризуется нестабильностью и ростом показателей заболеваемости  и смертности по многим классам болезней. Отмечается рост неинфекционной хронической патологии и в первую очередь, сердечно-сосудистой и онкологической, а также высокий уровень травматизма. Особенно резкий рост заболеваемости наблюдается по заболеваниям крови и кроветорных органов, системы кровообращения, по психическим расстройствам, врожденным аномалиям.

Борьба с болезнями системы кровообращения в республике идет менее успешно, чем во многих развитых странах, где в 70-80-е гг. прошлого века было достигнуто весьма значительное снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Отставание отечественного здравоохранения в этой сфере является серьезным препятствием для сохранения и накопления человеческого капитала [18, с.280].

По-прежнему остается проблема финансирования здравоохранения, в значительной мере определяющая качество и доступность медицинской помощи. Уровень финансирования отрасли находится между пороговым значением первого порядка (5% от ВВП - опасность) и второго порядка (4% от ВВП – кризис). По данным ВОЗ для обеспечения потребности общества в современном медицинском обслуживании и восстановлении трудовых ресурсов требуется средств в размере не менее 7% от ВВП.

 Однако столь значительный  разрыв в статистических данных  может происходить вследствие  другой методики расчета, согласно  которой в эти расходы не  включаются затраты на охрану  здоровья самих граждан Республики  Беларусь, такие как приобретение  медикаментов, расходы на спорт, физическую культуру и т.д.

Одним из факторов, влияющим на уровень здоровья населения, является обеспеченность высококвалифицированными медицинскими кадрами, которая увеличивается практически ежегодно и достаточно высокая по сравнению со странами Европейского региона.

Важную роль в улучшении демографической ситуации играет миграция населения. Внешние миграционные потоки характеризуются положительным сальдо – численность лиц, прибывающих в Республику Беларусь, превышает численность лиц, выбывающих из Республики Беларусь, за 2011 год миграционный прирост составил 9 900 человек [14]; около 80 процентов прибывших – лица моложе трудоспособного возраста и в трудоспособном возрасте.

Наиболее активно в дальнее зарубежье уезжают люди в молодом трудоспособном возрасте (20-24 года) и в возрасте наибольшей профессиональной активности (30-49 лет). Более 90% выезжающих за рубеж на постоянной место жительства имеют высшее и среднее специальное образование. Если среди всего населения республики лица с высшим образованием составляют 14 %, то среди выезжающих за границу – около 25%. Выезд населения за пределы страны на постоянное место жительства превращается в серьезную проблему «утечки умов». На долю научной эмиграции приходится около 2,5% ежегодного оттока кадров из научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений [21, с.49].

Основной целью миграционной политики республики является оптимизация миграционных процессов с учетом национальных демографических интересов. Одним из приоритетных ее направлений является регулирование внутренних миграционных потоков в целях преодоления деформаций в расселении населения, улучшения демографических структур отдельных территорий. Учитывая значимость внешней миграции как фактора, компенсирующего естественную убыль населения, приоритетным направлением в области ее регулирования должно стать сохранение положительного сальдо за счет увеличения объемов иммиграции из стран ближнего зарубежья, в первую очередь соотечественников и сокращения оттока населения из страны.

Человеческий капитал воплощен в человеке и в отрыве от него функционировать не может, поэтому состояние здоровья, физиологические возможности людей являются основой этого вида капитала [18, с.278].

Сфера образования является одной из ключевых в формировании человеческого капитала. Положительная динамика или, наоборот, возникновение серьезных препятствий на пути его развития зависит от степени становления, эффективности функционирования, популярности и доступности образования для населения страны [18, с.283].

Потребность в образовании – одна из основных интеллектуальных потребностей человека. Всесторонне образованный человек, овладевший достижениями науки, культуры, техники, является основной движущей силой общественного прогресса.

Развитие образования Республики Беларусь в течение 1990-1995 гг. осуществлялось в условиях обострения экономической ситуации в стране. Произошло значительное сокращение сети образовательных учреждений, перепрофилирование их в другие виды деятельности, особенно пострадала сеть детских дошкольных учреждений.

Беларусь относится к государствам с высоким уровнем образования населения. Однако необходимо отметить, что высокий уровень образования не свидетельствует о его качестве. В частности,   чтобы создать конкурентоспособную на мировом рынке систему образования необходим переход к его двухуровневой системе, позволяющей войти в мировое образовательное пространство.

С точки зрения развития сети учебных и научных учреждений и динамики контингента образовательной сферы, наша страна, несомненно имеет высокие показатели. В Республике Беларусь значительно увеличилось количество специалистов с высшим образованием, что способствовало увеличению насыщенности экономики страны высококвалифицированными кадрами.

Если в 1990 г. на 10 тыс. населения приходилось 185 студентов высших учебных заведений, то в 2007 г. их  количество увеличилось до 427, учащихся средне - специальных учебных заведений, соответственно с 141 до 160.

Рисунок  4 - Численность обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, на 10 тыс. населения

Примечание - Источник: [14].

 

Сегодня государственная система образования Республики Беларусь включает 55 высших учреждений, 220 учреждения, обеспечивающих получение среднего специального, 3707 – общего среднего образования [14].

Новым шагом в деятельности высшей школы стало создание системы подготовки специалистов для инновационной сферы. Значительная ориентированность подготовки высококвалифицированных кадров в вузах страны на гуманитарные специальности в противовес  подготовке по естественно - научным не является оптимальной на сегодняшний день, поскольку необходимо внедрение новых, высоких технологий в реальном секторе экономики в контексте перехода на инновационный путь развития. Актуальность решения данной проблемы подтверждается и важностью усиления связи науки с реальным сектором экономики, что также требует соответствующего кадрового обеспечения. Поэтому в настоящее время  очевидно создание эффективного механизма взаимодействия системы образования с отраслями экономики при формировании структуры подготовки   трудоустройства молодежи [8, с.74].

Все это позволяет обеспечивать устойчивый рост объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, причем главным образом за счет привлечения внебюджетных средств, в том числе по хоздоговорам с предприятиями и организациями, инновационной деятельности и международных контрактов. Вузами заключено более 500 договоров с научными организациями из 47 стран. Выполняется около 100 проектов международных фондов и программ. В научно-инновационную деятельность вовлечены около 35% студентов [13, с.22].

Тенденции развития науки на сегодняшний день характеризуются следующими показателями: финансирование науки находится на уровне 0,7 % от ВВП, численность работников, выполняющих научные исследования и разработки с каждым годом сокращается.

 

Таблица 1 - Показатели науки

 

 

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, единиц

286

307

322

338

340

329

446

468

501

Списочная численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, человек

39300

32926

30222

30544

31294

31473

32441

31712

31194

Затраты на научные исследования и разработки – всего, млрд. руб.

1364,2

76,32)

511,2

602,8

1039,8

1084,7

1050

1303,7

2342,2


Примечание - Источник: [14].

 

Основной целью послевузовского образования является формирование интеллектуального «ядра» кадрового потенциала образования и науки, подготовка научных кадров в соответствии с приоритетными направлениями фундаментальных и прикладных научных исследований и потребностями системы образования. В настоящее время подготовка научных кадров через аспирантуру и докторантуру осуществляется в 25 ВУЗах и научных организациях Министерства образования по 220 научным специальностям.

Роль науки в расширенном воспроизводстве человеческого капитала заключается в том, что на основе использования принципиально новых научных принципов, идей, открытий происходит смена научно-технологической парадигмы развития и переход к новому технологическому способу производства. Реализуясь в базисных инновациях, технологии, технике, организации производства и управления и т.д., инновационные идеи становятся исходной точкой новой социальной и экономической парадигмы развития человеческого капитала и социума.

Информация о работе Особенности и перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь