Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 16:44, курсовая работа
Основной целью данной работы является исследование особенностей развития человеческого капитала в Республике Беларусь.
Исходя из цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
– раскрыть сущность категории «человеческий капитал», методы его оценки и дать характеристику состояния в разрезе его составляющих;
– проанализировать тенденции развития человеческого капитала в Республике Беларусь;
– сформулировать рекомендации и предложения по развитию и использованию человеческого капитала в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………...……................5
Теоретические аспекты исследования человеческого капитала
1.1 Сущность и содержание категории «человеческий капитал»......................6
1.2 Эволюция научных подходов к исследованию человеческого капитала......9
1.3 Структура человеческого капитала, факторы его развития и
показатели оценки..............................................................................................12
Особенности и перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь
2.1 Состояние и тенденции развития человеческого капитала в
Республике Беларусь............................................................................................18
2.2 Перспективы развития человеческого капитала в
Республике Беларусь............................................................................................25
2.3 Человеческий капитал и его влияние на уровень
социально-экономического развития...................................................................29
Заключение………………………………………………………..........…………...32
Список использованных источников………………………………..........…….....34
2.2 Перспективы
развития человеческого
В целом, отмеченные тенденции развития человеческого капитала можно считать положительными.
Однако необходимо отметить, что проблема демографической безопасности состоит не в абсолютном росте численности населения, а в социально-возрастной структуре населения. Следствием демографической ситуации, складывающейся в Республике Беларусь может стать количественное сокращение человеческого капитала Беларуси, так как численность лиц, выходящих за пределы трудоспособного возраста, значительно превысит численность входящей на рынок труда молодежи [18, с.44].
Для улучшения демографической ситуации необходимо в первую очередь повышение уровня и качества жизни населения. Важными являются инвестиции, связанные с охраной здоровья человека, которые будут способствовать сокращению заболеваемости и смертности населения, продлению трудоспособной жизни человека, а следовательно, и времени функционирования человеческого капитала [18, с.45].
Следует значительно активизировать работу по пропаганде здорового образа жизни через средства массовой информации. Необходима массовая позитивная «атака на сознание» населения с участием ведущих ученых, социологов, медиков, известных спортсменов и деятелей культуры, энтузиастов оздоровления. Для этого предстоит создать республиканский фонд информатизации по вопросам формирования здорового образа жизни; разработать специальные программы, ориентированные на различные группы населения. В разработке и реализации таких программ также особо важно участие средств массовой информации.
В перспективе необходимо поднять уровень массовости физкультурно – спортивного движения в стране, повысить эффективность физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с целью укрепления здоровья и физического совершенствования населения. Для этого требуется создание условий для вовлечения каждого человека в регулярные занятия различными видами физической активности, дальнейшее развитие материально-технической базы физической культуры и спорта, расширение сети физкультурно-оздоровительных клубов по месту жительства, спортивных школ; создание системы мониторинга, оценки и прогнозирования состояния здоровья и физической подготовленности детей, подростков, молодежи и других слоев населения [17, с.18].
Высокий уровень грамотности и образования жителей Беларуси свидетельствует об их достаточно широких возможностях по освоению современных технологий, включая высокие, информационные и нанотехнологии [6, с.117].
Следует отметить, что за последнее десятилетие на 23% уменьшилась численность работников, выполняющих научные исследования и разработки. Причем ухудшение качественных характеристик занятого в науке персонала происходит прежде всего за счет более интенсивного оттока лиц младших и средних возрастов, старения научных кадров, что ведет не только к снижению показателей исследовательской продуктивности, но и к угрозе нарушения непрерывности и преемственности воспроизводства научных знаний, научных кадров и развития науки в целом [7, с.8].
Однако для национальной системы высшего образования характерен ряд недостатков, которые препятствуют решению в полной мере задач кадрового обеспечения инновационного развития страны:
Одной из основных проблем является то, что система профессионального образования не полностью обеспечивает потребности отраслей экономики и наукоемких производств в специалистах, владеющих современными технологиями и навыками труда.
Для того чтобы решить проблему оптимизации подготовки и использования высококвалифицированных кадров, следует усилить взаимодействие вузов и предприятий, т.е. первым следует больше ориентироваться на потребности современных предприятий, а вторым — принимать непосредственное участие в формировании профессиональной структуры подготовки специалистов, а также в финансировании этих процессов. Применяемые в настоящее время во взаимоотношениях между предприятиями и сферой образования договорные отношения в области целевой подготовки специалистов нуждаются в совершенствовании. В частности, необходимо разработать механизм материальной ответственности предприятий и организаций за односторонний разрыв договора, особенно за отказ от уже распределенных в соответствии с заключенным договором выпускников. Кроме того, следует усилить контроль за выпускниками, многие из которых не выполняют свои обязательства и отказываются работать по специальности. Еще одним направлением улучшения вузовской подготовки является развитие комплексных систем, объединяющих обучение, науку и производство. В этом плане научно-исследовательские работы (в рамках хоздоговоров, грантов и т.д.), в осуществление которых вовлечены ученые, преподаватели вузов, аспиранты и студенты, способствуют формированию конкурентоспособного специалиста на рынке труда, готового решать сложные научно-технические и производственные задачи [8, с.74].
Препятствием на пути развития человеческого капитала в сфере образования является и не всегда высокое качество образовательных услуг, в первую очередь во многих вузах негосударственного сектора, а также заочной формы обучения [18, с.285].
В целях дальнейшего развития и улучшения функционирования сферы образования Республики Беларусь представляется целесообразным:
- развитие инновационной деятельности и проведение научных исследований, направленных на формирование инновационной модели высшего образования, путей ее эффективного внедрения;
- формирование многоуровневой системы подготовки специалистов для инновационного развития страны;
- оптимизацию номенклатуры специальностей по ступеням высшего образования и перечня квалификационных требований к специалистам с учетом постоянного изменения потребностей в специалистах в условиях инновационного развития всех сфер общественной жизни;
- расширение международного сотрудничества вузов в области обмена образовательными услугами, проведения совместных научных исследований и разработок;
- разработку учебно-методических пособий, учебников и других учебных материалов для организации образовательного процесса на основе новых образовательных технологий;
- укрепление связи высшего образования с производством;
- совершенствование организации учебно-воспитательного процесса и идеологической работы в Вузах, работа с талантливой молодежью;
- разработку системы анализа и долгосрочного прогнозирования потребностей рынка в высококвалифицированных специалистах, от которых в наибольшей мере зависит инновационно ориентированная реструктуризация экономики;
- нацеливание такого сильного инструмента государственного стимулирования, как выделение государственных образовательных грантов и кредитов, в первую очередь на те направления подготовки специалистов, которые в наибольшей степени отвечают потребностям инновационного развития [8, с.74];
- разработку механизма использования потенциала ведущих научных школ, сотрудников и специалистов со стороны заказчика для целей формирования и реализации компетентностных моделей подготовки специалиста и организации инновационного процесса обучения;
- разработку системы компетенции профессорско- преподавательского состава для реализации инновационной модели высшего образования;
- создание условий и принципов интегрирования образовательных процессов в технологиях практической деятельности;
- корректировка кадровой политики в образовательной сфере, что предполагает:
- введение системы аттестации педагогического состава с учетом требований инновационного развития страны;
- создание системы мониторинга рынка труда специалистов, работающих в инновационной сфере.
Реформирование образовательной сферы, повышение престижности и оплачиваемости преподавательского труда, увеличение объемов кредитования для получения образовательных услуг и жесткий контроль за качеством последних позволят не только удержать завоеванные позиции, но и значительно продвинуться вперед по пути повышения уровня человеческого капитала страны. Опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволяет ей сохранить довольно высокое место в международных сопоставлениях. Реформирование экономики и становление гражданского общества не могут не опираться на развитый человеческий капитал, в возвышении которого первостепенную роль должно сыграть модернизируемое образование [18, с.284].
Необходимо увеличение государственных расходов на НИОКР, а также реструктуризация бюджетного финансирования науки, стимулирование инновационной деятельности путем снижения налогового бремени предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность, поддержкой экспорта наукоемкой продукции и услуг, созданием системы государственных гарантий, льгот и др. Необходима интеграция в научно-технической и инновационной сферах. Когда число потребителей результатов НИР и НИОКР в стране объективно ограничено ее малой территорией и экономикой, большинство затрат на исследования и разработки неэффективно. Поэтому проблема интеграции РБ в рамках Таможенного союза, СНГ, ЕврАзЭС и Союзного государства – это задача сохранения высочайшего научно-технического, инновационного, образовательного, промышленного потенциала страны [6, с.21].
В целом, в сфере образования и науки необходима перестройка внутренней структуры этой сферы в пользу увеличения удельного веса, главным образом среднего специального, высшего и поствысшего образования, необходимо повышение престижности научной сферы путем повышения оплаты труда работников науки, а в сфере здравоохранения – ускоренная реализация государственных специальных программ, нацеленных на повышение уровня и качества жизни, выполнение государственных обязательств в плане обеспечения населения медицинскими услугами и лекарственными препаратами.
Таким образом, сегодня образование
становится одним из главных факторов
экономического роста и научно-технического
прогресса. Высокий уровень грамотности
и образования жителей Беларуси свидетельствует
об их достаточно широких возможностях
по освоению современных технологий, включая
высокие, информационные и нанотехнологии.
Богатый образовательно-
Таким образом, накопленный на сегодняшний день человеческий капитал в нашей стране достаточно высок, и имеются определенные перспективы в дальнейшем развитии человеческого капитала. Для этого необходимы определенные меры в области совершенствования политики государства в области образования, здравоохранения, науки, миграции населения и других сфер влияющих на качественные показатели человеческого капитала страны.
2.3 Человеческий капитал и его влияние на уровень социально-экономического развития
В соответствии с велением времени стратегия экономического развития Республики Беларусь должна базироваться на высокотехнологичной экономике, использующей знания. Сегодня белорусская экономика стоит перед сложной задачей эффективного включения и функционирования как единого национального комплекса в глобальной системе «новой экономики». По существу, белорусская экономика уже является частью этой целостной системы. Процессы приватизации, либерализации рынков, образование единого научно-технического пространства ускорили формирование новой модели экономического развития Республики Беларусь, ориентированной на инновационный рост, повышение значения нематериальных активов и расширение глобальной деятельности [4, с.61].
Сегодня вопросы повышения результативности научных исследований, увеличения степени их практической отдачи, создания необходимых условий для обеспечения инновационного прорыва на основе новейших научных разработок крайне актуальны для транзитивных обществ и государств, стремящихся активно использовать имеющийся у них научно-производственный потенциал для подъема темпов развития экономики. К числу таких государств относится и Республика Беларусь, все более настойчиво заявляющая о себе в сфере международных отношений, постоянно открывающая для себя новые рынки путем повышения конкурентоспособности и привлекательности своей продукции и товаров – высокотехнологичных, качественных и одновременно доступных для широкого спектра деловых партнеров. Одна из ключевых ролей в реализации подобной амбициозной стратегии национального роста, разумеется, отведена науке и представителям интеллектуальной элиты страны, способным овладеть методами создания высоких технологий и предложить принципиально новые подходы в осуществлении крупномасштабных проектов, представляющих большой интерес для инвесторов. В таких условиях многократно возрастает потребность в высококвалифицированных научных кадрах, подготовленных к осуществлению поставленных задач, профессионально компетентных [20, с.131].
Информация о работе Особенности и перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь