Особенности и перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является исследование особенностей развития человеческого капитала в Республике Беларусь.
Исходя из цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
– раскрыть сущность категории «человеческий капитал», методы его оценки и дать характеристику состояния в разрезе его составляющих;
– проанализировать тенденции развития человеческого капитала в Республике Беларусь;
– сформулировать рекомендации и предложения по развитию и использованию человеческого капитала в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………...……................5
Теоретические аспекты исследования человеческого капитала
1.1 Сущность и содержание категории «человеческий капитал»......................6
1.2 Эволюция научных подходов к исследованию человеческого капитала......9
1.3 Структура человеческого капитала, факторы его развития и
показатели оценки..............................................................................................12
Особенности и перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь
2.1 Состояние и тенденции развития человеческого капитала в
Республике Беларусь............................................................................................18
2.2 Перспективы развития человеческого капитала в
Республике Беларусь............................................................................................25
2.3 Человеческий капитал и его влияние на уровень
социально-экономического развития...................................................................29
Заключение………………………………………………………..........…………...32
Список использованных источников………………………………..........…….....34

Вложенные файлы: 1 файл

157-Makro-Chelovechesky_kapital_ponyatie_i_rol_v.docx

— 283.15 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2.2 Перспективы  развития человеческого капитала  в Республике Беларусь 

 

 

 

В целом, отмеченные тенденции развития человеческого капитала можно считать положительными.

Однако необходимо отметить, что проблема демографической безопасности состоит не в абсолютном росте численности населения, а в социально-возрастной структуре населения. Следствием демографической ситуации, складывающейся в Республике Беларусь может стать количественное сокращение человеческого капитала Беларуси, так как численность лиц, выходящих за пределы трудоспособного возраста, значительно превысит численность входящей на рынок труда молодежи [18, с.44].

Для улучшения демографической ситуации необходимо в первую очередь повышение уровня и качества жизни населения. Важными являются инвестиции, связанные с охраной здоровья человека, которые будут способствовать сокращению заболеваемости и смертности населения, продлению трудоспособной жизни человека, а следовательно, и времени функционирования человеческого капитала [18, с.45].

Следует значительно активизировать работу по пропаганде здорового образа жизни через средства массовой информации. Необходима массовая позитивная «атака на сознание» населения с участием ведущих ученых, социологов, медиков, известных спортсменов и деятелей культуры, энтузиастов оздоровления. Для этого предстоит создать республиканский фонд информатизации по вопросам формирования здорового образа жизни; разработать специальные программы, ориентированные на различные группы населения. В разработке и реализации таких программ также особо важно участие средств массовой информации.

В перспективе необходимо поднять уровень массовости физкультурно – спортивного движения в стране, повысить эффективность физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с целью укрепления здоровья и физического совершенствования населения. Для этого требуется создание условий для вовлечения каждого человека в регулярные занятия различными видами физической активности, дальнейшее развитие материально-технической базы физической культуры и спорта, расширение сети физкультурно-оздоровительных клубов по месту жительства, спортивных школ; создание системы мониторинга, оценки и прогнозирования состояния здоровья и физической подготовленности детей, подростков, молодежи и других слоев населения [17, с.18].

Высокий уровень грамотности и образования жителей Беларуси свидетельствует об их достаточно широких возможностях по освоению современных технологий, включая высокие, информационные и нанотехнологии [6, с.117].

Следует отметить, что за последнее десятилетие на 23% уменьшилась численность работников, выполняющих научные исследования и разработки. Причем ухудшение качественных характеристик занятого в науке персонала происходит прежде всего за счет более интенсивного оттока лиц младших и средних возрастов, старения научных кадров, что ведет не только к снижению показателей исследовательской продуктивности, но и к угрозе нарушения непрерывности и преемственности воспроизводства научных знаний, научных кадров и развития науки в целом [7, с.8].

Однако для национальной системы высшего образования характерен ряд недостатков, которые препятствуют решению в полной мере задач кадрового обеспечения инновационного развития страны:

  • низкий уровень компьютеризации учебных заведений, доступа в Интернет
  • низкий уровень обеспеченности учебной и воспитательной площадью на одного воспитанника и учащегося по сравнению с нормативами
  • отток квалифицированных кадров из сферы образования вследствие низкооплачиваемости и невысокой престижности научной  сферы
  • наличие в числе педагогических работников значительного количества лиц, достигших  пенсионного возраста, относительно невысокий удельный вес специалистов с высшей квалификационной категорией в общем числе педагогических кадров

Одной из основных проблем является то, что система профессионального образования не полностью обеспечивает потребности отраслей экономики и наукоемких производств в специалистах, владеющих современными технологиями и навыками труда.

Для того чтобы решить проблему оптимизации подготовки и использования высококвалифицированных кадров, следует усилить взаимодействие вузов и предприятий, т.е. первым следует больше ориентироваться на потребности современных предприятий, а вторым — принимать непосредственное участие в формировании профессиональной  структуры подготовки специалистов, а также в финансировании этих процессов. Применяемые в настоящее время во взаимоотношениях между предприятиями и сферой образования договорные отношения в области целевой подготовки специалистов  нуждаются в совершенствовании. В частности, необходимо разработать механизм материальной ответственности предприятий и организаций за односторонний разрыв договора, особенно за отказ от уже распределенных в соответствии с заключенным договором выпускников. Кроме того, следует усилить контроль за выпускниками, многие из которых не выполняют свои обязательства и отказываются работать по специальности. Еще одним направлением улучшения вузовской подготовки является развитие комплексных систем, объединяющих обучение, науку и производство. В этом плане научно-исследовательские работы (в рамках хоздоговоров, грантов и т.д.), в осуществление которых вовлечены ученые, преподаватели вузов, аспиранты и студенты, способствуют формированию конкурентоспособного специалиста на рынке труда, готового решать сложные научно-технические и производственные задачи [8, с.74].

Препятствием на пути развития человеческого капитала в сфере образования является и не всегда высокое качество образовательных услуг, в первую очередь во многих вузах негосударственного сектора, а также заочной формы обучения [18, с.285].

В целях дальнейшего развития и улучшения функционирования сферы образования Республики Беларусь представляется целесообразным:

  1. разработка   организационных   форм,   методологии, структуры, содержания и учебно-методического обеспечения высшего     образования, обеспечивающего     подготовку высококвалифицированных специалистов на основе новейших достижений науки и техники, что предполагает:

- развитие инновационной деятельности и проведение научных исследований, направленных на формирование инновационной модели высшего образования, путей ее эффективного внедрения;

- формирование   многоуровневой   системы   подготовки специалистов для инновационного развития страны;

- оптимизацию номенклатуры специальностей по ступеням высшего образования и перечня квалификационных требований к специалистам с учетом постоянного изменения потребностей в специалистах в условиях инновационного развития всех сфер общественной жизни;

- расширение международного сотрудничества вузов в области обмена образовательными услугами, проведения совместных научных исследований и разработок;

- разработку  учебно-методических пособий, учебников и других учебных материалов для организации образовательного процесса на основе новых образовательных технологий;

- укрепление связи высшего образования с производством;

- совершенствование организации учебно-воспитательного процесса и идеологической работы в Вузах, работа с талантливой молодежью;

- разработку системы анализа и долгосрочного прогнозирования потребностей рынка в высококвалифицированных специалистах, от которых в наибольшей мере зависит инновационно ориентированная реструктуризация экономики;

- нацеливание такого сильного инструмента государственного стимулирования, как выделение государственных образовательных грантов и кредитов, в первую очередь на те направления подготовки специалистов, которые в наибольшей степени отвечают потребностям инновационного развития [8, с.74];

  1. разработка  новых   и   адаптация   существующих образовательных технологий для инновационной модели высшего образования, что предполагает:

- разработку механизма использования потенциала ведущих научных школ, сотрудников и специалистов со стороны заказчика для целей формирования и реализации компетентностных моделей подготовки специалиста и организации инновационного процесса обучения;

- разработку    системы    компетенции    профессорско- преподавательского состава для реализации инновационной модели высшего образования;

- создание условий и принципов интегрирования образовательных процессов в технологиях практической деятельности;

- корректировка кадровой политики в образовательной сфере, что предполагает:

- введение системы аттестации педагогического состава с учетом требований инновационного развития страны;

- создание системы мониторинга рынка труда специалистов, работающих в инновационной сфере.

Реформирование образовательной сферы, повышение престижности и оплачиваемости преподавательского труда, увеличение объемов кредитования для получения образовательных услуг и жесткий контроль за качеством последних позволят не только удержать завоеванные позиции, но и значительно продвинуться вперед по пути повышения уровня человеческого капитала страны. Опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволяет ей сохранить довольно высокое место в международных сопоставлениях. Реформирование экономики и становление гражданского общества не могут не опираться на развитый человеческий капитал, в возвышении которого первостепенную роль должно сыграть модернизируемое образование [18, с.284].

Необходимо увеличение государственных расходов на НИОКР, а также реструктуризация бюджетного финансирования науки, стимулирование инновационной деятельности путем снижения налогового бремени предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность, поддержкой экспорта наукоемкой продукции и услуг, созданием системы государственных гарантий, льгот и др. Необходима интеграция в научно-технической и инновационной сферах. Когда число потребителей результатов НИР и НИОКР в стране объективно ограничено ее малой территорией и экономикой, большинство затрат на исследования и разработки неэффективно. Поэтому проблема интеграции РБ в рамках Таможенного союза, СНГ, ЕврАзЭС и Союзного государства – это задача сохранения высочайшего научно-технического, инновационного, образовательного, промышленного потенциала страны [6, с.21].

В целом, в сфере образования и науки необходима перестройка внутренней структуры этой сферы в пользу увеличения удельного веса, главным образом среднего специального, высшего и поствысшего образования, необходимо повышение престижности научной сферы путем повышения оплаты труда работников науки,  а в сфере  здравоохранения – ускоренная реализация государственных специальных программ, нацеленных на повышение уровня и качества жизни, выполнение государственных обязательств в плане обеспечения населения медицинскими услугами и лекарственными препаратами.

Таким образом, сегодня образование становится одним из главных факторов экономического роста и научно-технического прогресса. Высокий уровень грамотности и образования жителей Беларуси свидетельствует об их достаточно широких возможностях по освоению современных технологий, включая высокие, информационные и нанотехнологии. Богатый образовательно-квалификационный потенциал республики, проводимые в настоящее время реформы в сферах высшего, среднего специального, профессионально-технического и общего среднего образования позволяет возвысить интеллектуальную составляющую человеческого капитала. Стратегической целью дальнейшего развития Республики Беларусь является создание такой системы образования, которая повышала бы общий человеческий капитал страны.

Таким образом, накопленный на сегодняшний день человеческий капитал в нашей стране достаточно высок, и имеются определенные перспективы в дальнейшем развитии человеческого капитала. Для этого необходимы определенные меры в области совершенствования политики государства в области образования, здравоохранения, науки, миграции населения и других сфер влияющих на качественные показатели человеческого капитала страны.

 

 

 

2.3 Человеческий  капитал и его влияние на уровень социально-экономического развития

 

 

 

В соответствии с велением времени стратегия экономического развития Республики Беларусь должна базироваться на высокотехнологичной экономике, использующей знания. Сегодня белорусская экономика стоит перед сложной задачей эффективного включения и функционирования как единого национального комплекса в глобальной системе «новой экономики». По существу, белорусская экономика уже является частью этой целостной системы. Процессы приватизации, либерализации рынков, образование единого научно-технического пространства ускорили формирование новой модели экономического развития Республики Беларусь, ориентированной на инновационный рост, повышение значения нематериальных активов и  расширение глобальной деятельности [4, с.61].

Сегодня вопросы повышения результативности научных исследований, увеличения степени их практической отдачи, создания необходимых условий для обеспечения инновационного прорыва на основе новейших научных разработок крайне актуальны для транзитивных обществ и государств, стремящихся активно использовать имеющийся у них научно-производственный потенциал для подъема темпов развития экономики. К числу таких государств относится и Республика Беларусь, все более настойчиво заявляющая о себе в сфере международных отношений, постоянно открывающая для себя новые рынки путем повышения конкурентоспособности и привлекательности своей продукции и товаров – высокотехнологичных, качественных и одновременно доступных для широкого спектра деловых партнеров. Одна из ключевых ролей в реализации подобной амбициозной стратегии национального роста, разумеется, отведена науке и представителям интеллектуальной элиты страны, способным овладеть методами создания высоких технологий и предложить принципиально новые подходы в осуществлении крупномасштабных проектов, представляющих большой интерес для инвесторов. В таких условиях многократно возрастает потребность в высококвалифицированных научных кадрах, подготовленных к осуществлению поставленных задач, профессионально компетентных [20, с.131].

Информация о работе Особенности и перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь