Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 16:44, курсовая работа
Основной целью данной работы является исследование особенностей развития человеческого капитала в Республике Беларусь.
Исходя из цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
– раскрыть сущность категории «человеческий капитал», методы его оценки и дать характеристику состояния в разрезе его составляющих;
– проанализировать тенденции развития человеческого капитала в Республике Беларусь;
– сформулировать рекомендации и предложения по развитию и использованию человеческого капитала в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………...……................5
Теоретические аспекты исследования человеческого капитала
1.1 Сущность и содержание категории «человеческий капитал»......................6
1.2 Эволюция научных подходов к исследованию человеческого капитала......9
1.3 Структура человеческого капитала, факторы его развития и
показатели оценки..............................................................................................12
Особенности и перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь
2.1 Состояние и тенденции развития человеческого капитала в
Республике Беларусь............................................................................................18
2.2 Перспективы развития человеческого капитала в
Республике Беларусь............................................................................................25
2.3 Человеческий капитал и его влияние на уровень
социально-экономического развития...................................................................29
Заключение………………………………………………………..........…………...32
Список использованных источников………………………………..........…….....34
Каждая ступенька образования дает конкретный прирост квалификации, конкретизирует возможности человека выполнять сложную, напряженную, ответственную работу. Однако достаточно сложно определить конкретные, четкие критерии уровня квалификации, так как во многом этот показатель связан с такими понятиями, как ответственность, напряженность, умение, ловкость, сноровка, способность и т. д. Очевидно, что указанные качества рабочей силы невозможно количественно измерить, к тому же они зависят от настроения, домашней обстановки, обстановки на работе и от многого другого, а в целом - от психологии индивида.
Легче всего поддается измерению квалификация с точки зрения образования, опыта (стажа) и постоянства работы на одном и том же месте.
Если проследить зависимость доходов людей от уровня образования, то вырисовывается некая зависимость, которая примерно одинакова во всех странах [5, с.343].
Таким образом, инвестиции в
образование являются основным, наиболее
широко распространенным и глубоко исследованным
направлением
инвестиций в человеческий капитал. Согласно
данным ЮНЕСКО,
60% разницы в доходах
людей приходится на разный уровень образования,
а 40% — на все остальные факторы (здоровье,
природные
способности, социальное происхождение)
[12, с. 198].
Особо следует выделить группу расходов на обучение на производстве. Сегодня – это один из важнейших компонентов вложений в человеческий капитал во всех странах мира. По данным О. Нордхога, в любом обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов – исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т.д., которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей [9, с.51].
Наряду с образованием важными являются капиталовложения в здоровье человека. Состояние здоровья человека – это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая – приобретенной в результате затрат самого человека и общества. Затраты на здравоохранение продлевают срок оборота рабочей силы в производстве. Здравоохранение и его финансирование не исследованы достаточно полно с точки зрения реального вклада в развитие человеческого капитала, как изучено, например, образование.
Однако о значении здравоохранения в этом отношении можно судить по косвенным показателям.
Интересно, что результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека лишь на 8-10 % зависит от здравоохранения, еще на 20% - от экологических условий, еще 20 % определяются генетическими факторами и на 50 % здоровье человека зависит от образа жизни самого человека [9, с.52].
Следующее направление инвестиций в человеческий капитал — это финансирование обеспечения мобильности рабочей силы.
Мобильность рабочей силы представляет собой процесс приспособления рабочей силы к постоянно меняющейся рыночной ситуации, а также структурным изменениям в экономике. Подобным приспособлением рабочая сила преследует две цели: получение более высокой оплаты труда и утверждение социальной справедливости и равенства на рынке труда [5, с.349].
Не менее важным направлением инвестиций в человеческий капитал является поиск экономически важной информации.
Информация – один из наиболее
важных ресурсов,
используемых сегодня
человеком в своей повседневной деятельности.
Это – экономические, социальные,
научно-технические и другие сведения,
показатели, на основе анализа которых
принимаются экономические решения. Следовательно,
информация должна быть объективной, полной,
достоверной и актуальной. И, конечно,
она должна быть понятной, доступной и
рабочим, и управляющим производством.
Только тогда она позволит уяснить общие
цели и задачи и станет основой партнерства
между ними.
Без определенного информационного обеспечения невозможны эффективная хозяйственная деятельность, управление экономическими процессами на любом уровне: хозяйствующего субъекта, фирмы, отрасли, государства. Накопление человеческого капитала не может проходить эффективно, если общество не обладает постоянно обновляющейся информацией. Именно такая информация становится решающим фактором развития человеческого капитала, так как в ней наиболее четко и органично соединяются и проявляются и другие его факторы: образование, здравоохранение и мобильность рабочей силы [5, с.350].
Кроме того, к инвестициям в человеческий капитал сегодня актуально относить и расходы на фундаментальные научные разработки. Ведь в процессе развития науки не только создаются интеллектуальные новации, на основании которых затем формируются новые технологии производства и способы потребления, но и происходит преобразование самих людей как хозяйствующих субъектов, которые выступают носителями новых способностей и потребностей.
Таким образом, инвестиции в человеческий капитал многократно эффективнее вложений в любой другой фактор производства. При низком уровне человеческого капитала инвестиции в высокотехнологичные отрасли не эффективны, долгосрочные инвестиции в человеческий капитал являются самыми перспективными с точки зрения капиталоотдачи.
Общепризнанны два основных подхода к оценке накопленного человеческого капитала: затратный и доходный (рентный). Затратный подход основан на суммировании совокупных расходов на образование, профессиональную подготовку специалистов и другие затраты общества, относимые обычно к инвестициям в человеческий капитал. Стоимость человеческого капитала определяется результатом накопления чистых инвестиций в развитие человека как будущего работника на всех стадиях его жизненного цикла [3, с.29].
Доходный принцип предполагает оценку получаемых работниками доходов, которые отражают отдачу на средства, вложенные в соответствующий образовательный и квалификационный уровень.
Самым простым способом, использующим натуральные (временные) оценки, является измерение человеческого капитала в человеко - годах обучения. Чем больше человек учился, чем выше у него уровень образования, тем большим объемом человеческого капитала он обладает [9, с.70].
Для ученых, занимающихся методами
оценки величины человеческого капитала,
основополагающим является труд американских
экономистов, работающих в сфере страхования
жизни, Л. Дублина и А. Лотки, которые наиболее
точно изложили суть метода капитализации
заработка. Цель
их исследования — расчет экономической
ценности человека для его семьи. Денежная
стоимость человека в момент рождения
V0 определялась
по формуле
где - ценность в данный момент 1 долл., полученного через х лет;
i – рыночная процентная ставка;
Рх — вероятность дожития человека до возраста х;
Ух — годовой заработок человека с момента х до х+1;
Ех — доля занятых в производстве в возрасте от х до х+1 лет (предполагается полная занятость);
Сх — величина затрат на жизнь человека в возрасте от х до х+1 лет.
Разработанные методы оценки экономической ценности человека (при условии наличия необходимых для этих расчетов данных) наиболее пригодны для практического использования.
Л. Туроу для производства человеческого капитала использует производственную функцию Кобба-Дугласа, имеющую следующий вид:
(2)
где HC – производственный человеческий капитал
K– физический капитал
– вложения человеческого капитала
P - природные ресурсы
EA - экономическая способность [4, с.65].
А. Й. Бен-Порэт предлагает следующим образом определять издержки на производство человеческого капитала:
где I - издержки производства
aO - потерянный заработок, или стоимость производительных услуг человеческого капитала, изъятых с рынка
t – определенный отрезок времени
S - часть запаса человеческого капитала, включенная в производство этого капитала
K - общий запас человеческого капитала
- цены покупаемых вложений
- покупаемые вложения [4, с.65].
Однако необходимо отметить, что приведенные оценки не являются общепризнанными, они находятся в стадии аналитической научной оценки.
Кроме того, их достаточно трудно применить на практике, в связи со сложностью нахождения соответствующих статистических данных.
Комплексная оценка человеческого капитала на макроуровне требует использования качественных параметров, характеризующих условия жизни и развития человека. Программа развития ООН разработала систему индексов для сопоставительной оценки тенденций и возможностей человеческого развития в развитых странах мира.
Ежегодно в Докладе о развитии человека публикуется Индекс человеческого развития, который выходит за рамки ВВП и построен на более широком определении благосостоянии. Индекс человеческого развития базируется на отражении трех сторон жизнеобеспечения: оценивает возможность долгой и здоровой жизни (Индекс продолжительности жизни), получения образования (Индекс образования) и поддержания достойного жизненного уровня (Индекс ВНД) [10].
Однако необходимо отметить, что в него не входят такие важные индикаторы, как соблюдение прав человека, демократических свобод и социального равенства.
Таким образом, человек, его творческие качества, силы и способности, с помощью которых он преобразует себя и окружающий мир, занимают центральное место в экономических и социальных науках. Современное представление о месте и роли человека и экономическом развитии раскрывается в рамках теории человеческого капитала, который можно определить как сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым влияют на рост заработков (доходов) данного человека. Человеческий капитал, накапливаясь в экономике, обеспечивает условия для создания, эффективного использования и приумножения всех других форм капитала, он сохраняет и переносит стоимость этого капитала на создаваемые блага, товары и создает новую стоимость. Формирование и развитие человеческого капитала требуют от самого человека и от всего общества существенных затрат, которые способны обеспечить значительный по объему, длительный по времени и интегральный по характеру экономический и социальный эффект.
2 Особенности и перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь
2.1 Состояние и
тенденции развития
Основным индикатором развития человеческого капитала в мире является Индекс человеческого развития. Республика Беларусь занимает в рейтинге 65 место, и входит в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. Индекс человеческого развития составляет 0, 756 [10].
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении составила 70,3 лет, средняя продолжительность обучения – 9, года, ожидаемая продолжительность обучения - 14,3 года, на душу населения — 13 439 USD. Необходимо отметить, что наиболее благоприятными являются индексы уровня образования и уровня грамотности взрослого населения. Образовательный уровень населения является безусловным преимуществом человеческого капитала Республики Беларусь, которое позволило достигнуть столь высокого уровня развития человеческого потенциала.
При переходе к устойчивому человеческому развитию необходимо учитывать сложившуюся и прогнозируемую демографическую ситуацию в стране. Демографические проблемы оказывают большое влияние на человеческий потенциал страны, и на накопление человеческого капитала в частности.
За последние годы в Республике Беларусь определился ряд неблагоприятных демографических тенденций: снижение рождаемости, рост смертности и, как следствие - сокращение общей численности населения. Современная демографическая ситуация характеризуется процессом естественной убыли населения, представляющей потенциальную угрозу устойчивому развитию государства и национальной безопасности.
Рисунок 2 - Численность населения на начало года, тыс. чел.
Примечание - Источник: [14].
Диаграмма показывает, что численность населения Республики Беларусь на начало 2012 года составила 9465,2 тыс. чел. и ежегодно сокращается.
Однако как видно из рисунка 3, начиная с 2002 года тенденцию депопуляции удалось приостановить и можно наблюдать постепенное снижение естественной убыли населения. К 2011 г. превышение смертности над рождаемостью сократилось до 25,9 тыс. чел., по сравнению с 57,9 тыс. чел. в 2002г.
Рисунок 3 – Превышение смертности на рождаемостью, тыс. чел.
Примечание - Источник: [14].
Особенно вызывает тревогу рост смертности населения возрастных группах 35-39 и 40-44 лет. Это наиболее активный и работоспособный контингент, составляющий основной компонент совокупного человеческого капитала страны. Неблагоприятные тенденции смертности оказывают крайне негативное влияние не только на сокращение человеческого капитала страны, но и на увеличение диспропорций в половозрастной структуре населения и связанное с ним нарастание явлений овдовения и безотцовщины [18, с.45].
Информация о работе Особенности и перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь