Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 11:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение темы "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике".
Сказать об актуальности проблемы "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике" в современных условиях.
Изложить возможности решения тематики "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике".

Содержание

С.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЫНКА МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ

6
1.1. Основные черты рынка монополистической конкуренции
6
1.2. Фирма на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном периоде

10
1.3. Фирма на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде

12
2. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

16
2.1. Особенности рынков монополистической конкуренции в российской экономике

16
2.2. Российский фармацевтический рынок как рынок монополистической конкуренции

20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
28

Вложенные файлы: 1 файл

Klimuk-kursovaya.docx

— 72.04 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный строительный университет»

Институт экономики и управления

Кафедра экономической теории и предпринимательства

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Микроэкономика»

Тема: «Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике»

Выполнил студент института экономики и управления 1 курса, группы Б-103

Климук Наталия Александровна

Руководитель работы ассистент ЭТиП Ястремская Наталья Юрьевна

К защите

Курсовая работа защищена с оценкой

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

С.

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                           

3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЫНКА МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ

 

6

1.1. Основные черты рынка монополистической конкуренции                                                        

6

1.2. Фирма на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном периоде                                                                                                                              

 

10

1.3. Фирма на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде                                                                                                                           

 

12

2. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ                                      

 

16

2.1. Особенности рынков монополистической конкуренции в российской экономике                                                                                                                                                                                                                        

 

16

2.2. Российский фармацевтический рынок как рынок монополистической конкуренции                                                                                                                                                                                                       

 

20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

25

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                                                                  

28


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Представленная работа посвящена теме "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике".

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике".

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике". Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике" определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике".

Теоретическое значение изучения проблемы "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является анализ условий "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике".

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике".
  2. Сказать об актуальности проблемы "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике" в современных условиях.
  3. Изложить возможности решения тематики "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике".
  4. Обозначить тенденции развития тематики "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике".

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике".

Глава вторая имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ на конкретном рынке монополистической конкуренции, в своей работе я рассматриваю фармацевтический рынок как рынок монополистической конкуренции.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике", круг вопросов и логическую схему ее построения.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Источниками информации для написания работы по теме "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

 

 

 

 

 

 

1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

1.1. Основные черты рынка монополистической конкуренции.

Вы зашли в магазин, чтобы купить книгу. На полках магазина вы находите мистический детектив Джона Грэшема, триллер Стивена  Кинга, роман Даниеллы Стил и множество учебников. Участником, какого рынка вы становитесь, приобретая книгу? На первый взгляд рынок книг представляется совершенно конкурентным. Просматривая книги на полках книжного магазина, вы находите произведения множества авторов, изданные самыми разными соперничающими за ваше внимание издательствами. Покупателю приходится делать выбор из сотен конкурирующих литературных произведений. Поскольку возможность входа на рынок имеет каждый желающий, написавший и издавший книгу индивид, книжный бизнес не самый прибыльный. На каждого высокооплачиваемого романиста приходятся сотни борющихся за место под солнцем писателей. С другой стороны, рынок книг определенно монополизирован. Так как каждая книга уникальна, издатели имеют некоторую свободу в назначении цены. Продавцы на этом рынке скорее назначают цену, а не принимают её. Действительно, цена книг значительно превышает предельные издержки. Рынки, которые имеют некоторые черты и совершенной конкуренции, и монополии называются рынками монополистической конкуренции.1

Монополистическая конкуренция – одна из форм несовершенной конкуренции, это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию.

В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, вследствие чего  у потребителя складываются «неценовые предпочтения».  Например, вспомните, как вы сами по физиологическим предпочтениям пьете «Nescafе», по экономическим  читаете «Эксперт». В условиях монополистической конкуренции фирма производит не одинаковую, а «дифференцированную» продукцию и тем самым становится своеобразным «монополистом» своей марки товара (например, шоколад «Аленка» имеет иные вкусовые свойства, чем обычный молочный шоколад, а шампунь «Schauma» отличается от «Garnier Fructis» и запахом, и составом, и репутацией). В итоге некоторые потребители готовы платить большую цену за «Аленку» или «Schauma», считая, что эти продукты лучше, чем их «собратья».2

Так же характерны невысокие барьеры для проникновения на такой рынок: чтобы открыть мастерскую по пошиву одежды или модный ресторан, большие капиталы не нужны, да и конкурентам трудно помешать этому. Легкое вступление в отрасль не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения для вступления в отрасль. Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые марки. Незатруднителен обычно и уход с рынка – всегда находятся покупатели, готовые купить небольшое дело.3

Следовательно, одним из основных признаков монополистической конкуренции является дифференциация продукта, т.е. производители в условиях монополистической конкуренции выпускают разновидности данного продукта. На  дифференциацию продукта влияют различные факторы:

  1. Качество продукта – продукты могут различаться по физическим и качественным параметрам, сюда входит структура, дизайн, качество работы. Существует, к примеру, множество конкурирующих учебников по основам курса микроэкономики, которые отличаются с точки зрения содержания, структуры, изложения и доступности, методических советов, графиков, рисунков и т.д. 

Необходимо заметить, что качество не является одномерной характеристикой, т.е. не сводится к оценке, плохой товар или хороший. Даже основные потребительские свойства самых простых продуктов удивительно разнообразны. Так крем для рук должен: насыщать кожу полезными для нее компонентами, увлажнять, повышать плотность и эластичность тканей. И все эти свойства очень редко встречаются в одном товаре. В каждом  товаре одна из его функций превосходит другую, вследствие чего он становится по-своему уникальным: один крем лучше насыщает кожу полезными для неё компонентами, второй – увлажняет, третий – повышает плотность и эластичность тканей. Основой для дифференциации могут служить также дополнительные потребительские свойства, т.е. те особенности товара, которые влияют на легкость или удобство его использования (например, разные размеры расфасовки, отличия упаковок и пр.) Практика показала, что дополнительные потребительские свойства определяют судьбу товара.

  1. Услуги и условия – связанные с продажей продукта. Например, один магазин одежды может придавать большое значение качеству обслуживания покупателей, ваши покупки упакуют и отнесут к транспорту. Конкурент в лице большого розничного магазина одежды предоставит вам возможность самим упаковывать свои покупки, но будет продавать их  по более низким ценам. Репутация фирмы по обслуживанию покупателей или обмену ее продуктов, наличие кредита, обходительность и услужливость служащих магазина являются аспектами дифференциации продукта, связанными с услугами.
  2. Размещение – небольшие продовольственные магазины самообслуживания успешно конкурируют с большими супермаркетами, несмотря на то, что у последних шире ассортимент продукции и ниже цены на них. Владельцы маленьких магазинов располагают их вблизи от покупателей, на оживленных улицах. Так, например, близкое соседство закусочной к связывающим города автомагистралям позволяет ей  продавать свою продукцию по более высокой цене, чем расположенная закусочная в 2-3 километрах от такой автомагистрали.
  3. Стимулирование сбыта и упаковка -  создается посредством рекламы, упаковки и использования торговых знаков и торговых марок. Когда та или иная марка машин или духов связывается с именем какой-либо знаменитости, то это может повлиять на спрос покупателя. Так же яркая реклама может убедить потребителей купить товар по высокой цене. Реклама способствует формированию  новых потребностей. Примером может служить распространение влагопоглощающих подгузников для младенцев, именно реклама выявила их удобство и пользу.4

Информация о работе Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике