Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 11:57, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике".
Сказать об актуальности проблемы "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике" в современных условиях.
Изложить возможности решения тематики "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике".
С.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЫНКА МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ
6
1.1. Основные черты рынка монополистической конкуренции
6
1.2. Фирма на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном периоде
10
1.3. Фирма на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде
12
2. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
16
2.1. Особенности рынков монополистической конкуренции в российской экономике
16
2.2. Российский фармацевтический рынок как рынок монополистической конкуренции
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
28
Этот пример показывает отличия теории монополистической конкуренции от российской практики. В советскую эпоху предприятия выпускали всё по единым стандартам и технологиям. Причем ассортимент был крайне узок: в стране производилось около десятка разновидностей автомобилей, примерно столько же вариантов телевизоров, колбас, сыра и т.п. Вследствие этого в рыночной экономике отечественные предприятия оказались обречены на жесткое конкурентное противостояние, т.к. их изделия были очень похожи друг на друга. Поэтому российским заводам приходится конкурировать с превосходящими по силам иностранными производителями.
Отечественные предприятия были вовлечены в ценовую конкуренцию, на выгодных для себя условиях. Фирмы, которые проводили ценовую конкуренцию, старались привлечь покупателя более низкими ценами, чем у своего соперника. В итоге происходило сокращение размеров прибыли, появлялись убытки, потому что цена падала ниже издержек.15
Вплоть до послевоенного периода из двух методов конкуренции – ценовой и неценовой, преобладал ценовой. В настоящее время преобладает метод неценовой конкуренции, потому что фирмы стремятся привлечь покупателя, повышением потребительской ценности товара, а для этого существует множество способов. Словом, для производителя неценовая конкуренция имеет ряд преимуществ:
В российской практике существуют положительные примеры ведения неценовой конкуренции на рынках монополистической конкуренции. Это такие предприятия как ОАО “Айс-фили” (бывший Московский хладокомбинат № 8) и Вятская компания “Темп”.
Предприятие “Айс-фили” занималось производством мороженного. Оно выпускало мороженное в брикетах, вафельных стаканчиках и эскимо, которое, абсолютно, ничем не отличалось от мороженного других производителей. Ценовая конкуренция вела к снижению цен и как следствие ухудшению финансовых показателей предприятия. Тогда “Айс-фили” решило разнообразить ассортимент мороженого, посредством использования различных наполнителей.
Вятская компания «Темп» находилась в подобной ситуации, только производили они модельную обувь. В итоге они не выдержали конкуренции с иностранными производителями и находились на грани банкротства. Выходом из сложившейся ситуации руководство «Темпа» нашло в дифференциации продукта. Они стали шить военную обувь, которая отличалась от грубых армейских сапог и ботинок своей прочностью, комфортность.16
Важным аспектом в развитии российских рынков монополистической конкуренции стал августовский кризис 1998 года, который ознаменовался ростом цен на импортные товары и привел к их значительному сокращению. В итоге этого российские предприятия быстро увеличили объемы продаж и стали предлагать продукцию по низкой цене. В результате, основными игроками на большинстве рынков монополистической конкуренции становятся отечественные производители.
К особенностям российских рынков монополистической конкуренции стоит отнести и то, что они являются развивающимися, динамичными рынками, которые находятся в зоне неустойчивости, т.е. еще не определен вариант их дальнейшего развития. Это объясняется тем, что хотя за годы реформ и были осуществлены некоторые преобразования, превратившие социалистическую экономику в рыночную, но все же Россия пока находится на «распутье». От того, каким путем будет развиваться Россия, а также от многих других непредсказуемых событий зависит и то, как будет развиваться российский рынок.
2.2. Российский
фармацевтический рынок как
Рынок торговли лекарствами является рынком монополистической конкуренции. Его стоит рассмотреть подробнее, т.к. процессы, проходящие на этом рынке характерны и для многих других рынков монополистической конкуренции. Российский рынок торговли лекарствами изначально состоял из множества мелких фирм, которые удовлетворяли спрос сравнительно небольшого числа аптек. Однако со временем конкуренция обострилась, требования покупателей стали жестче, и стало ясно. 17
Рынок ворвался в жесткую административную систему снабжения населения лекарствами в 1992 году, когда муниципальные аптеки получили свободу выбора поставщиков и ассортимента, а чуть позже и частичную самостоятельность в установлении цен. И главное, когда они приобрели реальную материальную заинтересованность в увеличении оборота. В одночасье спрос стал хозяином за аптечным прилавком, а оптовая торговля лекарствами превратилась в выгоднейший бизнес. Ведь рынок состоял из сплошных дефицитов. На эффективные средства устанавливались бешеные цены. Прибыльность оптовой торговли была огромной – до 30-40% за один оборот. Уже к 1994-1995 годам вместо примерно ста государственных оптовых организаций советского времени в России действовали три с половиной тысячи фирм.18
94.6% общего
числа вышедших на рынок
И таких примеров очень много. Это объясняется тем, что процедура вхождения в бизнес очень проста, для этого не требовалось больших усилий, т.к. стартовый капитал был небольшой, и государственной лицензирование было не проблемой. Начинать можно было и с маленьких партий лекарств, постепенно увеличивая объем продукции. Важно отметить, что на рынке не было опасных конкурентов, т.к. государственные предприятия выступали в качестве «жертв».
Согласно данным отраслевых экспертов, по итогам 2011 года объем российского фармацевтического рынка увеличился на 12% по сравнению с прошлым годом и составил 824 млрд. рублей (включая НДС) в ценах конечного потребления. Но климат оптового бизнеса резко посуровел. Виной тому стали три фактора роста: рост прямого присутствия производителей на рынке, повышение требовательности аптек и усиление конкуренции среди самих оптовиков. Наши заводы не имели собственной сбытовой сети, но впоследствии заводы начали обзаводиться оптовыми и даже розничными сбытовыми сетями в прилегающих регионах. Также некоторые фармацевтические компании начали использовать бартер с родственными предприятиями.20
Когда в аптечное дело пришла конкуренция, для России это стало большим прорывом. Ведь сеть аптек создавалась так, чтобы их номенклатура не пересекалась. Если сначала конкуренция была незначительной, то уже спустя некоторое время её ощутили почти 75% местных аптек. Главная причина это появление новых аптечных пунктов и киосков, которые располагались в людных местах. Пока не было, конкуренции аптеки могли завышать цены на свою продукцию, но как только она появилась, спрос покупателей определялся, тем, насколько дешевле или дороже продается то или иное лекарство в аптеках. В то время большое количество аптек старались иметь ассортимент лучше и больше чем у их конкурентов. Что касательно цен, то они были ниже, чем у соперников.21
На рынке фармацевтики наблюдается огромный ассортимент продукции, например в России зарегистрировано 11 тыс. лекарств. Аптеке неинтересно обзванивать десятки фирм в поисках одного редкого лекарства, потом повторять эту процедуру в поисках второго и т.д. Гораздо удобнее брать все в одном месте. В итоге аптеки активно покупают у крупных поставщиков. Как показал опрос «Эксперта», крупные поставщики полагают, что именно широкий ассортимент – важнейший фактор, которым руководствуются аптеки при выборе поставщика. С сервисом дело обстоит аналогично, потому что его уровень определяется оперативностью доставки лекарств в аптеку и удобными размерами их партий. Так же для сервиса важна быстрота поставки, она зависит от организации складского хозяйства.22
Нынешнее время явно не благоприятствует малым компаниям, занятым оптовой торговлей лекарствами, хотя они могут рассчитывать на небольшой спрос, если будут разрабатывать гибкую систему взаимоотношений с клиентом. А крупные оптовики наоборот строят свои отношения по обезличенной манере, т.е. предлагают лекарства по единым ценам.
Поставки лекарств для государственных нужд осуществляли не только отечественные компании, но и зарубежные. Если компания попадала в льготный список со своим препаратом, то ей не нужно будет убеждать покупателей, что её продукт является лучшим, по сравнению с остальными. Но бюджетный кризис подтолкнул Минздрав сократить этот список, в первую очередь это будет касаться импортных товаров, они будут заменяться отечественными аналогами. Если посмотреть список лекарств, то импортных препаратов окажется больше, чем отечественных. Следует заметить, что в марте 2012 года сильнее подорожали лекарства отечественного производства по сравнению с мартом прошлого года на 15,4 %. Увеличение цены импортных препаратов составило 5,9 %.23
Российские производители сильно уступают по самым различным показателям европейским и американским компаниям. Основная задача, стоящая сегодня перед большинством отечественных предприятий, – полностью реорганизовать производство, чтобы выпускать препараты европейского качества. Крупные отечественные производители добиваются определенных успехов в продажах своих лекарств. Эксперты объясняют их успехи выпуском брендированных средств, а также препаратов с признаками инновационности.24
Исходя, из вышесказанного можно сделать выводы о том, что в России оптовая торговля медикаментами развивалась прямо противоположно всем правилам. А именно, вместо классической олигополизированной отрасли у нас возник, чуть ли не рынок совершенной конкуренции с тысячами мелких игроков.
Фармацевтический рынок России является одним из наиболее быстрорастущих в мире (ежегодно на 15%), основной фактор роста - переход на более дорогостоящие препараты в связи с повышение уровня жизни россиян.
Следовательно, к особенностям фармацевтического рынка России можно отнести:
• значимую долю госзакупок фармпрепаратов (40%) и импорт (75% рынка);
• активное развитие аптечных сетей (30%) и низкий интерес к ним иностранных компаний (доля их 1%);
• резкое сокращение числа дистрибьюторов (ТОП-3 = 55%);
• в сегменте производства волна поглощений, в которую вовлечены как отечественные, так и иностранные производители;
• перспективы роста российского фармрынка предопределены высокими темпами роста его розничного сегмента и низким по сравнению с развитыми странами уровнем потребления лекарств на душу населения. Высока вероятность возникновения видимых и скрытых барьеров для импорта, в целях развития отечественной фармацевтической промышленности.
Стратегия развития фармацевтической промышленности России на период до 2020 года предполагает рост доли продукции отечественного производства в общем объеме потребления на внутреннем рынке в стоимостном выражении до 50%, рост доли инновационных препаратов до 75%, а экспорта в 8 раз.
Заключение
Изучив литературу, выявив особенности рынков монополистической конкуренции, установив закономерности принятия решений фирм на монополистическом рынке, проследив поведение фирм в различных ситуациях, проанализировав какие конкретно условия российского рынка являются первопричинами особенностей монополистической конкуренции в России, а также детально рассмотрев российский рынок торговли лекарств, я сделала выводы:
Информация о работе Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике