Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 11:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение темы "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике".
Сказать об актуальности проблемы "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике" в современных условиях.
Изложить возможности решения тематики "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике".

Содержание

С.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЫНКА МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ

6
1.1. Основные черты рынка монополистической конкуренции
6
1.2. Фирма на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном периоде

10
1.3. Фирма на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде

12
2. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

16
2.1. Особенности рынков монополистической конкуренции в российской экономике

16
2.2. Российский фармацевтический рынок как рынок монополистической конкуренции

20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
28

Вложенные файлы: 1 файл

Klimuk-kursovaya.docx

— 72.04 Кб (Скачать файл)

Следовательно, дифференциация продукта обеспечивает фирмам монополистические преимущества, помогает защитить их от конкурентов: не так - то легко точно повторить тонкий вкус знаменитого шоколада или хотя бы найти равноценный ответ на удачную рекламную кампанию. Поэтому фирмы сознательно создают и поддерживают дифференциацию, добиваясь для себя дополнительных прибылей.5

В отличие от совершенной конкуренции, конкуренция монополистическая – не только абстрактная теоретическая модель, но и достаточно часто встречающийся тип реального рынка. Именно он характерен для пищевой промышленности, производства одежды и обуви,  книгоиздания, мебельной промышленности, розничной торговли, многих видов услуг и ряда других отраслей. Вместе с тем значение теории монополистической конкуренции далеко за пределы описания ситуации в этих отраслях. При значительной степени дифференциации продукта любой рынок приобретает сходство с рынком монополистической конкуренции. Это и не удивительно: полностью единого рынка в этом случае нет, он сильно сегментирован. И на отдельных сегментах вполне могут закрепляться небольшие фирмы – монополистические конкуренты, даже если в отрасли господствует крупный капитал.6

 

 

 

1.2. Фирма  на рынке монополистической конкуренции  в краткосрочном периоде.

Каждая фирма на рынке монополистической конкуренции во многом          подобна монополии. Так как продукция её отличается от производимой другими фирмами, она сталкивается с убывающей кривой спроса. В отличие от неё совершенно конкурентная фирма имеет дело с горизонтальной кривой спроса. Таким образом, монопольно-конкурентная фирма следует правилу максимизации прибыли монополистом: она выбирает объём выпуска, при котором предельный доход равняется предельным издержкам, а затем использует кривую спроса, чтобы установить цену, соответствующую этому объёму.7

На рисунке 1 представлены кривые издержек, спроса и предельного дохода типичных фирм двух различных отраслей монополистической конкуренции.

 

 

а )          Цена                                                                                         МС


                                                ПРИБЫЛЬ


                                                                                                                 АТС 



             Цена



       Средние 

  совокупные

      издержки                                                                                                      СПРОС

                                                                                      MR


 

                                             Максимизирующий                                    Объём

                                         прибыль  объём выпуска                               выпуска

 

 

 

 

 

 

б)

                Цена                                                                                  МС


          Средние                          УБЫТКИ

    совокупные                                                                               АТС               


        издержки


   


               Цена


 

                                                                                           СПРОС

                                                                MR         


                                    Минимизирующий                                              Объём

                                 убытки объём выпуска                                          выпуска

 

Рисунок 1 – (а) фирма получает прибыль; (б) фирма несет убытки 8

Исходя из представленного рисунка, можно сделать вывод о том, что объём выпуска максимизирующий прибыль в обеих частях рисунка находится  на пересечении кривых предельных издержек и предельного дохода.

Однако прибыль фирм различна: если  на графике (а) рисунка  1 цена товара превышает средние совокупные издержки, следовательно, фирма получает прибыль, то на графике (б) рисунка 1 цена ниже средних совокупных издержек,  в этом случае фирма не получает положительной прибыли. Таким образом, на рынке монополистической конкуренции фирма выбирает объём выпуска и цену точно, так же как это делает монополия. В краткосрочном периоде эти два типа структуры рынка сходны.

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Фирма  на рынке монополистической конкуренции  в долгосрочном периоде.

Ситуации,  изображенные на рисунке 1 , кратковременны. Если фирмы на рынке получают прибыль (график (а) рисунка 1), она стимулирует к входу на рынок конкурентов, что приводит к увеличению числа видов предлагаемой продукции и снижению спроса для всех соперничающих компаний. Другими словами, прибыльная работа фирм поощряет конкурентов к вхождению на рынок, что, в свою очередь, сдвигает влево кривые спроса действующих на рынке фирм. По мере того как спрос действующих на рынке фирм падает, начинается снижение уровня прибыли.

И наоборот, убытки, которые несут фирмы (график (б) рисунка 1), подталкивают их к выходу с рынка. Так фирмы покидают рынок, количество видов предлагаемой продукции сокращается, уменьшение числа фирм ведет к увеличению спроса на товары оставшихся на рынке фирм. Другими словами, убытки поощряют выход фирм с рынка, что приводит к сдвигу вправо кривых спроса оставшихся компаний. По мере того как спрос остающихся на рынке фирм растет, прибыль возрастает (в форме снижения убытков).

 

           Цена                                                               МС


                                                                                  


                                                                                АТС


      Р = АТС


 

                                                                                 

                                                                                         СПРОС  

                                                              MR              


                             Максимизирующий                                      Объём

                          прибыль объем выпуска                                выпуска

 

Рисунок 2 – Долгосрочное равновесие рынка 9

 

 

Процесс «миграции» фирм продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не достигнет нулевой отметки.

В этом случае новые фирмы не имеют побудительных мотивов к входу на рынок, а существующие – не имеют стимулов к выходу. Заметьте, что кривая спроса на рисунке лишь касается кривой средних совокупных издержек. Это означает, что две кривые являются касательными друг к другу. Кривые соприкасаются в тот момент, когда вход и выход с рынка приводят экономическую прибыль к нулевому значению.10

Так же, важно отметить, что долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции характеризуется двумя свойствами:

  1. как и на рынке чистой монополии, цена товара превышает предельные издержки фирмы. Данный вывод следует из того, что максимизация прибыли требует равенства предельного дохода предельным издержкам, а вследствие отрицательного наклона кривой спроса предельный доход меньше цены;
  2. как и на конкурентном рынке, цена равняется средним общим издержкам, так как свободный вход и выход фирм с рынка ведет к установлению нулевой экономической прибыли.

Следовательно, из вышесказанного, очевидно, что второе свойство показывает отличие рынка монополистической конкуренции от чистой монополии. Так как в чистой монополии существует единственный продавец данной продукции, не имеющий близких заменителей.

В условиях монополистической конкуренции  цена устанавливается на более высокий уровень, по сравнению с совершенной конкуренцией. Этому способствует то, что производство осуществляется с более высокими издержками на единицу продукции, чем достижимый минимум. Таким образом, в состоянии долгосрочного равновесия монополистически конкурентная фирма выпускает меньше продукции, чем это необходимо для достижения минимума средних общих издержек.

Важно отметить, что между монополистической  и совершенной конкуренций  существуют два отличия:

  1. избыточная мощность
  2. наценка

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 – Издержки монополистической конкуренции - (а) монополистически конкурентная фирма; (б) фирма при совершенной конкуренции11

 

Итак, что представляет собой избыточная мощность? Она характеризуется   свободным входом и выходом с рынка в условиях монополистической конкуренции, и  приводит к касанию кривой спроса и кривой средних совокупных издержек каждой фирмы.  Таким образом, в условиях монополистической конкуренции фирмы находятся на участке убывания кривых средних совокупных издержек.         В этом отношении монополистическая конкуренция резко контрастирует с совершенной конкуренцией. Свободный вход и выход на конкурентных рынках приводят к тому, что фирмы находятся в точке минимума средних совокупных издержек. Иными словами, монопольно-конкурентная фирма, в отличие от фирмы в условиях совершенной конкуренции, могла бы  увеличивать объем производства и снизить средние совокупные издержки.12

Второе различие между совершенной и монополистической конкуренцией – соотношение цены и предельных издержек. Из рисунков, представленных на графике 3 мы видим, что для конкурентной фирмы цена товара равна предельным издержкам, а для монопольно-конкурентной фирмы – цена превышает предельные издержки. Следовательно, чтобы цена для монопольно-конкурентной фирмы равнялась средним совокупным издержкам,  она должна быть выше предельных издержек. 

Так как цена превышает предельные издержки, дополнительная единица продукции для монопольно-конкурентной фирмы, продаваемая по установленной цене, означает большую прибыль. Как заметил один исследователь, на рынках монополистической конкуренции «продавец никогда не забывает разослать рождественские открытки покупателям».13

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ.

2.1. Особенности  рынков монополистической конкуренции  в российской экономике.

 

Особенность российских рынков монополистической конкуренции состоит в том, что они находятся в стадии становления. Развитие их осуществляется в направлении дифференциации продукции.

Можно выделить следующие фазы формирования отечественных рынков монополистической конкуренции:

  1. Выход на российский рынок с его узким ассортиментом товаров первых иностранных фирм-первопроходцев. Так, в начале 90-годов прошлого века в России появляется множество новых товаров: персональные компьютеры, видеотехника, продукты питания. Характеристику данного периода можно представить на примере йогуртов, которые в СССР до определенного момента не знали. В нашей стране пили простоквашу, кефир, закваску, они являлись родственными напитками йогурту. Однако в 1992 году Россия пережила первый период реформ, в ходе которых российское население находилось в тяжелом экономическом состоянии, и в это же время на российских рынках появляются немецкие йогурты Frutties и Zott, которые сразу обретают огромную популярность среди населения. Среди составляющих успеха распространения йогурта были его индивидуальные  особенности (вкус, запах, цвет, составляющие, консистенция и др.), а также добавление свежих фруктов в молочные продукты, произвели фурор, потому что в нашей стране такое не практиковалось, и, несомненно, важным фактором для  торговли была ориентация на детей как главных потребителей. Так как, несмотря на тяжелые финансовые времена, родители балуют своих детей. Иными словами можно говорить о том, что иностранные производители провели дифференциацию продукта.
  2. Впоследствии на российский рынок хлынула масса других немецких, французских, финских йогуртов сходных марок. Продолжалась дифференциация данного вида продукта.  Так, появляются йогурты

сливочные, обезжиренные, «натуральные», с различными фруктовыми добавками, и даже «живые» йогурты  DANONE, которые не содержали консервантов. Словом, сегмент рынка, занятый фирмами-первопроходцами начал дробиться на более мелкие сегменты, и у потребителей появилась возможность выбирать между столь многочисленными марками йогуртов. Конкуренция ожесточилась, а торговля йогуртами стала приносить среднюю прибыль, что не было выгодно для фирм. Такую же эволюцию прошли и другие товары, которые успешно внедрились на наш рынок, это компьютеры и  видеотехника, мобильные телефоны, электроприборы. Сначала происходил прорыв нового для России, при этом приходили второстепенные  или малоизвестные марки на родине, затем экономическая прибыль привлекала на наш рынок мировых производителей, в ходе этого дифференциация росла быстрыми темпами.

Информация о работе Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике