Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 11:57, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике".
Сказать об актуальности проблемы "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике" в современных условиях.
Изложить возможности решения тематики "Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике".
С.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЫНКА МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ
6
1.1. Основные черты рынка монополистической конкуренции
6
1.2. Фирма на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном периоде
10
1.3. Фирма на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде
12
2. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
16
2.1. Особенности рынков монополистической конкуренции в российской экономике
16
2.2. Российский фармацевтический рынок как рынок монополистической конкуренции
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
28
Следовательно, дифференциация продукта обеспечивает фирмам монополистические преимущества, помогает защитить их от конкурентов: не так - то легко точно повторить тонкий вкус знаменитого шоколада или хотя бы найти равноценный ответ на удачную рекламную кампанию. Поэтому фирмы сознательно создают и поддерживают дифференциацию, добиваясь для себя дополнительных прибылей.5
В отличие от совершенной конкуренции, конкуренция монополистическая – не только абстрактная теоретическая модель, но и достаточно часто встречающийся тип реального рынка. Именно он характерен для пищевой промышленности, производства одежды и обуви, книгоиздания, мебельной промышленности, розничной торговли, многих видов услуг и ряда других отраслей. Вместе с тем значение теории монополистической конкуренции далеко за пределы описания ситуации в этих отраслях. При значительной степени дифференциации продукта любой рынок приобретает сходство с рынком монополистической конкуренции. Это и не удивительно: полностью единого рынка в этом случае нет, он сильно сегментирован. И на отдельных сегментах вполне могут закрепляться небольшие фирмы – монополистические конкуренты, даже если в отрасли господствует крупный капитал.6
1.2. Фирма
на рынке монополистической
Каждая фирма на рынке монополистической конкуренции во многом подобна монополии. Так как продукция её отличается от производимой другими фирмами, она сталкивается с убывающей кривой спроса. В отличие от неё совершенно конкурентная фирма имеет дело с горизонтальной кривой спроса. Таким образом, монопольно-конкурентная фирма следует правилу максимизации прибыли монополистом: она выбирает объём выпуска, при котором предельный доход равняется предельным издержкам, а затем использует кривую спроса, чтобы установить цену, соответствующую этому объёму.7
На рисунке 1 представлены кривые издержек, спроса и предельного дохода типичных фирм двух различных отраслей монополистической конкуренции.
а
)
Цена
Цена
Средние
совокупные
издержки
б)
Цена
Средние
совокупные
издержки
Цена
Рисунок 1 – (а) фирма получает прибыль; (б) фирма несет убытки 8
Исходя из представленного рисунка, можно сделать вывод о том, что объём выпуска максимизирующий прибыль в обеих частях рисунка находится на пересечении кривых предельных издержек и предельного дохода.
Однако прибыль фирм различна: если на графике (а) рисунка 1 цена товара превышает средние совокупные издержки, следовательно, фирма получает прибыль, то на графике (б) рисунка 1 цена ниже средних совокупных издержек, в этом случае фирма не получает положительной прибыли. Таким образом, на рынке монополистической конкуренции фирма выбирает объём выпуска и цену точно, так же как это делает монополия. В краткосрочном периоде эти два типа структуры рынка сходны.
1.3. Фирма
на рынке монополистической
Ситуации, изображенные на рисунке 1 , кратковременны. Если фирмы на рынке получают прибыль (график (а) рисунка 1), она стимулирует к входу на рынок конкурентов, что приводит к увеличению числа видов предлагаемой продукции и снижению спроса для всех соперничающих компаний. Другими словами, прибыльная работа фирм поощряет конкурентов к вхождению на рынок, что, в свою очередь, сдвигает влево кривые спроса действующих на рынке фирм. По мере того как спрос действующих на рынке фирм падает, начинается снижение уровня прибыли.
И наоборот, убытки, которые несут фирмы (график (б) рисунка 1), подталкивают их к выходу с рынка. Так фирмы покидают рынок, количество видов предлагаемой продукции сокращается, уменьшение числа фирм ведет к увеличению спроса на товары оставшихся на рынке фирм. Другими словами, убытки поощряют выход фирм с рынка, что приводит к сдвигу вправо кривых спроса оставшихся компаний. По мере того как спрос остающихся на рынке фирм растет, прибыль возрастает (в форме снижения убытков).
Цена
Р = АТС
Максимизирующий
прибыль объем выпуска
Рисунок 2 – Долгосрочное равновесие рынка 9
Процесс «миграции» фирм продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не достигнет нулевой отметки.
В этом случае новые фирмы не имеют побудительных мотивов к входу на рынок, а существующие – не имеют стимулов к выходу. Заметьте, что кривая спроса на рисунке лишь касается кривой средних совокупных издержек. Это означает, что две кривые являются касательными друг к другу. Кривые соприкасаются в тот момент, когда вход и выход с рынка приводят экономическую прибыль к нулевому значению.10
Так же, важно отметить, что долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции характеризуется двумя свойствами:
Следовательно, из вышесказанного, очевидно, что второе свойство показывает отличие рынка монополистической конкуренции от чистой монополии. Так как в чистой монополии существует единственный продавец данной продукции, не имеющий близких заменителей.
В условиях монополистической конкуренции цена устанавливается на более высокий уровень, по сравнению с совершенной конкуренцией. Этому способствует то, что производство осуществляется с более высокими издержками на единицу продукции, чем достижимый минимум. Таким образом, в состоянии долгосрочного равновесия монополистически конкурентная фирма выпускает меньше продукции, чем это необходимо для достижения минимума средних общих издержек.
Важно отметить, что между монополистической и совершенной конкуренций существуют два отличия:
Рисунок 3 – Издержки монополистической конкуренции - (а) монополистически конкурентная фирма; (б) фирма при совершенной конкуренции11
Итак, что представляет собой избыточная мощность? Она характеризуется свободным входом и выходом с рынка в условиях монополистической конкуренции, и приводит к касанию кривой спроса и кривой средних совокупных издержек каждой фирмы. Таким образом, в условиях монополистической конкуренции фирмы находятся на участке убывания кривых средних совокупных издержек. В этом отношении монополистическая конкуренция резко контрастирует с совершенной конкуренцией. Свободный вход и выход на конкурентных рынках приводят к тому, что фирмы находятся в точке минимума средних совокупных издержек. Иными словами, монопольно-конкурентная фирма, в отличие от фирмы в условиях совершенной конкуренции, могла бы увеличивать объем производства и снизить средние совокупные издержки.12
Второе различие между совершенной и монополистической конкуренцией – соотношение цены и предельных издержек. Из рисунков, представленных на графике 3 мы видим, что для конкурентной фирмы цена товара равна предельным издержкам, а для монопольно-конкурентной фирмы – цена превышает предельные издержки. Следовательно, чтобы цена для монопольно-конкурентной фирмы равнялась средним совокупным издержкам, она должна быть выше предельных издержек.
Так как цена превышает предельные издержки, дополнительная единица продукции для монопольно-конкурентной фирмы, продаваемая по установленной цене, означает большую прибыль. Как заметил один исследователь, на рынках монополистической конкуренции «продавец никогда не забывает разослать рождественские открытки покупателям».13
2. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ.
2.1. Особенности
рынков монополистической
Особенность российских рынков монополистической конкуренции состоит в том, что они находятся в стадии становления. Развитие их осуществляется в направлении дифференциации продукции.
Можно выделить следующие фазы формирования отечественных рынков монополистической конкуренции:
сливочные, обезжиренные, «натуральные», с различными фруктовыми добавками, и даже «живые» йогурты DANONE, которые не содержали консервантов. Словом, сегмент рынка, занятый фирмами-первопроходцами начал дробиться на более мелкие сегменты, и у потребителей появилась возможность выбирать между столь многочисленными марками йогуртов. Конкуренция ожесточилась, а торговля йогуртами стала приносить среднюю прибыль, что не было выгодно для фирм. Такую же эволюцию прошли и другие товары, которые успешно внедрились на наш рынок, это компьютеры и видеотехника, мобильные телефоны, электроприборы. Сначала происходил прорыв нового для России, при этом приходили второстепенные или малоизвестные марки на родине, затем экономическая прибыль привлекала на наш рынок мировых производителей, в ходе этого дифференциация росла быстрыми темпами.
Информация о работе Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике