Особенности налогово – бюджетной политики в условиях открытой экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Дискуссии о приоритетах того или иного сегмента единой экономической политики служат основой выработки действенных практических мер в области экономики, финансов и социальной жизни общества. В бюджетно - налоговой политике очень важно прислушиваться к тенденциям и реалиям рынка и не терять единства целей и задач развитии экономики. Встроенная в социально ориентированную экономику, она формируется с учётом рыночных цен, уровня доходности, финансового и налогового потенциала субъектов хозяйствования. В то же время бюджет является активным инструментом воздействия на структуру и пропорции рынков товаров и услуг, в целом на баланс спроса и предложения.

Содержание

Введение 3
1. Модель открытой экономики и её основные черты и типы 6
2. Цели и формы реализации налогово – бюджетной политики 17
2.1. Сущность, виды и формы налогово – бюджетной политики 17
2.2. Эффективность налогово – бюджетной политики 24
3. Формирование и реализация налогово – бюджетной политики в условиях открытой экономики Республики Беларусь 31
Заключение 41
Список литературы 43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 258.75 Кб (Скачать файл)

Основными инструментами налогово-бюджетной  политики являются налоговые и бюджетные  регуляторы. К налоговым регуляторам  относятся виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы  внесения. Бюджетные регуляторы –  это уровень централизации средств  государством, соотношение между  федеральным или республиканским  и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным  бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетная классификация статей доходов и расходов и др.

Фискальная  политика в зависимости от механизма  реагирования на изменения экономической  ситуации подразделяется на дискреционную  и недискреционную (автоматическую), в соответствии с чем, определяется механизм её функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования.

Дискреционная фискальная политика основывается на решениях правительства, которое, манипулируя  налоговыми ставками или структурой налогообложения, уровнем государственных  расходов воздействует на формирование совокупного спроса и совокупного  предложения, реальный объём национального  продукта, уровня занятости, инфляции и цен.

Проиллюстрируем влияние государственных расходов на совокупный спрос(рис 2.1). Поскольку в данном случае рассматривается лишь одна составляющая фискальной политики — государственные расходы, будем исходить из того, что налоги равны нулю.[16.c 113]

На оси  абсцисс отложена величина ЧВП, а  на оси ординат — совокупные расходы. Состояние, при котором вся величина ЧВП будет потреблена населением, предприятиями и государством, т. е. будет равна величине суммы  расходов, можно изобразить в виде прямой, идущей к оси абсцисс под  утлом 45°. Тогда в любой точке  этой прямой совокупные расходы равны  величине ЧВП в этой точке.

Рисунок 2.1. Государственные расходы  и равновесный ЧВП

 

Если функция  совокупного спроса AD1 = С+ I дает равновесный  ЧВП1, то функция совокупного спроса АD2 = С+ I + G дает его более высокий  уровень — ЧВП2.[6]

Рассмотрим  теперь влияние налогов на объем  национального производства. Налоги выполняют в экономики три  функции: фискальную (основной источник бюджетных доходов), перераспределительную (корректировка неравномерного первичного распределения доходов), регулирующую (средство воздействия государства  на экономику). С фискальной точки  зрения, повышение налогов приведет к пополнению государственной казны. С перераспределительной точки  зрения, имеет смысл высокое налогообложение  доходов богатых слоев общества с целью пополнения доходов малообеспеченного  населения. С точки зрения регулирования, государство стремится не столько увеличивать налоговые ставки, сколько использовать их для позитивного воздействия на ход экономической деятельности. Все эти функции надо совместить так, чтобы получить наилучший общий результат.

Введение  налога приводит к уменьшению располагаемого дохода налогоплательщиков. Сокращение доходов налогоплательщиков, в свою очередь, вызывает снижение объемов  потребления и сбережений при  каждом уровне ЧВП. Размер этого сокращения определяется величиной Предельной склонности к потребле­нию (MPC) и  предельной склонности к сбережению (MPS). Изменение величины потребительских  расходов вследствие роста налоговых  ставок определяется по формуле: ΔС= ΔT x МРС. Аналогично, изменение величины сбережений вследствие роста налоговых  ставок определяется по формуле: ΔS = ΔT x MPS. Воздействие роста налогов  на равновесный ЧВП продемонстрировано на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2. Налоги и равновесный  ЧВП

 

При постоянных инвестиционных и государственных  расходах введение налога приводит к  сокращению совокупного спроса и, следовательно, сокращению равновесного ЧВП. Противоположная  картина будет наблюдаться при  сокращении налогов.[6]

Воздействие налогов и госрасходов на экономический  рост.

Стабилизационное  воздействие налогов и государственных  расходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают  прямое влияние на совокупный спрос, объем национального производства, занятость населения. Так, в период спада правительства, стимулируя государственные расходы, вызывают мультипликационный рост потребительских расходов и множительный эффект инвестиций.

Мультипликатор  государственных расходов (МРг), равный отношению

       МРг= 1÷ ( 1- MPC)                                                  (2.4)

где МРС - предельная склонность к потреблению, показывает приращение ВНП в результате роста государственных расходов на закупку товаров и услуг.

При значительном уровне безработицы государство  проводит стимулирующую политику в  форме сокращения налогов. Более  низкие налоги вызывают увеличение доходов  домашних хозяйств, что ведет к  увеличению расходов и росту совокупного  спроса, цен, расширению объема производства и совокупного предложения, а  в результате - к повышению реального  ВВП. Они также стимулируют рост сбережений домашних хозяйств и увеличение прибыльности предпринимательских  инвестиций. Это способствует повышению  нормы накопления капитала, расширению производства, снижению безработицы  и увеличению национального продукта. Следовательно, налоги также приводят к мультипликационному эффекту.

(МРн) – это отношение величины смещения совокупного спроса к величине заданного изменения реальных чистых налогов. Его абсолютная величина определяется по формуле:

МРн=МРг-1,                                                  (2.5)

где  МРн - мультипликатор чистых налогов

       МРг- мультипликатор государственных расходов

 

 

 

 

Модели  стабилизационной политики

Выбор правительства  форм и методов осуществления  стабилизационной фискальной политики зависит и от используемой концептуальной модели государственного регулирования. В теории и практике государств с  рыночной системой выделяют две такие  модели - неокейнсианская и неоклассическая.

Дж. Кейнс  особое значение придавал недискреционной  бюджетно-налоговой политике, которая, по его мнению, способна амортизировать кризис. Встроенная стабильность возникает  вследствие наличия функциональной зависимости между налогами и  национальным доходом. Так, величина собираемого  чистого налога варьируется пропорционально  величине чистого национального  продукта (ЧНП), следовательно по мере изменений уровня ЧНП возможны автоматические колебания (увеличение или уменьшение) размеров налоговых поступлений  и возникающих бюджетных дефицитов и излишков. (Рис.2.3.)

Рисунок 2.3. Встроенная стабильность: T – налоговые поступления; G- государственные расходы.

 

Как показано на рисунке 2.3, размер автоматически возникающих бюджетных дефицитов и излишков, а следовательно, и встроенная стабильность зависят от восприимчивости изменений в налогах к изменениям величины ЧНП. Если налоговые поступления энергично изменяются вслед за изменением ЧНП, то наклон линии Т будет крутым, а вертикальное расстояние между T и G , то есть дефицит государственного бюджета или его излишек,- большим. Следствием этого становится замедление экономического подъема и формирование тенденции к ликвидации дефицита государственного бюджета и образованию бюджетного излишка.

Таким образом, в кейнсианской теории основным показателем  фискальной политики является изменение  бюджетной позиции, то есть величины дефицита или излишка федерального бюджета.

Неоклассическая модель налогового регулирования основывается на теории “экономика предложения”, представители  которой обосновали вывод, что одним  из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов. Для этого они использовали бюджетную  концепцию А. Лаффера, где главной  переменной величиной являются предельные ставки налогов. Так, если предельные ставки достигают достаточно высокого уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской  инициативы и расширения производства, падают прибыли, усиливается процесс  уклонения от уплаты налогов, а следовательно, снижаются и общие налоговые  поступления. Уменьшение предельных налоговых  ставок вызывает противоположный эффект. [16, c.288-289]

Анализ  последствий снижения налогов для  государственных финансов осуществляется на основе кривой Лаффера. Считая, что  налоговые поступления являются продуктом налоговой ставки и  налоговой базы, Лаффер проследил  графическую взаимосвязь между ними (рис.2.4) и пришел к выводу, что эффект воздействия изменения норм обложения на бюджетные поступления зависит от величины эластичности выпуска продукции по налоговой ставке. Когда ее величина достигает –1, налоговые поступления начинают сокращаться. Таким образом, по мере роста норм обложения от 0 до100% поступления в государственный бюджет будут расти от 0 до некоторого максимального уровня, а затем вновь снижаться до 0 в связи с тем, что более высокие налоговые ставки сдерживают экономическую активность и сокращают налоговую базу.

Рисунок 2.4. Кривая Лаффера

 

Кривая  Лаффера не устанавливала количественных критериев, они были разработаны  позднее. Определено, что все налоговые  изъятия из прибыли не должны превышать  ее половины, так как в противном  случае нарушается действие производственно - стимулирующей функции налога, и он начинает оказывать дестабилизирующее  влияние на экономическую деятельность. Оптимальным считается налоговое  изъятие 1/3 прибыли, или 30-40% ее величины. [16, c.290-291]

Таким образом, неокейнсианцы строят механизм налогового регулирования на основе изменений  уровня налогов (их снижения как средства проведения антициклической политики, повышения в годы оживления с  целью сдерживания деловой активности), а неоклассики - на основе широкомасштабного  и целенаправленного снижения общего уровня налогов для поддержания  высокого уровня сбережений и инвестиций, а также расширения общих налоговых  поступлений.

Но  для правильного выбора того или иного вида фискальной политики необходимо изучение механизмов ее функционирования, возможного воздействия на экономику, а также знание экономической конъюнктуры.

 

 

 

 

2.2. Эффективность налогово-бюджетной  политики

Государство всегда анализирует  результаты применения им налогово-бюджетных  рычагов, особенно налоговой системы  и принимает меры по изменению. Пи одна налогово-бюджетная система  не может претендовать на окончательный вариант совершенства.

Изменяющиеся внутриполитические, социальные условия, международная обстановка так или иначе воздействуют на экономическую динамику, требуют последовательного гибкого изменения налогово-бюджетной политики и налогового механизма.

Вместе с тем при  реализации фискальной политики в настоящее  время существует ряд проблем, среди  которых можно выделить следующие:

– актуальным остается вопрос выявления уклонения от уплаты налогов. При этом следует выделить такие формы как сокрытие и неправильное определение налоговой базы для исчисления косвенных налогов, хозяйственная политика субъектов хозяйствования, направленная на снижение налогооблагаемой прибыли, а также выплата в ряде случаев заработной платы сотрудникам некоторых коммерческих предприятий заработной платы, не отраженной в данных бухгалтерского учета с целью снижения величины налоговых платежей, налоговой базой для определения которых является заработная плата;

– сложность и противоречивость значительной части норм налогового законодательства;

– развитие новых форм ведения торговли и оказания услуг посредством сети Интернет. Подобная организация ведения бизнеса существенным образом затрудняет выявление хозяйственных операций и определение правильности исчисления налогов и неналоговых платежей;

– в условиях значительного роста цен на энергоносители и отрицательном сальдо внешней торговли усложняется достижение основной цели фискальной политики – обеспечение устойчивого экономического развития государства. Соответственно снижается уровень социальной защищенности малообеспеченных слоев населения.

Таким образом, фискальная политика Республики Беларусь в настоящее  время направлена на снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивого  экономического развития государства  в целом. При этом существует ряд  проблем, связанных с реализацией  фискальной политики.

Так, влияние фискальных мер на экономику неоднозначно. В механизме действия изменения налогов на уровень ВВП налоговый мультипликатор показывает лишь чистое влияние на величину ВВП роста налоговых сборов на 1 доллар. Тем не менее, изменение налогов сопровождается обычно изменением величины государственных расходов. Мультипликатор устанавливает, что прирост правительственных расходов ∆G, сопровождаемый равным по величине приростом налоговых поступлений ∆T, имеет своим результатом рост выпуска продукции ∆Y. Таким образом, возникает одновременное действие встречных эффектов:

♦ прирост правительственных  расходов ∆G ведет к увеличению совокупного спроса ∆Yна величину, пропорциональную мультипликатору госрасходов;

♦ прирост налогов ∆Т сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину (с учетом МРС). [1, с 75]

Эффект «вытеснения». Рост государственных расходов и снижение налогов приводит к эффекту вытеснения, который значительно снижает результативность стимулирующей фискальной политики (см. рис. 2.5.)

Информация о работе Особенности налогово – бюджетной политики в условиях открытой экономики Республики Беларусь