Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:09, курсовая работа
Дискуссии о приоритетах того или иного сегмента единой экономической политики служат основой выработки действенных практических мер в области экономики, финансов и социальной жизни общества. В бюджетно - налоговой политике очень важно прислушиваться к тенденциям и реалиям рынка и не терять единства целей и задач развитии экономики. Встроенная в социально ориентированную экономику, она формируется с учётом рыночных цен, уровня доходности, финансового и налогового потенциала субъектов хозяйствования. В то же время бюджет является активным инструментом воздействия на структуру и пропорции рынков товаров и услуг, в целом на баланс спроса и предложения.
Введение 3
1. Модель открытой экономики и её основные черты и типы 6
2. Цели и формы реализации налогово – бюджетной политики 17
2.1. Сущность, виды и формы налогово – бюджетной политики 17
2.2. Эффективность налогово – бюджетной политики 24
3. Формирование и реализация налогово – бюджетной политики в условиях открытой экономики Республики Беларусь 31
Заключение 41
Список литературы 43
Рисунок 2.5 Эффект вытеснения, снижающий результативность стимулирующей фискальной политики
Если госрасходы G увеличиваются, то совокупные расходы и доход возрастают, что приводит к увеличению потребительских расходов С. Увеличение потребления, в свою очередь, увеличивает совокупные расходы и доход У, причем с эффектом мультипликатора. Увеличение У способствует росту спроса на деньги MD, так как в экономике совершается большее количество сделок. Повышение спроса на деньги при их фиксированном предложении вызывает рост процентной ставки R. Повышение процентных ставок снижает уровень инвестиций I и чистого экспорта Хn. Падение чистого экспорта связано также с ростом совокупного дохода Y, который сопровождается увеличением импорта. В итоге рост занятости и выпуска, вызванный стимулирующей фискальной политикой, оказывается частично элиминированным за счет вытеснения частных инвестиций и чистого экспорта.
Если бы не было вытеснения инвестиций и чистого экспорта, то увеличение Y из-за приращения госрасходов (или снижения налогов) было бы равно (Y0Y2). Однако вследствие эффекта вытеснения действительное увеличение У составляет только (YoY).
Относительная эффективность бюджетно-налоговой политики определяется в зависимости от:
а) степени чувствительности функций инвестиций и чистого экспорта к динамике рыночной ставки процента (коэффициенты d и n);
б) степени чувствительности спроса на деньги к динамике рыночной ставки процента (коэффициент h).
Эффект вытеснения оказывается относительно незначительным в двух случаях:
Рисунок 2.6 Инвестиции и чистый экспорт малочувствительны к динамике процентных ставок
Рисунок 2.7 Спрос на деньги высокочувствителен к динамике процентных ставок
Стимулирующая фискальная политика оказывается наиболее эффективной при сочетании относительно крутой IS и относительно пологой LM (см. рис. 2.8). В этом случае эффект вытеснения очень мал, так как и повышение ставок процента очень незначительно, и коэффициенты d и n очень малы. Общий прирост Y составляет величину (Y0Y1).
Рисунок 2.8 Стимулирующая фискальная политика относительно неэффективна, если эффект вытеснения превосходит эффект прироста выпуска.
Эффект вытеснения значителен, если:
Рисунок 2.9 Инвестиции и чистый экспорт высокочувствительны к динамике процентных ставок
Рисунок 2.10 Спрос на деньги малочувствителен к динамике процентных ставок
Стимулирующая фискальная политика оказывается наименее эффективной в случае сочетания относительно пологой IS и крутой LM. В этом случае прирост У, равный (Y0Y1), очень мал, так как и повышение ставок процента очень велико, и коэффициенты d и n значительны (см. рис. 2.11).[8. c.190-195]
Рисунок 2.11 Сочетание относительно пологой IS и крутой LM
Выводы:
3.Формирование и реализация налогово-бюджетной политики в условиях открытой экономики Республики Беларусь
Для начала следует проанализировать экономику РБ на содержание в ней критериев открытости.
Самым распространенным и наиболее часто используемым количественным индикатором служит показатель отношения внешнеторгового оборота к ВВП (внешнеторговая квота). Так, его уровень в Республике Беларусь в 2009 г. составил 119,4%, а в среднем за период 2000-2009 гг. -121,3% (в большинстве стран величина этого показателя в 2-3 раза ниже). В ходе анализа также можно сделать вывод о высоком удельном весе экспорта (импорта) в ВВП (20-30% от ВВП). В пользу открытости экономики говорит и большая доля импорта (64% - в 2008 г.) и даже отрицательное сальдо торгового баланса (в 2008 г. показатель составил 4,4 млрд долл. США). Количество организаций с иностранными инвестициями к концу 2008 г. составило 3 818 единиц. Общая сумма уставного капитала к концу 2008 г. составила 1 570 млн долл. США.
Одним из важнейших качественных критериев открытой экономики является благоприятный инвестиционный климат страны. По оценкам экспертов, способность Беларуси привлечь инвестиции невысока. Исследования открытости экономики опираются на степень либерализации перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Участие же Беларуси в данном процессе в особенности на финансовых рынках можно оценить как несущественное, даже в масштабах СНГ. При анализе открытости экономики также используюем оценку степени валютных, таможенных, лицензионных ограничений, косвенных налогов, торговых субсидий и т. д. Беларусь же избрала путь протекционизма, который подразумевает установление различных (тарифных и нетарифных) ограничений.
Таким образом, приходится констатировать, что по количественным показателям Республика Беларусь входит в число стран с наибольшей открытостью экономики, по качественным же - результат противоположный.[7. c. 44]
Формирование же и реализация
налогово-бюджетной политики Республики
Беларусь проводится в соответствии с
Законом Республики Беларусь «О бюджетной
системе Республики Беларусь и государственных
внебюджетных фондах» в разделе «Основные
термины и определения» представляет
бюджет как «основной финансовый план
формирования и использования денежных
средств для обеспечения функций государственных
органов, экономического и социального
развития Республики Беларусь или соответствующих
административно-
С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Его разработка была продиктована необходимостью обеспечить полное системное регулирование правовых норм, на основе которых осуществляется бюджетный процесс.
Сферой правового
Бюджет Республики Беларусь
распределяется в соответствии с
основными положениями
Бюджетно-налоговая политика
в предыдущем пятилетии была направлена
на создание макроэкономических условий
для стимулирования экономического
роста и структурной
В области налоговой
политики в 2006—2010 гг. была продолжена
налоговая реформа, которая обеспечила
закрепление сложившихся
— улучшение налоговой структуры за счет повышения доли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;
— снижение нагрузки на фонд заработной платы;
— оптимизация ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и отчислений в государственный фонд содействия занятости;
— повышение стимулирующей роли таможенной политики;
— выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков путем оптимизации налоговых ставок;
— совершенствование системы налогового администрирования, которое должно обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для плательщиков;
— оптимизация соотношения
республиканских и местных
Эти мероприятия были направлены на преодоление специфических особенностей налоговой системы Республики Беларусь[10,120-123]:
Но без изменения принципов построения бюджетно-налоговой политики любые реформы в области налогообложения не будут давать должного эффекта, положительно влияющего на рост деловой активности и доходов бюджета. Реформа налоговой системы прежде всего должна быть направлена на сокращение уровня налоговой нагрузки на экономику. Именно уровень налоговой нагрузки в условиях повышения конкуренции на внутреннем и внешних рынках является главным тормозом в экономическом развитии белорусских предприятий.
Можно выделить два основных налога, характеризующих эффективность работы экономики в налоговой системе Республики Беларусь: налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. В свою очередь, акцентирование внимания на данных налогах связано с тем, что порядок уплаты указанных платежей характеризует основные показатели работы экономики: уровень деловой активности внутри республики и уровень эффективности работы экономики. Однако в условиях Беларуси уплата налога на прибыль не является чистым индикатором эффективности работы экономики. Существующие в налоговом законодательстве ограничения по порядку формирования затрат (нормируемые затраты, порядок списания курсовых разниц и т. д.), учитываемых при исчислении налога, делают этот показатель несколько искусственным, поскольку в доходах бюджета учитывается налогооблагаемая прибыль, отличающаяся от балансовой прибыли.
Важным фактором, оказывающим влияние на рост налоговой нагрузки по налогу на прибыль, стал административный ресурс, выражающийся в излишне пристальном внимании налоговых органов к убыточным предприятиям. Последнее обстоятельство вынуждает многие предприятия показывать налогооблагаемую прибыль, не включая в затраты, учитываемые при налогообложении, все понесенные и учитываемые по закону расходы. Сложившаяся ситуация характеризует фискальную направленность существующей белорусской налоговой системы.
Можно считать целесообразным при реформировании налоговой системы Республике Беларусь сделать основной упор на отмену или сокращение ставок по косвенным налогам с одновременным совершенствованием порядка налогообложения прибыли. Однако в условиях белорусской модели, когда за счет бюджета финансируются не только расходы по содержанию малообеспеченных граждан, но и производятся капитальные вложения в сферу производства, говорить о приоритете стимулирующей функции налогов над фискальной функцией пока не приходится.[17, с.89]
Тем не менее, из года в год Беларусь занимает последнее место в рейтинге Doing Business по критерию «налогообложение». Сказать, что государство ничего не делает или что наша система налогообложения несуразная, конечно же, нельзя. В последние годы в стране очень активно проводится работа по совершенствованию налоговой системы в целом и законодательства в частности. В 2010 г. принята Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь, где отражены все налоги и элементы, касающиеся налогообложения. Если посмотреть структуру Особенной части, то можно увидеть, что она построена по модели организации экономического развития и сотрудничества - так работают практически все европейские страны. Но с принятием Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь камнем преткновения является льгота по капитальным вложениям, для получения которой следует выполнить ряд условий, связанных с амортизационным фондом. В результате льгота есть, однако воспользоваться ею многие субъекты хозяйствования не могут из-за сложного механизма применения. А экологический налог включает целый ряд составляющих, поэтому сделать правильные расчеты по нему совсем непросто.