Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:09, курсовая работа
Дискуссии о приоритетах того или иного сегмента единой экономической политики служат основой выработки действенных практических мер в области экономики, финансов и социальной жизни общества. В бюджетно - налоговой политике очень важно прислушиваться к тенденциям и реалиям рынка и не терять единства целей и задач развитии экономики. Встроенная в социально ориентированную экономику, она формируется с учётом рыночных цен, уровня доходности, финансового и налогового потенциала субъектов хозяйствования. В то же время бюджет является активным инструментом воздействия на структуру и пропорции рынков товаров и услуг, в целом на баланс спроса и предложения.
Введение 3
1. Модель открытой экономики и её основные черты и типы 6
2. Цели и формы реализации налогово – бюджетной политики 17
2.1. Сущность, виды и формы налогово – бюджетной политики 17
2.2. Эффективность налогово – бюджетной политики 24
3. Формирование и реализация налогово – бюджетной политики в условиях открытой экономики Республики Беларусь 31
Заключение 41
Список литературы 43
Методика Всемирного
банка учитывает не все критерии
«дружелюбности» налоговой
В последнем рейтинге Всемирного банка было отмечено, что в Беларуси 107 налоговых выплат в год. Что было сделано для уменьшения их количества?
В 2009 г. количество налоговых выплат было уменьшено. Но самое главное то, что практически по всем налогам наше государство перешло на ежеквартальную уплату, что позволило уменьшить количество выплат в 3 раза. Но в ряде государств отчетным периодом является календарный год.
Кроме того, из года
в год в республике
Вследствие сокращения налоговой отчетности и перехода к ежеквартальной уплате авансовых платежей по налогу на прибыль плательщики получили возможность более эффективно планировать бизнес, рациональнее распределять средства.
Освобождение от налога прибыли, направляемой на капитальные вложения по факту осуществления инвестиций и снятие ограничений по налогу на добавленную стоимость по налоговым вычетам, осуществляемым при инвестициях, также содействует упрощению налоговой системы, снижению налоговой нагрузки и, как результат, существенному продвижению страны в рейтинге Всемирного банка.[12. c. 108]
Но не следует забывать и о ещё одной мере осуществляемой государством в ходе проведения фискальной политики – государственные расходы.
Государственные расходы регулируются и осуществляются на основе полноты государственного бюджета. Особенностью бюджета 2011 г. является тот факт, что в нем учтены изменения, произошедшие в налоговом законодательстве, которые существенно упрощают систему налогообложения. Ожидалось, что в целом, налоговая нагрузка в 2011 г. снизится на 0,4% по отношению к ВВП, а проект бюджета сформирован исходя из подсчетов, что темп роста ВВП в 2011 г. будет находиться на уровне 110%, годовая инфляция составит 8%, а среднегодовой курс доллара будет равен 3 170 бел. р.
Доходы консолидированного бюджета в 2011 г. прогнозируются в размере 54,5 трлн бел. р., что составит 118% к оценке 2010 г. Расходы консолидированного бюджета составят 60,53 трлн бел. р. (118,3%»). Доходы республиканского бюджета в 2011 г. предусматривались в размере 33,6 трлн бел. р. (116,9%) к ожидаемому исполнению 2010 г. Расходы республиканского бюджета запланированы в размере 39,6 трлн бел. р. (123,3%).
Структура доходов в 2011 году сохраняется. Основными источниками налоговых доходов консолидированного бюджета являются НДС - 35,1%, налоги от внешнеэкономической деятельности - 13,3, налоги на доходы и прибыль - 12,8, подоходный налог - 10,1, акцизы -9,8%. В 2011 г. должны были увеличиться доходы бюджета от ввозных таможенных пошлин.
В проекте бюджета страны на 2011 г. предусмотрено увеличение дефицита до 3% к ВВП (около 6 трлн бел. р.). Финансирование дефицита бюджета предусматривается за счет внутренних и внешних источников. Одним из таких источников является государственный долг.
За период с 1992 по 2011 г. внешний государственный долг Республики Беларусь вырос с 432 млн долл. США до 9,7 млрд долл. США, т. е. почти в 22 раза. Основу кредитного портфеля страны составили займы Международного валютного фонда (36,2%), России (32,3%); еврооблигации (10,6%) и кредиты Китая (8%). В текущем году на осуществление платежей по погашению и его обслуживанию планируется направить 8,2% средств республиканского бюджета.
Следует отметить, что внешний государственный долг пока не представляет серьезной проблемы для экономики Республики Беларусь, поскольку он по оценкам экспертов не превышает 30% от ВВП. В то время как в странах Евросоюза критическую границу в 60% переступили 20 государств.
В 2011 г. на национальную экономику в бюджете запланировано более 12 трлн бел. р. (6% планового ВВП). Это только непосредственно в денежной форме. Сельское хозяйство из всех источников и в самых разных формах получило 12-14% ВВП. Планировалось, что Сокращение только 10% расходов на общегосударственную деятельность даст экономию более 1 трлн бел. р. Еще 1 трлн бел. р. можно было бы сэкономить, если отказаться от промышленного строительства. Также ожидалось, что радикальное упрощение налоговой системы и дерегулирование экономической деятельности поможет сэкономить бюджету еще около 1 трлн бел. р. из бюджета. Экономия коммерческих организаций составит не менее 5% ВВП от выручки. Именно здесь нужно искать резервы для сокращения расходов государства и адаптации к валютному кризису.
Понятно, что без повышения
тарифов на ЖКУ и общественный
транспорт не обойтись. Население
должно оплачивать, как минимум, 70% от
издержек производства коммунальных услуг,
электроэнергии и газа, а в недалекой
перспективе эти секторы
Во-первых, таких людей нужно идентифицировать и именно на них направить бюджетную помощь. Во-вторых, лучше всего поддержку оказывать «живыми» деньгами, а не льготами или особыми режимами оказания услуг. В-третьих, расчеты минимально необходимого уровня расходов государства показывают, что без проблем можно придерживаться бюджетной солидарности перед малообеспеченными и сократить совокупные госрасходы, включая Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь до 32% ВВП.
Схематически расходная часть бюджета страны выглядит следующим образом: 3% ВВП должно тратиться на общегосударственные расходы, 1,5 - на обслуживание государственного долга, 2 - на правоохранительную деятельность, 1 - вооруженные силы, 1 - на дороги, 4 - на здравоохранение, 5 - образование, 12 - пенсии и социальные выплаты, 2 - пособия по безработице и 0,5% ВВП следует отнести на другие расходы. Все остальные расходы необходимо ликвидировать. В таком бюджетном режиме планировалось сэкономить около 8 млрд долл. США.[11.c.150]
Для сравнения предоставим диаграмму финансирования экономики по некоторым направлениям (диаграмма 3.1.). Которая показывает, что в основном повышается финансирование социальной политики (что в общем, является доказательством того, что экономика РБ социально ориентированная), а вот финансирование здравоохранения и образования, либо остаётся прежним, либо снижается.
Диаграмма 3.1. Динамика изменения финансирования по некоторым направлениям (в процентах к ВВП)
1
Из всего вышеперечисленного можно сделать выводы:
Заключение
Анализ экономической литературы и периодической печати, выполненный в ходе работы, позволил сделать нижеследующие выводы.
1) Важными инструментами исследования процессов, происходящих в открытых экономиках, выступают счета национального дохода и платежного баланса, так как они отражают структуру национальных расходов и их международные последствия.
2) Дискреционная и недискреционная фискальная политика проводятся в комплексе, в зависимости от текущей динамики ВВП. Дискреционная политика даёт эффект в краткосрочном периоде.
3)Согласно кейнсианской концепции фискальной политики дефицит государственного бюджета, как правило, увеличивается в период экономического спада и сокращается в периоды оживления и подъёма экономики. При этом не всегда обеспечивается стабилизация экономики и рост ВВП.
4)Особенностями бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь является:
- высокий уровень дотаций для экономики по сравнению с развитыми странами;
- преимущественное проведение
дискреционной стимулирующей
- снижение общего уровня
централизации в бюджете
Дополнительные сложности осуществления фискальной политики возникают, когда экономика представляет собой часть мировой экономики, т.е. открытая экономика.
Известно, что события и меры экономической политики, предпринимаемые за рубежом, влияют на чистый экспорт и экономику. В этой связи можно быть подверженными действию непредвиденных международных шоков совокупного спроса, которые могут сократить ЧНП и обесценить мероприятия фискальной политики. Вопрос состоит в том, что все возрастающее участие в мировой экономике приносит с собой сложности международной взаимозависимости наряду с преимуществами участия в специализации и торговле. Примером может служить эффект чистого экспорта, который действует через международную торговлю, подрывая эффективность фискальной политики.
В налоговой направленности внимание должно уделяться профилактической работе, информированию плательщиков о порядке применения налогового законодательства, оказанию ему методологической помощи с целью предотвращения возможных правонарушений.
Формирование эффективной
налоговой системы должно основываться
на классических принципах налогообложения,
учитывать социально-
Литература
1. Алехин С.Н. Анализ перспектив наполнения бюджета при снижении налогового бремени налогоплательщиков/С.Н. Алехин//Финансы и кредит. – 2005- №8
2.Бондаренко В.Ф. Макроэкономика/
В. Бондаренко// Государственный бюджет
и фискальная политика. Государственный
долг
[Электронный ресурс]. - 2006,2007 Режим доступа
: http://sumdu.telesweet.net/
3.Государственный бюджет: Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. Мн.: БГЭУ, 2003. - 289с.
4. Дайнеко, А.Е. Открытость
экономики как фактор повышения эффективности
внешнеэкономической деятельности// Бел.
экономика: анализ, прогноз, регулирование.-2003.-№5.-С.2-
5.Ивашутин А.Л. Макроэкономика: учебное пособие для экономических специальностей вузов.-Мн.: Амалфея, 2008.- 340 с.
6.Информационный бизнес портал[информационный ресурс]/Главная / Экономика и торговля / Макроэкономика/Дискреционная фискальная политика. – Режим доступа: http://www.market-pages.ru – Дата доступа : 10.11.2011.
7. Лебедева С. Н. Проблемы и противоречия оценки степени открытости экономики/ С. Н. Лебедева, Е. В. Богуш//Предприимчивость студенчества – будущему Беларуси! : материалы XXXI межвузовской студенческой конференции по итогам научных исследований за 2010-2011 учебный год/ редкол.:Г.С.Митюрич [и др.]; под научной редакцией д-ра физ.-мат. Наук, профессора Г.С.Митюрича. – Гомель : учреждение образования «белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2011.-280с.
8. Макроэкономика: Учебник/Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 448 с.
9.Макроэкономика: учеб. Пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям: 2-е изд., исправленное / Т.С.Алексеенко [и др.]; под ред. Л.П.Зеньковой. - Минск ИВЦ Минфина, 2009.-380с.,ил.
10. Макроэкономика: учеб. пособие/ И.В.Новикова, А.П.Морова, А.О.Тихонов и др.; по ред. И.В.Новиковой и Ю.М.Ясинского. -Мн.:акад.упр.при Президенте Республики Беларусь, 2006 -330 с.
11. Мозоль В. М. Особенности бюджетных расходов в 2011 г./ В. М. Мозоль М. Н. Мельников// Предприимчивость студенчества – будущему Беларуси! : материалы XXXI межвузовской студенческой конференции по итогам научных исследований за 2010-2011 учебный год/ редкол.:Г.С.Митюрич [и др.]; под научной редакцией д-ра физ.-мат. Наук, профессора Г.С.Митюрича. – Гомель : учреждение образования «белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2011.-280с.
12. Орлович Н.В. Cовершенствование налогообложения в республике Беларусь/ Е. Н. Картавнёва Т. П. Курская Н.В. Орлович// Предприимчивость студенчества – будущему Беларуси! : материалы XXXI межвузовской студенческой конференции по итогам научных исследований за 2010-2011 учебный год/ редкол.:Г.С.Митюрич [и др.]; под научной редакцией д-ра физ.-мат. Наук, профессора Г.С.Митюрича. – Гомель : учреждение образования «белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2011.-280с.