Особенности налогово – бюджетной политики в условиях открытой экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Дискуссии о приоритетах того или иного сегмента единой экономической политики служат основой выработки действенных практических мер в области экономики, финансов и социальной жизни общества. В бюджетно - налоговой политике очень важно прислушиваться к тенденциям и реалиям рынка и не терять единства целей и задач развитии экономики. Встроенная в социально ориентированную экономику, она формируется с учётом рыночных цен, уровня доходности, финансового и налогового потенциала субъектов хозяйствования. В то же время бюджет является активным инструментом воздействия на структуру и пропорции рынков товаров и услуг, в целом на баланс спроса и предложения.

Содержание

Введение 3
1. Модель открытой экономики и её основные черты и типы 6
2. Цели и формы реализации налогово – бюджетной политики 17
2.1. Сущность, виды и формы налогово – бюджетной политики 17
2.2. Эффективность налогово – бюджетной политики 24
3. Формирование и реализация налогово – бюджетной политики в условиях открытой экономики Республики Беларусь 31
Заключение 41
Список литературы 43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 258.75 Кб (Скачать файл)

Методика Всемирного банка учитывает не все критерии «дружелюбности» налоговой системы (например, удобство заполнения налоговых  деклараций). Декларации в нашей  стране заполняются проще, чем, скажем, в России или Германии. Например, в Германии налоговая декларация по прибыли - это целая книга, в  Казахстане она занимает 70 листов. Наша декларация состоит из 11 листов. И сама методика расчета прибыли намного проще.

В последнем рейтинге Всемирного банка было отмечено, что  в Беларуси 107 налоговых выплат в  год. Что было сделано для уменьшения их количества?

В 2009 г. количество налоговых  выплат было уменьшено. Но самое главное  то, что практически по всем налогам наше государство перешло на ежеквартальную уплату, что позволило уменьшить количество выплат в 3 раза. Но в ряде государств отчетным периодом является календарный год.

 Кроме того, из года  в год в республике сокращается  количество самих налогов и платежей. Еще 5 лет назад в Беларуси было более 20 обязательных налогов и платежей. На 1 января 2011 г. для субъектов предпринимательства их осталось семь. По перечню налогов наше законодательство сопоставимо сегодня с законодательством, действующим в странах Европейского Союза и государствах - участниках таможенного союза.

Вследствие сокращения налоговой отчетности и перехода к ежеквартальной уплате авансовых платежей по налогу на прибыль плательщики получили возможность более эффективно планировать бизнес, рациональнее распределять средства.

Освобождение от налога прибыли, направляемой на капитальные  вложения по факту осуществления  инвестиций и снятие ограничений  по налогу на добавленную стоимость  по налоговым вычетам, осуществляемым при инвестициях, также содействует упрощению налоговой системы, снижению налоговой нагрузки и, как результат, существенному продвижению страны в рейтинге Всемирного банка.[12. c. 108]

Но не следует забывать и о ещё одной мере осуществляемой государством в ходе проведения фискальной политики – государственные расходы.

Государственные расходы  регулируются и осуществляются на основе полноты государственного бюджета. Особенностью бюджета 2011 г. является тот факт, что в нем учтены изменения, произошедшие в налоговом законодательстве, которые существенно упрощают систему налогообложения. Ожидалось, что в целом, налоговая нагрузка в 2011 г. снизится на 0,4% по отношению к ВВП, а проект бюджета сформирован исходя из подсчетов, что темп роста ВВП в 2011 г. будет находиться на уровне 110%, годовая инфляция составит 8%, а среднегодовой курс доллара будет равен 3 170 бел. р.

Доходы консолидированного бюджета в 2011 г. прогнозируются в  размере 54,5 трлн бел. р., что составит 118% к оценке 2010 г. Расходы консолидированного бюджета составят 60,53 трлн бел. р. (118,3%»). Доходы республиканского бюджета в 2011 г. предусматривались в размере 33,6 трлн бел. р. (116,9%) к ожидаемому исполнению 2010 г. Расходы республиканского бюджета запланированы в размере 39,6 трлн бел. р. (123,3%).

Структура доходов в  2011 году сохраняется. Основными источниками налоговых доходов консолидированного бюджета являются НДС - 35,1%, налоги от внешнеэкономической деятельности - 13,3, налоги на доходы и прибыль - 12,8, подоходный налог - 10,1, акцизы -9,8%. В 2011 г. должны были  увеличиться доходы бюджета от ввозных таможенных пошлин.

В проекте бюджета  страны на 2011 г. предусмотрено увеличение дефицита до 3% к ВВП (около 6 трлн бел. р.). Финансирование дефицита бюджета  предусматривается за счет внутренних и внешних источников. Одним из таких источников является государственный долг.

За период с 1992 по 2011 г. внешний государственный долг Республики Беларусь вырос с 432 млн долл. США  до 9,7 млрд долл. США, т. е. почти в 22 раза. Основу кредитного портфеля страны составили  займы Международного валютного  фонда (36,2%), России (32,3%); еврооблигации (10,6%) и кредиты Китая (8%). В текущем году на осуществление платежей по погашению и его обслуживанию планируется направить 8,2% средств республиканского бюджета.

Следует отметить, что  внешний государственный долг пока не представляет серьезной проблемы для экономики Республики Беларусь, поскольку он по оценкам экспертов  не превышает 30% от ВВП. В то время как в странах Евросоюза критическую границу в 60% переступили 20 государств.

В 2011 г. на национальную экономику  в бюджете запланировано более 12 трлн бел. р. (6% планового ВВП). Это  только непосредственно в денежной форме. Сельское хозяйство из всех источников и в самых разных формах получило 12-14% ВВП. Планировалось, что Сокращение только 10% расходов на общегосударственную деятельность даст экономию более 1 трлн бел. р. Еще 1 трлн бел. р. можно было бы сэкономить, если отказаться от промышленного строительства. Также ожидалось, что радикальное упрощение налоговой системы и дерегулирование экономической деятельности поможет сэкономить бюджету еще около 1 трлн бел. р. из бюджета. Экономия коммерческих организаций составит не менее 5% ВВП от выручки. Именно здесь нужно искать резервы для сокращения расходов государства и адаптации к валютному кризису.

Понятно, что без повышения  тарифов на ЖКУ и общественный транспорт не обойтись. Население  должно оплачивать, как минимум, 70% от издержек производства коммунальных услуг, электроэнергии и газа, а в недалекой  перспективе эти секторы экономики  должны быть инвестиционно привлекательными, т. е. работать с прибылью и без  дотаций. Поэтому с особой остротой стоит вопрос создания по-настоящему адресной системы поддержки нуждающихся.

Во-первых, таких людей  нужно идентифицировать и именно на них направить бюджетную помощь. Во-вторых, лучше всего поддержку оказывать «живыми» деньгами, а не льготами или особыми режимами оказания услуг. В-третьих, расчеты минимально необходимого уровня расходов государства показывают, что без проблем можно придерживаться бюджетной солидарности перед малообеспеченными и сократить совокупные госрасходы, включая Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь до 32% ВВП.

Схематически расходная  часть бюджета страны выглядит следующим  образом: 3% ВВП должно тратиться  на общегосударственные расходы, 1,5 - на обслуживание государственного долга, 2 - на правоохранительную деятельность, 1 - вооруженные силы, 1 - на дороги, 4 - на здравоохранение, 5 - образование, 12 - пенсии и социальные выплаты, 2 - пособия  по безработице и 0,5% ВВП следует отнести на другие расходы. Все остальные расходы необходимо ликвидировать. В таком бюджетном режиме планировалось сэкономить около 8 млрд долл. США.[11.c.150]

Для сравнения предоставим  диаграмму финансирования экономики  по некоторым направлениям (диаграмма 3.1.). Которая показывает, что в основном повышается финансирование социальной политики (что в общем, является доказательством того, что экономика РБ социально ориентированная), а вот финансирование здравоохранения и образования, либо остаётся прежним, либо снижается. 

Диаграмма 3.1. Динамика изменения финансирования по некоторым направлениям (в процентах к ВВП)

1

Из всего вышеперечисленного можно сделать выводы:

  • Государство всячески содействует белорусским предприятиям в привлечении иностранных инвестиций. В частности, таким предприятиям оно предоставляет льготы и оказывает помощь, в том числе и финансовую. Приток инвестиций во многом зависит от того, насколько стимулирующее воздействие оказывает на них налоговая система страны.
  • Налоговая политика формируется, исходя из необходимости существенного упрощения налоговой системы, поэтапного снижения налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования, повышения рациональности, прозрачности, справедливости и стабильности налоговой системы. Справедливость и нейтральность налоговой системы обеспечивается в основном за счет прекращения практики налогового льготирования и предоставления преференциальных режимов налогообложения, отмены имеющих негативное влияние на экономический рост и неэффективных налоговых платежей.
  • При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика должна быть направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анализ экономической  литературы и периодической печати, выполненный в ходе работы, позволил  сделать нижеследующие выводы.

1) Важными инструментами исследования процессов, происходящих в открытых экономиках, выступают счета национального дохода и платежного баланса, так как они отражают структуру национальных расходов и их международные последствия.

2) Дискреционная и недискреционная фискальная политика проводятся в комплексе, в зависимости от текущей динамики ВВП. Дискреционная политика даёт эффект в краткосрочном периоде.

3)Согласно кейнсианской концепции фискальной политики дефицит государственного бюджета, как правило, увеличивается в период экономического спада и сокращается в периоды оживления и подъёма экономики. При этом не всегда обеспечивается стабилизация экономики и рост ВВП.

4)Особенностями бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь является:

- высокий уровень дотаций  для экономики по сравнению  с развитыми странами;

- преимущественное проведение  дискреционной стимулирующей фискальной  политики, направленной на поддержание  стратегически важных производств  и недопущение массовой безработицы;

- снижение общего уровня  централизации в бюджете финансовых  ресурсов для дальнейшей стабилизации  экономических процессов и экономического  роста.

Дополнительные сложности  осуществления фискальной политики возникают, когда экономика представляет собой часть мировой экономики, т.е. открытая экономика.

Известно, что события  и меры экономической политики, предпринимаемые  за рубежом, влияют на чистый экспорт  и экономику. В этой связи можно быть подверженными действию непредвиденных международных шоков совокупного спроса, которые могут сократить ЧНП и обесценить мероприятия фискальной политики. Вопрос состоит в том, что все возрастающее участие в мировой экономике приносит с собой сложности международной взаимозависимости наряду с преимуществами участия в специализации и торговле. Примером может служить эффект чистого экспорта, который действует через международную торговлю, подрывая эффективность фискальной политики.

В налоговой направленности внимание должно уделяться профилактической работе, информированию плательщиков о порядке применения налогового законодательства, оказанию ему методологической помощи с целью предотвращения возможных правонарушений.

Формирование эффективной  налоговой системы должно основываться на классических принципах налогообложения, учитывать социально-экономическое  положение и модель макроэкономического регулирования, которую выбрала страна. Основной целью должно являться построение максимально «комфортной», с невысокими ставками и максимально простой налоговой системы для каждого плательщика, а не избирательный подход за счет предоставления налоговых льгот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Алехин С.Н. Анализ перспектив наполнения бюджета при снижении налогового бремени налогоплательщиков/С.Н. Алехин//Финансы и кредит. – 2005- №8

2.Бондаренко В.Ф. Макроэкономика/ В. Бондаренко// Государственный бюджет и фискальная политика. Государственный долг                  [Электронный ресурс]. - 2006,2007 Режим доступа : http://sumdu.telesweet.net/doc/lections/Makroekonomika/– дата доступа : 18.10.2011.

3.Государственный бюджет: Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. Мн.: БГЭУ, 2003. - 289с.

4. Дайнеко, А.Е. Открытость экономики как фактор повышения эффективности внешнеэкономической деятельности// Бел. экономика: анализ, прогноз, регулирование.-2003.-№5.-С.2-8.

5.Ивашутин А.Л. Макроэкономика: учебное пособие для экономических специальностей вузов.-Мн.: Амалфея, 2008.- 340 с.

6.Информационный бизнес портал[информационный ресурс]/Главная / Экономика и торговля / Макроэкономика/Дискреционная фискальная политика. – Режим доступа:  http://www.market-pages.ru – Дата доступа : 10.11.2011.

 7. Лебедева С. Н. Проблемы и противоречия оценки степени открытости экономики/ С. Н. Лебедева, Е. В. Богуш//Предприимчивость студенчества – будущему Беларуси! : материалы XXXI межвузовской студенческой конференции по итогам научных исследований за 2010-2011 учебный год/ редкол.:Г.С.Митюрич [и др.]; под научной редакцией д-ра физ.-мат. Наук, профессора  Г.С.Митюрича. – Гомель : учреждение образования «белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2011.-280с.

8. Макроэкономика: Учебник/Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 448 с.

9.Макроэкономика: учеб. Пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям: 2-е изд., исправленное / Т.С.Алексеенко [и др.]; под ред. Л.П.Зеньковой. - Минск ИВЦ Минфина, 2009.-380с.,ил.

10. Макроэкономика: учеб. пособие/ И.В.Новикова, А.П.Морова, А.О.Тихонов и др.; по ред. И.В.Новиковой и Ю.М.Ясинского. -Мн.:акад.упр.при Президенте Республики Беларусь, 2006 -330 с.

11. Мозоль В. М. Особенности бюджетных расходов в 2011 г./ В. М. Мозоль М. Н. Мельников// Предприимчивость студенчества – будущему Беларуси! : материалы XXXI межвузовской студенческой конференции по итогам научных исследований за 2010-2011 учебный год/ редкол.:Г.С.Митюрич [и др.]; под научной редакцией д-ра физ.-мат. Наук, профессора  Г.С.Митюрича. – Гомель : учреждение образования «белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2011.-280с.

12. Орлович Н.В. Cовершенствование налогообложения в республике Беларусь/ Е. Н. Картавнёва Т. П. Курская Н.В. Орлович// Предприимчивость студенчества – будущему Беларуси! : материалы XXXI межвузовской студенческой конференции по итогам научных исследований за 2010-2011 учебный год/ редкол.:Г.С.Митюрич [и др.]; под научной редакцией д-ра физ.-мат. Наук, профессора  Г.С.Митюрича. – Гомель : учреждение образования «белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2011.-280с.

Информация о работе Особенности налогово – бюджетной политики в условиях открытой экономики Республики Беларусь