Особенности розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Основным элементом рыночного хозяйства является товарное обращение, осуществляемое посредством торговли. Именно торговля решает одну из главных задач общественного производства - удовлетворение потребностей населения. С началом реформ 90-х годов Россия осуществляет процессы формирования механизмов и инфраструктуры рыночной экономики, которые затронули и сферу торговли. Характер деятельности торгового предприятия приобрел форму предпринимательского бизнеса, основанного на использовании различных видов организационных структур торговых предприятий. В настоящее время изменились и условия функционирования торгового предприятия как основного звена рыночной экономики, и связь с другими субъектами рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Основные тенденции розничной торговли в развитии рынка потребительских товаров
1.1 Сущность, функции и понятие розничной торговли
1.2 Понятие, сущность, роль и значение рынка потребительских товаров
1.3 Типы розничных предприятий на потребительском рынке
2. Розничная торговля потребительскими товарами в Свердловской области и в Екатеринбурге
2.1 Состояние розничного товарооборота в Свердловской области и в Екатеринбурге
2.2 Структура розничного товарооборота в Свердловской области и в Екатеринбурге
3. Розничная торговля и розничные цены на потребительском рынке России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

В оборот розничной  торговли наряду со стоимостью товаров, проданных за наличный расчет, согласно постановлению Госкомстата РФ от 19.01.2000 № 4 также включаются:  

- стоимость проданных  товаров по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи); 

- стоимость товаров,  проданных в порядке комиссионной  торговли (по договору комиссии) в размере полной стоимости  по моменту продажи товаров; 

- стоимость товаров,  проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю) в объеме полной стоимости товара; 

- стоимость проданных  по образцам товаров длительного  пользования (по времени выписки  счета-фактуры и доставки покупателю, независимо от времени фактической  оплаты товара покупателем); 

- полная стоимость  товаров, проданных отдельным  категориям населения со скидкой  (лекарственных средств, топлива  и т.п.); 

- стоимость проданных  по подписке печатных изданий  (по моменту выписки счета без  учета стоимости доставки); 

- стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара; 

- стоимость проданной  порожней тары. 

В оборот розничной  торговли включается также стоимость  товаров, отпущенных населению через  розничную торговую сеть или через  торговые заведения неторговых организаций в счет задолженности по заработной плате, пенсиям и т.п. с последующей оплатой организациям торговли предприятиями, органами социального обеспечения и др. 

Розничный товарооборот отражается в ценах фактической  реализации строгого за отчетный период на основе данных первичных документов: товарно-денежного отчета и прилагаемых к нему документов. 

Развитию товарооборота  торговых предприятий придается  большое значение в экономической  и национальной политике страны. Это  связано с тем, что товарооборот характеризует масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары, стимулирует развитие производства и способствует ускорению оборота капитала производственных предприятий, в значительной степени определяет масштабы внешнеэкономической деятельности, денежного оборота, бюджетных поступлений. Не меньшую роль играет товарооборот и в деятельности конкретных торговых предприятий. Развитие товарооборота определяет широту и глубину проникновения торгового предприятия на потребительский рынок и его конкурентную позицию на этом рынке, общие возможности и темпы экономического развития предприятия в стратегической перспективе. Розничный товарооборот в 2008 году по городу Екатеринбургу составил 3263123,7 тысяч рублей, по сравнению с прошлым годом он возрос на 15,9 % в основном за счет продаж продовольственных товаров: 

колбасные изделия  на 76,4 %; 

масло животное на 52, 4 %; 

цельномолочная  продукция на 50, 4 %; 

овощи на 68, 8 %; 

яйцо на 34,4 %; 

макаронные изделия  на 30, 6 %. 

Наибольшая доля объема розничного в 2008 года по городу Екатеринбургу приходится на Ленинский район - 1359520,6 тысяч рублей наименьшая на Чкаловский район - 69276,4 тысяч рублей. Розничный товарооборот по Кировскому району в 2008 году составил - 227467,3 тысяч рублей, по сравнению с 2007 годом он увеличился на 50,2 % в основном за счет увеличения объема продаж непродовольственных товаров. 

Товарооборот  и прибыль от продаж являются основными  показателями предприятий торговли. От степени их выполнения зависит  состояние финансовой деятельности торговых предприятий. Прибыль от продаж на предприятиях розничной торговли по городу Екатеринбургу в 2008 году составила 207046,1 тысяч рублей, по сравнению с прошлым годом она увеличилась на 7,2 %. 

Продажа товаров  на предприятиях торговли характеризуется тремя основными показателями: 

- общий объем  товарооборота характеризует объем  продажи товаров в разрезе  отдельных видов товарооборота,  его сумма составляет валовый  объем товарооборота торгового  предприятия; 

- состав товарооборота  характеризует структуру общего объема товарооборота отдельных видов в разрезе различных его форм; 

- структура товарооборота  характеризует товарно-групповой  состав реализации товаров. 

Развитие рыночных отношений в отечественной экономике  ставит перед предприятиями торговли новые задачи. Чтобы увеличить покупательский спрос, повысить конкурентоспособность или просто выжить, многим коммерческим структурам необходимы наиболее рентабельные товары для продажи, снижать цены на товары в соответствии с платежеспособным спросом покупателей. Только таким образом многие из торговых предприятий могут обеспечить достаточный объем реализации и получить прибыль.  

По макроэкономическим показателям (оперативные данные) итоги I полугодия 2008 года свидетельствуют  о сохранении наметившейся тенденции к стабилизации ситуации на товарном рынке города Екатеринбурга. 

Наблюдается положительная  динамика промышленного производства, розничного товарооборота, инвестиций, размера заработной платы, пенсий, объемов  производства сельскохозяйственной продукции (табл. 1). 

Таблица 1. Основные показатели развития рынка потребительских  товаров и услуг в Свердловской области и в г. Екатеринбурге  в I полугодии 2008 года 
 

Наименование  показателей 

Ед. изм 

Екатеринбург 

Свердловская 

область  

Оборот розничной  торговли к уровню 2008 г. в сопоставимых ценах 

140,9 

119,6  

Оборот общественного  питания с начала года к уровню 2008 г. в сопоставимых ценах 

105,4 

116,9  

Объем платных  услуг населению в сопоставимых ценах к уровню 2008 г. 

114,8 

106,8  

Сводный индекс потребительских цен 

 

- к декабрю  2008 года 

110,89 

110,89  

- к предыдущему  месяцу 

102,5 

102,5  

Среднемесячная  начисленная заработная плата одного работника 

руб. 

2392 июнь 

2198май  

Величина прожиточного минимума на 1 чел. 

руб. 

1013,9 

1013,9  

- к декабрю  2008 г 

110,7 

110,7  

- к предыдущему  месяцу 

105,1 

105,1  
 
 

Из общего объема реализации продано предприятиям, осуществляющим закупки для госнужд: скота и  птицы в живом весе 61% (к общему объему), молока - 42%, яиц - 98%, картофеля - 41%, овощей - 57%. 

Предприятия пищевой  промышленности за I полугодие 2008 года произвели продукции на сумму 4,5 млрд. руб., индекс физического объема промышленного производства составил 116,7% (за 2000 г. - 107,8%, в 1 кв. 2007 года - 119,1%). 

Предприятия отрасли  удовлетворительно адаптируются к  особенностям российского рынка. К  уровню 2008 года увеличен выпуск майонеза - 31,7%, мяса и субпродуктов 1 категории  на 26,9% (ОАО «Комбинат мясной «Екатеринбургский»), жиров пищевых топленых на 24,2%, мясных консервов - на 16,9%, мясных полуфабрикатов на 15,1%, колбасных изделий на 10,5% (ОАО «Комбинат мясной «Екатеринбургский», ЗАО Колбасная фабрика «Уралмашевская»), кондитерских изделий - на 5%, сыров и творога - в 2,2 раза, водки и ликероводочных изделий - на 35,4%, вина виноградного - на 15,3%, шампанского - в 2,3 раза, пива - на 26,5%, безалкогольных напитков - в 1,6 раза, минеральной воды - в 2,2 раза. 

Сократились объемы производства муки, крупы, комбикормов, хлеба и хлебобулочных изделий, макаронных изделий, маргариновой продукции. 

Потребительские товары в июне 2008 г. производили 90 крупных  и средних промышленных предприятий. Всего ими за полугодие выпущено товаров на сумму 5,6 млрд. руб. ИФО - 100,9%. В производстве потребительских  товаров отмечается увеличение доли вино-водочных изделий (с 9,2% до 12,2%), непродовольственных товаров (с 37,9% до 42,6%) и некоторое снижение доли пищевых продуктов (с 52,9% до 45,2%) в общем объеме производства по сравнению с I полугодием 2000 года. 

2.2 Структура розничного товарооборота в Свердловской области и в Екатеринбурге 

К концу 2008 года общий объем розничного оборота, включая оборот общественного питания, достиг 25,75 млрд. руб. 

В первом полугодии 2008 г. сохранились позитивные тенденции  развития потребительского рынка города, обусловленные оживлением реального сектора экономики, повышением размера заработной платы, пенсий. 

Оборот розничной  торговли в г. Екатеринбурге за I полугодие 2008 года составил 15345,4 млн. руб. (60,4% оборота розничной торговли всей Свердловской области), или 130,9% к аналогичному периоду 2000 года в сопоставимых ценах (табл. 2). 

Таблица 2. Оборот розничной торговли к соответствующему периоду 2008 г. в ряде городов России в сопоставимых ценах, % 

Екатеринбург 

Пермь 

Челябинск 

Новосибирск 

Свердл. обл.  

130,9 

104,4 

142,0 

110,7 

111,6  
 
 

В 2008 г. за счет нового строительства в городе Екатеринбурге  введено в действие 7 предприятий  торговли и общественного питания. Крупнейшие из них: 2-й пусковой комплекс торгового центра «Юго-Западный» по ул. Амундсена, супермаркет «Елисей», по ул. Бебеля-Автомагистральная, супермаркет «Уральский», магазин «Купец» и ресторан «Московская горка» по ул. Шейнкмана. 

Таблица 3. Показатели товарооборота в торговле и в  общественном питании за 2008 год 

Показатели 

Ед. изм. 

2007 г. в действующих  ценах 

2008 г. в сопоставимых  ценах 

2008 г. 

Рост т/об. в % к 2007 г.  

 

Общий объем  розничного товарооборота (т/об.)

в т.ч.:  

тыс. руб. 

14883128  

29295538 

25751722 

87,98  

I. Оборот розничной торговли, сумма 

тыс. руб 

14310957 

28215483 

24906571 

88,27  

доля в общем  объеме т/об 

96,16 

96,31 

96,72 

0,41  

а) продажа на рынках, сумма 

тыс. руб 

4177324 

8236012 

7560495 

91,80  

доля в т/об розн. торговли 

29,19 

29,19 

30,36 

1,17  

б) кроме продажи  на рынках 

тыс. руб 

10133633 

19979471 

17346076 

86,82  

доля в т/об розн. торговли 

70,81 

70,81 

69,64 

-1,17  

2. Товарооб. общественного  питания, сумма 

тыс. руб 

572071 

1079956 

844151 

78,17  

доля в общ. объеме т/об 

3,84 

3,69 

Информация о работе Особенности розничной торговли