Особенности розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Основным элементом рыночного хозяйства является товарное обращение, осуществляемое посредством торговли. Именно торговля решает одну из главных задач общественного производства - удовлетворение потребностей населения. С началом реформ 90-х годов Россия осуществляет процессы формирования механизмов и инфраструктуры рыночной экономики, которые затронули и сферу торговли. Характер деятельности торгового предприятия приобрел форму предпринимательского бизнеса, основанного на использовании различных видов организационных структур торговых предприятий. В настоящее время изменились и условия функционирования торгового предприятия как основного звена рыночной экономики, и связь с другими субъектами рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Основные тенденции розничной торговли в развитии рынка потребительских товаров
1.1 Сущность, функции и понятие розничной торговли
1.2 Понятие, сущность, роль и значение рынка потребительских товаров
1.3 Типы розничных предприятий на потребительском рынке
2. Розничная торговля потребительскими товарами в Свердловской области и в Екатеринбурге
2.1 Состояние розничного товарооборота в Свердловской области и в Екатеринбурге
2.2 Структура розничного товарооборота в Свердловской области и в Екатеринбурге
3. Розничная торговля и розничные цены на потребительском рынке России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

3,28 

-0,41  

II. Крупные и  средние предприятия - всего 

тыс. руб 

6748034 

13304424 

8797132 

66,12  

доля в т/об розн. торговли 

47,15 

47,15 

35,32 

-11,83  

а) розничной  торговли, сумма 

тыс. руб 

5180889 

10214641 

6152176 

60,23  

доля в т/об. розн. торговли 

36,20  

36,20 

24,70 

-11,50  

б) других отраслей, сумма 

тыс. руб 

1567145 

3089783 

2644956 

85,60  

доля в т/об. розн. торговли 

10,95 

10,95 

10,62 

-0,33  

III. Субъекты  малого предпринимательства, сумма 

тыс. руб 

3385598 

6675045 

8548945 

128,07  

доля в т/об. розн. торг. 

23,66 

23,66 

34,32 

10,67  

IV. Т/об. продовольственных  товаров в составе товарооборота  розн. торговли 

тыс. руб 

6876373 

13557457 

11459718 

84,53  

а) доля продовольственных  товаров в т/об розн. торговли 

48,05 

48,05 

46,01 

-2,04  

б) доля продовольственных  товаров с учетом общественного  питания в общем товарообороте 

50,05 

49,96 

47,78 

-2,18  
 
 

В рамках реализации программы отселения граждан, проживающих  на первых этажах, и перевода жилых помещений в нежилые открыт 61 непродовольственный, 32 продовольственных магазина, 6 предприятий общественного питания. 

В соответствии с мероприятиями по развитию рынков и рыночных комплексов в 2008 году построены  крытые галереи, включающие 180 торговых модулей в составе «Таганского ряда», 24 павильона-магазина на территории рыночного комплекса «Оборонснабсбыт», 3 терминала и галерея на территории торгового комплекса «На Высоцкого», склад-магазин на территории рыночного комплекса «Парковый», 24 павильона на территории рыночного комплекса «Эльмашевский». Освоены и введены 2 новые площадки рынков «Рендер» и «Кворус» по ул. Халтурина - Техническая. Реконструировано и введено в эксплуатацию 163 мини-рынка и остановочных комплексов (в 2007 - 145 ед.). На рынках и рыночных комплексах вводятся новые виды услуг: организация примерочных кабин, камер хранения, пунктов быстрого питания, туалетов, пунктов милиции, аптек, маршрутных такси. 

В летний период на улицах Екатеринбурга работали 116 летних кафе. Улучшено их внешнее оформление, повысился уровень комфортности (все объекты оснащены химическими туалетами). Несмотря на сокращение по сравнению с 2007 годом сети розничной торговли на 176 объектов продовольственной и 269 непродовольственной торговли, обеспеченность на 1 тыс. жителей торговыми площадями на 01.01.2008 г. по продовольственной торговле составила 119,9%, по непродовольственной - 143,6%. 

Сократилось со 115 в 2008г. до 110 количество малых предприятий - производителей продуктов питания  и со 104 до 72 количество малых производителей непродовольственных товаров. 

Для поддержки  предприятий, расположенных в отдаленных от центра районах, а также социально  значимых предприятий предоставлены  льготы по арендной плате на общую  сумму 7 млн. руб. 

Оборот общественного питания по итогам 1 полугодия 2008 г. составил 519,6 млн. руб. (или более одной трети оборота общественного питания всей Свердловской области), что в сопоставимых ценах выше прошлого года на 4,4%. В целом по Свердловской области рост составил 16,5% (см. табл. 4). 

Таблица 4. Структура  розничного товарооборота в г. Свердловской области по источникам формирования в I полугодии 2007 года 

Источники формирования товарооборота 

Объем товарооборота, млн. руб.  

Удельный вес  в общем объеме товарооборота, %  

2008 г. 

2007 г.  

1. Оборот розничной  торговли, в т.ч. 

15348 

100,0 

100,0  

1.1. крупные и  средние организации 

4469 

29 

43  

1.2. субъекты  малого предпринимательства 

6214 

43 

25  

1.3. вещевые, смешанные  и продовольственные рынки 

4672 

37 

32  

2. Оборот общественного  питания, в т.ч.: 

520 

100 

100  

2.1. крупные и  средние организации 

423 

81 

76  

2.2. субъекты  малого предпринимательства 

97 

19 

24  
 
 

В течение отчетного  периода доля крупных и средних  предприятий в товарообороте  снизилась (на 14 % пункта), увеличилась доля субъектов малого предпринимательства (на 15 % пункта), доля вещевых, смешанных и продовольственных рынков осталась на уровне прошлого года. 

На предприятиях общественного питания наблюдается  другая тенденция: доля крупных и средних организации увеличилась с 76% в 2008 г. до 81% в текущем году, а доля субъектов малого предпринимательства - снижается с 24% до 19 %. 

Сеть предприятий  торговли и общественного питания  в 1 полугодии 2008 г. изменилась следующим  образом: количество предприятий продовольственной торговли увеличилось на 36 и составляет на 01.07.2008 г. 812 предприятий, количество предприятий непродовольственной сети увеличилось на 123 и составляет 1254 предприятия, сеть предприятий общественного питания города увеличилась на 55, составляет 1080. 

За счет нового строительства в 1 полугодии 2008 года в г. Екатеринбурге открыто 8 магазинов, с суммарной торговой площадью 3801,6 кв.м (в 1 кв. - 3 магазина). 

Среди факторов, сдерживающих развитие розничной торговли, продолжают оставаться: высокий уровень налогов, медленно возрастающий платежеспособный спрос, недостаток собственных оборотных средств. В системе потребительского рынка ослаблена роль оптового звена, нарушены технологические связи товародвижения, имеет место большое количество посредников, что приводит к увеличению розничных цен. 

3. РОЗНИЧНАЯ  ТОРГОВЛЯ И РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ  НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ РОССИИ 

В течение первого  квартала ситуация на рынке постепенно стабилизировалась и темпы розничных  цен замедлились. Наиболее заметно это происходило по продуктам питания и, отчасти, по алкогольным напиткам. С начала кризиса именно продукты питания подорожали гораздо больше остальных товаров: с сентября 2007г. по март 2008г. они выросли в цене в 2,3 раза, алкогольные напитки, а также ткани, одежда и обувь -- в 1,7 раза, культурно-бытовые и хозяйственные товары -- в 2,1 раза. Такие высокие темпы подорожания привели к тому, что, по оценкам специалистов, основная масса населения стала тратить на питание 70-% семейного бюджета. Большинство остальных товаров, за редким исключением, выбыли из списка товаров массового спроса и на них резко сократился спрос. Поэтому по непродовольственным товарам динамика цен в течение первого квартала была стабильна, а размеры подорожания несколько меньше. 

Таблица 5. Динамика средних розничных цен на товары в первом квартале 2008 г.  

январь 

февраль 

март 

март 2008г. к декабрю 2007г.  

Все товары 

109,5 

104,2 

103,7 

118  

в том числе: продукты питания 

114 

104,5 

104 

124  

алкогольные напитки 

107,5 

104 

104 

116  

ткани, одежда, обувь 

105 

104 

104 

113  

культбытхозтовары и другие непродтовары 

106 

104 

103 

113  
 
 

Продукты питания  продолжают дорожать быстрее остальных  товаров. Но, в отличие от 2007 года, особенно в период с сентября по декабрь, в нынешнем году и отечественное и импортное продовольствие поднимаются в цене примерно одинаковыми темпами (в % к предыдущему месяцу): 

Таблица 6 

  

декабрь 2007г.к  сентябрю 2007г 

январь 

февраль 

март 

март 2008г к  декабрю 2007г.  

отечественные 

134 

115 

104,5 

104 

124,4   

импортные 

149 

114 

104,5 

104 

123,9  
 
 

Ситуация на рынке продовольствия продолжает оставаться напряженной. Прежде всего, сильны опасения относительно достаточности ресурсов продовольствия для полного удовлетворения спроса населения. Прежде всего, этот шанс реально может быть обеспечен спросом населения. Импортными продуктами россияне, похоже, сыты по горло. В конце концов, выяснилось, что не все они так уж хороши -- и вкус зачастую непривычен, так как содержат много различных пищевых биодобавок, консервантов, растительного белка и др., и качество далеко не всегда удовлетворяет элементарным требованиям, и цена нередко выше, чем у отечественных аналогов. И спрос вполне естественно стал переключаться на отечественные продукты. У наших производителей много проблем и, прежде всего с сырьем, особенно мясным и молочным. Резко сократилось поголовье скота. В частности, к 1 февраля 2008г. численность коров в хозяйствах всех производителей составила 13,9 млн. голов. Таких низких показателей в России не было больше 40 лет. Сокращение поголовья является вынужденным, так скот нечем кормить. Если в начале 90-х годов на одну условную голову скота приходилось в среднем 29 ц кормовых единиц, то на 1 февраля -- 8,2 ц. Это на 30% меньше, чем год назад.  

Размер общего сокращения импорта в 2008 году составил 19%. Еще в большей степени сократились  закупки продовольствия. В частности, мяса свежемороженого и птицы  было закуплено меньше, чем в 2007 году в среднем на 24%, масла подсолнечного -- на 25%, шоколадных изделий -- на 17%, масла животного -- на 47%. Прошлогодний импорт имел одну весьма примечательную особенность -- снижение долларовых цен. В частности, в декабре по сравнению с ноябрем средняя фактическая цена мяса свежемороженого в импортных операциях снизилась на 19%, консервов мясных -- на 18%, чая -- на 13%, сахара, мяса птицы и сливочного масла -- в среднем на 3,5%. Это говорит о том, что в Россию стали поставлять более дешевые, а, следовательно, и менее качественные продукты. К тому же нередки случаи, когда импортные продукты поступают с просроченными сроками хранения, с грубо подделанными документами, в т.ч. ветеринарными.

Информация о работе Особенности розничной торговли