Особенности социальной политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 14:24, курсовая работа

Краткое описание

Социальная политика, являясь одной из наиболее важных составляющих деятельности общества, находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными. Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста. Вместе с тем улучшение социального обеспечения, совершенствование системы здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности экономики как материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Содержание, принципы и основные направления социальной политики государства……………………………………………………………………….. 5
Уровень и качество жизни населения………………………………………… 14
Особенности социальной политики Республики Беларусь………………….. 24
Заключение……………………………………………………………………… 32
Список литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная политика государства.docx

— 145.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………………….. 3

Содержание, принципы и основные направления социальной политики государства……………………………………………………………………….. 5

Уровень и качество жизни населения………………………………………… 14

Особенности социальной политики Республики Беларусь………………….. 24

Заключение……………………………………………………………………… 32

Список литературы……………………………………………………………. . 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социальная политика, являясь одной из наиболее важных составляющих деятельности общества, находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с  повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией  принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного  общества злободневными. Совершенствование  в этом направлении системы социально-экономических  отношений, повышение качества человеческого  потенциала открывает новые перспективы  для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста. Вместе с тем улучшение  социального обеспечения, совершенствование  системы здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства  требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности  экономики как материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.

Любое государство  вне зависимости от политического  строя и т.д. имеет свою социальную политику. Социальная политика является одной из наиболее важных составляющих деятельности общества и находится  в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией  принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного  общества злободневными. Совершенствование  в этом направлении системы социально-экономических  отношений, повышение качества человеческого  потенциала открывает новые перспективы  для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.

Вместе с тем  улучшение социального обеспечения, совершенствование системы здравоохранения  и образования, уменьшение социального  неравенства требуют стабильных темпов экономического роста, повышения  эффективности экономики как  материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.

Для Республики Беларусь вопрос социальной политики, политики социальных гарантий и защиты, политики регулирования доходов населения  является как никогда актуальным. Согласно Конституции РБ наше государство  является социальным, что подразумевает  высокие социальные расходы государства  на нужды общества.

Цель данной работы – отразить суть социальной политики, основные направления реализации, уровень и качество жизни населения, а также особенности социальной политики Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Содержание, принципы и основные направления  социальной политики государства 

 

Цели и направления  деятельности государства по регулированию  социальной сферы определяет государственная  социальная политика.

Социальная политика определяет направления развития всего  комплекса социальных процессов  и отношений, форм общения между  людьми. Социальную политику следует  рассматривать и как концентрированное  воплощение потребностей, интересов  людей в области социальных отношений  и условий их жизнедеятельности.

Социальная политика представляет собой совокупность принципов, норм и методов, используемых государством по регулированию социально-экономических  условий жизни общества и отношений  между его социальными группами. [5,с. 173] Социальную государственную политику, как и социальную сферу, рассматривают в широком и узком смысле. В широком смысле – социальная политика охватывает все аспекты жизнедеятельности человека: улучшение условий труда и быта, удовлетворение материальных и духовных потребностей, социальную защиту, осуществление принципа справедливости. Другими словами, социальная политика направлена на создание нормальных условий жизни и благоприятных возможностей для развития и самореализации всех членов общества. Социальная политика в узком смысле – это система государственных мер по поддержке тех групп и слоев общества, которые в силу различных причин оказались в трудном положении, страдают от специфических обстоятельств и не могут только своими силами улучшить благосостояние [3, с.579].

Объектом социальной политики могут быть как отдельные  граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями.

Субъектами социальной политики — те, кто активно взаимодействует  в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. К ним  относятся государственные ведомства  и учреждения, органы местного самоуправления, различные негосударственные объединения, коммерческие структуры, профессиональные работники, а также отдельные  граждане, действующие в рамках гражданской  инициативы

Основные функции  социальной политики можно свести к  следующим:

· стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений  и социального положения всех групп населения;

· поддержание и  стимулирование экономической и  социальной активности населения;

· гарантирующая  функция, т.е. создающая основу для  обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедействия;

· защитная функция, означающая помощь гражданам в условиях наступления состояния социального  риска и кризиса [6, c.197].

Взаимодействие  указанных функций предполагает необходимость постоянного поддержания  их баланса. Ослабление стимулирующей  функции ведет к снижению ресурсного обеспечения социальной политики, уменьшению возможностей для финансирования социальных программ. Нарушение стабилизирующей  функции обусловливает неоправданное  нарастание социальных дифференциации и напряженности в обществе.

Важнейшими принципами формирования и функционирования социальной политики можно назвать три:

·   принцип социального равенства людей - членов данного общества (перед законом, в области национальных отношений, вероисповедания и т.д.);

·   принцип социальной солидарности, понимаемый как общая поддержка, опирающаяся на общность основополагающих жизненных интересов и целей населения данной страны;

·   принцип социальной справедливости, имеющий исторические особенности, но в целом понимаемый как отношения адекватности в жизни общества и его социальных групп. [5, с. 174]

Социальная политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу. Поэтому исходным пунктом ее разработки является обеспечение соответствия перспективной модели социально-экономического устройства общества.

По отношению  к социальной политике и ее реализации существует два разных подхода. Один из них можно назвать рыночным подходом. Его суть в том, что общество в лице государства обязано создать  всем своим членам условия для  проявления их экономической активности, а это само по себе обеспечит получение  какого-либо дохода. Главное преимущество такого подхода – в свободе  государства от социальной ответственности. А главный недостаток – в «свободе»  общества от социальной устойчивости, что означает при современном  несовершенном виде рыночной системы  и глобальных проблемах неизбежность социальной напряженности и конфликтов, вплоть до военных.

Другой подход, в  отличие от первого, можно назвать  социально ориентированным. Его  главный смысл в том, что общество обеспечивает каждому своему члену  условия для получения, как минимум, таких доходов, которые не дают ему  опуститься ниже черты бедности и  деградировать. Прогрессивность социально  ориентированного подхода к социальной политике государства по сравнению  с рыночным подходом прежде всего  в том, что он обеспечивает устойчивость и социальный мир – величайшие общечеловеческие ценности. Кроме того, создавая условия для бесполярной  социальной структуры общества без  экстремальных социальных групп, такой  подход создает и материальные условия  для развития способностей как основы для более свободной инновационной  деятельности человека в качестве субъекта экономики. А именно этот новый тип  работника нужен новому научно-информационному  типу производства, и он становится главным фактором такого производства.

Основное преимущество такого подхода – в обеспечении  социальной устойчивости общества, что  в современном мире служит главным  условием его дальнейшего разностороннего  развития. [6, с. 200]

Социальная политика осуществляется на разных уровнях:

• микроуровень —  социальная политика фирмы (корпорации) в отношении ее работников;

• макроуровень —  региональная и государственная  социальная политика в отношении  регионов;

• интеруровень —  межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, ликвидацией  бедности и отсталости некоторых  стран.[1,с.277]

Структура социальной политики включает в себя политику регулирования доходов населения. Политика регулирования доходов  населения представляет собой совокупность принципов, мер, и средств регулирующего  воздействия государства в области  доходов. Под доходом понимают общую  сумму денежных поступлений субъекта из всех источников в течение конкретного  периода времени. Доходы могут принимать  разные формы, основными формами  доходов считаются:

·   заработная плата;

·   прибыль;

·   рента;

·   процент (на капитал);

·   государственные (трансфертные платежи).

К причинам неравенства  в распределении доходов кроме  отсутствия условий для зарабатывания  дохода относятся различия в способностях, уровень образования, профессиональные вкусы, владение собственностью, степень  рыночной власти, а также удача, связи, несчастья и дискриминация. Как  показывает анализ причин неравенства  в распределении доходов, они  наносят как объективный, так  и субъективный характер. К чему же должно стремиться общество: к выравниванию доходов или к их дифференциации?

Аргументом в  пользу равенства доходов является принцип максимизации полезности. Дело в том, что потребители тратят свои доходы в первую очередь на те товары, которые обладают наибольшей предельной полезностью. После удовлетворения первичных потребностей оставшийся доход тратится на товары с меньшей  предельной полезностью. Поэтому оптимальное  распределение доходов означает распределение поровну, приносящее максимально возможную совокупную полезность в обществе. [2, стр. 632]

Инструментами государства  для регулирования доходов с  целью уменьшения неравенства их распределения служат трансфертные платежи, налоги, регулирование цен  и др. Однако даже в развитых странах  бедность продолжает оставаться острой проблемой, не говоря уже о слаборазвитых  и развивающихся.

Под политикой регулирования  занятости понимается система принципов  и мер государства, направленных на содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения.

Главными ее принципами являются: принцип равных возможностей в трудоустройстве всех трудоспособных, принцип содействия в трудоустройстве  граждан с ограниченной трудоспособностью, принцип предоставления социальной защиты безработным. Для реализации этих и других принципов политики обеспечения занятости государство  может использовать пассивный или  активный тип государственного воздействия.

Политика пассивного типа ограничивается использованием средств  и мер, которые помогают уменьшить  существующую незанятость. Формами  реализации для нее служат страхование  и вспомоществование.

Политика занятости  активного типа означает такое регулирование  занятости, при котором государство  влияет не на последствия (безработицу), а на состояние рынка труда  для предотвращения развития безработицы. Пособие по безработице гарантируется  и регулируются законом о занятости  населения. Правом на пособие пользуются безработные, к которым относятся  трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины – до 55 лет, мужчины  – до 60 лет), постоянно проживающие  на территории республики, не имеющие  работы, не занимающиеся предпринимательской  деятельностью, не обучающиеся на дневных  отделениях учебных заведений либо не проходящие военную службу и зарегистрированные в государственной службе занятости. Пособие не облагается налогами и  подлежит индексации в установленном  порядке. [4, с. 174]

Формами реализации активного типа управления служат повышение  спроса на рабочую силу и сокращение предложения рабочей силы.

К способам повышения  спроса на рабочую силу можно, например, отнести введение льготного налогообложения  там, где нужно увеличить спрос  на рабочую силу. Чтобы снизить  предложение рабочей силы может  быть, например, введение оплачиваемых учебных отпусков для лиц, повышающих классификацию и др. Это мероприятие  содействует сокращению предложения  на рынке труда и вместе с тем  обеспечивает более высокую продуктивность рабочей силы в будущем.

Особой и непростой  проблемой при проведении политики занятости является региональная занятость, т.е. соотношение занятости и безработицы  по регионам страны. Это требует  специальных мер, регулирующих социально-трудовую сферу с учетом конкретных условий  развития того или иного региона  и его возможных перспектив.

Частью социальной политики является политика социальных гарантий, которая представляет собой  совокупность принципов, форм и методов, используемых государством для создания минимума гарантированных условий  для обеспечения жизнедеятельности  членов общества. Главной современной  формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные  социальные стандарты. Под ними понимаются разрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально важных потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах.

Информация о работе Особенности социальной политики Республики Беларусь