Особенности социальной политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 14:24, курсовая работа

Краткое описание

Социальная политика, являясь одной из наиболее важных составляющих деятельности общества, находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными. Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста. Вместе с тем улучшение социального обеспечения, совершенствование системы здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности экономики как материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Содержание, принципы и основные направления социальной политики государства……………………………………………………………………….. 5
Уровень и качество жизни населения………………………………………… 14
Особенности социальной политики Республики Беларусь………………….. 24
Заключение……………………………………………………………………… 32
Список литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная политика государства.docx

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Понятие «качество» жизни обусловлена многообразием  показателей. Последние могут характеризовать  отдельный элемент качества жизни  или всю совокупность. Соответствующие  показатели включают:

Здоровье (возможность  вести здоровый образ жизни на всех ступенях жизненного цикла, влияние  нарушения здоровья на отдельных  лиц)

Индивидуальное  развитие путём обучения (усвоение детьми основных знаний и навыков, а  так же ценностей, необходимых для  их индивидуального развития и успешной деятельности как члена общества, возможность продолжения самообразования  и умение использовать эти умения, использование и развитие индивидуумами  своих знаний, навыков и мобильности, требующихся для реализации их экономического потенциала и при желании дающих возможность для их интеграции с  экономическим процессом, сохранение и развитие культурного развития индивидуумом для того, чтобы внести свой вклад в благополучие членов различных социальных групп)

3) Занятость и  качество трудовой жизни (наличие  выгодной работы для тех, кто  стремится её получить, характер  трудовой деятельности, удовлетворенность  индивидуума своей трудовой жизнью)

4) Время и досуг  (возможность выбора своего времяпрепровождения)

5) Возможность приобретения  товаров и пользования услугами (личная возможность приобретения  товаров и пользования услугами, количество людей, испытывающих  материальные лишения, степень  равенства в распределении товаров  и услуг, качество, возможности  выбора и доступность товаров  и услуг, производимых в частном  и общественных секторах, защита  индивидуумов и их семей при  возникновении экономических трудностей)

6) Личная безопасность  и правовые органы (насилие, преследование,  и беспокойства, причиненные индивидууму,  справедливость и гуманность  правовых органов, степень доверия,  оказываемого индивидуумом правовым  органам;

Статистическая  оценка уровня жизни населения предусматривает  использование системы показателей, способных измерить уровень и  степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах (продуктах  питания, одежде, обуви, предметах культуры и быта, в жилье), бытовых услугах  в широком понимании (в том  числе в услугах транспорта, связи, служб быта, а так же в медицинских  услугах) и культурных услугах (в  том числе предоставляемых учреждениями культуры, искусства [10, с. 156].

Поэтому показатели, используемые для характеристики уровня жизни, можно с некоторой долей  условности разделить на 3 вида:

Синтетические стоимостные  показатели (ВНП, фонд потребления, совокупные доходы населения и т.д.)

Натуральные показатели, измеряющие объём потребления конкретных материальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов  питания, число перевезенных пассажиров и т.д.)

Показатели, демонстрирующие  пропорции и структуру распределения  благосостояния (распределение населения  по доходным группам, показатели концентраций и дифференциации доходов потребления  и т. д.) [12, с. 127].

В Беларуси к уровню жизни населения относят: среднедушевые  денежные доходы (в том числе и  среднедушевой доход, среднемесячная зарплата, средний размер пенсий), прожиточный  минимум (в том числе на продовольственные  товары, непродовольственные товары, платные услуги населению, покупательную  способность, среднедушевые денежные доходы населения) потребительские  расходы населения за год.

Важнейшими элементами жизни являются жильё, социально  – бытовое обслуживание, характеризуемые  при помощи следующих основных показателей: средняя обеспеченность жильем в  расчете на одного жителя, степень  обеспеченности жилищного фонда  современными удобствами, структура  жилищного фонда по формам собственности (государственная, муниципальная, кооперативная, частная), отпуск воды коммунальным водопроводом населению на коммунально – бытовые  нужды в расчете на одного жителя, число пассажиро – километров общественного транспорта на одного жителя. Сюда же следует отнести  и основные показатели развития образования, здравоохранения, культуры, отдыха.

Условия жизни можно  разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические  условия. Условия быта – это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных  мастерских, прокатных пунктов и  т.д.), состояние торговли и общественного  питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия  досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное  время – часть внерабочего  времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.

Возможны три  аспекта изучения уровня жизни:

1) применительно  ко всему населению;

2) к его социальным  группам;

3) к домохозяйствам  с различной величиной дохода. [9, с. 126]

Для характеристики уровня жизни используется система  индикаторов – интегральных и  частных, натуральных и стоимостных.

Высокий уровень  жизни населения обобщенное понятие, содержащее в себе конкретный признак: способность к накоплению. Это, так  называемая свободная часть дохода, которую можно определить как  реально располагаемый доход, остающийся после вычета из него обязательных платежей и средств, необходимых  для удовлетворения минимальных  потребностей, но и потребностей расширенного круга. Минимальные потребности  отражаются в показателях прожиточного минимума и потребительской корзины. Однако сегодня очевидно, что эти  показатели безосновательно занижены. Свободная часть располагаемого дохода может быть рассчитана посредством  мониторинга доходов и цен  или на основе анализа статистических данных. Расширенный перечень потребностей включает в себя возможность дополнительного  платного лечения (в том числе  в специальных санитарно-курортных  учреждениях), туристических путешествий, приобретение дорогостоящих бытовых  приборов, других предметов домашнего  пользования, покупка недвижимости, средств передвижения.

Шкала благосостояния позволяет четко разграничить уровень  жизни в соответствии с конкретными  показателями, характеризующими степень  удовлетворенности основных потребностей человека.

Рисунок 1.1 - Шкала  благосостояния

П р и м е  ч а н и е - Источник: [13, с. 146]

Достаточный уровень  жизни населения предполагает возможность  удовлетворения потребностей, не включающих в себя весь вышеперечисленный расширенный  перечень. Совокупного дохода семьи  в этом случае должно хватать на оплату обязательных платежей, обеспечения  потребностей в еде, одежде и т.д. Вероятность накопления, таким образом, практически исключается.

В случае, когда  совокупный доход покрывает минимальные  расходы на товары и услуги, а  также обязательные платежи уровень  жизни населения можно назвать  нулевым. С учетом тех минимальных  стандартов, которые установлены  в показателях прожиточного минимума и потребительской корзины, к  данной группе относится большая  часть населения Беларуси.

Низкий уровень  жизни населения характеризуется  отсутствием возможности удовлетворять  первичные потребности, при этом доход оказывается ниже прожиточного минимума.

Рост общественного  производства и уровня развития производительных сил изменяет потребности людей, их предпочтения и представления  об окружающем мире, а, следовательно, должны изменяться и параметры измерения  качества жизни.

Таким образом, качество жизни, объединяя многие аспекты  уровня жизни, делает в них акцент на качественную определенность. Так, говоря о питании как одной  из важнейших составляющих в удовлетворении потребностей, нельзя ограничивать анализ количеством килограммов потребляемых продуктов или калорийностью  рациона, следует также обратить внимание на такие качества питания, как регулярность, разнообразие и  т.п. Если исследования уровня жизни  предполагают применение объективных  показателей, то в исследовании качества жизни упор делается на качественные различия, на удовлетворенность качеством  жизни самих людей. В связи  с этим пока не существует единой точки  зрения на набор составляющих, характеризующих  качество жизни.

Важнейшим показателем, характеризующим уровень и качество жизни населения, является потребление  благ и услуг. Его можно рассматривать  в двух аспектах – как процесс  удовлетворения человеческих потребностей, в результате которого потребность  удовлетворяется и воспроизводится (или не воспроизводится) вновь, и  как сферу жизнедеятельности  человека, формирующую и воспроизводящую  личность во всем ее многообразии. Следует  обратить внимание на тот факт, что  одинаковый уровень жизни может  быть достигнут при разных вариантах  личного потребления, т.е. существует ряд наборов товаров, равнозначных с точки зрения меры удовлетворения человеческих потребностей. В связи  с этим возникает проблема нахождения показателей, максимально отражающих параметры данной категории [11, с. 14].

3. Особенности  социальной политики Республики  Беларусь

 

Осуществление социальной политики является важной функцией любого государства, направленной на соблюдение основных социальных прав человека (продолжительность  рабочего дня, гарантированный минимум  доходов, защита от безработицы, материнство, детство и т.д.) и обеспечение  достойного уровня жизни населения. Государственной защите подлежат бесплатное образование и здравоохранение  определенного уровня, жилье для  остро нуждающихся, пенсии, пособия  и другие гарантии.

Прежняя система  во главу угла ставила принцип  социальной справедливости при относительно высоком уровне социальных гарантий всему населению. Основой социальной политики при рыночной системе хозяйствования являются предоставление всем гражданам  равных возможностей обеспечения собственного благосостояния при минимальном  участии государства, создание среднего класса в качестве опоры общества вместо общественных фондов потребления  — индивидуальное присвоение необходимого продукта. При этом государственные  социальные технологии обеспечивают защиту наиболее уязвимых слоев населения, попавших в трудную жизненную  ситуацию, которую они не могут  преодолеть самостоятельно: преклонный возраст, инвалидность, болезнь, сиротство, безработица, малообеспеченность.

В периоды кризиса  социальное управление выполняет, прежде всего, функции защиты населения, более  справедливое распределение его  бремени без ущерба для стимулирования трудовой и предпринимательской  деятельности. Государство проводит политику, предусматривающую:

¾   создание правовых предпосылок повышения уровня жизни населения, и в первую очередь его наименее обеспеченной части;

¾   совершенствование системы оплаты труда работников бюджетной сферы;

¾   упорядочение трудовых отношений между наемными работниками и работодателями;

¾   стабилизацию занятости и сокращение безработицы;

¾   социальную защиту наиболее уязвимых категорий населения.

При недостатке средств  имеющиеся ресурсы сосредотачиваются  на первоочередных направлениях: обеспечение  прожиточного минимума для всех нуждающихся; развитие социальной инфраструктуры, социальная адресная поддержка. Инструментами  социальной политики являются государственные  социальные гарантии, социальные стандарты, потребительские бюджеты и другие рычаги.

Государственные социальные гарантии обеспечиваются на законодательной  основе, фиксирующей обязанности  и ответственность как государства  перед гражданами, так и граждан  перед государством, а также согласием  между властью и населением по вопросам соотношения между потреблением и накоплением, темпами роста  оплаты и производительности труда.

Минимальные социальные гарантии образуют первый уровень системы  социальных стандартов и предназначаются  для удовлетворения потребностей за счет бюджетов. Другим уровнем являются стандарты, обеспечиваемые за счет собственных  средств населения, а при их недостатке — за счет адресной социальной помощи. Социальные стандарты определяют минимально необходимую потребность бюджетных  средств для реализации основных конституционных прав граждан. Нормативы  используются для определения размера  финансовой помощи.

В 60-е годы в ведущих  индустриальных странах были разработаны  эффективные механизмы реализации социальной политики, важное место  среди которых занимало бюджетное  и программно-целевое планирование. С помощью целевых программ решаются многие социальные вопросы в нашей  республике.

Государство выполняет  функции управления системой социального  страхования, включающей пенсионное обеспечение, пособия по временной потери трудоспособности и другие выплаты по страховым  случаям. Основная нагрузка по формированию фондов страхования приходится на работодателей, меньшая – на работников и государство.

Так как механизм осуществления социальной политики требует реализации блока законодательных, организационных и экономических  мер, государство выполняет свои социальные функции через органы законодательной и исполнительной власти всех уровней управления. Большинство  вопросов развития отраслей социальной сферы решается местными властями. Республиканские же органы определяют направление государственной политики, решают крупномасштабные и острые социальные проблемы. Они определяют государственные  стандарты в области оказания социальных услуг, создают объекты  социальной индустрии, управляют объектами  социальной защиты.

Информация о работе Особенности социальной политики Республики Беларусь