Особенности социальной политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 14:24, курсовая работа

Краткое описание

Социальная политика, являясь одной из наиболее важных составляющих деятельности общества, находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными. Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста. Вместе с тем улучшение социального обеспечения, совершенствование системы здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности экономики как материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Содержание, принципы и основные направления социальной политики государства……………………………………………………………………….. 5
Уровень и качество жизни населения………………………………………… 14
Особенности социальной политики Республики Беларусь………………….. 24
Заключение……………………………………………………………………… 32
Список литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная политика государства.docx

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Важнейшим видом  государственных минимальных социальных стандартов служит минимальный потребительский  бюджет (МПБ). Это граница доходов, ниже котором по может быть обеспечено простое воспроизводство и социально  приемлемый образ жизни граждан  данного общества.

Понятно, что МПБ  — величина непостоянная. Порядок  формирования, а также направления  использования минимального потребительского бюджета определяются законами государства, которые опираются на его экономическое  состояние и возможности.

Минимальный потребительский  бюджет в свою очередь имеет несколько  видов: он разрабатывается конкретно  для разных социальных групп населения (для работающих, пенсионеров, студентов  и др.), а также для средней  семьи, состоящей из четырех человек.

Еще одним важным видом минимальных социальных гарантий является минимальная заработная плата (МЗП), представляющая социально-экономический  норматив, который определяет минимально допустимый уровень денежных средств, выплачиваемых любым нанимателем  работнику простого труда и способных  обеспечить воспроизводство его  рабочей силы.

Объективной базой  минимума заработной платы должен служить  минимальный потребительский бюджет, поэтому минимум заработной платы  необходимо пересматривать при изменении  МПБ в соответствии с ним.

Кроме названных  видов, в систему социальных гарантий включаются: социальные гарантии равного  доступа к государственному бесплатному  образованию, государственному здравоохранению, социальным и культурным благам, рынкам товаров и услуг, средствам экологической  безопасности и др.

Современный механизм государственного регулирования, обеспечивающий решение поставленных задач в  области развития социальной сферы, строится преимущественно на экономической  основе и включает:

·      бюджетное регулирование, предполагающее повышение эффективности использования бюджетных средств, введение системы целевых платежных средств;

·      развитие договорных отношений в регулировании доходов населения;

·      налогообложение индивидуальных доходов и имущества граждан;

·      создание благоприятных условий для роста заработной платы, пенсий пособий и иных доходов;

·      декларирование сверхвысоких доходов граждан;

·      тарифные соглашения между работодателями и наемными работниками;

·      непосредственное регулирование заработной платы в бюджетных отраслях экономики на основе единой тарифной сетки;

·      совершенствование пенсионного обеспечения;

·      использование и повышение роли социального страхования и страховых выплат в социальной защите населения, упорядочение участия пенсионеров в производстве;

·      постепенное увеличение возраста выхода на пенсию;

·      повышение роли соответствующих финансовых институтов (негосударственных страховых и пенсионных фондов);

·      усиление децентрализованного начала в финансировании социальных программ за счет смещения центра тяжести на негосударственные финансовые институты, а также местный уровень;

·      постепенное увеличение платности в социальной сфере.

В системе государственного регулирования используются в качестве инструментов социальные гарантии, стандарты, потребительские бюджеты и другие пороговые социальные регуляторы. Базой  социальных гарантий служит часть национального  богатства, обеспечивающая жизнедеятельность  общества. Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, регламентирующей обязанности и ответственность  как государства перед гражданами, так и граждан перед государством.

Особую роль в  системе государственного регулирования  социальной сферы играют социальные программы, содержащие комплекс мероприятий, обеспечивающий достижение целей в  области развития социальной сферы.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Уровень  и качество жизни населения

 

Под уровнем жизни  понимают обеспеченность населения  необходимыми материальными благами  и услугами, достижение приемлемого  уровня их потребления и степень  удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий, которая характеризует структуру  потребностей человека и возможности  их удовлетворения. Потребности людей  многообразны. Наряду с материальными  существуют (и не менее важны) потребности  духовные и социальные. Потребность  – это необходимость, принявшая  специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью  индивида. В связи с этим различен набор потребностей каждого человека: один занимается спортом, другой –  нет, один посвящает свой досуг чтению или посещению театров, другой проводит свое свободное время у телевизора или на дискотеках, и т.д. Одни имеют  возможность покупать лишь отечественные  автомашины, другие приобретать иномарки. Для определения степени удовлетворения потребностей фактическое потребление  товаров и услуг соотносят  с минимальными и рациональными  стандартами их потребления [9, с. 178].

Уровень жизни –  это экономическая категория  и социальный стандарт, характеризующий  степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основными  компонентами стандарта уровня жизни  является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда  и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан.

Социальные гарантии – система обязательств общества перед своими членами по удовлетворению важнейших потребностей. Государство, давая гарантии, объявляет, что общество берет на себя обязательство по созданию условий каждому члену общества для реализации его экономической  активности и получения дохода.

Социальная защита – система мер, осуществляемых обществом  по обеспечению необходимого материального  и социального положения граждан [8, с. 112].

Эти компоненты характеризуются  количественными показателями, индикаторами и индексами и оформляются  в систему показателя уровня жизни.

В процессе воспроизводства  взаимные экономические и социальные факторы, такие как здоровье, образование, жилище, питание, социальное обеспечение  и другие. Решающую роль для населения  имеет уровень жизни, а для  производства – эффективность труда.

ВВП и национальный доход на душу населения, а так  же производительность общественного  труда является показателями общеэкономического, а уровень жизни – показатель социального развития.

Сложившееся понимание  существа «уровень жизни» акцентирует  внимание на том, что уровень жизни  важен не сам по себе, а в соотношении  с потребностями населения.

Конкретно анализ уровня жизни определяется содержанием  таких величин как: потребительская  корзина и прожиточный минимум. В общем виде уровень жизни  страны или региона по средней  продолжительности жизни населения, величине безработицы, структурных  личных потребительских расходов и  потребления основных продуктов  питания в калориях. Принимается  во внимание уровень квалификации работников, численность студентов и учащихся на 1000 человек и т.д., а так же уровень развития социальной инфраструктуры (например, число больничных коек на 1000 человек, наличие школ, объектов культуры и спорта, жилья и т.д.)

Уровень жизни необходимо рассматривать во взаимосвязи с  общеэкономическими показателями, а  так же показателями, связывающими общеэкономические и уровень  жизни – доходами населения, потребительским  спросом, торговлей, ценами, госбюджетом, кредитом. Так, например, доходы населения  являются ключевыми факторами, определяющими  уровень жизни.

Необходимо выделять компоненты уровня жизни – определенные виды человеческих потребностей, удовлетворение которых является основной частью уровня жизни в целом (например, питание, здоровье, образование и т. д.). Совокупность компонентов охватывает всю сферу  человеческих потребностей.

Из них формируется  система показателей уровня жизни. По рекомендации ООН уровень жизни  измеряется системой показателей, характеризующих  здоровье, уровень потребления, занятость, образование, жилище, социальное обеспечение  и другие.

От уровня жизни  зависит продуктивность работников, цена рабочей силы, а так же её реализация в труде, то есть производство потребительских благ. Развитие происходит по направлению центральной обще производительности. Повышение или  понижение уровня жизни населения  и производительности труда неизбежно  движет экономику вперед или вспять.

Во многих странах  для оценки уровня жизни используют показатель « благосостояния общества», который символизирует минимальный  уровень потребления и является показателем черты бедности.

Прожиточный минимум  – стоимостная оценка суммарного потребления человека или семьи, определяемая на основе минимальной  потребительской корзины. «Корзина»  дает структуру потребления, расходы  малоимущих слоёв, содержит набор (минимальные  нормы), необходимые для физиологического выживания. Этот набор и сам прожиточный  минимум зависит от уровня социально  – экономического развития страны и принят принципом распределения[12, с. 126].

При существующем уровне производства не только не может повысить планку черты бедности, но и восполнить разницу между «дном» и минимальным  потребительским бюджетом.

Потребительский бюджет – баланс доходов и расходов среднестатистической семьи, характеризующий уровень  жизни различных групп семей  трудящихся.

Минимальный потребительский  бюджет складывается на основе традиций потребления, коңъюнктуры рынка потребительских товаров и представляет собой прожиточный минимум, исчислённый из средних доходов на душу населения. Поэтому это сравнительно более высокий стандарт прожиточного уровня.

Для исчисления минимального прожиточного минимума используется содержание продовольственной корзины.

Продовольственная корзина (набор из продуктов питания  одного человека в месяц) рассчитана на основе минимальных норм потребления  продовольствия, которые соответствуют  физическим потребностям, калориям и  обеспечения соблюдения традиционных основных навыков организации питания.

Анализ содержания потребительской корзины. Норм потребления, плановых сроков службы промышленных товаров и предметов длительного  пользования, показывает, что данный прожиточный минимум, кроме официоза, не имеет никакого социального и  экономического содержания и представляет собой чисто умозрительный документ, фиксирующий некую отправную  точку отсчёта.

Стоимость минимальной  потребительской корзины, то есть её содержание в денежном выражении  представляет собой минимальный  потребительский бюджет.

Минимальный потребительский  бюджет, или бюджет прожиточного минимума рассчитывается на душу населения и  по его основным социально – демографическим  группам в целом по Республики Беларусь.

Важнейшая задача уровня жизни – выявление закономерностей  изменения благосостояния населения. Для этого проводятся исследования, охватывающие как всю страну, так  и ее регионы, социально-демографические  группы населения и различные  типы домашних хозяйств. Это позволит проследить различия в уровне жизни  в зависимости от экономических, национальных, природно-климатических  и других особенностей, а также  от доходов населения. Результаты исследования могут носить либо общий характер, либо частный, связанные, например, с  оценкой потребления населением конкретных благ и обеспеченности его  различными услугами.

К задачам изучения уровня жизни относятся также: комплексное  рассмотрение структуры, динамики и  темпов изменения его показателей; дифференциация различных групп  населения по доходам и потреблению  и анализ влияния различных социально-экономических  факторов на изменение уровня. Большое  значение имеют оценка степени удовлетворения потребностей населения в материальных благах и различных услугах по сравнению с рациональными нормами  их потребления и разработка на этой основе обобщающих показателей уровня жизни. [7, с. 81]

Источниками информации для решения поставленных задач  выступают: текущий учет и отчетность предприятий, организаций и учреждений, обслуживающих население; данные статистики труда, занятости населения, трудоустройства  и оплаты, бюджетов домашних хозяйств, переписей населения, разного рода социологических и других обследований социальных условий жизни и деятельности людей.

Существуют интегральный и частный подходы к познанию качества жизни. Интегральный подход предполагает поведение двух типов оценок: объективные (на основе официальных статистических данных, без привлечения обобщающей информации, основанной на разного  рода опросах общественного мнения и т. п.) и субъективный (на основе мнения населения).

Информация о работе Особенности социальной политики Республики Беларусь