Особенности социальной политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 14:24, курсовая работа

Краткое описание

Социальная политика, являясь одной из наиболее важных составляющих деятельности общества, находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными. Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста. Вместе с тем улучшение социального обеспечения, совершенствование системы здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности экономики как материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Содержание, принципы и основные направления социальной политики государства……………………………………………………………………….. 5
Уровень и качество жизни населения………………………………………… 14
Особенности социальной политики Республики Беларусь………………….. 24
Заключение……………………………………………………………………… 32
Список литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная политика государства.docx

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Для непосредственного  оказания социальных услуг функционируют  учреждения социального обслуживания. Государство регулирует деятельность учреждений и предприятий социальной сферы с помощью правовых, финансовых и административных рычагов. Во многих случаях в социальной сфере не допускается приватизация, и государство  покрывает необходимые расходы. Частная деятельность по социальному  обслуживанию подлежит государственному лицензированию.

Работа предприятий, учреждений и организаций социальной инфраструктуры должна отвечать требованиям  и правилам, основанным на следующих  принципах:

¾   обеспечение доступности услуг всем потребителям;

¾   учет особенностей спроса населения на отдельные виды услуг;

¾   разумное сочетание платных и бесплатных услуг, дифференцированный подход к потребителям при оказании платных услуг;

¾   обеспечение комплексного обслуживания населения (один вид услуг не может быть заменен другим);

¾   эффективное использование всех видов ресурсов, предоставленных в распоряжение социальной сферы;

¾   обеспечение комплексного характера развития ее отраслей в пределах территории.

Социальные статьи занимают львиную долю бюджетных  расходов и рассматриваются как  источник снижения налогового бремени  на предприятия в интересах экономического роста, который предоставляет реальные возможности для решения социальных задач. Поэтому главным в социальном управлении являются не дотации в  помощь бедным, а повышение производительности труда и доходов работающей части  населения.

Согласно Конституции, Республика Беларусь является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека.

Обязательства социального  государства базируются на положениях Всеобщей декларации прав человека и  других документов ООН, признающих человека основным субъектом развития, главным  участником и бенефициаром. Концепция  устойчивого развития к важнейшим  составным частям национального  капитала относит образование, науку, культуру. Приоритетное их развитие считается  определяющим для экономического роста. Республика Беларусь пока не подписала  Европейскую социальную хартию, которая  гарантирует гражданам государств, входящих в Совет Европы, социальную стабильность, защиту прав, касающихся трудоустройства, здравоохранения, условий  труда. Однако Межпарламентская ассамблея  стран СНГ одобрила Хартию социальных прав граждан.

О динамике уровня жизни — важнейшего показателя развития общества — можно судить в первую очередь по производству и потреблению  материальных благ, средней продолжительности  жизни и времени труда.

Основой социальной политики на период выхода экономики  из кризиса является система государственных  минимальных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию конституционных  гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социального  и жилищно-коммунального обслуживания. Государственные минимальные социальные стандарты применяются для формирования и исполнения статей республиканского и местных бюджетов, а также  государственных внебюджетных страховых  фондов.

Государственный минимальный  социальный стандарт — минимальный  уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека, выражаемый в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступных  социальных услуг, социальных пособий  и выплат.

Согласно Закону Республики Беларусь «О государственных  минимальных социальных стандартах» (№ 322-3 от 11.11.1999), в систему государственных  минимальных социальных стандартов включаются:

1)  в области оплаты труда: минимальная заработная плата (МЗП) — ее размер определяется исходя из минимального потребительского бюджета; республиканские тарифы оплаты труда, определяемые по единым коэффициентам Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и тарифной ставки первого разряда;

2)  в области пенсионного обеспечения: минимальные размеры пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца;

3)  в области образования: перечень бесплатных и общедоступных образовательных услуг;

4)  в области здравоохранения: нормативы бюджетного финансирования расходов на здравоохранение в пересчете на одного жителя страны;

5)  в области культуры: перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг, которые устанавливаются государственными учреждениями культуры;

6)  в области жилищно-коммунального обслуживания: нормы общей площади жилого помещения, перечень и объем коммунальных услуг, которые предоставляются гражданам, а также максимально допущенная доля оплаты платежей за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами. При этом гражданам, нуждающимся в социальной защите, гарантируется предоставление бесплатного жилья или жилья по доступным ценам;

7)  в области социальной поддержки и социального обслуживания: государственная помощь в связи с рождением ребенка и воспитанием детей. Для оказания материальной поддержки малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации предусмотрены пособия, единовременные выплаты и иная материальная помощь, а также установлены нормы и нормативы материального, кадрового и технического обеспечения государственных учреждений социального обслуживания.

Нормы государственных  минимальных социальных стандартов устанавливаются Советом Министров  Республики Беларусь совместно с  республиканскими объединениями нанимателей  и профсоюзов. Государственные минимальные  социальные стандарты пересматриваются не реже одного раза в пять лет, если иное не предусмотрено законодательством.

Важнейшим социальным нормативом, предназначенным для  анализа и прогнозирования уровня жизни населения, обоснования минимальных  государственных социально-трудовых гарантий, является бюджет прожиточного минимума (Закон Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» № 239-3 от 06.01.1999). Прожиточный  минимум — минимальный набор  материальных благ и услуг, необходимых  для обеспечения жизнедеятельности  человека и сохранения его здоровья. Прожиточный минимум включает набор  продуктов питания, непродовольственных  товаров и услуг индивидуального  и общесемейного пользования. При  формировании набора продуктов используются нормы потребления, разработанные  учеными и специалистами соответствующих  республиканских органов государственного управления. Прожиточный минимум  утверждается правительством и пересматривается не реже одного раза в пять лет.

Бюджет прожиточного минимума — стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы. Бюджет прожиточного минимума определяется по основным социально-демографическим  группам населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) и в  среднем на душу населения, ежеквартально  рассчитывается и утверждается Правительством Республики Беларусь в ценах последнего месяца каждого квартала.

Назначение бюджета  прожиточного минимума как социального  норматива проявляется и в  том, что он является основным критерием  признания граждан (семей) малообеспеченными. Последними признаются граждане (семьи), имеющие по объективным причинам среднедушевой доход ниже бюджета  прожиточного минимума. Признание граждан (семей) малообеспеченными служит основанием оказания им государственной социальной помощи.

Бюджет прожиточного минимума является основой для установления минимальных государственных социально-трудовых гарантий: минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсий по возрасту, стипендий, пособий. Минимальные  государственные социальные гарантии повышаются поэтапно с учетом экономического развития республики до уровня бюджета  прожиточного минимума, а в дальнейшем — до уровня минимального потребительского бюджета соответствующих социально-демографических  групп населения. Минимальный потребительский  бюджет — это расходы на приобретение набора потребительских товаров  и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека (потребительской  корзины). Его величина больше бюджета  прожиточного минимума в среднем  на 30%. Минимальный потребительский  бюджет используется для получения  одноразовых безвозмездных пособий  и льготных кредитов на строительство  жилья, бесплатного питания на детей, первого рожденного ребенка, для  аналитических расчетов соотношения  заработной платы с минимальным  потребительским бюджетом, прогнозирования  уровня оплаты труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социальная политика занимает важное место в экономике, так  как ее главными целями являются повышение  общественного благосостояния, улучшение  качества жизни народа и обеспечение  социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе. В основу социальной политики положен  принцип социальной справедливости, что в самом общем плане  означает удовлетворение насущных потребностей человека и справедливое распределение  материальных ресурсов, то есть обеспечивается создание равных возможностей на начальном  этапе, защита лиц или групп лиц, находящихся в неблагоприятном  положении, и происходит обеспечение  сбалансированности в таких областях, как вознаграждение, потребление  и извлечение прибыли.

Структура социальной политики представлена следующими направлениями: политикой обеспечения занятости; политикой регулирования доходов  населения; политикой защиты здоровья и экологической безопасности населения  и политикой социальной защиты и  социальных гарантий. Уровень доходов  членов общества является важнейшим  показателем их благосостояния, так  как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума. Для  оценки уровня и динамики доходов  населения используются показатели номинального, располагаемого и реального  дохода.

Рассматривая политику регулирования  доходов населения Республики Беларусь, отметим, что, во-первых, переход на рыночные отношения сопровождается трансформацией структуры денежных доходов населения: расширяется  круг их источников, наряду с оплатой  труда появились доходы от собственности, продажи недвижимости, предпринимательской  деятельности. Тем не менее, в современных  условиях оплата труда пока еще остается основным источником доходов населения  Республики Беларусь. Во-вторых, анализируя таблицы покупательной способности  населения и оценки социально-экономических  показателей, мы видим, что происходит увеличение покупательной способности  за счет увеличения реальных денежных доходов населения. То есть в последнее  время в Республике Беларусь наметилась положительная тенденция: наблюдается  постепенный рост благосостояния наших  граждан.

В области социальной защиты населения реформирование идет по двум направлениям:

1) Для трудоспособного  населения создаются условия  для вовлечения всех в сферу  труда и предпринимательства.

2) Для незащищенных слоев  населения – оказание адресной  социальной помощи в различных  формах.

Таким образом, в настоящее  время необходим выбор таких  приоритетов социальной политики, которые  способствуют оздоровлению социально-экономической  обстановки и созданию условий для  экономического роста. В сфере политики доходов – создание эффективной  системы оплаты труда, позволяющей  повысить уровень жизни населения  и стимулировать высокопроизводительный труд; в сфере социальной защиты населения – защита населения  от социальных рисков, социальная защита детей, семей, молодежи и других категорий населения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Макроэкономика : учеб. пособие  / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н.  Новикова [и др]. — Минск : БГЭУ, 2007. — 415 с.

2. Экономическая теория: учебник  / Н.И.Базылев, С.П.Гурко, М.Н.Базылева  и др.; Под ред. Н.И.Базылев, С.П.Гурко. 3-е изд., перераб. и доп. –  Мн.: БГЭУ, 2001. – 752 с.

3. Государственное регулирование экономики: Учебник/ Антонова Н.Б. – 2002 г.-775 с.

4. Беларусь. Факты/ сост. и науч. ред. С.П. Самуэль. – Мн.: Высшая школа, 2005. – 288 с.

5. Лутохина Э.А. Экономическая система общества: структура, социальная ориентация, белорусская модель: Учебное пособие. – Мн.: Академия при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 204 с.

6. Макроэкономика: Социально ориентированный подход: Учебное пособие/Э.А.Лутохина и др. Под ред. Э.А.Лутохиной.- Мн.: ИВЦ Минфина, 2005 г. – 400 с.

7.Абакумова Ц.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы: Учеб. Пособие, 2004 - 223 с.

8.Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. – М.: Дело и Сервис, 200г. –415с.

 

9.Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М.: ИНФРА-М, 2005г. –783с.

10.Макроэкономика: Учеб. пособие/ Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.;. – Мн.: Новое знание, 2007. – 244 с.

11.Полоник С.С.Основные  тенденции, динамика важнейших  социальных показателей развития  РБ // НЭГ. 2009г. -№4.

12.Социальная политика, уровень и качество жизни: Учебник. / Под ред. Б.А. Райзбсрга. 601 с.

13.Экономическая теория: Учеб. Пособие. И.В. Новикова, Г.А. Примачёнок, В.А. Воробьёв и др.; Под ред. И.В. Новиковой, 2008. 543 с.

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Особенности социальной политики Республики Беларусь