Особенности формирования и развития рынка ценных бумаг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:52, курсовая работа

Краткое описание

Итак, цель моей работы: сделать общий обзор развития рынка ценных бумаг в России, а так же выяснение проблем российского рынка ценных бумаг на современном этапе, выявление причин, т.е. почему возникли такие проблемы; и определить возможные пути их устранения и дальнейшего развития рынка ценных бумаг.
Справочным руководством работы является учебник Мирник Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. Отличительной чертой этого издания является то, что автор рассматривает российский рынок ценных бумаг, его становление, развитие и его проблемы.

Содержание

Сущность рынка ценных бумаг
Особенности рынка ценных бумаг в России
Современное состояние, проблемы и тенденции развития российского рынка ценных бумаг

Вложенные файлы: 1 файл

основная часть+литература.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

       Таким образом, произошло еще большее  сужение рынка. Правда, по замороженным займам в течении 70-80-х годов эпизодически происходило погашение так называемых займов военных лет, займов восстановления и развития народного хозяйства.

       Только  в 1990 году Правительство СССР выпустило целевой заем  на товары народного потребления (мы тогда жили в условиях дефицита товарной массы). Но все сложилось, к сожалению, не в пользу этого займа: деньги были израсходованы, союзного Правительства не стало, не стало и эмитента. В данном случае Российская Федерация взяла на себя этот долг и в настоящее время его исполняет. По срокам в 1993 году он не мог быть исполнен, срок был продлен до 1995 года. Сегодня он практически закрыт.(6, с.176)

       Сегодня законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг, далеко от совершенства. Тем не менее сам рынок есть, он функционирует и развивается; он оказывает влияние на положение дел в государстве и способствует развитию предпринимательства.

       Формирование  рынка ценных бумаг в России –  сложный процесс, прошедший в своем развитии несколько этапов. Изучение проблемы создания в нашей стране инвестиционного механизма, системы бирж представляет большой интерес, особенно для меня, как студента экономической специальности, так как формирование рынка ценных бумаг – явление неординарное, совершенно новое для страны молодого капитализма. Анализ особенностей формирования рынка ценных бумаг – исключительно важная задача для государства, так как выявление ошибок и курьезов позволит избежать их в будущем. Анализируя развитие рынка ценных бумаг в России, можно выявить его особенности и с их учетом оценить его перспективы на будущее.

       При рассмотрении истории развития рынка  ценных бумаг в России можно выделить три больших этапа.

       Первый  этап – Зарождение фондового рынка [1991 – 1993]. В это время происходило активное формирование до этого времени полностью отсутствовавшего фондового рынка. Это было объективным процессом, связанным с необходимостью замены института централизованного перераспределения денежных средств на систему рыночных инвестиционных механизмов. Первым шагом на пути к созданию рынка ценных бумаг в России можно считать появление фондовых бирж, произошедшее в начале 1991 года, когда было создано более десяти специализированных фондовых бирж. Основой для их работы послужило постановление правительства РСФСР (декабрь 1991) «О выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в России».2 В данном постановлении были описаны функции бирж, а также организационная оформленность, правовая база функционирования, структура сделок. В июле 1995 года был принят Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации».3

       Появление бирж явилось нормальной реакцией на переход страны к рыночной экономике. Для любой рыночной экономики характерна некая пирамида, где основанием служит торговля, ибо никакое производство не может существовать без развитых каналов сбыта. Второй этаж – фондовый рынок, который является механизмом привлечения инвестиций. И только вершина пирамиды – производство, которое не может существовать как без развитых торговых коммуникаций, так и без фондового рынка. К 1991 году торговля была хорошо развита, а фондовый рынок отсутствовал. Именно поэтому он получил колоссальный потенциал для развития и начал развиваться гигантскими темпами. В то же время производство было переразвито. Появление конкуренции сделало неконкурентоспособными большинство предприятий. Производство не могло удержаться на неустойчивом основании еще недостаточно развившегося фондового рынка. В результате этого произошла резкая перекачка денег из сферы производства в сферу финансовых институтов, что сопровождалось сверхприбылями в финансовой сфере и акцентированием внимания на спекулятивных сделках. При этом, фондовый рынок не мог нормально функционировать без нормальной законодательной базы, а федерального закона о рынке ценных бумаг до сих пор не существовало. (11, с.246)

       Второй  период – Развитие бирж [1993 – 1995]. На этом этапе биржи в основном ориентировались на фьючерсный рынок. Данный рынок впервые появился на  Московской товарной бирже. Торгуя срочными контрактами (фьючерсами), биржа приобретает огромное значение не только для производителей и посредников, но и для всего народного хозяйства, ведь только через фьючерс биржа становится тем ценовым барометром, на который ориентируются и государственные органы и предприниматели. В то же время в торговле ценными бумагами биржи пока еще не играют такой важной роли, как в западных странах.

       Данный  период с одной стороны характеризуется  продолжающимся сверхбыстрым развитием рынка ценных бумаг и получением сверхприбылей от спекулятивных сделок, что свидетельствует о недоразвитости этого рынка. С другой стороны, происходило увеличение интереса к долгосрочному инвестированию средств, что проявилось в активизации операций с приватизационными чеками и активном инвестированием средств в топливно-энергетический комплекс. Нужно сказать, что инвесторы, вкладывавшие деньги в производство «обожглись», поэтому уже не стремились поддерживать приходящие в упадок предприятия. Пирамида стремилась к равновесию. Рынок ценных бумаг расширялся, производство сокращалось. Сокращение производства было еще обусловлено неправильной политикой государства. Отсутствовал институт банкротства. Появились многочисленные задержки платежей. Государство все еще питалось реанимировать устаревшие предприятия, которые рынку были не нужны. Для функционирования производства требовалась законодательная база. Все эти недостатки и вызвали необходимость появления указа президента 1995 года «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации».

       С апреля 1995 года начитается третий период – Активизация инвестиционной политики [1995-...]. Началась крупномасштабная продажа акций приватизированных предприятий, которая производилась на денежных аукционах и конкурсах. Как правило, фирмы, специализировавшиеся на торговле акциями, покупали акции со спекулятивными целями или выполняя заказ клиента.

       Законодательная база по-прежнему отсутствовала. До 1996 года операции с ценными бумагами регулировались указами Президента России, нормативными актами министерств и ведомств, постановлениями правительства, которые иногда противоречили друг другу. Федеральный закон и система государственного надзора за его исполнением отсутствовали, что усиливало криминогенность рынка ценных бумаг, незащищенность инвесторов. Отсутствие законодательного регулирования лишало рынок ценных бумаг своей основной функции – быть источником средств для преодоления инвестиционного кризиса в хозяйственной жизни страны.

       Только  в апреле 1996 года был принят закон  «О рынке ценных бумаг», который  должен был способствовать стабильному  развитию рынка. В законе учитывалась  практика российского рынка ценных бумаг 1990 – 1994 годов и нормативные  акты, изданные за это время. Закон признавал смешанную модель фондового рынка, где действуют как коммерческие банки, так и небанковские инвестиционные институты.4

       Большое развитие получает рынок государственных  ценных бумаг. Это облигации, предназначенные  для привлечения на нужды государства временно свободных средств инвесторов. Такое привлечение денег в бюджет не является инфляционным. До августовского кризиса 1998 года такой способ размещения средств считался наиболее надежным. (9, с.248)

       Наиболее  развитым рынком государственных долговых обязательств стал рынок государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ). Быстрое развитие рынка ГКО объясняется несколькими причинами. Во-первых, вложение средств в государственные краткосрочные обязательства приносит большие прибыли. А во-вторых, покупка ГКО всегда надежна, подкрепляется авторитетом государства, которое гарантирует своевременное погашение обязательств. Именно одновременное существование этих двух факторов и отличает рынок ГКО от рынка акций, где высокая доходность в большинстве случаев сопряжена с большим риском потерять вложенные средства. Наконец, достоинством рынка ГКО является то, что это совершенно открытый, наблюдаемый рынок. Правомерность сделок на нем контролируется представителями биржи, центрального банка, министерства финансов.

       Рынок государственных ценных бумаг был  движением навстречу между государством, пытавшимся получить в свое распоряжение значительные финансовые средства, и  заимодателями, стремящимися выгодно  вложить свои деньги. Однако полученные от продажи ценных бумаг деньги, часто использовались для латания дырок в бюджете или на предвыборные компании, которые, как известно, никакой денежной прибыли не дают. Интересы государства часто приносились в жертву сиюминутным выгодам. Такая ситуация не могла продлиться долго. Мнимое процветание экономики очень быстро сменилось затяжным августовским кризисом 1998 года. Неправильное регулирование рынка ГКО – ОФЗ привело к следующим последствиям:

       1. В 1997 году доля нерезидентов на рынке ГКО – ОФЗ превысила 30%. Следовательно, при оценке рыночной стоимости всего рынка примерно в 60 млрд. долларов нерезиденты владели около 20 млрд. долларов. А эта сумма превышает общий объем золотовалютных резервов Банка России.

       2. Появилась опасность стихийного оттока средств нерезидентов с рынка. Это было связано с отменой ограничений на минимальные сроки конвертации средств, полученных от продажи или погашения ГКО – ОФЗ.

       3. Возникла исключительно сильная  взаимосвязь между рынком ГКО  – ОФЗ и российским внутренним валютным рынком. Это было связано с заключением российскими коммерческими банками с иностранными инвесторами форвардных сделок на покупку иностранной валюты.

       Необходимо  отметить, что существование рынка  ценных бумаг является необходимым условием функционирования экономики всех развитых стран. (11, с.250) 

        1. Регулирование рынка ценных бумаг  в России
 

       Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением  и рынок ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.

       Для начала следует выделить систему  регулирования рынка ценных бумаг - так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя:

      • государственные органы регулирования;
      • саморегулирующиеся организации;
      • законодательные нормы рынка ценных бумаг;
      • этику, традиции и обычаи рынка.

        2.2.1.    Государственное регулирование рынка ценных бумаг

       Государство выполняет ряд важнейших функций  на рынке ценных бумаг, среди них  можно выделить следующие основные:

      • разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, наблюдение и регулирование исполнения этой программы, выработка законодательных актов для реализации стратегии;
      • установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;
      • контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;
      • обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;
      • формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;
      • контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги;

       На  сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка  ценных бумаг, первая подразумевает, что  государство максимально активно  контролирует и вмешивается в  регуляционный процесс на рынке  и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой - роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.(7, с. 21)

        2.2.2.    Саморегулирование  на рынке ценных  бумаг

       Кроме государства на рынке ценных бумаг  процесс регулирования осуществляется и самостоятельно так называемыми  саморегулирующими организациями, которые в соответствии с законом  «О рынке ценных бумаг» представляют собой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующие в соответствии с законом и функционирующие на принципах некоммерческой организации5. Важной особенностью такой организации является ее некоммерческая направленность, то есть ее участники и учредители не используют вырученные средства на собственное потребление, а только на реализацию представленных им функций.

       Функциями саморегулируемых организаций являются:

Информация о работе Особенности формирования и развития рынка ценных бумаг в России