Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 09:01, отчет по практике
Народный Сберегательный Банк Казахстана основан в 1936 году на базе системы сберегательных учреждений национального масштаба (Государственных трудовых сберегательных касс). До 1992 года являлся частью сберегательной системы бывшего СССР. После провозглашения независимости Казахстана был создан Сберегательный Банк Республики Казахстан. В 1993 году он реорганизуется в “Народный Банк Казахстана”, со 100-процентным участием Правительства Республики Казахстан в капитале. Банк был зарегистрирован 20 января 1994 года. 23 августа 1995 года
Введение
Народный Сберегательный Банк Казахстана основан в 1936 году на базе системы сберегательных учреждений национального масштаба (Государственных трудовых сберегательных касс). До 1992 года являлся частью сберегательной системы бывшего СССР. После провозглашения независимости Казахстана был создан Сберегательный Банк Республики Казахстан. В 1993 году он реорганизуется в “Народный Банк Казахстана”, со 100-процентным участием Правительства Республики Казахстан в капитале. Банк был зарегистрирован 20 января 1994 года. 23 августа 1995 года Национальным Банком Республики Казахстан Банку была выдана Генеральная лицензия №43.
В 1995 году Банк преобразуется в Акционерное общество закрытого типа. В июле1998 года решением Общего собрания акционеров Банк был реорганизован в Открытое Акционерное Общество “Народный Сберегательный Банк Казахстана”.
В 1998 году в собственности Правительства Республики Казахстан находилось 80 процентов акций. 10 процентов акций принадлежало частным вкладчикам. 10 процентов пакет реализован казахстанским инвесторам. В 1999 году уставной капитал Банка был увеличен с 3 до 3,6 миллиардов тенге путем размещения четвертой эмиссии акций. После проведения пятой дополнительной эмиссии в 2000 году уставной капитал банка увеличился с 3,6 миллиардов тенге до 5,4 миллиардов тенге, а доля государства в капитале Банка составила 33,3 процента плюс одна акция.
Являясь одним из крупнейших банков, Народный Банк присутствует во всех сегментах финансового рынка. В 2001 году перед банком стояла задача сохранения своей доли на рынке обслуживания крупных корпоративных клиентов и в то же время активизации работы с малым и средним бизнесом, уделяя особое внимание поддержке предпринимательской активности населения. При этом, будучи банком с самой обширной филиальной сетью в стране, вся история которого связана с развитием сберегательного дела, Народный Банк традиционно сохраняет в качестве долгосрочного приоритета расширение спектра услуг для широких слоев населения.
Народный Банк Казахстана имеет статус народного общества и является членом Мирового Института Сберегательных Банков и участником национальной системы обязательного коллективного страхования депозитов физических лиц.
Собственный капитал банка на 31 декабря 2001 года составил 8,05 миллиардов тенге. Являясь ведущим сберегательным финансовым институтом страны, Банк обслуживает более 17,3 миллиона счетов частных лиц и более 48,9 тысяч счетов компаний и предприятий. Филиалы Банка находятся во всех крупных населенных пунктах. Сеть учреждений Народного Банка насчитывает 632 единицы, в том числе 20 областных и региональных, 157 районных филиалов и 455 расчетно-кассовых отделов. Общая численность персонала Банка составляет 8261 человек.
Являясь одним из крупнейших банков, Народный Банк присутствует во всех сегментах финансового рынка. Перед банком стоит задача сохранения своей доли на рынке обслуживания крупных корпоративных клиентов и в то же время активизации работы с малым и средним бизнесом, уделяя особое внимание поддержке предпринимательской активности населения. При этом, будучи банком с самой обширной филиальной сетью в стране, вся история которого связана с развитием сберегательного дела, Народный Банк традиционно сохраняет в качестве долгосрочного приоритета расширение спектра услуг для широких слоев населения.
Банк эмитирует карточки платежных систем Visa International, MasterCard International, China Union Pay и остается неизменным лидером на казахстанском рынке платежных карточек. Общее количество карточек Банка в обращении превысило 3,9 млн. единиц, что составляет около 40% пользователей платежных карточек в Казахстане [34].
Лицензия на проведение банковских и иных операций и деятельности на рынке ценных бумаг № 10 от 6 августа 2008 года, выдана Агентством РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
1 Ознакомление со структурой банка и его отделами
АО «Народный банк» выполняет следующие функции в Закон »О банках и банковской деятельности Республики Казахстан» от 31 августа 1995 г.
- привлечение депозитов на платной основе;
- введение счетов клиентов и банков-корреспондентов, их кассовое обслуживание;
- предоставление юридическим и физическим лицам краткосрочных и долгосрочных кредитов на условиях возвратности, срочности и платности;
- финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств;
- выпуск собственных ценных бумаг (чеков, векселей, аккредитивов, депозитных сертификатов, акций и других долговых обязательств) в порядке, предусмотренном законом;
- покупку, продажу и хранение платежных документов и иных ценных бумаг и другие операции с ними;
- выдачу поручительств, гарантий и иных обязательств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;
- приобретение права требования поставок товара и оказания услуг,
принятие риска исполнения таких требований и инкассации этих требований (факторинг);
- оказание брокерских услуг по банковским операциям, выступать в качестве агента клиентов по риску;
- услуги по хранению документов и ценностей для клиентов (сейфовый бизнес);
- финансирование коммерческих сделок, в т.ч. без права продажи (форфейтинг);
- доверительные операции по поручению клиентов (привлечение и размещение средств, управление ценными бумагами);
- оказание консультационных услуг, связанных с банковской деятельностью;
- осуществление лизинговых операций [34].
Организационную структуру банка формирует одна дирекция, департаменты, которые подразделяются на отделы и управления.
Органами Банка являются:
1. Высший орган – Общее Собрание Акционеров;
2. Орган управления - Совет Директоров Банка;
3. Исполнительный орган –
4. Контрольный орган - Служба Внутреннего Аудита (Департамент аудита).
Высшим органом управления АО «Народный банк» является общее собрание акционеров банка. Оно утверждает Устав, балансы и отчеты, определяет направление и цели политики баланса, избирает членов и председателя правления, ревизионную комиссию банка, т.е. решает стратегические задачи банка. Собрание акционеров созывается ежегодно, не позднее чем через месяц (рисунок 1)
Рисунок 1. Организационная структура банка
Совет Директоров осуществляет общее руководство деятельностью Банка, за исключением решения вопросов, отнесенных законодательством и Уставом к исключительной компетенции Общего собрания акционеров.
Служба Внутреннего Аудита образована с целью осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности Банка и представлена Департаментом аудита. Служба внутреннего аудита осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан и внутренними документами, регламентирующими деятельность службы внутреннего аудита в Банке. Работники службы внутреннего аудита не могут быть избраны в состав Совета Директоров и Правления. Служба внутреннего аудита непосредственно подчиняется Совету директоров и отчитывается перед ним о своей работе.
Кредитный комитет реализует кредитную политику Банка, оценивает и утверждает кредиты и общую величину концентрации риска по заемщикам, отраслям и регионам. В задачи кредитного комитета входит также минимизация кредитных рисков и максимизация доходов от кредитной деятельности. Члены Кредитного Комитета принимают участие на заседаниях Кредитного Комитета и на основе анализа всех необходимых документов выражают свое определенное конкретное мнение. При проведении голосования члены Кредитного Комитета не имеют права воздерживаться.
Любой из членов Кредитного Комитета имеет право внести в протокол заседания любую информацию, касающуюся рассматриваемого вопроса. Комитет по управлению активами и пассивами является организационной единицей и подчиняется Совету Директоров, создан для решения задач по оптимальному управлению ресурсами Банка, с целью получения стабильных доходов и минимизации рисков.
Члены комитета назначаются решением Совета директоров. Основные задачи Комитета:
- согласование и передача на утверждение Совету Директоров внутренних документов (Политик и процедур) по управлению Активами и пассивами.
- оценка эффективности работы банка, его рентабельности.
- анализ и оценка соответствия ориентирам, установленным краткосрочными (операционными) и долгосрочными (стратегическим) планами.
- оценка подверженности Банковским рискам и принятие решений по их минимизации.
- рассмотрение и анализ кратко/долгосрочных прогнозов по источникам привлечения и направлениям использования средств [35].
Основная функция комитета заключается в оказании Совету директоров Банка помощи в осуществлении контроля посредством проверки финансовой информации, которая будет предоставлена акционерам и другим лицам, систем внутреннего учета, установленных Советом Директоров Банка и руководством Банка, и аудиторской деятельности. Деятельность комитета по банковским продуктам направлена на оперативное решение вопросов обеспечения конкурентоспособности розничных банковских продуктов, а также для выработки единой согласованной розничной продуктовой политики Банка. В состав комитета входят члены Правления курирующих подразделений, руководители соответствующих структурных подразделений Банка.
Деятельность комитета по информационным технологиям направлена на определение основных направлений политики Банка в сфере совершенствования компьютерных информационных систем, а также решениевопросов приобретения и внедрения новых информационных систем и технологий для достижения эффективной деятельности Банка. В состав входят отдельные члены Правления, руководители соответствующих структурных подразделений банка. Для общего руководства работой банка, а также наблюдения и контроля работы, исполнительных и контрольных органов собрание акционеров избирает Правление банка. Правление - представительный орган владельцев банка и отстаивает их интересы. В основные функции Правления входит:
- определение стратегических целей банка и формирование его политики в отношении клиентов, на обслуживание которых будут направлены, в первую очередь, ресурсы банка; приоритетных видов деятельности; вопросов открытия филиалов и представительств банка; методов маркетинга; персонала; его размера и состава.
- подбор людей на руководящие посты.
- контроль за ссудными и инвестиционными операциями.
- периодическая проверка деятельности банка.
Правление формирует структуру управления банка. Управление операциями основано на четком разделении функции аккумуляции ресурсов и способов их использования. Собрание акционеров из состава Правления для оперативного руководства деятельностью банка выбирает Председателя Правления банка.
Он представляет банк, исполняет решения собрания акционеров, принимает оперативные решения о деловой жизни банка. Председатель Правления руководит банком через своих заместителей, которые курируют работу ведущих департаментов.
Они сформированы с учетом классификации банковских операций по их функциональному назначению. Например, департамент кредитования занимается вопросами кредитования заемщиков. Он подразделяется на такие управления, как управление кредитования, управление по работе с нефинансовыми активами, управление проблемных кредитов, управление инвестиционных проектов.
В свою очередь управления кредитования состоит из торгово-финансового отдела, отдела финансирования корпоративных клиентов, отдела мониторинга и отдела оценки кредитных рисков. Управление по работе с нефинансовыми активами - из отделов по контролю над залоговым имуществом, эксплуатации залогового имущества и реализации залогового имущества.
В управление проблемных кредитов входят отделы - оперативной работы с заемщиком и отдел сводного учета и анализа. В управление инвестиционных проектов отделы подготовки и реализации проектов, рекламы и маркетинга.
2 Операционный отдел
Операционный отдел осуществляет первичную обработку данных по основным операциям банка.
Банк принимает на себя инкассацию платежей и осуществление выплат по операциям клиента, а также осуществляет инвестирование избытков наличности в краткосрочные бумаги и кредиты.
Расчетно-кассовые операции это ведение счетов юридических и физических лиц и осуществление расчетов по их поручению. Учитывая, что для юридических лиц в нашем государстве хранение средств в банках является обязательным, функция расчетно-кассового обслуживания является одной из приоритетных в деятельности банка.
Банк заинтересован в привлечении юридических лиц на расчетно-кассовое обслуживание. Это связано с тем, что деньги, находящиеся на банковском счете, представляют собой привлеченные средства банка, в соответствии с объемом которых строится его предпринимательская деятельность.