Оценка кредитоспособности предприятия и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 16:00, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы обуславливается тем, что на определенных этапах производственного процесса почти все предприятия испытывают недостаток средств для осуществления тех или иных хозяйственных операций. В такой ситуации предприятия должны обладать гибкой структурой финансовых ресурсов и при необходимости иметь возможность привлекать заемные средства, однако на практике такая задача оказывается для предприятий зачастую непосильной. Причина кроется в том, что предприятия в основной своей массе не соответствуют критериям кредитоспособности. Кредитоспособным является предприятие, имеющее предпосылки для получения заемных средств и способное своевременно возвратить взятые средства за счет прибыли и других финансовых ресурсов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………............
6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Понятие кредитоспособности и её роль в управлении финансами предприятия .......................................................................................................

9
1.2. Факторы, влияющие на кредитоспособность предприятия ……………
1.3. Методические подходы к анализу кредитоспособности предприятия...
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ООО «ПРАКТИК»
13
19
2.1. Организационно экономическая характеристика предприятия……….
2.2. Анализ финансового состояния предприятия …………………………..
2.3. Оценка кредитоспособности предприятия ……………………………...
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ООО «ПРАКТИК»
3.1. Мероприятия по улучшению кредитоспособности предприятия ……..
3.2. Оценка эффективности мероприятий по повышению кредитоспособности…………………………………………………………...
3.3. Прогноз кредитоспособности ООО «Практик»………………………....
33
43

50

61


71

77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………….……………………….………………
80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ...……………

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 513.91 Кб (Скачать файл)

Таким образом, кредитоспособность заёмщика основывается на ряде факторов, каждый из которых с определённой стороны характеризует предприятие в глазах банка и помогает понять, насколько велика возможность не возврата кредита. Причём набор этих факторов не является обязательным. Каждый банк самостоятельно формирует его в соответствии со своей кредитной политикой.

Рассмотрев  факторы, влияющие на кредитоспособность предприятия перейдем к рассмотрению методических подходов к анализу кредитоспособности предприятия.

1.3. Методические подходы к анализу кредитоспособности предприятия

Сложность оценки кредитоспособности обуславливает  применение разнообразных подходов к такой задаче - в зависимости от особенностей заемщиков и от намерений конкретного банка-кредитора. При этом различные способы оценки не исключают, а дополняют друг друга.

Существуют  несколько основополагающих принципов  рассмотрения вопросов о возможности предоставления кредита:

  • кредитоспособность заемщика является необходимым, но не достаточным условием кредитования. Для принятия окончательного решения требуется учет других факторов (риск «нечистоплотности» клиента, риск экономической конъюнктуры на рынке капиталов и т.д.);
  • разделение финансовых потоков фирмы-заемщика и проекта (хозяйственной операции) при проведении анализа кредитоспособности;
  • последующий мониторинг (сопровождение) кредита.

Проведение  анализа кредитоспособности заемщика на основе полной, достоверной и верифицируемой информации. Игнорирование хотя бы одного из этих принципов может привести к неправильному окончательному решению о выдаче кредита, об условиях кредитования (сумма кредита, величина процента, график выплаты процентов и погашения суммы основного долга, наличие обеспечения). Кредитная политика банка должна обязательно учитывать возможность кредитных рисков, предварять их появление и грамотно управлять ими. Для этого банки предварительно стараются определить кредитоспособность лица, запрашивающего кредит. Традиционно процесс оценки кредитоспособности заемщика состоит из нескольких этапов.

Первоначально при поступлении заявки клиента  в банк кредитный работник проводит оценку кредитоспособности клиента и определяет его кредитный рейтинг. Как правило, для оценки кредитоспособности в баллах проводят анализ количественных показателей. Следующим моментом является определение кредитных возможностей банка и соотнесение их с характером запрашиваемой кредитной услуги. Далее на заседании кредитного комитета принимается решение о кредитовании предприятия. Затем определяется лимит кредитования заемщика на основании прогноза денежного потока и исходя из степени ликвидности средств, располагаемых предприятием. С учетом банковских рисков лимит кредитования корректируется и определяется окончательная величина предоставляемого кредита.

Существует  несколько методик оценки кредитоспособности предприятия-заемщика. В данной подглаве рассмотрим рейтинговую оценку кредитоспособности предприятия и методику оценки кредитоспособности предприятия используемую в Сбербанке РФ.

Рейтинговая оценка (общая сумма баллов) рассчитывается путем умножения значения показателя на его вес (коэффициент значимости) в интегральном показателе. В мировой практике, при оценке кредитоспособности на основе системы финансовых коэффициентов применяются в основном пять групп коэффициентов:

  • ликвидности;
  • оборачиваемости;
  • финансового рычага;
  • прибыльности;
  • обслуживания долга.

Преимуществами  рейтинговой модели являются простота (так как достаточно рассчитать финансовые коэффициенты и, приняв во внимание коэффициенты их значимости, определить класс заемщика), возможность расчета оптимальных значений по частным показателям, способность ранжирования организаций по результатам, комплексный подход к оценке кредитоспособности (так как используются показатели, отражающие различные стороны деятельности организации).

Многие  коммерческие банки используют метод  рейтинговой (балльной) оценки. Применение этого метода позволяет охарактеризовать финансовое состояние заемщика с помощью синтезированного показателя – рейтинга, выраженного в баллах, а также определить границы интервала колебания этого показателя, при которых возможна выдача кредита. Класс заемщика устанавливается по сокращенному кругу финансовых коэффициентов, так как многие показатели дублируют друг друга.

Каждый  коммерческий банк использует свою, в  определенной степени оригинальную методику, способствующую адекватной оценке потенциальных заемщиков. Система  рейтинга утверждается кредитным комитетом  на основе выбранной банком стратегии  развития, причем каждому показателю присваивается индивидуальный рейтинг с учетом отраслевой принадлежности клиента и других специфических особенностей его деятельности.

Общий вид рейтинговой оценки (формула 1.1).

                           (1.1)

где K0 – интегральный показатель (рейтинг);

Ai– удельный вес показателя i;

Ki– значение показателя i;

n – число показателей

            (1.2)

Этот  подход позволяет охарактеризовать финансовое состояние заемщика на основе синтезированного показателя – рейтинга, рассчитываемого в баллах, присваиваемых  каждому значению коэффициентов.

Для снижения кредитного риска в практике банков все большее распространение получает метод оценки кредитоспособности заемщика, который основывается на бальной оценке кредитополучателя. Этот метод предполагает определение рейтинга клиента. Оценка кредитоспособности заемщика может быть сведена к единому показателю – рейтингу. Именно рейтинг позволяет ориентироваться в громадном потоке всевозможной информации и в тоже время восполняет недостаток той ее части, на основе которой представляется возможным принимать ответственные управленческие решения. Преимущество рейтинговых систем заключается в возможности учитывать неформализованные показатели анкетного типа.

Рейтинговая модель является наиболее оптимальной, так как расчет показателей производится с помощью математических вычислений. Методика оценки кредитоспособности заемщика предполагает глубокую проверку и анализ данных на основе полученной бухгалтерской отчетности предприятия, пакета документов, предоставленных для получения кредита, а также на основе субъективных данных, которыми уже располагает банк. Учреждения банка осуществляют оценку финансового состояния заемщика – юридического лица перед предоставлением ему кредита, а в дальнейшем ежеквартально для определения размера отчислений в резерв и контроля над деятельностью заемщика. Предварительная оценка финансового состояния заемщика – юридического лица осуществляется за два последних отчетных периода.

Рейтинговый метод оценки кредитоспособности дает возможность постоянно осуществлять быстрый анализ финансового состояния заемщика, своевременно выявлять отрицательные тенденции в его хозяйственно – финансовой деятельности и вносить коррективы в кредитные отношения. На основании анализа формируется база данных о заемщике, что дает возможность рассматривать динамику его хозяйственно – финансовой деятельности.

Для конкретного  предприятия процесс расчета  проводится в четыре этапа. На первом этапе вычисляются значения финансовых показателей. На втором этапе оцениваются  и обобщаются основные показатели. На третьем этапе корректируются значения оценки основных показателей на дополнительные (субъективные) показатели. На четвертом этапе определяется класс заемщика.

Рассмотрим  каждый из этапов подробнее.

На первом этапе рассчитываются основные показатели, которые объективно характеризуют финансовое состояние заемщика (платежеспособность, финансовая устойчивость, рентабельность, денежные потоки, коэффициент обеспечения кредита).

1. Платежеспособность. С помощью показателей платежеспособности показывается, на что может рассчитывать банк в случае непогашения клиентом долгового обязательства и определяется достаточность оборотных активов для покрытия текущих обязательств. Определяют платежеспособность заемщика по таким показателям как:

Коэффициент мгновенной ликвидности (Кмл) характеризует структуру баланса. Показывает, какая часть краткосрочных заемных средств может быть при необходимости погашена немедленно рекомендуемое значение данного показателя – не менее 0,2 (формула 1.3).

             (1.3)

где Кмл – коэффициент мгновенной ликвидности;

ДС –  денежные средства;

КФВ –  краткосрочные финансовые вложения;

ТП – текущие пассивы.

Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) характеризует возможность погашения краткосрочных обязательств в установленные сроки. Этот коэффициент наиболее часто используется для оценки рискованности предоставления кредита на основе данных баланса. Он сравнивает текущие активы предприятия с его краткосрочными обязательствами и показывает, насколько кредитор застрахован от потерь вследствие невыполнения кредитного соглашения. Оптимальное теоретическое значение этого показателя – не менее 0,5 (формула 1.4).


                                 (1.4)

где Ктл – коэффициент текущей ликвидности;

ТА – текущие активы.

Коэффициент общей ликвидности (Кол) характеризует то, насколько объем краткосрочных обязательств может быть погашен за счет всех ликвидных активов. Оптимальное значение показателя Кол – не менее 2,0. Не менее важным, чем размер показателя, считается состав и качество активов, которые используются при расчете коэффициента. Если при высокой числовой величине показателя (например, 3,5) в активах высокая доля товарных запасов, коэффициент не свидетельствует о благополучии заемщика. И наоборот, коэффициент может быть в пределах [1,0 – 2,0], но если в активах преобладает денежная наличность и другие, наиболее ликвидные статьи, можно свидетельствовать об удовлетворительном финансовом положении.

                                (1.5)

где, Кол–коэффициент общей ликвидности;

ДЗ –  дебиторская задолженность.

2. Финансовая  устойчивость. Коэффициент маневренности собственных средств (Км) характеризует степень мобильности использования собственных средств, показывает, какая часть собственных средств заемщика находится в мобильной форме, которая разрешает свободно маневрировать этими средствами. Высокое значение Км положительно характеризует финансовое состояние заемщика. Оптимальное теоретическое значение показателя Км – не меньше 0,5 (формула 1.6).

                                                    (1.6)

где Км – коэффициент маневренности;

Ск– собственные средства заемщика;

Ан – внеоборотные активы.

Коэффициент финансовой независимости (Кн) – характеризует размер привлеченных средств на 1 рубль собственных средств предприятия. Оптимальное теоретическое значение показателя Кн – не больше 1,0. Превышение собственных средств над заемными указывает на то, что заемщик имеет достаточный уровень финансовой устойчивости и относительно независим от внешних финансовых источников. Если Кн больше 1,0, то нужно выяснить причины уменьшения финансовой стабильности (падение выручки от реализации товаров, работ, услуг; уменьшение прибыли; необоснованное увеличение материальных запасов и т.п.).

                                                    (1.7)

где, Кн – коэффициент финансовой независимости;

Зк – привлеченные средства (долгосрочная и краткосрочная кредиторская задолженность);

Ск – собственные средства заемщика.

3. Рентабельность  заемщика – это соотношение  чистой прибыли и активов, используемых  для ее получения.

Рентабельность  активов (Ра) – насколько удачно заемщик размещает свои средства. Он выражает отдачу, которая приходится на единицу активов заемщика. Анализировать показатель рентабельности активов (Ра) в динамике можно лишь по одинаковым периодам (год, квартал) (формула 1.8).

            (1.8)

где, Ра – рентабельность активов;

ЧП –  чистая прибыль;

ВБ –  валюта баланса.

Рентабельность  продаж (Рп) – показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции (формула 1.9). Другими словами, сколько остается у заемщика средств после покрытия себестоимости продукции.

            (1.9)

где, Рп – рентабельность продаж;

ВР – выручка от реализации продукции.

Необходимо  учесть не только значения показателей Рп, Ра и их динамику, но и взаимное влияние коэффициентов одного на другого. Причины ухудшения рентабельности активов могут заключаться как в снижении рентабельности продаж, так и в уменьшении оборачиваемости активов. Причиной ухудшения рентабельности продаж может быть рост себестоимости продукции, снижение качества, падение объема продаж.

4. Денежные  потоки рассчитываются как среднее  арифметическое от поступлений за три предыдущих месяца.

5. Коэффициент  обеспечения кредита характеризует  наличие, объем и качество обеспечения возврата кредита.

Информация о работе Оценка кредитоспособности предприятия и пути ее повышения