Оценка рейтинга страновой конкурентоспособности: проблемы и пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 14:56, дипломная работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике требует от государства более зрелого подхода в использовании различных методов экономической политики, позволяющих сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма и поддержать макроэкономическое равновесие системы в целом. Опыт развития западных стран показывает, что для успешного функционирования рыночного механизма создана соответствующая система прав собственности, законов и правил, обеспечивающая их передачу, юридических институтов, механизмов принятия решений. В данном случае уместно вспомнить высказывание Ф. Хайека о том, что только в понимании вульгарных либералов, способных лишь скомпрометировать идею экономического либерализма, все делается “само собой” под безошибочным водительством пресловутой “невидимой руки”.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЙТИНГОВАНИЯ СТРАНОВОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ………………………………………………….
1.1 Экономическое содержание категории конкурентоспособность страны……
1.2 Государственное регулирование как стратегический фактор повышения страновой конкурентоспособности………………………………………………..
1.3 Методические подходы к процессу рейтингования страновой конкурентоспособности…………………………………………………………….
2.
2.1
2.2 Аналитическая оценка региональной конкурентоспособности: проблемы рейтингования……………………………………………………………………….
2.3 Оценка конкурентоспособности отраслей Республики Казахстан ………….
3.
3.1
3.2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Дип.-Оценка-рейтинга-страновой-конкурентоспособности-проблемы-и-пути-совершенствования.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

Для эффективной реализации государственной антимонопольной политики актуальной стала разработка законодательных актов, регулирующих процессы слияний и поглощений в банковской сфере, холдинговых компаниях, обеспечения контроля над финансовой сферой. Контроль антимонопольных органов необходим, в частности, при законодательном урегулировании вопросов привлечения иностранного капитала, стремящегося к созданию новых частных монопольных структур в Казахстане. Из опыта зарубежного антимонопольного регулирования следует, что в национальных интересах Казахстана необходимо принимать меры, препятствующие скупке конкурирующих казахстанских предприятий, с последующим их банкротством и приватизацией каналов сбыта в пользу зарубежных компаний-конкурентов. Это напрямую связано с социальной политикой и обеспечением занятости населения.

Проведение протекционистской политики должно быть основано на учете интересов казахстанских производителей, имеющих экспортный потенциал в ряде отраслей. Создание равных условий конкуренции и конкурентной среды на внутреннем рынке требует адекватной защиты от ограничительной монопольной практики не только со стороны казахстанских монополистов, но и со стороны зарубежных конкурентов, стремящихся завоевать новые рынки.

Необходимо проанализировать методы воздействия на конкурентоспособность национальной экономики и создание национальных конкурентных преимуществ последовательно от стадии развития конкуренции на основе факторов (сырье и трудовые ресурсы), участвующих в производственном процессе, к стадии развития конкуренции на основе инвестиций и инноваций. Для такого анализа следует использовать подход американского ученого Майкла Портера, на основе которого для каждой стадии развития конкуренции сформулированы меры государственной политики, соответствующие каждому этапу развития конкуренции и обеспечивающие участие нации в международном обмене. Необходимо отметить, что нужно использовать стадийность развития конкуренции для разработки соответствующих мер государственного регулирования, эффективность применения которых различна на различных этапах развития конкуренции. Адекватное регулирование должно исходить из того, на основе каких факторов создаются национальные конкурентные преимущества, и только по мере их усложнения, возможно повышение конкурентоспособности национальной экономики и подготовка предпосылок для перехода страны на новую стадию развития конкуренции, опирающуюся на другие доминирующие факторы (инвестиции, нововведения в терминологии М Портера.).

Основными факторами развития конкуренции в развитых странах являются инвестиции в экономику и инновационные разработки, поэтому основное внимание должно быть уделено рассмотрению методов, предполагающих создание условий для активизации инвестиционного процесса в Казахстане, создание инновационной стратегии развития НИОКР, оказание селективной поддержки преференциальных отраслей национальной экономики.

Проведение реструктуризации экономики и политики защиты конкуренции, создание национальных промышленных групп при административном контроле над выполнением положений антимонопольного законодательства являются необходимым условием роста конкурентоспособности национальной экономики Казахстана. Все перечисленные методы направлены на создание наиболее благоприятных макроэкономических условий, которые позволяют наращивать национальные конкурентные преимущества, и способствуют динамичному переходу от конкуренции цен к конкуренции технологических процессов.

При анализе инвестиционного фактора необходимо обратиться к опыту развитых стран с рыночной экономикой, используемым методам ТНК привлечения и размещения инвестиций в принимающих странах, соотношением прямых и портфельных  инвестиций на Западе. Вместе с проблемой привлечения иностранного капитала возникает вопрос о проникновении иностранного капитала в те отрасли, которые представляют национальную безопасность. Реакция принимающих стран на экспорт капитала проявляется в усилении протекционистских мер из-за боязни политического давления или потери контроля над традиционными рынками сбыта. С другой стороны, существует конкуренция за приток иностранного капитала между развивающимися странами, у которых возникает потребность в дополнительных капиталовложениях для развития промышленности и обеспечения условий экономического роста. Соблюдение национальных интересов развития конкурентоспособных отраслей с использованием зарубежных источников для стимулирования инвестиционного процесса и обеспечение национальной экономической безопасности, безусловно, принадлежит регулирующей роли государства. Еще одним принципиальным вопросом для привлечения иностранных инвестиций является обеспечение условий равной конкуренции, а именно соблюдения национального режима: равного подхода к отечественным и иностранным инвесторам. Регулирование деятельности иностранных инвесторов на территории принимающей страны регулируется в основном национальным законодательством, постановлениями и административными нормами, предназначенными для всех.

В передовых странах вмешательство государства в процесс осуществления иностранных капиталовложений происходит в следующих случаях: первое, когда иностранные инвестиции могут нанести ущерб внутренней конкуренции, при захвате иностранным конкурентом ведущего предприятия в отрасли в данной стране; второе, когда в стане происхождения иностранной фирмы ограничен доступ к рынку или когда эта страна практикует несправедливые методы торговли и вложения капитала с точки зрения международных правил. В целом, значительный объем прямых иностранных инвестиций (портфельные инвестиции в основном пассивны и не оказывают влияния на управление предприятием) служит тревожным сигналом, поскольку указывает на то, что национальная экономика не обладает конкурентоспособным сектором, ее фирмы во многих отраслях не могут защитить свои позиции на рынке против иностранных фирм. Присутствие иностранных инвестиций, в целом, способствует развитию экономики, созданию дополнительных рабочих мест, снятию социальной напряженности, но при этом свидетельствует о том, что страна по темпам совершенствования промышленности отстает от иностранных конкурентов. Иностранные инвестиции, поступающие в страну, никогда не решают проблем обеспечения конкурентоспособности. Однако положительный эффект иностранных инвестиций может проявиться в усилении конкуренции, что будет стимулировать национальных производителей к росту производительности труда и совершенствованию технологии.

Политика в отношении иностранных капиталовложений - проявление государственной стратегии в отношении глобальной конкуренции, защиты национального суверенитета от иностранного воздействия на промышленность страны. По нашему мнению, основными направлениями использования иностранного капитала для развития экономики Казахстана могут стать расширение и диверсификация экспортного потенциала. Развитие импортозамещающих производств в отдельных отраслях в регионах с богатыми трудовыми и природными ресурсами ведет к расширению инфраструктуры, транспорта и средств связи, что тесно связано с процессом продвижения казахстанских товаров и технологий на внешние рынки и освоением передовых форм организации производства.

Стимулирование инвестиционного процесса можно осуществлять за счет внутренних источников финансирования, с использованием таких рычагов управления финансовыми потоками как целевые инвестиционные программы, налоговые и инвестиционные льготы, политика ускоренной амортизации на примере опыта проведения налоговых реформ и совершенствования амортизационной системы в США и Японии. Использование зарубежного опыта проведения амортизационной политики для стимулирования конкурентоспособных отраслей экономики имеет большое значение, поскольку возможности внешнего и внутреннего финансирования ограничены. В настоящее время в Казахстане учетная функция амортизационной системы превалирует над ее стимулирующей ролью. Фактическая ценность ускоренной амортизации для предприятия - отсрочка погашения обязательств по налогу на прибыль, поскольку первые годы значительная часть прибыли направляется на покрытие расходов по амортизации и, таким образом, избегает налогообложения. Отложенный налог в условиях рыночной экономики означает беспроцентный, необеспеченный заем на определенный срок, предоставленный налогоплательщику государственным бюджетом. Политика ускоренной амортизации имеет два важных последствия для экономики: стимулирование технических нововведений, которое сокращает срок службы прежнего оборудования, и повышение себестоимости выпускаемой продукции. В современных условиях природа амортизационного фонда была деформирована: из фонда воспроизводства капитала он стал в значительной степени фондом текущего дохода, используемого как источник заработной платы или сокрытой от налогообложения прибыли. Обеспечению целевого использования амортизации могло бы способствовать законодательное обеспечение процесса накопления амортизационных отчислений на специальных субсчетах, исключающее их необоснованное отвлечение в сферу обращения или непроизводственного потребления. Прекращению оттока капитала из производства служит введение контроля над импортом (предотвращение заключения фиктивных импортных контрактов); введение порядка экспортных расчетов только за национальную валюту.

Проводимая в Казахстане политика по облегчению налогового пресса, улучшению собираемости налогов, снижение ставок коммерческих кредитов приведет к оздоровлению финансов предприятий и создаст возможности для роста накопления. Для улучшения инвестиционного климата предстоит создать импульсы для преодоления подавленности функции сбережения и восстановление инвестиционных мотиваций у хозяйствующих субъектов, в частности путем более жесткого разделения налоговой политики в отношении непроизводительно используемых средств и производственных вложений, в отношении личного потребления и инвестиций.

Опыт западных стран и Японии свидетельствует, что национальный капитал может выдержать конкуренцию с крупными иностранными компаниями и транснациональными корпорациями только в том случае, если он будет сформирован в крупные промышленно-финансовые объединения. При этом также необходимо опираться на поддержку государства, учитывать специфику национальной экономики и особенности современного развития мирового хозяйства.

В Казахстане есть крупные промышленные предприятия, которые могут при незначительной поддержке государства проводить целенаправленную политику снижения издержек производства и повышения конкурентоспособности своих товаров. Объединение промышленного и банковского капиталов в рамках корпораций даст им возможность выступить в качестве центров оживления деятельности других хозяйственных подразделений национальной экономики. Консолидация средств промышленных предприятий и финансовых институтов позволит ускорить структурную перестройку, предотвратить сокращение научно-технического потенциала страны.  

Рост конкурентоспособности казахстанских производителей может быть обеспечен при условии снижения издержек за счет применения трансфертного ценообразования между участниками корпорации с целью распределения ресурсов по производственной цепи, снижения банковского процента по коммерческим кредитам торговым организациям, входящим в группировку. По своей экономической сути корпорации представляют собой объединение хозяйствующих юридических лиц, имеющих крупный финансовый и промышленный капитал. Соединение банковского и промышленного капитала создает экономическую возможность эффективной деятельности по реализации крупных проектов и осуществлению прогрессивных структурных сдвигов в экономике страны. В настоящее время процесс образования казахстанских корпораций происходит в условиях формирования рыночной инфраструктуры, системы отношений собственности, закрепления роли государства. Реальная интеграция и концентрация капитала в Казахстане выходит на современный уровень только в сырьевых экспортно-ориентированных отраслях, что вполне естественно для развивающейся экономики. Вследствие того, что экспорт сырья является основным источником устойчивых валютных доходов в экономике, для Казахстана оказались характерны финансово-промышленные структуры отраслевого происхождения капитала и четкой отраслевой специализации. Исторически Казахстану присущ высокий уровень концентрации производства, что является основательной предпосылкой для формирования крупных многозаводских хозяйственных структур.

Мировой опыт показывает, что ядром экономики промышленно развитых стран являются крупные многозаводские предприятия и фирмы, которые придают экономике страны стабильность и управляемость, создают благоприятные условия для реализации научно-технических достижений. Они успешно решают вопросы внутриотраслевого, межотраслевого, регионального, а также в значительной мере и национального развития.

Большое значение имеет проведение долгосрочной политики регионального развития, успешно осуществляемой во Франции, направленной на решение взаимосвязанных задач. Последовательно рассматривая источники создания конкурентных преимуществ, такие как инвестиции и внедрение нововведений, нами выявлено, каким образом они могут быть одновременно использованы в различных регионах с разным уровнем развития промышленного потенциала и концентрации высококвалифицированных кадров и научно-исследовательских центров. Это напрямую связано с проведением региональной политики, направленной на создание в регионах передовых научных центров и сопутствующих производств в наиболее развитых и конкурентоспособных отраслях, эффективно работающих в национальной экономике. Это позволит устранить неравномерность развития и отсталость отдельных регионов. Французский опыт показывает, что региональная политика будет более эффективной, если она последует принципу наращивания отраслевых узловых элементов, составляющих могущество отрасли. Одна отрасль создает спрос повышенной сложности или выступает поставщиком изделий и услуг производственного назначения для других. Стимулом для развития слаборазвитых регионов является размещение на их территории смежных отраслей, поставляющих на рынок промежуточный продукт, а также создание собственной научно-образовательной базы. В конечном итоге для слаборазвитых регионов гораздо больший эффект имеет создание в них исследовательских лабораторий, резерва обученной рабочей силы, которые служат притягательным стимулом для развития смежных производств, чем субсидии и займы от властей на региональное развитие. Для Казахстана это перспективное направление, которое важно учитывать при использовании средств республиканского и местных бюджетов, направляемых на образование, НИОКР, создание рабочих мест, реструктуризацию экономики.

 

1.3 Методические подходы  к процессу рейтингования страновой конкурентоспособности

 

Исследованием рейтинга конкурентоспособности национальных экономик в системе мирового хозяйства занимаются несколько авторитетных международных организаций.

Организация Всемирный экономический форум (ВЭФ) обнародовала очередной доклад о мировой конкурентоспособности за 2002 год. При подготовке доклада, как и в предыдущие годы, для оценки конкурентоспособности использовались два подхода. Первый из них – индекс растущей конкурентоспособности (Growth Competitive Index – GCI), на основе которого был составлен рейтинг перспектив роста 80 стран мира. Второй подход к оценке конкурентоспособности – индекс микроэкономической конкурентоспособности (Microeconomic Competitiveness Indes – MCI) – в отличие от GCI заключается в использовании микроэкономических показателей для оценки степени эффективности использования ресурсов – институтов, рыночных структур, экономической политики.

Информация о работе Оценка рейтинга страновой конкурентоспособности: проблемы и пути совершенствования