Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 14:56, дипломная работа
Переход к рыночной экономике требует от государства более зрелого подхода в использовании различных методов экономической политики, позволяющих сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма и поддержать макроэкономическое равновесие системы в целом. Опыт развития западных стран показывает, что для успешного функционирования рыночного механизма создана соответствующая система прав собственности, законов и правил, обеспечивающая их передачу, юридических институтов, механизмов принятия решений. В данном случае уместно вспомнить высказывание Ф. Хайека о том, что только в понимании вульгарных либералов, способных лишь скомпрометировать идею экономического либерализма, все делается “само собой” под безошибочным водительством пресловутой “невидимой руки”.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЙТИНГОВАНИЯ СТРАНОВОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ………………………………………………….
1.1 Экономическое содержание категории конкурентоспособность страны……
1.2 Государственное регулирование как стратегический фактор повышения страновой конкурентоспособности………………………………………………..
1.3 Методические подходы к процессу рейтингования страновой конкурентоспособности…………………………………………………………….
2.
2.1
2.2 Аналитическая оценка региональной конкурентоспособности: проблемы рейтингования……………………………………………………………………….
2.3 Оценка конкурентоспособности отраслей Республики Казахстан ………….
3.
3.1
3.2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………………
Таблица 1.
Агрегированные факторы конкурентоспособности
Агрегированные факторы | ||||||||
- |
Внутренний экономический потенциал |
Внешне Экономические связи |
Государствен ное регулирование |
Кредитно-финансовая система |
Инфраструкту ра |
Система управления |
Научно-технический потенциал |
Трудовые ресурсы |
Составляющие фактор |
Добавленная стоимость |
Текущий платежный баланс |
Национальный долг |
Капитализация эконо-мики |
Базовая |
Продуктив ность |
Затраты на НИОКР |
Демографические характеристики |
Инвестиции |
Экспорт товаров и услуг |
Правительственные расходы |
Доступ-ность капитала |
Технологическая |
Затраты на рабочую силу |
Уровень научных кадров |
Характеристики рабочей силы | |
Сбережения |
Импорт товаров и услуг |
Фискальная политика |
Дина-мизм фондо-вых бирж |
Деловая (для бизнеса) |
Корпоративная интенсивность труда |
Технологический менеджмент |
Занятость | |
Конечное потребление |
Курс национальной валюты |
Эффектив ность гос.управления |
Эффективность банковс-кого сектора |
Энергетичес кая |
Эффектив ность управле-ния |
Научная среда |
Безработица | |
Развитие секторов экономики |
Инвестиции в ценные бумаги |
Правосудие |
- |
Экологическая |
Корпоративная культура |
Интеллектуаль ная собственность |
Система образования | |
Стоимость жизни |
Прямые иностранные инвестиции |
Правоохранительные органы |
- |
Уровень жизни | ||||
Адаптивность |
Национальный протекционизм |
- |
Национальные культурные ценности | |||||
- |
Открытость экономики |
- |
Количество респондентов, заполнивших анкету в 2000 г. (то есть мнение которых учитывалось при создании Годового Отчета о Конкурентоспособности 2000), составило 3.263 человека.
Необходимость использования обоих типов данных при определении конечного рейтинга конкурентоспособности определяется тем, что чрезвычайно важны не только собственно экономические показатели, но реакция бизнеса на эти показатели, их восприятие и трактовка бизнесом. Данные Опроса Менеджеров призваны дополнять достоверные статистические данные, помогают сформировать целостную картину экономической ситуации в стране. Однако данные опроса менеджеров имеют все же меньшую достоверность, чем статистические выкладки, поэтому вводится специальная поправка: вес статистических данных составляет 1, а данных опроса - 0,64, то есть приблизительно две третьих. Подсчет итогового рейтинга конкурентоспособности осуществляется следующим образом:
Рисунок 1. Основные этапы подсчета итогового рейтинга конкурентоспособности
Самый сложный этап - это подсчет стандартизированного значения для каждого из 290 анализируемых показателей. Методика подсчета, к сожалению, не раскрывается, поэтому ее невозможно оценить с точки зрения правильности и рациональности. После получения стандартизированного значения для каждого из показателей строятся рейтинги стран по каждому из показателей, рейтинги стран по агрегированным факторам и подфакторам, итоговый рейтинг стран по конкурентоспособности, рейтинги стран по привлекательности для размещения производств (от простейших отраслей обрабатывающей промышленности до высокотехнологичных производств) и осуществляется моделирование конкурентоспособности. Моделирование происходит следующим образом. Для каждой страны выделяется двадцать наиболее слабых показателей (по которым она имеет худший рейтинг). Затем реальное значение этих показателей заменяется на среднее по выборке из исследуемых 47 стран и определяется новый ранг страны в рейтинге конкурентоспособности. При моделировании конкурентоспособности не рассматриваются неподконтрольные человеку показатели (например, площадь пахотных земель или обеспеченность природными ресурсами).
Таким образом, моделирование конкурентоспособности страны помогает определить, как изменится конкурентоспособность государства, если правительство сосредоточит усилия на улучшении 20 худших показателей. За годы исследования конкурентоспособности стран в системе мирового хозяйства и факторов ее определяющих специалистами института были разработаны "золотые правила" конкурентоспособности, следуя которым страна добьется повышения или сохранения своей конкурентоспособности. Формулируются они в таком порядке:
1. Стабильное и предсказуемое законодательство.
2. Гибкая структура экономики.
3. Инвестиции в традиционную
и технологическую
4. Стимулирование частных
5. Повышение агрессивности экспорта наряду с привлечение прямых иностранных инвестиций.
6. Улучшение качества, оперативности и прозрачности управления и администрирования.
7. Взаимообусловленность
8. Сокращение разрыва между
9. Крупные инвестиции в образование, особенно среднее, а также в непрерывное повышение квалификации работающих.
Баланс преимуществ глобализации экономики и национальных особенностей и предпочтений (то есть наряду с осознанием принадлежности к мировому сообществу должна существовать национальная идея, национальное самоопределение).
2. …………………………………………..
2.1 Конкурентоспособность Казахстана
В 2006 году Правительством Республики Казахстан была продолжена работа, направленная на обеспечение стабильного роста и развития отечественной экономики, повышение уровня благосостояния населения, укрепление экономической безопасности, повышение конкурентоспособности страны на мировом уровне.
В 2006 году, как и в предыдущие годы, сохранялись достаточно высокие темпы роста экономики. При этом в 2006 году экономика развивалась более ускоренными темпами, чем в 2005 году.
В 2005 году темп прироста экономики в реальном выражении составил 9,7 %. В 2006 году объем ВВП достиг более 9,7 трлн. тенге, а реальный рост к уровню 2005 года составил 110,6 %, превысив прогнозное значение на 2,1 процентного пункта. Размер ВВП на душу населения по итогам 2006 года составил 5046 долларов США, что в 1,3 раза выше показателя 2005 года.
Реальная ситуация позволяет предположить, что поставленная Стратегическим планом социально-экономического развития Казахстана до 2010 года задача по удвоению ВВП к уровню 2000 года будет выполнена не позднее 2008 года.
Прирост объема промышленного производства в 2006 году по сравнению с 2005 годом составил 7 %, обрабатывающей промышленности - 7,3 %, горнодобывающей – 7 %. Прирост объема валовой продукции сельского хозяйства в 2006 году относительно предыдущего года составил 7 %. Услуги транспорта увеличились на 5 %, услуги связи - на 20,4 %, объем строительных работ - на 20,1 %. Объем инвестиций в основной капитал возрос на 10,6 %.
Внешнеторговый оборот в 2006 году увеличился на 37 %, в том числе объем экспорта – на 37,3 %, импорта – на 36,4 %.
На рынке труда наблюдалось дальнейшее увеличение уровня занятости населения и уровня заработной платы. Численность безработных снизилась на 2,4 %. Уровень безработицы по сравнению с 2005 годом снизился на 0,3 процентного пункта и составил 7,8 %. Реальные денежные доходы населения возросли на 10,7 %. Среднемесячная заработная плата по всем видам экономической деятельности в 2006 году достигла 40775 тенге и в реальном выражении увеличилась на 10,2 %.
Финансовый рынок являлся одним из самых динамично развивающихся секторов экономики. Объем кредитов, привлеченных в экономику страны, за 2006 год увеличился по сравнению с 2005 годом на 82,7 % и составил 4,7 трлн. тенге. Общий объем депозитов резидентов в банках второго уровня за 2006 год увеличился по сравнению с 2005 годом на 88,4 % - до 3,1 трлн. тенге.
В 2006 году во избежание увеличения инфляционного потенциала и снижения угрозы «перегрева» экономики были приняты меры по ужесточению денежно-кредитной политики. За отчетный период была дважды повышена официальная ставка рефинансирования: с 1 апреля 2006 г.- с 8,0 % до 8,5 %, с 1 июля – до 9,0 %. Ставки по привлекаемым от банков второго уровня депозитам были поэтапно повышены с 3,5 до 4,5 %. Доходность по краткосрочным нотам выросла с 2,24 % на конец 2005 года до 4,76 % на конец 2006 года.
Однако, несмотря на принятые меры, в 2006 году уровень инфляции сложился на достаточно высоком уровне – 8,6 %, превысив на 1 процентный пункт среднегодовой показатель 2005 года (7,6 %) и на 0,1 процентного пункта верхнюю границу запланированного на 2006 год коридора 6,9-8,5 %.
Средневзвешенный биржевой обменный курс тенге к доллару США в среднем за 2006 год составил 126 тенге за 1 доллар США, укрепившись за год в номинальном выражении на 5,06 % .
В целях развития рынка ценных бумаг, обеспечения его интеграции с международными рынками капитала, привлечения инвестиций в экономику страны созданы региональный финансовый центр города Алматы, а также Агентство, регулирующее его деятельность.
Активы Национального фонда на 31 декабря 2006 года составили 14,1 млрд. долл. США, увеличившись с начала года на 74,5 %. Объем золотовалютных резервов с их учетом достиг более 33 млрд. долларов США.
Объем пенсионных накоплений за 2006 год увеличился по сравнению с 2005 годом на 40,3 % и составил 909,7 млрд. тенге.
В течение 2006 года наблюдалось стабильное перевыполнение плана поступления доходов в государственный бюджет. Поступления в государственный бюджет составили 2,54 трлн. тенге с превышением плана на 6,5 %, расходы произведены на сумму 2,39 трлн. тенге, или 98,6 % от плана. При запланированном дефиците 136,4 млрд.тенге фактически сложился профицит в сумме 81,6 млрд. тенге.
В целом в экономике Казахстана наметились позитивные предпосылки, способствующие обеспечению динамичного и поступательного ее развития на перспективу.
Помимо позитивных моментов развития республики, существуют некоторые недостатки – вызовы социально-экономического развития.
Экономика Казахстана развивается в условиях большого притока иностранной валюты, роста объема внешнего заимствования реального и банковского секторов, а также иностранных инвестиций. Все это оказывает инфляционное давление на экономику и обменный курс тенге в сторону укрепления. Создается угроза для финансовой стабильности экономики. Расширение кредитного портфеля за счет иностранного капитала может негативно отразиться на качестве активов банков и хозяйствующих субъектов в случае замедления роста экономики и ухудшения конъюнктуры мировых рынков.
Существует проблема концентрации кредитования по отраслям, так как основная доля выданных кредитов приходится на торговлю, строительство, непроизводственную сферу и индивидуальную деятельность, что может способствовать «перегреву» отдельных отраслей экономики.
Сырьевая направленность экономики по-прежнему доминирует. Наибольший поток инвестиций направляется в добывающий сектор. Несырьевой экспорт остается на низком уровне. Потенциал диверсификации и модернизации экономики не реализован. Приоритеты развития науки не определены. Формирование национальной инновационной системы не завершено. Отсутствуют конкретные результаты по крупным системообразующим инвестиционным проектам, направленным на диверсификацию экономики страны. Отечественный крупный бизнес не в полной мере вовлечен в процесс диверсификации экономики. Банки второго уровня не стремятся финансировать проекты обрабатывающей промышленности.
Качество инфраструктуры и услуг не соответствует уровню экономического развития страны. Это касается и качества оказываемых государственных услуг, в том числе медицинских и образовательных. Продолжает оставаться низкой средняя продолжительность жизни. Сохраняются высокими показатели материнской и младенческой смертности. Не решены проблемы, связанные с недостаточно высоким уровнем качества жизни населения страны, демографией, высокой ресурсо- и энергоемкостью экономики и загрязнением окружающей среды. Работа по проведению административной реформы в системе государственного управления затянулась.
Все это требует конкретных мер по устойчивому развитию страны на основе обеспечения баланса экономических, социальных и экологических факторов. Казахстан станет реально конкурентоспособным только при усилении эффективности структурных изменений в экономике.