Пенсионные фонды в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении деятельности Пенсионных фондов Российской Федерации, особенностей и путей модернизации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: ознакомиться с историей создания Пенсионного фонда России, рассмотреть социальный аспект деятельности и правовые основы Пенсионного фонда России, изучить негосударственные пенсионные фонды Российской Федерации, изучить деятельность НПФ Сбербанка России, выявить перспективы развития Пенсионного фонда РФ, изучить основные направления пенсионной реформы в России, проанализировать проблемы и перспективы пенсионной реформы в Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………...………………………………...3
Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации…………………………...5
1.1.История создания Пенсионного фонда Российской Федерации........5
1.2.Социальный аспект деятельности Пенсионного фонда России….....6
Глава 2.Деятельности негосударственного пенсионного фонда Сбербанка России…………………………………………………………………………....10
2.1Негосударственные пенсионные фонды Российской Федерации...10
2.2.Деятельности негосударственного пенсионного фонда Сбербанка России…………………………………………………………………………….14
Глава 3.Пенсионная реформа в Российской Федерации...............................18
3.1.Основные направления пенсионной реформы в России………….18
3.2.Проблемы и перспективы пенсионной реформы в Российской
Федерации………………………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………….……32
Библиографический список………….…………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

Пенсионные фонды в современной экономике.docx

— 91.43 Кб (Скачать файл)

Думаю, организация на российских предприятиях систем дополнительного пенсионного обеспечения своих работников не имеет методического обеспечения, необходимого для нормального функционирования пенсионных схем. В частности, многие руководители, в том числе крупных российских предприятий, недостаточно информированы о сущности и возможностях дополнительного пенсионного обеспечения. Некоторые руководители отечественных предприятий считают, что пенсионное обеспечение, осуществляемое в рамках корпоративных пенсионных схем, выгодно для работников и совершенно бесполезно для предприятий и что корпоративная пенсионная схема обходится предприятиям крайне дорого. Закономерно происходит постепенное старение квалифицированного персонала и его выбывание в связи с выходом на пенсию. В подобной ситуации руководство предприятия вынуждено идти на определенные затраты по подготовке молодых специалистов либо приглашать квалифицированный персонал со стороны.

Но мне кажется, что руководитель не застрахован от того, что завтра квалифицированный работник не уйдет с предприятия. Самый простой способ, который позволяет избежать этого, повышение заработной платы, однако он связан с большими затратами. Создание пенсионной программы помогает решить данную проблему с меньшими затратами для предприятия. Преимущества от внедрения на предприятии пенсионной программы проявятся не только в будущем, она может принести немалую пользу работодателю уже сегодня. Во-первых, при учете интересов работодателя и работника пенсионная программа способствует повышению трудовой дисциплины и заинтересованности работников в долгосрочных результатах своего труда. Ее правилами предусмотрены положения, в соответствии с которыми работник может лишиться права на пенсионное обеспечение частично или полностью, если решит поменять работу и уволиться с предприятия вопреки воле его руководства. Эта потеря будет тем ощутимей, чем больше у работника срок участия в пенсионной программе. Во-вторых, при умелом управлении пенсионная программа может оказаться инструментом для решения ряда финансовых и управленческих задач, встающих перед руководством предприятия. Ввиду того, что пенсионные обязательства по срокам сравнимы со сроками человеческой жизни, руководитель предприятия может подбирать структуру инвестирования средств, аккумулируемых пенсионной схемой, исходя из перспектив развития предприятия. Следовательно, создание системы корпоративного пенсионного обеспечения позволяет решить ряд проблем предприятия к обоюдной выгоде работника и работодателя.

Я считаю, пенсионная программа предприятия может строиться при участии Негосударственных пенсионных фондов. Такая программа представляет собой совокупность мероприятий, проводимых совместно Негосударственным пенсионным фондом, администрацией и трудовым коллективом предприятия по созданию сбалансированной системы финансирования и выплат негосударственных пенсий работникам. По достижении определенных условий каждый работник предприятия начинает получать дополнительную пенсию в размере и в порядке, предусмотренных в положениях договора о дополнительном пенсионном обеспечении. При этом величина пенсии определяется соотношением между трудовым вкладом данного работника и размером накопленных пенсионных средств, сформированных в результате регулярных отчислений предприятия и личных взносов самого работника. Мне кажется, наиболее приемлемым способом организации пенсионной программы предприятия представляется ее организация через создание на самом предприятии филиала Негосударственного пенсионного фонда. В этом случае представительство берет на себя решение практически всех вопросов, связанных с негосударственным пенсионным обеспечением. В кадровом вопросе Негосударственный пенсионный фонд предоставляет предприятию: специалистов по заключению договоров, отслеживающих все изменения в налоговом и пенсионном законодательстве; бухгалтеров, владеющих вопросами учета; актуариев, на основе расчетов которых составляются договоры о дополнительном пенсионном обеспечении и пенсионных выплатах; инвестиционных менеджеров, специалистов по документационному обеспечению.

На мой взгляд, создав пенсионную программу с участием Негосударственного пенсионного фонда, предприятие тем самым решит следующие насущные вопросы: повысится уровень социальной защиты работников предприятия за счет получения дополнительной (негосударственной) пенсии, система дополнительного пенсионного обеспечения будет способствовать достижению таких целей, как усиление мотивации работников к более качественному выполнению своих обязанностей, снижение текучести кадров и улучшение психологического климата в коллективе, аккумулирование значительных средств совокупного пенсионного резерва позволяет использовать их для инвестирования в наиболее перспективные направления развития предприятия.

В рамках проводимой в РФ пенсионной реформы Негосударственным пенсионным фондам впервые представилась реальная возможность осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию. Если ныне обязательным пенсионным страхованием занимается только Пенсионный фонд России, то, начиная с 1 января 2004 года, к средствам пенсионного страхования допущены и НПФ. Как известно, с 1 января 2002 года для работающих мужчин 1953 года рождения и моложе и женщин 1957 года рождения и моложе трудовая пенсия по старости будет состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Последняя от 2 до 6% (в зависимости от возраста застрахованного лица) будет направляться на инвестирование Федеральный закон от 24 июля 2002 года No 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» [11, с.5].

Работающее население, делающее пенсионные отчисления в накопительную систему, должно определиться: 1) остаться в Пенсионном фонде России с его максимально традиционной стратегией инвестирования или 2) работать через Негосударственные пенсионные фонды. В качестве основного аргумента в свою пользу Негосударственные пенсионные фонды могут привести более высокую доходность.

Кроме того, застрахованные лица имеют  право переходить из одного Негосударственного пенсионного фонда в другой, а также возвращаться к формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений через Пенсионный фонд РФ Федеральный закон от 10 января 2003 № 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»» [12, с.40].

 

2.2 Деятельности негосударственного пенсионного фонда Сбербанка России

НПФ Сбербанка (Фонд) является некоммерческой организацией, созданной 17 марта 1995 года по решению Совета Директоров Сберегательного банка РФ в рамках действия Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года N 1077 «О негосударственных пенсионных Фондах». Организационно-правовая форма — некоммерческая организация социального обеспечения. Единственным Учредителем Фонда является ОАО «Сбербанк России» [3].

НПФ Сбербанка —  пенсионный фонд открытого типа. Фонд предлагает широкий выбор корпоративных  и индивидуальных пенсионных программ:

-Обязательное пенсионное страхование (в том числе государственная программа софинансирования).

-Индивидуальные пенсионные планы на базе договоров негосударственного пенсионного обеспечения.

-Корпоративные пенсионные программы для юридических лиц.

Надежность является определяющим фактором успешности НПФ Сбербанка.

География НПФ Сбербанка  охватывает всю территорию России —  от Кольского залива до Камчатки. За 18 лет своей деятельности НПФ  Сбербанка построил на базе филиалов и отделений ОАО «Сбербанк России»уникальную сеть для заключения договоров по пенсионным продуктам с жителями практически всех регионов России, а так же для обслуживания своих клиентов вне зависимости от места их проживания и удаленности НПФ Сбербанка.

НПФ Сбербанка является членом Национальной Ассоциации Негосударственных  Пенсионных Фондов.

Миссия фонда- помогать людям обрести уверенность в будущем и свободу  
для воплощения своих устремлений в настоящем.

Цели фонда— совершенствование негосударственного пенсионного рынка России и развитие НПФ Сбербанка для полного удовлетворения растущей потребности граждан в пенсионных услугах на уровне мировых стандартов на всей территории Российской Федерации.

Устремления — помочь своим клиентами достигнуть социальной и материальной гармонии на всех возрастных этапах жизни путем рационального использования материальных ресурсов и профессионального финансового планирования будущего каждого клиента.

Органы управления НПФ  Сбербанка России:

- Совет Фонда - высший орган управления Фондом. Совет Фонда осуществляет общее руководство деятельностью Фонда. В состав Совета Фонда входят представители Учредителя Фонда и Президент Фонда. Совет Фонда определяет приоритетные направления деятельности Фонда, утверждает нормативные документы Фонда (Правила, Устав), план размещения пенсионных резервов, размер дохода, зачисляемого в пенсионные резервы, и соответствующий процент годовой доходности для распределения дохода по пенсионным счетам, коэффициент изменения стоимости пенсионных накоплений для отражения чистого финансового результата инвестирования средств пенсионных накоплений на пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии застрахованных лиц.

- исполнительный  орган Фонда - осуществляет оперативное  управление деятельностью Фонда  в лице Президента Фонда. Президент  Фонда назначается Советом Фонда.

- попечительский  совет - осуществляет надзор за  деятельностью Фонда с целью  обеспечения соответствия ее  действующему законодательству. В  состав Попечительского совета  включаются полномочные представители  вкладчиков, участников и застрахованных  лиц Фонда.

Таблица 1.Деятельность Фонда  по состоянию на 1.10.2013 года

Показатели

Ед.измерения

Значение показателя

1.Негосударственное пенсионное  страхование

   

Сумма пенсионных резервов, в том числе страховых резервов

тыс. руб

7 469 526

288 388

Количество вкладчиков юридических  лиц

шт

673


Продолжение таблицы 1

Количество вкладчиков физических лиц

чел

93 839

Количество Участников

чел

288 751

Количество участников, получающих пенсию

чел

13 323

2.Обязательное пенсионное  страхование

   

Сумма пенсионных накоплений

тыс.рублей

67 292 616

Количество застрахованных лиц, осуществляющих формирование своих  пенсионных накоплений в Фонде

чел

1 043 133


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пенсионная реформа в Российской Федерации

3.1. Основные направления  пенсионной реформы в России

С января 2002 года в России началась реформа системы социального  обеспечения. Многочисленные дискуссии  ученых, представителей законодательной  и исполнительной ветвей власти завершены. Национальный совет при Президенте России по пенсионной реформе одобрил  основные ее положения, а парламент  принял соответствующие законы.

Причины пенсионной реформы, думаю можно выделить следующие:

- старение населения России;

- сокращение количества работников относительно пенсионеров;

- падение коэффициента замещения утраченного заработка;

- увеличение нагрузки на экономику страны и работающее население.

Соотношение количества пенсионеров  и работников в России показано на рисунке 1 [12, с.40].

         Рис. 1. Соотношение количества пенсионеров и работников в России 

Трудовая пенсия формируется  за счет взносов работодателей, рассчитываемых исходя из величины «белой» зарплаты работников. Поэтому уровень трудовой пенсии будет снижаться по мере уменьшения количества работников относительно пенсионеров.

Одина из самых опасных проблем, с которыми сталкиваются реформаторы, — демография. Для России остро встает проблема старения населения. Поскольку существующая модель финансирования предполагает соотношение работающих и пенсионеров два к одному и более. И в 2005 году на каждого пенсионера действительно приходилось почти двое работающих. Но, как ожидается, к 2023 году число пенсионеров вырастет до 42,8 млн. человек, а работающих – снизится до 44,5 млн. Таким образом, проблема финансирования системы выходит на новый, драматический, уровень. Уже сейчас из-за демографических изменений возрастает текущий дефицит бюджета ПФР.

Факт/прогноз возрастной структуры населения РФ представлен  на рисунке 2 [12, с.40].

 
         
 
2000 год                                                                2030 год

Рис. 2. Факт/прогноз возрастной структуры населения РФ

Из рисунка видно увеличение  населения пенсионного возраста при одновременном снижении нетрудоспособного населения.

Падение коэффициент замещения  утраченного заработка иллюстрируют рисунки 3 и 4 [13, с.15].

 
       Рис. 3. Динамика коэффициента замещения утраченного заработка (средняя пенсия к средней зарплате) в России, в %, 1995 – 2040 гг.

 
       Рис. 4. Динамика коэффициента замещения утраченного заработка в некоторых странах Восточной Европы, в % 
Минимальным допустимым значением коэффициента замещения утраченного заработка в развитых странах считается 40%.

На мой взгляд, большинство европейцев после выхода на пенсию начинают жить в свое удовольствие: ходят в рестораны, путешествуют по миру, многие даже детям материально помогают. Ничего удивительного — коэффициент замещения на Западе, рассчитываемый, как отношение средней пенсии к средней зарплате, составляет 60–70%. Но надо понять, что улыбчивые европейские или японские пенсионеры путешествуют по миру не на государственную пенсию, а на пенсию, в формировании которой они принимали самое активное участие всю свою трудовую жизнь. Помимо обязательных пенсионных отчислений все они сознательно и долго участвовали в негосударственных пенсионных программах. 

Информация о работе Пенсионные фонды в современной экономике