Пенсионные фонды в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении деятельности Пенсионных фондов Российской Федерации, особенностей и путей модернизации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: ознакомиться с историей создания Пенсионного фонда России, рассмотреть социальный аспект деятельности и правовые основы Пенсионного фонда России, изучить негосударственные пенсионные фонды Российской Федерации, изучить деятельность НПФ Сбербанка России, выявить перспективы развития Пенсионного фонда РФ, изучить основные направления пенсионной реформы в России, проанализировать проблемы и перспективы пенсионной реформы в Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………...………………………………...3
Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации…………………………...5
1.1.История создания Пенсионного фонда Российской Федерации........5
1.2.Социальный аспект деятельности Пенсионного фонда России….....6
Глава 2.Деятельности негосударственного пенсионного фонда Сбербанка России…………………………………………………………………………....10
2.1Негосударственные пенсионные фонды Российской Федерации...10
2.2.Деятельности негосударственного пенсионного фонда Сбербанка России…………………………………………………………………………….14
Глава 3.Пенсионная реформа в Российской Федерации...............................18
3.1.Основные направления пенсионной реформы в России………….18
3.2.Проблемы и перспективы пенсионной реформы в Российской
Федерации………………………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………….……32
Библиографический список………….…………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

Пенсионные фонды в современной экономике.docx

— 91.43 Кб (Скачать файл)

Размер взноса в пенсионную систему, необходимый для поддержания  коэффициента замещения на уровне 40%, в процентах от заработка приведен на рисунке 5 [14, с.23].

Рис. 5. Размер взноса в пенсионную систему (ЕСН, страховые взносы), необходимый для поддержания коэффициента замещения на уровне 40%

Мне кажется, пессимистический прогноз — размер взноса в пенсионную систему  рассчитан с поправкой на уклонение работодателей от уплаты налогов с использованием «серых схем», на налоговые льготы, на выплату зарплат «в конвертах», на регрессию и т. д.

Оптимистический прогноз  основан на том, что все работодатели будут выполнять свои обязательства  по перечислению взносов в пенсионную систему в полном объеме.

Анализ таблицы 5 показывает, что уже сегодня государство  объективно, с большим трудом, обеспечивает рост пенсионных выплат, валоризацию; с течением времени ситуация будет  только усугубляться. Единственный выход  — самостоятельно копить себе на пенсию в период трудовой деятельности.

Думаю, пенсионная реформа, начавшаяся в 2002 году заключается в переходе от чисто распределительной системы, при которой пенсию назначало и выплачивало государство, к распределительно-накопительной, когда часть функций передается в частные руки. Смешанная модель обеспечивается переходом на страховую основу назначения пенсий с добавлением накопительного элемента. В результате сегодня Россия имеет трехчастную систему. Она состоит из государственного и негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования (ОПС), а размер выплат зависит уже не от стажа, а от объема средств, аккумулированных на индивидуальном лицевом счете. Ключевым элементом реформы стало введение накопительной части в структуре трудовой пенсии . И если отчисления на базовую и страховую части расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, то накопления обособляются и инвестируются.

Хочу отметить, что существующая пенсионная система достаточно сложная. Сейчас трудовая пенсия в стране формируется из трех частей — базовой, страховой и накопительной. И все они живут своей жизнью, по-разному исчисляются и индексируются. Базовая часть устанавливается в виде фиксированной суммы. Ее индексация осуществляется по своим правилам и зависит главным образом от уровня инфляции.

С 2009 г. у граждан появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии. Законом (56-ФЗ от 30.04.2008 г.) предусмотрены две стороны софинансирования взносов гражданина — государство (которое удваивает сумму не менее 2 тыс., но не выше 12 тыс. рублей) и работодатель (который на софинансирование взносов работника до 12 тысяч рублей получает налоговый вычет). Любой гражданин может вступить в эту программу, подав через бухгалтерию своего предприятия два документа — заявление в ПФР о вступлении в программу и заявление работодателю с просьбой установить ежемесячное перечисление из зарплаты на накопительный часть индивидуального лицевого счета гражданина (рекомендуемый размер — 1 тысяча рублей в месяц). Также в программу могут вступать и несовершеннолетние граждане [14, с.23].

 

3.2. Современное состояние и перспективы пенсионной реформы в Российской Федерации

На мой взгляд, первой задачей реформы является снижение сложности пенсионной системы путем применения простой формулы пенсионных выплат и прозрачных условий для получения права на пенсию. Второй задачей является повышение мотивации физических лиц к уплате взносов и к более продолжительному периоду работы, что будет способствовать повышению уровня платежеспособности пенсионной системы. Наконец, введение накопительного элемента призвано увеличить размер пенсии наряду с развитием рынка ценных бумаг и содействием экономическому росту.

Я считаю, в новой пенсионной модели предусмотрена прямая пропорциональная зависимость между размерами зарплаты (и, следовательно, размерами платежей) и размером будущей пенсии. Чем больше зарплата и платежи с нее, тем больше размер и пенсионного капитала, и исчисляемой на его основе пенсии.

Общая финансовая стабильность российской пенсионной системы достигается  при условии снижающегося коэффициента замещения (соотношение средней  пенсии и средней заработной платы).

Мне кажется, успешная реализация накопительного элемента зависит от трех факторов: способности финансового рынка и рынка ценных бумаг продуктивно “проглотить” поток средств накопительного элемента, возможности для физических лиц получить разумный уровень дохода от накопительного элемента и гарантий в отношении пенсионных активов.

Думаю, для достижения этих целей необходима макроэкономическая стабильность и активное проведение долговременной реформы финансового рынка и рынка ценных бумаг. Для этого также необходимо наличие постоянного числа состоятельных банков и лицензированных специальных депозитариев; соответствующей стратегии управления государственным долгом и некоторых базовых элементов финансовой инфраструктуры и корпоративного управления.

Состояние пенсионной системы зависит  от многих слагающих: от уровня заработной платы, положения на рынке труда, налоговой, страховой и социальной политики государства. Многие специалисты  считают, что в нашей стране преобразования сталкиваются с рядом существенных проблем.

В настоящее время согласно экспертным оценкам доля заработной платы в  ВВП России составляет около 24%. Поэтому  и доля пенсии в ВВП сегодня едва превысила 6%. Повысить пенсии можно, только увеличивая общие доходы населения и выводя их рост из тени [15, с.49].

Мне кажется, острой проблемой является низкий минимальный размер трудовой пенсии по старости. Приближение уровня минимальной пенсии к уровню минимального прожиточного минимума является приоритетной задачей на ближайшую перспективу.

Пенсионная реформа должна проводиться  параллельно с формированием  устойчивых рыночных институтов, поскольку  нестабильность переходной экономики  приводит к высоким рискам долгосрочных финансовых вложений, что затрудняет функционирование накопительной пенсионной системы.

Я считаю, экономические преобразования, проводимые в России, не могут не вызывать неблагоприятных социальных последствий, тяжесть которых наиболее остро воспринимается гражданами, имеющими фиксированные доходы, прежде всего пенсионерами. В нашей стране около 37 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, поэтому проблема совершенствования пенсионной системы приобретает социально-политическую значимость.

Думаю, в настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными ее недостатками являются: финансовая нестабильность, слабая дифференциация пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада, неоправданно большой удельный вес льготных пенсий, отсутствие социально-справедливого механизма повышения размеров пенсий в связи с ростом стоимости жизни.

Я считаю, с достаточной степенью достоверности можно прогнозировать, что негативные демографические тенденции в России, последствия экономического кризиса, структурная перестройка экономики в ближайшее десятилетие потребует чрезвычайных усилий государства по обеспечению функционирования различных систем пенсионного обеспечения. Уже сейчас взносы предприятий и организаций в социальные внебюджетные фонды предельно высоки и не могут быть существенно увеличены без негативных социальных и экономических последствий. В то же время доходы 15 - 20% экономически активного населения значительно превышают средние доходы, и при выходе на государственную пенсию обеспеченность этой социальной группы значительно падает.

Мне кажется, в сложившихся условиях совершенно неизбежной становится глубокая реформа пенсионной системы в Российской Федерации с включением в нее, в частности, такого общепризнанного в мировой практике института как негосударственное пенсионное обеспечение. Организационной основой для негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации должны выступать негосударственные пенсионные фонды, то есть организации с правом юридического лица на введение исключительно пенсионного вида деятельности. Эта идея уже нашла свое воплощение в «Программе пенсионной реформы в Российской Федерации», одобренной Правительством, в форме профессиональных пенсионных систем. Хочется верить, что эта, а так же другие новации, внесенные и вносимые в нормативную базу пенсионного обеспечения, помогут выбраться пенсионной системе из кризиса и существенно улучшить положение всех нуждающихся в поддержке государства.

Законодательное обеспечение пенсий в РФ имеет довольно сложную и  разветвленную систему, но, к сожалению, не всегда эффективную, и еще не один год потребуется, чтобы сбалансировать данную систему привести ее в равновесие, заставить работать.

На основании вышесказанного можно  сделать следующие выводы.

1. Реформирование пенсионной системы  требует комплексного подхода.  Невозможно реформировать пенсионную  систему в отрыве от реформы  заработной платы и системы  налогообложения, развития финансовой  инфраструктуры экономики и подъема  в реальном секторе народного  хозяйства.

2. В программных документах должна  быть четко сформулирована цель  реформ, понятная и принятая обществом.

3. Реформа не должна осуществляться  за счет пенсионеров и лиц  предпенсионного возраста, так как  они не имеют возможности защитить  себя. Ущемление же их прав  катастрофически подорвет доверие  населения как к пенсионной  реформе, так и к государству.

4. Управление пенсионной системой  должно основываться на четком  разграничении функций. 

5. Изменение механизма финансирования  и исчисления пенсий должно  обеспечивать повышение устойчивости  пенсионной системы, справедливое  определение размера пенсий.

6. Россия стремится выполнить  главный международный норматив  пенсионного обеспечения (Европейская  социальная хартия, Конвенция МОТ  №102) - уровень пенсии должен быть  не ниже 40% заработной платы квалифицированного  работника. Пока этот стандарт  недостижим, и, по признанию самих авторов реформы, положение нынешних пенсионеров вряд ли изменится к лучшему [9, с.10].

Таким образом, введение пенсионных накоплений и активное привлечение негосударственных  структур наряду с жестким контролем  за всем процессом позволят существенно  изменить состояние пенсионной системы  в России, дав ее гражданам возможность  реально влиять на размер своей будущей  пенсии.

С 1 октября 2008 года граждане получают возможность за счет государства увеличить свою будущую пенсию. Согласно закону "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" каждый желающий работник может обратиться в бухгалтерию с заявлением удержать из его зарплаты минимум 2 тыс. руб. в год. При этом на каждую 1 тыс. руб. государство обещает добавлять еще 1 тыс. руб., но не более 12 тыс. руб. в год. Аналогичные отчисления также может сделать гражданин, уже находящийся на пенсии. В этом случае каждая 1 тыс. руб. будет дополнена еще 4 тыс. руб. Таким образом, максимальная сумма государственной поддержки составит 48 тыс. руб. в год. Средства планируется расходовать из фонда национального благосостояния. Войти в систему софинансирования гражданин может в течение пяти лет, то есть до 1 октября 2013 года, государственная "добавка" будет поступать в течение десяти лет. В софинансировании может участвовать работодатель. Работающий пенсионер, решивший принять участие в софинансировании, обязан отказаться от назначения пенсии до ухода с работы [7, с.18].

Добровольные взносы должны дополнить накопительную часть  пенсии, которой управляют государство, частные управляющие компании и  негосударственные пенсионные фонды. О намерении участвовать в софинансировании будущий пенсионер сообщает в письменной форме своему работодателю. Большинство компаний являются агентами ПФР и передают туда заявления своих работников. Если у компании не заключен договор с пенсионным фондом, сотруднику придется обращаться в территориальное управление ПФР. Но даже если будущий пенсионер подал заявление 1 октября 2008 года, деньги на его накопительный счет поступят только в 2009 году. При этом в январе 2009 года будут переведены только его собственные средства.

Размер пенсии с учетом участия гражданина в системе  софинансирования повысится, но незначительно. Если предположить, что будущий пенсионер  откладывает по 1 тыс. руб. в месяц, то за десять лет с учетом государственных  взносов он получит дополнительные 240 тыс. руб. Таким образом, в период дожития (19 лет) прибавка к пенсии составит чуть больше 1 тыс. руб. в месяц. Эти  деньги дополнят накопительную часть, размер которой зависит от зарплаты. Например, при доходе в 50 тыс. руб. в  месяц накопительная часть пенсии составит почти 4 тыс. руб. в месяц.

Рассчитанные доходы не учитывают  прибыли от инвестирования. Например, в НПФ в среднем гарантированный  доход составляет 4% годовых. На промежутке в 20 лет этот доход принесет дополнительные 500 руб. ежемесячно к накопительной  части пенсии. Однако оценить эту  величину управляющие пока не берутся [9, с.10].

При этом эксперты отмечают, что доходность по средствам, которые  граждане будут инвестировать в  рамках софинансирования, будет ниже, чем по отчислениям, которые граждане самостоятельно осуществляют в пенсионные фонды. Дело в том, что средства, отчисляемые  в рамках софинансирования, пойдут в накопительную часть пенсии. Поэтому, по мнению участников пенсионного  рынка, участвовать в системе  софинансирования имеет смысл, если делать отчисления в сумме не больше 12 тыс. в год.

Я считаю, что большинство граждан никуда свои средства не переводят. 90% пенсионных накоплений (362,9 млрд. рублей) принадлежат так называемым молчунам, и распоряжается ими государственная управляющая компания ВЭБ. По данным за 2008 год, накопления "молчунов" выросли лишь на 7,8% при среднегодовой инфляции 10,7%. Куда удобнее и выгоднее обращаться - в УК или в НПФ, каждый выбирает сам. Заключив договорные отношения с НПФ, человек становится клиентом фонда, который сам занимается учетом и выплатой накопительной части пенсии. В УК ни о каком индивидуальном подходе речь не идет, компания даже не знает, чьи средства инвестирует. Независимо от того, кто управляет накопительной частью пенсии, она может быть унаследована, но если пенсия хотя бы раз была выплачена, наследники ничего не получат.

Информация о работе Пенсионные фонды в современной экономике