Федеральное агентство РФ по рыболовству
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Астраханский государственный
технический университет
Кафедра «Экономическая
теория»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Микроэкономика»
на тему
«Перспективы развития системы
налогообложения в России»
Исполнитель:
Научный руководитель:
Старший преподаватель.
АСТРАХАНЬ
2015
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Налоговая политика
государства…………………………………….5
1.1 Классификация налога. Элементы
налога……………………….6
1.2 Эволюция прямого налогообложения
в РФ………………………13
Глава 2.Анализ налоговой системы
РФ………………………………..19
2.1Анализ динамики и
структуры налоговых доходов
бюджета РФ в 2011-2014гг…………………25
2.2Анализ динамики налогового
бремени РФ в 2011-2014гг……………….32
2.3 Анализ налоговых доходов
бюджетов различных уровней………………33
Глава 3. Перспективы развития
налогообложения в России……………...38
3.1 Меры в области налоговой политики
на 2014 год и период 2015-2016 годов…………………………………………………………………………..44
Заключение………………………………………………………………………48
Список литературы……………………………………………………………....51
Введение
Целью курсовой
работы является исследование направлений
развития системы налогообложения в РФ,
для реализации цели поставлены следующие задачи :
- изучить теоретические
вопросы экономического содержания
понятия налоги и система налогообложения;
- исследовать сущность
и принципы налогообложения;
- рассмотреть экономическую
эффективность налогообложения;
- оценить экономическое
содержание Налоговой реформы в РФ; [1]
- изучить вопросы мотивации
государством субъектов хозяйствования
для выполнения налогового законодательства;
- проанализировать сложившееся
состояние собираемости налогов
в РФ;
- исследовать стратегические
направления и перспективы развития
системы налогообложения в РФ.
Налоговая система страны –
это совокупность норм, правил, законодательных
актов, на основе которых происходит взимание
налогов, пошлин на территории данного
государства и регулирование взаимоотношений,
определение полномочий сторон, участвующих
в процессе налогообложения.[2]
Основные принципы
системы налогообложения в РФ закреплены
в ст.3 части 1 Налогового кодекса РФ (НК
РФ) от 31 июля 2004 г. (Федеральный закон №
146-ФЗ).
1. принцип всеобщности и равенства
налогообложения в независимости от социальных,
расовых, национальных, религиозных и
иных подобных критериев;
2. принцип экономической обоснованности
налогов и сборов и определенности;
3. принцип сохранения единого
экономического пространства РФ при установлении
налогов и сборов;
4. принцип определенности –
ни на кого не может быть возложена обязанность
уплачивать налоги и сборы, обладающие
установленными НК принципами налогов
и сборов, не предусмотренные НК РФ.
Должны быть определены все
элементы налогообложения;
1. акты законодательства должны
быть сформулированы таким образом, чтобы
каждый точно знал, какие налоги, когда
и в каком порядке платить;
2. принцип однократности налогообложения
– один субъект уплачивает налог с одного
объекта один раз за один период. Нельзя
обложить один и тот же объект дважды.
Эффективность налогообложения
в общем и целом в масштабах всего государства
определяется следующими показателями:
1) уровнем бюджетного
дефицита (это относится в основном
к дотацион ным регионам);
2) уровнем инфляции;
3) объемами капитальных
вложений;
4) удельным весом общей
суммы налогов (в денежном и
процентном выражении) в валовом внутреннем
продукте;
5) уровнем бюджетного
дефицита по отношению к валовому
национальному продукту;
6) объемами общественного
производства в целом и по
отраслям и др.
Эффективность налогообложения
имеет также такие характеристики, как:
1) роль отдельных видов
налогов и сборов в формировании
доходов бюджетов всех уровней;
2) соотношение прямых
и косвенных налогов;
3) соотношение налогов
с физических и юридических
лиц;
4) уровень сложности расчетов
налогооблагаемых баз в каждом
конкретном случае;
5) общим уровнем налогообложения.
Глубокие социально-экономические
преобразования, происходящие в России
последние пятнадцать лет, резкая смена
отношений собственности и форсированные
методы перехода от централизованного
планирования к рынку на фоне обострившихся
проблем советского периода развития
привели страну к всеобъемлющему системному
кризису, преодоление которого продолжает
оставаться на сегодня и обозримую перспективу
первостепенной задачей национального
масштаба. Ее решение во многом зависит
от качества государственного управления
экономикой, включая один из главных его
инструментов –налоги. Налоги относятся к числу ключевых
инструментов государственной финансовой
политики, что и объясняет актуальность темы курсовой
работы.
Глава 1. Налоговая
политика государства
Налоговая политика государства
– это система актов и мероприятий, проводимых
государством в области налогов, направленных
на реализацию тех или иных задач, стоящих
перед обществом.[2]
Выделяют 3 типа налоговой
политики государства:
- политика «максимальных» налогов;
- политика «разумных» налогов;
- налоговая политика, предусматривающая
высокий уровень налогообложения при
значительной социальной защите.
Налог – это обязательный
безвозмездный платеж, взимаемый с организаций
и физических лиц для финансового обеспечения
деятельности государства.
Сбор – это обязательный взнос,
взимаемый с организаций и физических
лиц, уплата которого является условием
для осуществления каких-либо разрешительных
действий органами государственной власти.
Признаки налога:
1.обязанность платежа, которым
обременяются организации и физические
лица в соответствии с законом;
2. индивидуальная
безвозмездность платежа, не предполагающая
получение конкретным плательщиком
эквивалентной выгоды, а также его безвозвратность;
3. принудительность взимания,
выражающаяся в возможности применения
карательных мер в отношении неисправного
плательщика;
4. взимание в целях финансирования
деятельности публичной власти.
Организации – это юридические лица, образованные
в соответствии с законодательством РФ
или иностранных государств.[5]
Физические лица – граждане
РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, выступающие
как налоговые резиденты РФ.
Налоговый резидент
– это физическое лицо, проживающее на
территории РФ не менее 183 дней в календарном
году.
Пеня – это денежная сумма, которую
налогоплательщик должен уплатить в случае
уплаты налога в более поздний срок по
сравнению с установленным законодательством.
Определяется в размере 1/300 действующей
ставки рефинансирования от суммы неуплаченного
налога за каждый день просрочки. Взимается
с юридических лиц в бесспорном порядке,
с физических – только в судебном.
Недоимка – это сумма налога (сбора),
не уплаченная в срок.
Налоговый агент –
лицо, на которое возложена обязанность
по исчислению и перечислению налогов
налогоплательщика в соответствующий
бюджет.
1.1 Классификация
налога. Элементы налога.
В современной теории налогообложения
можно выделить следующие основания для
классификации налогов.
1.по субъекту налогообложения:
налоги с организации (с юридических
лиц);
налоги с физических и с юридических
лиц.
2. по способу распределения
налогового бремени между производителями
и потребителями товаров (работ, услуг):
прямые налоги – взимаются
непосредственно с дохода или имущества
налогоплательщика;
косвенные налоги – представляют
собой своеобразные надбавки, включаемые государством
в цену товара (работ, услуг).
3.по уровню, на котором устанавливаются
и контролируются налоги (статусная классификация
налогов по уровню компетенции государственной
власти):
Перечень федеральных, региональных
и местных налогов закреплен в ст.13-15 Налогового
кодекса.
К федеральным
налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную
стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических
лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль
организаций;
6) налог на добычу полезных
ископаемых;
7) водный налог;
8) сборы за пользование
объектами животного мира и
за пользование объектами водных
биологических ресурсов;
9) государственная пошлина.
К региональным
налогам относятся:
1) налог на имущество
организаций;
2) налог на игорный
бизнес;
3) транспортный налог.
К местным налогам
относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество
физических лиц.
Кроме деления налогов на федеральные,
региональные и местные, существуют специальные
налоговые режимы.