Приведенные расчеты показывают,
что в целом за анализируемый период налоговые
доходы консолидированного бюджета выросли
на 165,8 %. При этом темп роста налоговых
доходов оказался меньше темпа роста ВВП
(204,6 %), но при этом превысил темп прироста
инфляции (74 %). Данная ситуация представлена
графически на рисунке 5.
Рисунок 5 – Динамика темпов
прироста налоговых доходов консолидированного
бюджета, ВВП и инфляции
Также интересно проанализировать
динамику темпов прироста основных налогов
– НДС, акцизы, налог на прибыль, налог
на доходы физических лиц, налоги на совокупный
доход, налоги на имущество, единый социальный
налог, акцизы. Практически по всем перечисленным
налогам наблюдаются положительные темпы
прироста по годам. В наибольшей степени
за анализируемый период вырос налог на
прибыль – темп его прироста составил
368,7 %, налоги на совокупный доход выросли
на 270,4 %, налог на доходы физических лиц
вырос на 253,7 %. Положительные темпы прироста
наблюдаются и по другим налогам. Значительный
рост налога на прибыль объясняется активизацией
предпринимательской деятельности в стране,
улучшением финансового состояния многих
предприятий, постепенным выходом из кризиса
многих отечественных предприятий в связи
с улучшением общей экономической и политической
обстановки в стране. Рост доходности
предприятий сопровождался соответствующим
ростом затрат на оплату труда, что в целом
обусловило рост налога на доходы физических
лиц. Введение специальных налоговых режимом
и переход многих предприятий на них обусловил
рост налогов на совокупный доход. Темпы
роста ЕСН и НДС были замедлены снижением
ставок указанных налогов в анализируемом
периоде (ЕСН снизился с 35,6 до 26 %, НДС –
с 20 до 18 %). Описанная ситуация представлена
графически на рисунке 6.
Рисунок 6 – Динамика темпов
приростов основных налогов в 2011-2014 годах
Анализ структуры налоговых
доходов бюджета
Рассмотрим структуру налоговых
доходов консолидированного бюджета РФ
в 2007 году. Она представлена в виде круговой
диаграммы на рисунке 7.
Рисунок 7 – Структура налоговых
доходов консолидированного бюджета РФ
в 2007 году
Итак, из приведенных данных
видно, что наибольшую роль в бюджете
РФ играют следующие виды налогов и сборов
– таможенные пошлины (на их долю приходится
примерно 22 %), налог на прибыль организаций
(20 %), налог на добавленную стоимость (21
%), налог на доходы физических лиц (12 %),
платежи за пользование природными ресурсами
(12 %). Доля остальных налоговых доходов
невелика и составляет менее 5 %
2.2 Анализ динамики
налогового бремени РФ в 2011-2014гг.
Проводим анализ показателей
налогового бремени российской экономики
2011-2014 годов.
Представлены основные
данные по динамике показателей доходов
и расходов за 2011-2014 годы.
Рисунок 1- Динамика
доходов бюджета в 2011-2014гг
Выводы из рис. 1:
- доходы бюджета РФ
в 2012 году выросли с 2295,2 до 2758, 2 млрд. руб.
или на 20 %
- доходы бюджета в
2013 году выросли с 2758,2 до 2846,3 млрд. руб.
или на 3,1 %
- доходы в 2006 году выросли
с 2846,3 до 3422,3 млрд. руб. или на 20%
- в 2011 году наблюдалось
превышение фактического значения доходов
над плановым на 1,3 раза
- в 2012 году наблюдалось
превышение фактического значения доходов
над плановым в 1,03 раза
- в 2013 году наблюдалось
превышение фактического значения доходов
над плановым в 1,09 раза
- в 2014году наблюдалось
превышение фактического значения доходов
над плановым в 1,25 раза
В 2012году доходы бюджета
выросли на 78 % (по плану) и 38,3 % по факту,
а в 2013 году – на 13,7 % по плану и 15,6 % по факту,
в 2014 году – на 13,4 % по плану и 34,3 % по факту.
Прирост доходов бюджета в 2013 году замедлился
в связи с причинами экономического и
политического характера и проводимой
государственной политикой в России. Однако
следует отметит, что прирост доходов
в 2012 году по плану был выше более чем в
2 раза чем по факту. То есть плановые значения
прироста доходов не выполнялись, в то
время как в последующие периоды плановые
значения прироста доходов перевыполнялись.
План по приросту доходов
был выполнен в 2013 и 2014 годах, что свидетельствует
об укреплении экономики страны и является
положительной тенденцией.
2.3 Анализ налоговых
доходов бюджетов различных уровней
Также интересно оценить тенденции,
которые наблюдаются в федеральном бюджете
и в бюджетах субъектов РФ. Для этого разделим
данные о налоговых доходах консолидированного
бюджета РФ на 2 группы: налоговые доходы
федерального бюджета, налоговые доходы
бюджетов субъектов РФ.
В таблице 6 представлен состав
налоговых доходов федерального бюджета
РФ.
Таблица 6
Динамика отдельных видов налоговых
доходов федерального бюджета в 2011-2014
годах (в текущих ценах, в млрд. рублей)
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Налоговые доходы всего в текущих
ценах |
2201,3 |
2394,2 |
3154,2 |
5820,5 |
из них:
- налог на прибыль организаций |
172,2 |
170,9 |
205,7 |
377,6 |
- НДФЛ |
- |
- |
- |
- |
- НДС |
752,6 |
882,1 |
1069,7 |
1472,2 |
- акцизы |
214,9 |
252,5 |
117,2 |
107,1 |
- налог с продаж |
- |
- |
- |
- |
- налоги на совокупный
доход |
6,2 |
10,1 |
0,2 |
- |
- налоги на имущество |
1,4 |
1,7 |
0,1 |
- |
- платежи за пользование
природными ресурсами |
214,2 |
249,5 |
434,3 |
872,3 |
- налоги на внешнюю
торговлю и внешнеэкономические
операции |
323,4 |
452,8 |
859,7 |
1622,8 |
- единый социальный налог |
339,5 |
364,6 |
442,2 |
1012,6 |
- прочие налоги и сборы |
176,9 |
10,0 |
25,1 |
355,9 |
Из приведенных данных видно,
что налоговые доходы федерального бюджета
в период с 2011 по 2014 год выросли практически
в 4 раза. При этом значительный рост наблюдался
по таким статьям налоговых доходов федерального
бюджета, как налог на прибыль организаций,
налог на добавленную стоимость, платежи
за пользование природными ресурсами,
единый социальный налог, таможенные пошлины.
Проанализируем структуру налоговых
доходов федерального бюджета в 2007 году
с целью выявления ключевых налогов, формирующих
федеральный бюджет. Графически структура
представлена на рисунке 10.
Рисунок 10 – Структура налоговых
доходов федерального бюджета в 2014 году
Итак, ключевую роль в формировании
доходов федерального бюджета играют
налог на добавленную стоимость (26 %), таможенные
пошлины (26 %), единый социальный налог
(18 %), платежи за пользование природными
ресурсами (13 %). Доля остальных налогов
составляет менее 10 %.
Теперь рассмотрим состав и
структуру налоговых доходов бюджетов
субъектов РФ.
Таблица 7
Динамика отдельных видов налоговых
доходов бюджетов субъектов РФ в 2011-2014
годах (в текущих ценах, в млрд. рублей)
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Налоговые доходы всего в текущих
ценах |
1032 |
1341 |
1787,9 |
3053,3 |
из них:
- налог на прибыль организаций |
291,2 |
355,6 |
661,9 |
955,3 |
- НДФЛ |
358,1 |
455,7 |
574,5 |
707,1 |
- НДС |
- |
- |
- |
- |
- акцизы |
49,2 |
95,2 |
129,8 |
146,6 |
- налог с продаж |
50,1 |
56,4 |
6,2 |
0,3 |
- налоги на совокупный
доход |
27,2 |
20,1 |
50,4 |
77,5 |
- налоги на имущество |
119 |
136,1 |
146,7 |
253,1 |
- платежи за пользование
природными ресурсами |
116,6 |
146,3 |
146,7 |
129,3 |
- налоги на внешнюю
торговлю и внешнеэкономические
операции |
- |
- |
- |
- |
- единый социальный налог |
- |
- |
- |
744,7 |
- прочие налоги и сборы |
20,6 |
75,6 |
71,7 |
39,4 |
Данные таблицы показывают,
что налоговые доходы бюджетов субъектов
РФ также значительно выросли в период
с 2011 по 2014год – более чем в 4 раза.
Структура налоговых доходов
бюджетов субъектов РФ приведена на рисунке
11.
Рисунок 11 – Структура налоговых
доходов бюджетов субъектов РФ в 2014 году
Итак, ключевую роль в формировании
налоговых доходов бюджетов субъектов
РФ играют три налога – налог на прибыль
организаций (32 %), налог на доходы физических
лиц (26 %) и единый социальный налог (24 %
- поступает в территориальные внебюджетные
фонды). Доля остальных налогов пока что
не высока.
На рисунке 12 представлено соотношение
между налоговыми доходами федерального
бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Рисунок 12 – Соотношение между
налоговыми доходами федерального бюджета
и бюджетов субъектов РФ в 2014 году
Как видно из приведенных данных,
большая часть налоговых доходов поступает
в федеральный бюджет. Это подтверждает
выводы, сделанные в первой главе работы
– на настоящий момент существует высокая
централизация денежных средств в федеральном
бюджете, что сильно ограничивает финансовую
базу региональных и местных бюджетов.
Рассмотрим как менялось указанное
выше соотношение между налоговыми доходами
бюджетов различных уровней в динамике
в 2011-2014 годах.
Рисунок 13 – Соотношение между
налоговыми доходами федерального бюджета
и бюджетов субъектов РФ в 2011-2014 годах
Из диаграммы видно, что соотношение
между налоговыми доходами федерального
бюджета и бюджетов субъектов РФ в анализируемом
периоде практически не изменяется.
Глава 3 Перспективы
развития налогообложения в России
Исходя из трех направлений
налоговой политики государства:
- политика максимизации
налогов, характеризующаяся принципом
«взять все, что можно»;[3]
- политика установления
разумных налогов, способствующая
развитию предпринимательства путем
обеспечения благоприятного налогового
климата;
- политики предусматривающая
достаточно высокий уровень налогообложения,
но при значительной социальной защите
населения.
В странах с развитой экономикой
преобладают два последних направления.
Для России характерен первый, фискальный
тип налоговой политики, при котором государству
уготовлена «налоговая ловушка», когда
повышение налогов не сопровождается
ростом государственных доходов.
Исторический опыт показывает,
что налоговая политика Российской империи
не основывалась на принципах экономической
теории. Величина обобществляемых через
налоги средств не соизмерялась с экономико-финансовыми
возможностями непосредственных производителей.
Установление и сбор налогов всегда носил
фискальный характер.
В Российской Федерации сохранены
традиции и методология формирования
бюджета государства по принципу «главенство
директивы центра». Это проецируется и
налоговую политику государства. В настоящее
время само понятие «государство» стало
отождествляться с понятием «государственно
– властный аппарат», утверждается, что
налоги в пользу государства должны обеспечивать
потребности верховной власти, а социальное
содержание налогов ограничено.
К основным недостаткам современной
налоговой системы можно отнести следующие:
1) нестабильность налоговой
политики;
2) чрезмерное налоговое бремя,
возложено на налогоплательщика;
3) уклонение от уплаты налогов
юридическими лицами;
4) чрезмерное распространение
налоговых льгот, что приводит к потерям
бюджета. Опыт развитых стран свидетельствует
о целесообразности зачисле ния льгот
в налоговые расходы государства и включения
их в расчеты эффективности государственного
сектора экономики;
5) отсутствие стимулов
для развития реального сектора экономики;
6) эффект инфляционного
налогообложения;
7) чрезмерный объем
начислений на заработную плату;
8) единая ставка
налога на доходы физических лиц, т.е. лица
с высокими доходами платят в бюджет более
весомые налоги, а малообеспеченные слои
населения от них освобождаются. С отменой
прогрессивной шкалы подоходного налога
оказался нарушен один из важнейших принципов
налогообложения – его справедливость,
кроме того, при установлении предела
для стандартных вычетов по налогу на
доходы физических лиц этот общий для
всех налогоплательщиков элемент обложения
«дискриминируется» по сравнению с другими
вычетами, для которых лимиты по доходам
не установлены.
Ряд других недостатков проводимых
в России налоговой политики относятся:
1) ярко выраженная
регрессивность налогообложения (только
низкооплачиваемые работники платят подоходные
и социальные налоги в полном объеме);
2) перенос основного
налогового бремя на производственные
отрасли;