Перспективы развития системы налогообложения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование направлений развития системы налогообложения в РФ, для реализации цели поставлены следующие задачи :
- изучить теоретические вопросы экономического содержания понятия налоги и система налогообложения;
- исследовать сущность и принципы налогообложения;
- рассмотреть экономическую эффективность налогообложения;
- оценить экономическое содержание Налоговой реформы в РФ; [1]
- изучить вопросы мотивации государством субъектов хозяйствования для выполнения налогового законодательства;
- проанализировать сложившееся состояние собираемости налогов в РФ;
- исследовать стратегические направления и перспективы развития системы налогообложения в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Налоговая политика государства…………………………………….5
1.1 Классификация налога. Элементы налога……………………….6
1.2 Эволюция прямого налогообложения в РФ………………………13
Глава 2.Анализ налоговой системы РФ………………………………..19
2.1Анализ динамики и структуры налоговых доходов бюджета РФ в 2011-2014гг…………………25
2.2Анализ динамики налогового бремени РФ в 2011-2014гг……………….32
2.3 Анализ налоговых доходов бюджетов различных уровней………………33
Глава 3. Перспективы развития налогообложения в России……………...38
3.1 Меры в области налоговой политики на 2014 год и период 2015-2016 годов…………………………………………………………………………..44
Заключение………………………………………………………………………48
Список литературы……………………………………………………………....51

Вложенные файлы: 1 файл

Перспективы развития системы налогообложения в России исправления.docx

— 419.98 Кб (Скачать файл)

     3) тенденция к расширению доли прямых налогов

     4) исключение из налогообложения экономических выгод, извлекаемых не в форме рублевых денежных доходов (например, в порядке прямого присвоения имущества, в виде наличных инвалютных доходов и т.д.).

 

      Государство всегда сталкивается с необходимостью решать две взаимоисключающие задачи: с одной стороны, значительно увеличить поступление налогов в бюджет всех уровней; с другой стороны, резко уменьшить бремя на налогоплательщиков. При проведении налоговой реформы в налоговой сфере позитивных сдвигов добиться не удалось. Эффективность вновь введенных форм налогов оказалась намного ниже, чем предполагалось:

     1) не происходит ожидаемого прироста поступлений налога на прибыль;

     2) переход на «плоскую» шкалу налога на доходы физических лиц не привел   к выводу из тени значительных объемов заработный платы;

     3) введение инвестиционной составляющей в составе сборов по пенсионному страхованию, создало, похоже, неразрешимую проблему с подбором надежных объектов инвестирования.

 

        Большой резерв для налогообложения сосредоточен в теневой экономики, но капиталам, укрытым от налогообложения, и при желании владельцев сложно вернуться в легальную производственную сферу: крупные инвестиции могут привлечь внимание налоговых органов к источнику средств. Поэтому капиталы, единожды попавшие в теневой оборот, так в нем и остаются или вывозятся за границу.

 

        Поэтому необходимость налоговой реформы в нашей стране бесспорна, но важно определить стратегию её проведения. Главным является усиление регулирующей функции налогов, направленной на согласование интересов государства и предпринимателей, поощрение товаропроизводителей, осуществление рациональной региональной экономической политики и устранение противоречий в действующем законодательстве.

 

        В ходе налоговой реформы важно поддерживать стабильность налогового законодательства. Недопустимо каждый месяц вносить изменения в налоговое законодательство, целесообразно накапливать необходимые изменения и дополнения, рассматривать их вместе с проектами бюджетов, вводить с первого января следующего года.

 

        Представители Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы РФ исходят из необходимости сохранения действующей системы налогообложения, предполагая постепенно вносить изменения в те или иные её подсистемы и блоки. Однако при этом практически неименными остаются отношения собственности, принципы государственного устройства, технологическое состояние производства, система распределения материальных и финансовых ресурсов, оплата труда и т.п. Следствие этого являются неизбежно возникающие через определенное время новые диспропорции в системе налогообложения.

 

      Конечно, возможен выбор другого пути  - создание системы налогообложения классического образца и попытка встроить её в ту же  неизменную институциональную структуру общества, но достижение желаемого результата – урегулирование финансовых интересов разных собственников (субъектов сфер «бизнес» и «бюджет») – при данном подходе представляется маловероятным.

 

       Более перспективен путь развития: изменение структуры налогового потенциала и системы управления налогообложением, сопровождаемое выявлением наиболее негативных тенденций развития экономики и разработкой программы их устранения. Одновременно требуются жесткий мониторинг системы распределения доходов государства, усиление контроля за движением финансовых потоков в стране.

 

      Наиболее актуальные направления налоговой реформы следующие:

1)  Комплексность проведения реформы налоговой системы: все предусмотренные в ней механизмы должны запускаться одновременно и в полном объеме. Для этого необходимо принять два политических решения: - существенно уменьшить налоговую нагрузку, путем снижения налоговых ставок и в первую очередь для товаропроизводителей и одновременно обеспечить уплату всех налогов каждым налогоплательщиком в соответствии с законом.

2)   Повышение уровня справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, а также отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов, исключение из самих механизмов применение налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание.

3)  Упрощение налоговой системы путем установления исчерпывающего перечня налогов и сборов при сокращении их общего числа и максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты налогов и сборов.

4)  Обеспечение стабильности налоговой системы, а также предсказуемости объемов платежей для налогоплательщиков на длительный период. Должно быть установлено на федеральном уровне перечень региональных и местных налогов и сборов, а также их ставок. Также необходимо сохранить льготы, связанные с решением задач структурной перестройки экономики и стимулирования инвестиций.

5) Изменение структуры налогов за счет постепенного отказа от тех, которые дополнительно облагают прирост доходов и прибыли, заработной платы, объемов производства, инвестиций, занятости. Это создаст мощные стимулы для модернизации производства, увеличения внешних и внутренних инвестиций.

6) Совершенствование системы налоговых ставок, определяющих сумму налогового изъятия. Это относится к налогу на прибыль. Можно ввести его регрессивные ставки, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка снижается. При таком методе компании будут заинтересованы не в уменьшении (сокрытии) налогооблагаемой базы, а в том, чтобы показать её в полном объеме, т.к. чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставки налога, поэтому бюджетные поступления не сократятся.

7) Снижение ставок НДС, акцент на налогах удерживаемых при выплате доходов, а также замена налога на чистую прибыль налогом на выводимые из предприятия доходы. К их числу относятся дивиденды, любые другие выплаты в пользу пайщиков (акционеров), включая перераспределение ссуд и кредитов; возвраты капитала в любых форма и избыточные (сверх нормальных размеров) оклады, субсидии, опционы высшим руководителям компаний.

8)  Установление в качестве базы Пенсионного фонда налога с оборота.

9)  Переход от налогообложения факторов производства к обложению природных ресурсов.

10) Отказ от налогообложения малого бизнеса. Это распространяется на настоящие малые предприятия.

 

        Поэтому наиболее перспективным для решения проблем в системе налогообложения будет применение разновекторной модели налоговой системы, предполагающая резкое сокращение количества неэффективных налогов, а также замену налога на прибыль налогом на расходы. То есть государство должно переходить  к обложению налогам отдельных объектов собственности, недвижимости, транспортных средств и т. п.  Важную роль здесь должны играть налоги на различные виды имущества, на вмененный доход, на экспортно-импортные операции.

 

     Это предполагает перейти от принципа «больше произвел – больше заплатил» к принципу» больше платит налогов тот, кто больше потребляет и имеет». Это позволит придать налоговой системе разновекторный характер, когда искусственная минимизация одного налога вызовет рост другого или нескольких налогов. Противоположная направленность налогов – одно из важнейших отличий от действующей системы. Например, в последней, НДС и налог на прибыль являются одновекторными налогами. По сути, обложению подвергается один и тот же объект, а именно выручка от предпринимательской деятельности, а иная модель налоговой системы решает эту проблему в силу разновекторности применяемых налогов. Так минимизация налога на добавленную стоимость в виде предъявления завышенных налоговых вычетов по приобретенным товарам (работам, услугам) приведет к увеличению налога на расходы. Разновекторность налогов можно считать своеобразным встроенным компенсатором потерь налоговых поступлений в результате нелегитимных действий налогоплательщиков.

 

     В разновекторной модели законодательное или административное изменение базы налогообложения по одному налогу не приводит к аналогичному изменению в налогооблагаемой базе иных налогов. Но если налогоплательщик пытается уклониться от уплаты одного из налогов, тогда их разнонаправленность компенсирует соответствующие потери.

 

     Учитывая преимущества разновекторности налогообложения, целесообразно отменить все малоэффективные налоги, заменить налог на прибыль  налогом на расходы, снизить ставки налога на добавленную стоимость. Лишь пять налогов (НДС, налог на расходы, налог на имущество организаций, единый социальный налог и налог на доходы физических лиц) будут взиматься на постоянной основе, а остальные – в зависимости от характера предпринимательской деятельности (например при производстве подакцизных товаров, ведении предпринимательской деятельности в сфере добычи полезных ископаемых, наличии источников загрязнения, пользовании объектами животного мира и водными биоресурсами и т.д.).

 

 

 

  3.1 Меры в области налоговой политики на 2014 год и период 2015 – 2016 годов.

     На своем сайте Минфин опубликовал окончательную редакцию Основных направлений налоговой политики РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов

В целях налогового стимулирования Минфин предлагает изменить законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

– поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала;

– совершенствование налогообложения финансовых инструментов и создание Международного финансового центра;

– упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом;

– создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях;

– совершенствование налогообложения торговой деятельности;

– налогообложение добычи природных ресурсов;

– страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы РФ, Минфин планирует внести изменения по следующим направлениям:

– совершенствование налогообложения недвижимого имущества физических лиц;

– совершенствование налогообложения недвижимого имущества организаций;

– акцизное налогообложение;

– противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций;

– совершенствование налогового администрирования.

Следуя по тексту Основных направлений налоговой политики, остановимся на самых важных для большинства налогоплательщиков преобразованиях.

Налогообложение физических лиц

  Дальнейшее улучшение налогообложения физических лиц будет нацелено на поддержку инвестиций и развитие человеческого капитала. Приоритетной задачей станет выравнивание налоговой нагрузки доходов от различных видов инвестиций (ценные бумаги, банковские вклады, реализация имущества). Минфин предлагает перераспределить налоговое бремя таким образом, чтобы за счет урезания льгот владельцам недвижимости и вкладчикам банков инвесторы фондовой биржи получили налоговые преференции.

Налогообложение финансовых инструментов

  Крупный блок поправок в налоговом законодательстве приурочен к созданию в России Международного финансового центра.  В целях стимулирования инвестиционной деятельности будет изменен порядок уплаты налогов на финансовых рынках. В частности, планируется снизить контроль за ценами по сделкам на фондовых биржах, а также за ставками по банковским кредитам, привлекаемым предприятиями. Последнее изменение представляет наибольший интерес, поскольку потенциальных заемщиков гораздо больше, чем потенциальных инвесторов.

Упрощение налогового учета

Для сближения налогового и бухгалтерского учета Минфин подготовит проект федерального закона, предусматривающий:

 уточнение методов списания на расходы стоимости материально-производственных запасов в целях налогообложения прибыли (из ст. 254 НК РФ будет исключен метод ЛИФО);

 возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики;

 принятие к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату получения такого имущества;

 признание убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования (согласно действующей редакции ст. 279 НК РФ половина убытков признается на дату уступки права требования и половина – по истечении 45 календарных дней с даты уступки права требования);

Информация о работе Перспективы развития системы налогообложения в России