Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 15:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование направлений развития системы налогообложения в РФ, для реализации цели поставлены следующие задачи :
- изучить теоретические вопросы экономического содержания понятия налоги и система налогообложения;
- исследовать сущность и принципы налогообложения;
- рассмотреть экономическую эффективность налогообложения;
- оценить экономическое содержание Налоговой реформы в РФ; [1]
- изучить вопросы мотивации государством субъектов хозяйствования для выполнения налогового законодательства;
- проанализировать сложившееся состояние собираемости налогов в РФ;
- исследовать стратегические направления и перспективы развития системы налогообложения в РФ.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Налоговая политика государства…………………………………….5
1.1 Классификация налога. Элементы налога……………………….6
1.2 Эволюция прямого налогообложения в РФ………………………13
Глава 2.Анализ налоговой системы РФ………………………………..19
2.1Анализ динамики и структуры налоговых доходов бюджета РФ в 2011-2014гг…………………25
2.2Анализ динамики налогового бремени РФ в 2011-2014гг……………….32
2.3 Анализ налоговых доходов бюджетов различных уровней………………33
Глава 3. Перспективы развития налогообложения в России……………...38
3.1 Меры в области налоговой политики на 2014 год и период 2015-2016 годов…………………………………………………………………………..44
Заключение………………………………………………………………………48
Список литературы……………………………………………………………....51
Усложненность налоговой системы РФ, т.к. на данный момент в России насчитывается вместе с местными налогами свыше 100 различных налогов и сборов. Требуется существенное упрощение налоговой системы страны, при существенном снижении общего числа налогов и сборов. Необходимо отменить ряд "нерыночных" налогов, которые взимаются с выручки, а не с прибыли (это транспортный налог, сбор на содержание жилищного фонда и др.), а также ряд налогов с целевым назначением (налог на пользователей автомобильных дорог для развития дорожного хозяйства, целевые налоги на содержание милиции). Требуется объединение налогов, имеющих сходную налогооблагаемую базу (например, платежей за право пользования природными ресурсами, акцизов на минеральное сырье и платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы). Есть предложение вместо действующих сейчас имущественных налогов ввести единый налог на недвижимость. Следует отказаться от налогов-двойников, т.е. от одноименных налогов, поступающих в разные бюджеты (например, налог на прибыль. Более оправданным является наличие единых налогов с законодательным разделением долей, зачисляемых в федеральный и территориальные бюджеты. Должны быть отменены налоги, затраты на взимание которых превышают сумму собранных налогов.
Постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложения капиталов и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные (в течение нескольких лет) базовые нормативы ставок и отчислений от основных налогов (в первую очередь это федеральные регулирующие налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, а также на некоторые другие).
Несовершенство законодательства, противоречивость и запутанность нормативной базы и процедур налогообложения, отсутствие оперативной связи исполнительной и законодательной властей, что выражается в первую очередь в затягивании окончательного принятия нового Налогового кодекса. По различным оценкам сейчас в России действует от 600 до 800 различных законов и иных нормативных актов, в той или иной степени затрагивающих налогообложение. Требуется их унификация и объединение в едином своде налоговых законов. Для эффективного взимания налогов на недвижимость необходимо создание кадастра земли, кадастра недвижимости, автоматизированной системы управления недвижимостью и т.д.
Большая доля в структуре сбора налогов различных видов зачетов.
Одной из важных проблем в современной системе налогообложения является система налоговых ставок, которые определяют сумму налогового изъятия. Это относится к целому ряду налогов, в первую очередь к налогу на прибыль. Существует интересное предложение ввести (сначала в отдельных регионах) регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка налогообложения понижается. При таком методе понижающая регрессия ставок будет стимулировать не стремление уменьшить или скрыть налогооблагаемую базу, а показать ее в полном объеме, т.к. чем больше сумма получаемой прибыли, тем меньше ставка налога. Но это требует дополнительного усиления контроля со стороны налоговых органов, налоговой полиции.
Пути совершенствования
Пожалуй, и сегодня нельзя ещё утверждать, что российская налоговая система миновала стадию становления. Идут разговоры о “корректировке” курса реформ, о приоритете социальных аспектов в их проведении. В этих условиях оценка системы налогообложения на макроуровне, как справедливо отмечают многие экономисты, может быть дана лишь при наличии чётко сформулированных целей социально-экономической политики, проводимой государством на определённом этапе развития общества.
В целом основными направлениями совершенствования налоговой системы являются:
обеспечение стабильности налоговой системы;
максимальное упрощение налоговой системы, изъятие из законов и инструкций норм, имеющих неоднозначное толкование;
ослабление налогового прессинга путем снижения налоговых ставок, обеспечение разумного уровня налоговых изъятий;
оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов. При этом следует иметь в виду, что в странах с развитой рыночной экономикой в последние годы предпочтение отдается прямым налогам, в то время как ориентация на косвенные налоги свидетельствуют о неспособности налоговых администраций организовать эффективный налоговый контроль за сбором прямых налогов;
усиление роли имущественных налогов, имеющих устойчивую налогооблагаемую базу;
приведение в соответствие с налоговым законодательством иных законов, так или иначе затрагивающих порядок исчисления и уплаты налогов;
максимальный учет при налогообложении реальных издержек хозяйствующих субъектов, связанных с их производственной деятельностью;
совершенствование подоходного налогообложения физических лиц, разработки гибкой шкалы налогообложения с учетом инфляционного процесса;
развитие принципа добровольности при уплате налогов, неотъемлемой частью которого является своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства, оказание консультационных услуг при исчислении и уплате налогов.
Реформирование налоговой системы должно проходить таким образом, чтобы система налогообложения не только не мешала развитию российской промышленности, но и стимулировала повышению конкурентоспособности российской экономики. В этой связи следует отменить налоги, лежащие непомерном грузом на производственных предприятиях. Отмене подлежат, прежде всего, налоги, у которых в качестве объекта налогообложения выступает выручка от реализации товаров (работ, услуг). Руководствуясь принятыми на себя международными обязательствами, Российская Федерация не должна вводить каких-либо дискриминационных налоговых мер в отношении зарубежных товаров. В целом система налогообложения операций с отечественными и импортными товарами должна быть единой, эта мера направлена на усиление конкуренции на внутреннем рынке, что должно привести к улучшению качества предлагаемых российских товаров. При этом государство оставляет за собой право на использование протекционистских мер, однако осуществляться они должны путем изменения ввозных пошлин.[13]
Год/ налоговые доходы |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
3135,8 |
3735,2 |
4942,1 |
7058,4 | |
Темп прироста |
- |
+19,11 |
+32,31 |
+42,82 |
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Налоговые доходы всего в текущих ценах |
3135,8 |
3735,2 |
4942,1 |
7058,4 |
Индекс инфляции |
1,692 |
1,511 |
1,353 |
1,220 |
Налоговые доходы всего в сопоставимых ценах |
5305,8 |
5643,9 |
6686,7 |
8611,2 |
Темп прироста налоговых доходов в сопоставимых ценах |
- |
+6,4 |
+18,5 |
+28,8 |
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Налоговые доходы всего в текущих ценах |
3135,8 |
3735,2 |
4942,1 |
7058,4 |
из них: - налог на прибыль организаций |
463,4 |
526,5 |
867,6 |
1332,9 |
- НДФЛ |
358,1 |
455,7 |
574,5 |
707,1 |
- НДС |
752,9 |
882,1 |
1069,7 |
1472,2 |
- акцизы |
264,1 |
347,7 |
247,0 |
253,7 |
- налог с продаж |
50,1 |
56,4 |
6,2 |
0,3 |
- налоги на совокупный доход |
33,4 |
30,2 |
50,6 |
77,5 |
- налоги на имущество |
120,4 |
137,8 |
146,8 |
253,1 |
- платежи за пользование природными ресурсами |
330,8 |
395,8 |
581,0 |
1001,6 |
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции |
323,4 |
452,8 |
859,7 |
1622,8 |
- единый социальный налог |
339,5 |
364,6 |
442,2 |
267,9 |
- прочие налоги и сборы |
99,7 |
85,6 |
96,8 |
69,3 |
Темпы прироста: |
Всего |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Налоговые доходы |
+165,8 |
+19,11 |
+32,31 |
+42,82 |
+22,98 |
из них: - налог на прибыль организаций |
+368,7 |
+13,62 |
+64,79 |
+53,63 |
+25,34 |
- НДФЛ |
+253,7 |
+27,25 |
+26,07 |
+23,08 |
+31,58 |
- НДС |
+200,4 |
+17,16 |
+21,27 |
+37,63 |
+2,64 |
- акцизы |
-3,67 |
+31,65 |
-28,96 |
+2,71 |
+6,66 |
- налог с продаж |
- |
+12,57 |
-89,01 |
-95,16 |
- |
- налоги на совокупный доход |
+270,4 |
-9,58 |
+67,55 |
+53,16 |
+23,74 |
- налоги на имущество |
+241,5 |
+14,45 |
+6,53 |
+72,41 |
+22,84 |
- платежи за пользование природными ресурсами |
+298,3 |
+19,65 |
+46,79 |
+72,39 |
+27,96 |
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции |
- |
+40,01 |
+89,86 |
+88,76 |
+37,87 |
- единый социальный налог |
+19,32 |
+7,39 |
+21,28 |
-39,42 |
+17,95 |
- прочие налоги и сборы |
+21,97 |
-14,14 |
+13,08 |
-28,41 |
-18,61 |
ВВП |
+204,58 |
+22,28 |
+28,73 |
+26,85 |
+24,30 |
Инфляция |
+74 |
+15,1 |
+12 |
+11,7 |
+10,9 |
Информация о работе Перспективы развития системы налогообложения в России