Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:34, курсовая работа
Цель работы: исследование технологий планирования в учреждениях социально-культурной сферы, а также приобретение и освоение новых знаний по этой проблеме.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие планирования как функцию менеджмента,
- представить типологию планов,
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Планирование как функции управления………………………………7
1.1 Понятие планирования………………………………………………….........7
1.2 Типология планов в учреждениях социально-культурной сферы……......13
1.3 Методы планирования……………………………………...…….…………21
Глава 2. Современные состояния и проблемы планирования деятельности учреждений культуры…………………………………………...30
2.1 Проблемы планирования деятельности учреждений культуры Российской Федерации………………………………………………………….30
2.2 Региональный опыт и проблема планирования деятельности учреждений культуры………………………………………………………...…37
Глава 3. Практические рекомендации по совершенствованию технологий планирования Пермского Планетария……………………………49
Заключение……………………………………………………………………….56
Список использованных источников……………
В этой главе рассматривается проблемы планирования деятельности учреждений культуры в Российской Федерации в общем, и на примере конкретных учреждений культуры. Региональный опыт и проблема планирования деятельности учреждений культуры рассмотрены на примере Краевой библиотеки имени Горького, Пермского театра «У Моста» (рассмотрено планирование репертуара) и общеобразовательной школы МОУ СОШ № 30 (планирование внеурочной деятельности для учащихся начальной школы). Использованы трудых такие авторов как Ж. А. Алексанова, Л. В. Дукачева, О. П. Струкова, Г. Зайденверг, В. З. Дуликов и др. Часть информации об учреждениях была получена из официальных сайтов.
2.1 Проблемы планирования деятельности учреждений культуры в Российской Федерации
Современные проблемы развития
социально-культурной сферы (культуры,
образования, туризма, спорта) во многом
связаны с совершенствованием управления,
основой которого является планирование
как центральное звено, главный
элемент не только хозяйственного механизма,
но и стратегии действий. Проводимая
в стране экономическая реформа,
появление новых форм собственности,
в том числе в отраслях культуры,
образования, усиление самостоятельности
в учреждениях социально-
Предоставление учреждениям
социально-культурной сферы самостоятельности,
в том числе и финансовой, потребовало
ориентации органов управления всех
уровней на новые подходы в
планировании, на широкое внедрение
в практику программно-целевых и
иных современных методах
Система управления деятельность учреждений социально-культурной сферы в нашей стране складывалась в условиях:
- монополии государственных
и муниципальных учреждений
- существования жёсткой системы управления связей, в том числе хозяйственных, как по горизонтали, так и по вертикали;
- ограничения самостоятельности
учреждения социально-
- централизация деятельности
учреждений социально-
- остаточного принципа
государственного
В системе управления социально-культурной сферы, которая всё ещё действует сейчас, существует механизм планирования, базирующийся на следующих принципах:
- централизация управления
единым народнохозяйственным
- доминирование планирования
над другими функциями
- жёстким государственным
контролем за деятельностью
- директивности всех плановых решений;
- централизация всех финансовых
ресурсов в органах управления
культурой муниципального
Рассмотрим примеры планирования деятельности учреждений культуры в Российской федерации.
Одним из примеров грамотного и чёткого планирования будет являться Дворец культуры «Строитель» города Североморска Мурманской области.
Ведущий методист данного
дворца культуры О. П. Струкова в статье
«Планирование – важнейшая
Проанализировав деятельность других учреждений культуры, работники Дома культуры «Строитель» убедились, что в большинстве учреждений отсутствует чёткое планирование, организация, контроль и другие функции управления. После этого были написаны рекомендации о том, с чего лучше начать планирование. Далее представлены некоторые из них.
Прежде чем приступать к планированию, руководитель должен проанализировать результаты деятельности структурных подразделений (отделов) и всего учреждения в целом за прошедший период (месяц, год). После анализа результатов, следует переходить к составлению плана, с учётом ошибок предыдущего периода. Форма плана может быть разнообразной: текстовой, план-сетка, по направлениям или блокам и т. д. Но при любой форме плана необходимо помнить, что содержание работы, формы и методы должны способствовать решению поставленных задач, соответствовать уровню развития коллектива, учитывать психолого-возрастные особенности работников, а также членов творческих коллективов, соответствовать алгоритмам планирования, установленными в учреждении культуры [32]. В приложении 6 представлен план работы Дома Культуры «Строитель» на июнь 2008 года.
Если говорить о планировании не в каком-то конкретном учреждении, а в целом по Российской Федерации, то в социально-культурной сфере наибольшее распространение получило программно-целевое планирование. Его широко используют на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. Однако ещё не все организации социально-культурной сферы смогли оценить достоинства этого вида планирования и научились создавать качественные целевые программы [14].
Целевая программа – это
ключевое понятие программно-целевых
методов планирования и управления,
комплекс мероприятий, направленных на
достижение заданных конечных результатов
и решение конкретных научно-технических,
экономических, социальных проблем. Обычно
представляет собой проектный и
адресный документ, увязывающий действия
разных организаций и лиц-
Главная причина неэффективности
программно-целевого планирования как
метода стратегического управления
заключается в том, что часто
оно не обеспечивается финансовыми
ресурсами. Программно-целевой подход
к управлению и планированию на уровне
организации социально-
Процедуры планирования с применение программно-целевого метода разработаны Б. Н. Бачалдиным, С. Н. Булатовой, Г. Л. Тулчинским. Предложенная Г. Л. Тулчинским в 70-е годы XX века система планирования сыграла важную роль в планировании работы учреждений культуры. Однако эта система была ориентирована на бесперебойное бюджетное финансирование.
Программно-целевой подход нашёл применение в целевых комплексных социально-культурных программах развития культуры городов, районов и субъектов Федерации.
Е. А. Есакова отмечает, что в современных условиях Министерство культуры России в качестве субъекта бюджетного обслуживания достигает своих целей и решения задач посредством участия в мероприятиях многих (свыше 40) федеральных целевых программ, среди которых «Культура России (2006-2010)», « Юг России», «Социальное развитие села до 2010 года» и др., а также ведомственных целевых программах (к примеру, «Развитие Калининградской области на период до 2010 года»). Практически все руководители российских учреждений культуры в то или иной степени информированы о структуре, содержании и порядке реализации ФЦП «Культура России (2006-2010 гг.). Роскультура ведёт активную деятельность по приведению системы управления в соответствие с принципами бюджетирования, ориентированного на общественно значимые результаты. Проекты многих ведущих учреждений культуры России имеют государственную финансовую поддержку через ФЦП. Таким, образом, действующая «Культура России (2006-2010 гг.)» может служить наглядным примером реализации программно-целевого метода управления культурой в современных условиях со всеми его достоинствами и недостатками [10].
К настоящему времени выстроена достаточно сложная и в общем недостаточно совершенная иерархия управленческих уровней. В случае с отраслью культуры это приводит к тому, что постановления федерального уровня подчас не получают распространения в качестве обязательных к исполнению на региональном и тем более муниципальных уровнях .
Положение о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19. 04. 2005 №239, может быть достойным руководством при разработке стратегических планов на региональном уровне – программ развития учреждений культуры, региональных сетей учреждений, а также отрасли культуры в целом [3].
Выводы:
2.3 Региональный опыт и проблемы планирования учреждений культуры
Ж.А. Алексанова в своей
статье «Планирование деятельности
учреждений культуры» отмечает, что
основные культурные события и акценты
культурной политики сегодня перенесены
на региональный и муниципальный
уровни, где создаются стратегии
развития сферы культуры с учётом
социально экономических
Проблема планирования оказалась
принципиально новой как в
теоретическом, так и в прикладном
аспекте. Она актуальна для региональных
органов управления и государственных
учреждений, а также для муниципальных
органов местного самоуправления и
организаций культуры всех типов. Это
обусловлено тем, что частично используемая
до настоящего момента советская
система планирования с самого начала
носила унитарный характер, где процессы
планирования, анализ и отчётности
были предельно централизованы и
имели идеологическую направленность.
«Сверху» спускались основные направления
деятельности эстетического и этического
характера, указывались методы организации
и управления, диктовались сроки
и показатели. Планы работы учреждения
представляли собой несколько разделов,
отражающие конкретные мероприятия
и события массового или
Перестройка экономической системы в 1990-е годы привела к тому, что большинство российских и ведомственных и профсоюзных учреждений культуры были воссозданы как муниципальные. В то время оперативные планы работы организации культуры сводились к перечислению основных праздников – народных и гражданских.
Период конца 1990-х –
начало 2000-х годов ознаменовался
внедрением активного культурного
программирования. Понятие «целевая
программа», «социокультурное программирование»
стали доминировать как плановые
инструменты, обеспечивающие перестройку
методологии управления. Планы в
данном случае стали выступать как
конкретизированные подпрограммы, где
указывались программные
Информация о работе Планирование в социально-культурной сфере