Планирование в социально-культурной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследование технологий планирования в учреждениях социально-культурной сферы, а также приобретение и освоение новых знаний по этой проблеме.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие планирования как функцию менеджмента,
- представить типологию планов,

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Планирование как функции управления………………………………7
1.1 Понятие планирования………………………………………………….........7
1.2 Типология планов в учреждениях социально-культурной сферы……......13
1.3 Методы планирования……………………………………...…….…………21
Глава 2. Современные состояния и проблемы планирования деятельности учреждений культуры…………………………………………...30
2.1 Проблемы планирования деятельности учреждений культуры Российской Федерации………………………………………………………….30
2.2 Региональный опыт и проблема планирования деятельности учреждений культуры………………………………………………………...…37
Глава 3. Практические рекомендации по совершенствованию технологий планирования Пермского Планетария……………………………49
Заключение……………………………………………………………………….56
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие планирования.docx

— 100.58 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Методы планирования

Профессионально подготовленный работник социокультурных учреждений обязан знать и использовать методы планирования, которые применялись  и применяются сегодня в учреждениях культуры.

Метод, согласно Большой Советской Энциклопедии – это совокупность приёмов или операций решению конкретной задачи. В качестве метода могут выступать система операций при работе на определённом оборудовании, приёмы научного исследования и изложения материала, приёмы художественного отбора, обобщения и оценки материала с позиций того или иного эстетического идеала и т. д. [19].

Выделяются следующие  методы планирования.

Целевой (или программно-целевой) метод планирования предусматривает определение менеджерами и сотрудниками целей для каждого отдела, сектора и работников, используемых для наблюдения за последующими результатами деятельности учреждения на всех стадиях. Метод планирования по целям в большинстве социокультурных учреждений проявляет себя и как эффективный метод управления, ориентирующий сотрудников на решение конкретных задач. Целевой метод планирования даёт следующие преимущества:

А) усилие менеджеров, творческих специалистов и технических работников концентрируется на действиях, направленных на достижение целей;

Б) улучшаются результаты деятельности на всех уровнях социокультурного учреждения;

В)  все сотрудники мотивированы к достижению целей;

Г) цели отделов, секторов, персонала  соответствуют целям всего учреждения[26].

Культурные запросы социальных слоёв, организационно не объединенных в какие-либо структуры, чаще всего  остаются до конца не осознанными  и не имеют чётко выраженной формулировки, но проявляются в поведении людей. Как отмечает Л. В. Дукачева в статье «Планирование клубных предприятий», дифференциация культурных запросов усложняет  задачи целевого планирования и управления, но в то же время наличие разнообразных  культурных интересов населения  само по себе характеризует уровень  социально-культурного развития общества. План работы и план мероприятий учреждения культуры должен соотносится с интересами населения, которые нужно изучать и знать работникам культуры [8, с 79-86]. Существует несколько методик разработки целей на планируемый период. Однако, в принципе, разработка любого плана предполагает последовательное прохождение цепочки. Задача, таким образом, заключается в последовательном расписывании (декомпозиции) главных целей на задачи, которые необходимо решить для достижения целей. Задачи затем расписываются на направления и формы работы и так далее, вплоть до конкретных операций с требуемой степенью конкретизации. Графически эта процедура может быть представлена в виде древовидного графа — так называемого «дерева целей», напоминающего перевернутое дерево, последовательное прохождение по «ветвям» которого сверху вниз дает представление о конкретизации целей работы на планируемый период. Главной проблемой при этом является формулировка целей. Следует помнить, что цель — это конкретное описание желаемого результата. Поэтому для формулировки целей не могут использоваться глаголы или отглагольные существительные типа «улучшить» («улучшение»), «расширить» («расширение»), «увеличить»(«увеличение») и т. п.

Методики целевого обоснования  различаются, прежде всего, по источнику  формулировки целей. Таким источником могут быть организационные документы  — уставы, положения и инструкции, нормативные документы, положения которых используются в качестве формулировки целей (уставные цели и задачи, виды деятельности, функциональные обязанности).

Цели могут браться  из директивных и распорядительных документов (приказов, распоряжений, постановлений). В простейшем случае конкретного  тематического.  В качестве целей могут использоваться также нормы и нормативы, в том числе целевые, о которых шла речь выше. Во всех этих случаях цели как бы задаются «сверху». В случае же отсутствия нормативно или директивно заданных целей, последние могут быть выведены, получены аналитически в результате осмысления предшествующего опыта или в результате маркетингового анализа. В последнем случае формулировке целей предшествует дифференциация потребителей (категоризация, сегментация рынка) и характеристика каждой из групп.

Следующим этапом будет формулировка целей как изменения характеристики. Дифференциация потребителей может  быть построена на основе классификации  по различным признакам, на основе типологии  и на основе простой группировки. В случае классификации могут быть проведены различные дифференциации потребителей: географические (региональные — по районам, микрорайонам, домам, населенным пунктам, областям, странам и т. п.); поведенческие (активное, пассивное, индифферентное поведение); психологические (по темпераменту, характеру и т. д.); возрастные, образовательные, этнические; по интенсивности потребления и т. д. Такая сегментация может проводиться по самым различным основаниям. Выбор зависит от целей и конкретного товара (услуг). В одном случае это социально-экономические особенности региона, численность и плотность населения. В другом — возраст, образование, пол, семейное положение, уровень достатка, национальность, вероисповедание и конфессиональная принадлежность, профессия и т. д. В третьем — образ и стиль жизни, субкультуры и т. д. Кроме того, классификационная установка соответствует, скорее, теоретическим (социологическим, педагогическим и т. п.) требованиям, но не требованиям практического менеджмента. Так, развивавшийся в методике КПР «дифференцированный подход» к аудитории предполагал ряд социально-демографических классификаций: по роду занятий, по профессии, по возрасту и т. п. Но эти важные для социолога классификации не срабатывали в сфере свободного времени, поскольку предполагалось и в ней относиться к человеку как молодому рабочему, полеводу, животноводу и т. д. [16].

Аналитический метод  планирования связан с задачами систематического и неуклонного наращивания деятельностного потенциала учреждений культуры путём улучшения качества и числа проводимых мероприятий в сравнении с предыдущим периодом. Для достижения более высоких показателей в план закладываются новые формы, технологии и методики работы: расширение зрительных залов, площадей для кружковой и клубной работы, интенсивный анализ демографической структуры населения, привлечение более квалифицированных специалистов и т. д. Поскольку в учреждениях культуры проводимые мероприятия, культурные программы представляют собой продукт, а посетители учреждений культуры выступают в роли потребителей, то эти показатели являются главным результатом деятельности, следовательно, они и являются основными фигурами аналитического метода планирования [26].

В зависимости от конкретных технологий аналитического планирования различаются две основные группы: интуитивные и формализованные  методы. В первом случае речь идет об использовании личностного опыта, во втором — в жестко упорядоченных  процедурах (алгоритмах) выработки  планового решения. Интуитивные  методы не обязательно являются выражением личных пристрастий и привычек. Они  также могут быть упорядочены, соотносить опыт различных специалистов и экспертов. Примером такого упорядочения могут  быть совещания, экспертные оценки, конференции, аналитические записки, опросы. Формализованные  методики опираются на использование  инструктивных документов (особенно в финансовой сфере), математического  прогнозирования и моделирования. Интуитивные и формализованные методы могут сочетаться и дополнять друг друга.

По своему технологическому содержанию аналитическое планирование фактически совпадает с методами прогнозирования. Отличие заключается  только в степени директивности  принимаемых решений по итогам разработки. Итогом прогностического анализа является некоторое предположительное знание о будущем. Оно не является плановым документом. Но может им стать, если результаты прогнозирования будут утверждены в качестве плановых показателей.

Возможности аналитического планирования ограничены. Во-первых, его  результаты решающим образом зависят  от глубины и достоверности проведенного анализа, что, в свою очередь, определяется адекватностью используемой методики целям планирования и самое главное  — полнотой и достоверностью используемой информации. Во-вторых, его главной  слабостью является его главная  особенность — опора исключительно  на предшествующий опыт [16].

В экономических системах с плановой экономикой широко используется нормативный метод планирования, который строится на обосновании заданий и планов нормами и нормативами.

Норма – это показатель расходования материальных, финансовых, трудовых и других ресурсов на одну конкретную форму работы, а норматив – это совокупность создаваемых  или потребляемых учреждением культуры продуктов на единицу: времени, объёма, площади, слушателя или посетителя. В условиях рыночной экономики данный метод планирования особенно в сфере коммерческой деятельности, используется в меньшей степени. Это связано с тем, что в данной сфере экономические рычаги плановой системы хозяйствования утратили свою роль.

Государство в лице министерств  и ведомств более не устанавливает  в централизованном порядке нормы  и нормативы рационального использования  трудовых ресурсов: расходы материалов, сырья, электроэнергии, инвентаря; ставки, оклады (за исключением минимальных), разряды, тарифы; использование основных фондов: здания, сооружения, машины и т. д. Однако в государственном секторе экономики, и даже в некоммерческой сфере (в социально-культурных учреждениях), нормативные методы планирования сохраняются, хотя в более мягкой форме, без многочисленных предписаний и запретов, положений и инструкций. Социально-культурное учреждение для собственных выгод самостоятельно руководствуется собственными нормами использования электроэнергии, топлива, финансов, затрат труда на подготовку и проведение того или иного мероприятия [16].

Разработка норм времени  в учреждениях культуры должна осуществляться с учётом конкретных условий каждого  коллектива. Нормы обслуживания отражают количество кружков, посетителей, инвентаря, музыкальных инструментов, оборудования и т. д. Данная норма является определяющей для повышения (или понижения) категорийности учреждения культуры, величины заработной платы, численного состава. Обратной величиной норме обслуживания является норма численности. Она регулирует количество штатного состава учреждения культуры, необходимого для проведения суммарного объёма работы. Существуют и другие нормы планирования, в том числе нормы труда, нормы выработки, однако для учреждения культуры, где осуществляются творческие процессы, они трудно поддаются нормированию и в силу этого редко используются.

Одним из минусов нормативного метода планирования является то, что  он ориентирует специалистов в основном на усреднённый характер работы, сдерживает инициативу, так как указывает  лишь на границы, ниже и хуже которых  работать нельзя [26].

Важнейшей проблемой развития нормативного планирования в сфере  культуры является создание нормативной  базы (т. е. разработка и применение норм и нормативов) объемов потребления (а значит и производства) видов  культурной деятельности. Такие нормы могут разрабатываться двояким образом. Во-первых — так, как традиционно разрабатываются нормы, — из усреднения соответствующих показателей. У норм, определенных «по среднему», имеется серьезный недостаток: они ориентируют на то, как нельзя работать хуже (задают «нижнюю планку»), но отнюдь не стимулируют работать лучше (известная коллизия «передовик-нормировщик»).

Поэтому больший интерес, особенно применительно к потреблению (и производству) услуг в сфере  культуры, является разработка и применение целевых норм и нормативов потребления  культурных услуг. Такие нормы и  нормативы могут определяться различным  образом. Это могут быть утверждаемые в региональном масштабе нормативы  годовых объемов работы по учреждениям  культуры различного типа и категории. Опыт таких «нормативных годовых  планов» в Российской Федерации  накоплен немалый. Могут быть разработаны  целевые нормативы потребления  культуры для отдельных групп  населения, особенно — нуждающихся  в социальной защите и поддержке. Примером может быть «культурный  минимум» для детей и молодежи, разработанный и действующий  в Чешской Республике. Могут также  разрабатываться целевые нормативы  для различных категорий и  групп населения. В основу такой  разработки может быть положена методика « опережающих групп потребления». Согласно этой методике разработка состоит  из нескольких этапов:

• определение базовых  групп потребителей;

• выделение в каждой из групп «опережающих групп потребления» («социальноразвитых», «социальнопродвинутых»), чей образ жизни принимается  наиболее соответствующим ряду социальных критериев (социальной активности, уровню достатка и т. п.);

• анализ структуры и  интенсивности потребления этими  группами услуг в сфере культуры; утверждение показателей потребления  «опережающими группами» в качестве целевых для соответствующих  категорий потребителей. Целевые нормативы могут выражаться в простых натуральных показателях, таких как количество посещений за определенный период. Могут использоваться и более сложные показатели, например, показатели освоения свободного времени. Подобная методика может с успехом применяться как в региональном масштабе, так и отдельными учреждениями, в том числе — по конкретным видам услуг [16].

В любом виде планирования составление плана всегда подкрепляется  оценкой возможностей и ресурсов реализации намеченных задач. Для этого  используется балансовый метод планирования. Он тесно связан с другими методами планирования и предполагает обоснование возможностей осуществления любого плана: перспективного, текущего, тематического, конкретного мероприятия, культурной программы [26].

Метод мозгового  штурма модно назвать экспресс-методам, поскольку он позволяет за очень короткий срок получить необходимую информацию для плана или принятия решения. Одним из наиболее распространённых графических методов является моделирование в виде таблиц, схем, графиков и др. Этот метод позволяет наглядно представить желаемый результат и проследить процесс его достижения [14].

Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы:

  1. В методологии планирования социально-культурной деятельности существует большое количество методов.
  2. Каждый из методов планирования имеет свои плюсы и минусы, а, следовательно, не является единственным и универсальным.
  3. Поэтому для различных видов планов и на различных этапах планирования целесообразно использовать различные методы планирования.
  4. Наиболее эффективным в практике планирования деятельности учреждений социально-культурного типа является не отдельно взятый метод, а сочетание различных методов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современные  состояния и проблемы планирования деятельности учреждений культуры

Информация о работе Планирование в социально-культурной сфере