Планирование и расчет показателей экономической эффективности деятельности предприятия общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в анализе динамики рыночного товарооборота, где основные составляющие находят отражение в систематическом росте производства, с одной стороны, непрерывный подъём, благосостояние культуры населения – с другой. Так же оказание большого влияния на все количественные и качественные показатели работы торговых и общепитовских предприятий и организаций. От объёма и структуры товарооборота зависят также такие показатели, как доходы, прибыль, рентабельность, сумма и уровень издержек обращения, фонд оплаты труда, численность торговых работников, финансовое состояние предприятий и др. Большое значение в выполнении и перевыполнении планов товарооборота, изыскании резервов по его увеличению, улучшению обслуживания населения имеет систематический контроль и тщательный анализ этих планов.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
1 Характеристика предприятия общественного питания . . . . . . . . . . . . . . . . .
8
1.1 Цели создания предприятий общественного питания и значение их развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

8
1.2 Показатели экономической эффективности деятельности предприятия общественного питания, их экономическая характеристика . . . . .

9
1.3 Экономически-организационная характеристика предприятия общественного питания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

13
1.4 Организационно-правовая и экономическая характеристика кафе «Бегемот» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

15
2 Планирование и расчет показателей экономической эффективности деятельности предприятия общественного питания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

16
2.1 Анализ товарооборота предприятия общественного питания . . . . . . . .
16
2.2 Планирование и расчет товарооборота общественного питания . . . . . .
22
2.3 Планирование и расчет снабжения предприятия общественного питания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

26
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. Расчет экономической эффективности деятельности предприятия общественного питания.docx

— 82.31 Кб (Скачать файл)

Предприятия общественного питания имеют ряд особенностей. Если большинство предприятий других отраслей ограничиваются выполнением лишь одной или двух функций, например, предприятия пищевой промышленности осуществляют функцию производства, предприятия торговли - реализацию продукции, то предприятия общественного питания выполняют три взаимосвязанные функции:

  • производство кулинарной продукции;
  • реализацию кулинарной продукции;
  • организацию ее потребления.

Разнообразие изделий зависит от характера спроса и особенностей обслуживаемого контингента, его профессионального, возрастного, национального состава, условий труда, учебы и других факторов. Режим работы предприятий общественного питания зависит от режима работы обслуживаемых ими контингентов потребителей промышленных предприятий, учреждений, учебных заведений. (3, с. 65) Это требует от предприятий особенно интенсивной работы в часы наибольшего потока потребителей - в обеденные перерывы, перемены.

Спрос на продукцию общественного питания подвержен значительным изменениям по временам года, дням недели и даже часам суток. В летнее время повышается спрос на блюда из овощей, прохладительные напитки, холодные супы. С позиции маркетинга каждое предприятие должно анализировать и изучать рынок сбыта, от этого зависят ассортимент выпускаемой продукции и способы обслуживания. Указанные особенности работы предприятий общественного питания учитываются при рациональном размещении сети предприятий, выборе их типов, определении режима работы и составлении меню.

В ходе развития общественного питания совершенствуется хозяйственный механизм, развивается и укрепляется хозяйственный расчет, осуществляется переход к экономическим методам управления, внедряются новые прогрессивные формы организации труда, расширяются права.

Экономическая эффективность деятельности хозрасчетного объединения предприятий общественного питания характеризуют следующие основные показатели: товарооборот (валовой и розничный), выпуск блюд, численность работников, производительность труда, фонд оплаты труда, состояние материально-технической базы, эффективность ее использования, доходы, расходы, прибыль. Эти и другие показатели хозяйственно-финансовой деятельности объединений общественного питания взаимосвязаны и непрерывно изменяются. Они выступают в качестве объекта экономического анализа.

 

 

1.3 Экономико-организационная  характеристика предприятий      общественного питания

 

Система общественного питания представляет собой совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления продукции общепита. Под предприятием общественного питания понимается место оказания услуг, предназначенное для производства продукции общественного питания, мучных кондитерских и булочных изделий, а также их реализации и (или) организации потребления.

В зависимости от различных факторов все предприятия общественного питания подразделяются по типам и классам. (3, с. 90) Тип предприятия определяется характерными особенностями обслуживания, ассортиментом реализуемой продукции, номенклатурой предоставляемых посетителям услуг. Класс предприятия зависит от совокупности отличительных признаков предприятия определенного типа, характеризующей качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания.

Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.08.97 № 1036, определены следующие типы предприятий общественного питания: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная. Этими же правилами установлена специальная классность для баров и ресторанов (люкс, высший, первый). Наиболее респектабельным среди типов предприятий общепита считается ресторан, под которым понимается предприятие с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха.

Бар – это небольшое по размерам и объемам продаж предприятие общепита с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары.

Наиболее часто встречающийся тип предприятия – кафе. Кафе представляет собой предприятие по организации общественного питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Однако так же, как и ресторан кафе реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки (в том числе алкогольные) и табачные изделия.

Столовой является общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню.

Закусочная представляет собой небольшое предприятие питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья и предназначено для быстрого обслуживания посетителей.

 

 

1.4 Организационно-правовая  и экономическая характеристика    деятельности кафе «Бегемот»

 

Кафе располагается в центре города Оренбург по улице Б. Хмельницкого 1. Кафе является предприятием с полным циклом производства. Режим работы с 10.00 до 24.00 без выходных. Зал рассчитан на 50 посадочных мест.

В состав кафе «Бегемот» входят следующие помещения: складская, производственная, административно-бытовая и торговая группы помещений. Состав складских помещений включает: кладовые для хранения овощей, сухих продуктов, блок охлаждаемых камер. К производственной группе помещений относят заготовочные цехи (мясорыбный, овощной), доготовочные (горячий и холодный), специализированный (кондитерский), моечные кухонной и столовой посуды. Состав административно-бытовой включает комнату отдыха, душевую, туалетную комнату, кабинет заведующей производством. Для посетителей предусмотрены гардеробная комната, туалетные комнаты и торговый зал.

Целями и предметом деятельности кафе «Бегемот» согласно Уставу является оказание различных услуг предприятия общественного питания. Основными формальными целями являются:

  • организация отдыха и потребления пищи посетителями;
  • организация деятельности различных цехов и торговых процессов по продажам блюд населению и их постоянное совершенствование;
  • осуществление эффективной коммерческой и торговой деятельности и т.п.

2 Планирование и расчет показателей экономической      эффективности деятельности предприятия общественного        питания

 

2.1 Анализ товарооборота  предприятия общественного питания

 

Анализ товарооборота предприятия питания позволяет оценить достигнутые результаты, изучить развитие товарооборота по видам и формам, оценить правильность, реалистичность стратегии предприятия в развитии товарооборота, сравнить масштабы деятельности данного предприятия с конкурентами. Оценка достигнутых результатов – основа объема реализации предприятия питания. (4, с. 122)

Основными задачами анализа финансового состояния предприятия являются:

  • оценка финансов и структура финансовых результатов;
  • анализ имущественного положения;
  • оценка эффективности и привлечение заемных средств;
  • анализ деловой активности и эффективности производства.

Цель финансового анализа – оценить финансовое состояние предприятия на основании выявленных результатов и дать рекомендацию по его улучшению.

Основные направления анализа для реальной оценки финансового состояния:

  1. Анализ финансового состояния на краткосрочную перспективу заключается в расчете показателей оценки удовлетворенности структуры баланса (коэффициент ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановления (утраты) платежеспособности).

При характеристике платежеспособности следует обратить внимание на такие показатели, как наличие денежных средств на расчетных счетах в банках, в кассе организации, убытки, просроченная дебиторская и кредиторская задолженность, не погашенные в срок кредиты и займы, на оценку положения организации на бланке ценных бумаг.

  1. Анализ финансового состояния на долгосрочную перспективу исследует структуру источников средств, степень зависимости организации от внешних инвесторов и кредиторов.

3. Анализ деловой активности организации, критериями которого являются:

  • широта рынка сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт;
  • репутация организации, выражающаяся в честности, в известности клиентов, пользующихся услугами организации;
  • степень выполнения плана, обеспечение задач и темпов их роста;
  • уровень эффективности использования ресурсов организации.

Методика экономического анализа товарооборота включает в себя:

  • изучение выполнения плана товарооборота по собственной продукции, в том числе обеденной и прочей;
  • анализ производственной программы предприятия питания;
  • исследования влияния важнейших факторов на выполнение плана и динамику товарооборота;
  • выявление резерва роста товарооборота и разработка конкретных мероприятий по увеличению товарооборота.

Анализ товарооборота проводится в фактических и сопоставимых ценах. Для определения товарооборота в сопоставимых ценах необходимо его объем с момента действия новых продажных цен разделить на индекс цен. (4, с. 131)

 

Таблица 1 – Динамика товарооборота кафе «Бегемот» за 2010-2013 гг.

Годы

Фактический розничный товарооборот (тыс. руб.)

Цепные темпы роста товарооборота, %

Базисные темпы

роста товарооборота, %

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

1

2

3

4

5

6

7

2010

1853,2

1853,2

100

100

100

100

2011

2141,5

1896,3

115,6

102,3

115,6

102,3


 

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

7

2012

2620,7

1911,8

122,4

100,8

141,4

103,2

2013

3105,2

1929,4

118,5

100,9

167,6

104,1


 

 

Данные таблицы 1 показывают, что за последние три года темпы роста розничного товарооборота изменялись неодинаково: в 2011 году рост товарооборота составил 115,6% (увеличился по сравнению с прошлым годом на 15,6% в действующих ценах), в 2012 году – 122,4% (увеличился на 22,4%), а в 2013 году – 118,5%. Эго объясняется тем, что цены на товары, реализуемые в предприятии, выросли в 2013 году по сравнению с 2012 годом, но меньше, чем в 2012 году по сравнению с 2011 годом (средний индекс цен в 2011 году по отношению к 2010 г. составил 1,223 или в 2012 году – 1,204 или 120,4%, в 2013 году – 1,158 или 115,8%).

Физический объём товарооборота увеличился в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 2,5%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом – на 1,7%, в 2013 году по сравнению с 2012 годом – на 2,3%. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) невысокие, но тенденция намечается положительная.

За четыре года розничный товарооборот предприятия возрос на 67,6% (в действующих ценах) или на 1,2520 млн. руб. (3,1052 – 1,8532). Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема товарооборота) на 6,5%, что составило 1,397 млн. руб. (1,9929 – 1,8532), и в связи с увеличением розничных цен на товары – на 1,1123 млн. руб. (3,1052 – 1,9929).

По данным этих расчетов можно сказать, что около 90% прироста товарооборота получено за счет роста цен. Потери покупателями денежных средств от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в предприятии) составили 1,1123 млн. руб.

За 2010-2013 гг. среднегодовой темп роста товарооборота предприятия в действующих ценах составил (1):

 = = , или , (1)

а в сопоставимых ценах (2):

  = = 1,020, или 120%..     (2)

По кварталам розничный товарооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом товарообороте занимает оборот четвертого квартала – свыше 27,0%, а наименьший удельный вес в годовом обороте приходится на первый квартал – свыше 23,0%. И распределение оборота по кварталам года продолжает изменяться.

Информация о работе Планирование и расчет показателей экономической эффективности деятельности предприятия общественного питания