Планирование прибыли и рентабельности производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

В современной, быстро меняющейся обстановке, предприятиям необходимо постоянно проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда технико-экономических показателей, одним из которых является себестоимость. Можно с уверенностью заявить, что этот показатель является одним из наиболее важных. Главными задачами развития экономики на современном этапе является всемирное повышение эффективности производства, а также занятие устойчивых позиций предприятий на внутреннем и международных рынках. Чтобы выдержать острую конкуренцию и завоевать доверие покупателей, предприятие должно выгодно выделиться на фоне предприятий того же типа. Целью любого предприятия является достижение экономического эффекта от деятельности.

Содержание

Ведение 6
Теоретическая часть 8
Расчетная часть 28
Рекомендации 44
Заключение 51
Список литературы 52
Приложение 1 53

Вложенные файлы: 1 файл

kursyak_planirovanie_proizvodstva.docx

— 116.61 Кб (Скачать файл)

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости  продукции имеет соблюдение строжайшего  режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной  деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего  в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и  других непроизводительных расходов.

Материальные  затраты, как известно, в большинстве  отраслей промышленности занимают большой  удельный вес в структуре себестоимости  продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива  и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом  по предприятию дает крупный эффект.

Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная  с их заготовки. Сырье и материалы  входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор  поставщиков материалов влияет на себестоимость  продукции. Важно обеспечить поступление  материалов от таких поставщиков, которые  находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом  транспорта. При заключении договоров  на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые  по своим размерам и качеству точно  соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.

Сокращение  затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость  продукции. Размер этих затрат на единицу  продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых  и общезаводских расходов в целом  по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого  изделия.

Резервы сокращения цеховых и общезаводских  расходов заключаются прежде всего  в упрощении и удешевлении  аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских расходов в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных  и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных  и подсобных работ приводит к  сокращению численности рабочих, занятых  на этих работах, а следовательно, и  к экономии цеховых и общезаводских  расходов. Важнейшее значение при  этом имеют автоматизация и механизация  производственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда  в производстве. Автоматизация и  механизация производственных процессов  дают возможность сократить и  численность вспомогательных и  подсобных рабочих в промышленном производстве.

Сокращению  цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и  на другие хозяйственные нужды.

Значительные  резервы снижения себестоимости  заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление  его виновника дают возможность  осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов  производства.

Снижение  себестоимости планируется по двум показателям: по сравнимой товарной продукции; по затратам на 1 руб. товарной продукции, если в общем объеме выпуска  удельный вес сравнимой с предыдущим годом продукции невелик. К сравнимой  товарной продукции относят все  ее виды, производимые на данном предприятии  в предыдущем периоде в массовом или серийном порядке.

Планируемый размер снижения себестоимости определяется на основе следующих расчетов.

По показателю сравнимой товарной продукции. Сначала  определяется абсолютный размер экономии по формуле: Эабс.ср.т.п = NniCbi - NniCni (3.1.)

Определив размер абсолютной экономии в планируемом  периоде, рассчитывают искомый процент  снижения себестоимости в плановом периоде (Sср.т.п):

 

Sср.т.п = Эабс.ср.т.п . 100, (3.2.) NniCbi

 

где Эабс.ср.т.п - абсолютная экономия от снижения себестоимости  сравнимой товарной продукции, тыс. руб.;

NniCbi - плановый  выпуск сравнимой товарной продукции  по себестоимости отчетного периода;

NniCni - то  же, по себестоимости планового  периода; n - число видов сравнимой  товарной продукции.

По показателю затрат на 1 руб. товарной продукции. Абсолютная экономия от снижения себестоимости  товарной продукции в планируемом  периоде рассчитывается по формуле:

 

Эабс.т.п = Зтнб - ЗтппТП (3.3.)

 

Исходя  из тех же данных определяют процент  снижения затрат на 1 руб. товарной продукции  в планируемом периоде в сравнении  с отчетным периодом

 

(S’т.п): S’т.п= Зтпб - Зтпп . 100, (3.4.)

 

где Зтпб - затраты на 1 руб. товарной продукции  в отчетном периоде, коп.;

Зтпп - то же, в плановом периоде;

ТП - стоимость  товарной продукции в плановом периоде, тыс. руб.

Главный мотив деятельности любой фирмы  в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях  ограничены издержками производства и  спросом на выпускаемую продукцию. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем  предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа  уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.

Если  осуществляется увеличение производственных мощностей, перед каждой фирмой встает проблема нового соотношения факторов производства. Суть этой проблемы состоит  в том, что бы обеспечить заранее  заданный объем производства продукции  с минимальными издержками. Для исследования этой процедуры примем, что имеются  лишь два фактора производства: капитал K и труд L. нетрудно усвоить, что цена труда, определяемая на конкурентных рынках, равна ставке заработной платы w. Цена капитала равна арендной плате за оборудование r.

Для простоты исследования предположим, что все оборудование (капитал) не приобретается фирмой, а арендуется, например, по лизинговой системе, и что цены на капитал и труд в рамках данного рынка остаются неизменными.

Издержки  производства могут быть представлены в виде так называемых изокост. Под  ними понимаются все возможные сочетания  труда и капитала, которые имеют  одинаковую общую стоимость, или, что  то же самое, сочетание факторов производства с равными валовыми издержками. Валовые  издержки определяются по формуле: TC = w + rK (3.5.)

Предельная  норма технологического замещения - это то количество, на которое за счет использования дополнительной единицы труда могут быть сокращены  затраты капитала при неизменном объеме производства. Норма технологического замещения обозначается MPTS. В экономической  теории доказано, что она равна  угловому коэффициенту изокванты с  обратным знаком.

 

MPTS = K / L = MPL / MPK (3.6.)

Путем преобразования получается:

MPL / w = MPK / r, (3.7.)

где МР - предельный продукт капитала или  труда.

Из последнего уравнения следует, что при минимальных  издержках каждый дополнительный рубль, затраченный на производственные факторы, дает равное количество производимой продукции. Отсюда следует, что при  вышеуказанных условиях предприятие  может выбирать между факторами  производства и покупать более дешевый  фактор, чему будет соответствовать  определенная структура факторов производства.

Решающим  условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная  механизация и автоматизация  производственных процессов, совершенствование  технологии, внедрение прогрессивных  материалов позволяют значительно  снизить себестоимость продукции.

Серьезным резервом снижения себестоимости продукции  является расширение специализации  и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством  себестоимость продукции значительно  ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших  количествах. Развитие специализации  требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

Снижение  себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда  в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и  удельный вес заработной платы в  структуре себестоимости.

 

 

Заключение

 

Себестоимость продукции является качественным показателем, характеризующим производственно-хозяйственную  деятельность производственного объединения, предприятия. Себестоимость продукции - это затраты предприятия в  денежном выражении на ее производство и сбыт. В себестоимости как  в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны  деятельности предприятия: степень  технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования  производственных мощностей; экономичность  использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную  деятельность.

В зависимости  от объема включаемых затрат различают  цеховую, производственную и полную себестоимость. В цеховую себестоимость  входят затраты отдельных цехов  на изготовление продукции. Она является исходной базой для определения  промежуточных внутризаводских  планово-расчетных цен при организации  внутризаводского хозяйственного расчета. Производственная себестоимость охватывает затраты предприятия на производство продукции. Помимо цеховой себестоимости  в нее входят общезаводские расходы. Полная себестоимость продукции  включает все затраты, связанные  с ее производством и реализацией. Она отличается от производственной себестоимости на величину внепроизводственных  расходов и исчисляется только по товарной продукции.

Снижение  себестоимости планируется по двум показателям: по сравнимой товарной продукции; по затратам на 1 руб. товарной продукции, если в общем объеме выпуска  удельный вес сравнимой с предыдущим годом продукции невелик. К сравнимой  товарной продукции относят все  ее виды, производимые на данном предприятии  в предыдущем периоде в массовом или серийном порядке.

Список использованной литературы

 

1. Котляров, С.А. Управление затратами:  учеб. пособие 2003. – 210 с.

2. Лазаревич, М.И. Себестоимость  продукции на предприятии / М.И.  Лазаревич // Экономика. Финансы.  Управление. – 2008. - №2.

3. Лешко, В. Как определить  причины роста себестоимости  / В. Лешко // Финансовый директор. – 2005. - №7

4. Светов, А.Ф. Уметь нужно платить  меньше, а получать больше. Резервы  снижения себестоимости продукции  / А.Ф. Светов // Экономика. Финансы.  Управление. – 2008. - №3

5. Седой, В.М. Порядок определения  размера снижения затрат на  произвоство продукции (работ,  суслуг) / В.М. Седой // Экономика.  Финансы. Управление. – 2004. - №9

6. Славников, Д.В. Целевое управление  затратами как основа стратегии  бизнеса / Славников Д.В. // Экономика.  Финансы. Управление. – 2006. - №4

7. Управление затратами на предприятии:  учеб. пособие / В.Г Лебедев [и  др.]; под общей ред. Г.А. Краюхина - 2-е изд., перераб. и доп. –  СПб.: Бизнес-пресса, 2003. – 

8. Экономика предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. Л.Н.Нехорошевой. – 2008.

9. Сергеев И.В. Экономика предприятия:  Учебник./ И.В. Сергеев. – 2-е  изд.; перераб. и доп. – М: Финансы и статистика- 2008.

10. Т.И. Юркова, С.В. Юрков Экономика предприятия электронный учебник.

11. Годовая отчетность ОАО «МЕТРОВАГОНМАШ» за 2009 год.

12. Годовая отчетность ОАО «МЕТРОВАГОНМАШ»  за 2010 год.

13. http://ru.wikipedia.org

14. http://www.snezhana.ru/cost_8/

15.http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/10154

16. http://buhbest.com/prosmotr/podstatii.php?id_statii=28&page=48

 

ПРИЛОЖЕНИЕ !

 

 Словарь терминов

Прибыль

исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной  деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в  денежном выражении.

Рентабельность

отношение прибыли к затратам, показатель эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи от затрат и степень использования  средств. Различают рентабельность производства, рентабельность продукции, рентабельность инвестиций.

Анализ прибыльности

определение прибыльности предприятия.

Валовая прибыль

сумма превышения чистой выручки от продаж над прямыми переменными  затратами на производство продукции  или оказания услуг: затратами на материалы, затратами труда и  производственными накладными затратами.

Квазирента

существенное превышение прибыли  фирмы по отношению к прибыли  конкурирующей фирмы вследствие более высокой эффективности  производства или других локальных  условий.

Минимальная прибыль

наименьшее значение прибыли, необходимое  для сохранения предприятия.

Налог на прибыль

существующий во всех странах с  рыночной экономикой налог на доходы юридических лиц, взимаемый по пропорциональным ставкам. Объектом налогообложения  является валовая прибыль компаний за вычетом отдельных видов расходов и скидок (дивидендов, расходов, на расширение производства, выплат процентов по задолженности, убытков, расходов на научно-исследовательские  работы, на рекламу и представительство

Норма прибыли

отношение прибыли, полученной предприятием, к стоимости имущества за вычетом  его обязательств.

Реализованная прибыль

прибыль (убыток), образовавшаяся в результате совершенной операции. Обычно в бухгалтерском  учете прибыль учитывается как  реализованная в тот момент, когда  актив был законным образом реализован, а не тогда, когда за него поступили  деньги.

Результат

общее понятие для прибыли или  убытка. Результат исчисляется по отношению к определенному периоду, как разница между доходами и  расходами.

Рентабельность

показатель эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень  отдачи от затрат и степень использования  средств. Рентабельность - отношение  прибыли к затратам.

Чистая прибыль

часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после  уплаты налогов, сборов, отчислений, обязательных платежей в бюджет.

Экономическая прибыль

разность между бухгалтерской  и нормальной прибылью.

Информация о работе Планирование прибыли и рентабельности производства